АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению для 3 классов для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ №1598 от 19.12.2014 г. Министерства образования и науки РФ), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Общеобразовательной программы МБОУ ООШ №4 Карасукского района НСО. За основу рабочей программы взята программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4. Авторский коллектив Р.Д. Тригер, Ю.А. Костенкова, С.Г.Шевченко, М. «Парадигма», 2010. Реализуется средствами УМК «Школа России»: Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение» 3 класс, М. «Просвещение», 2012, 2013; Л.Ф.Климановой .
Планируемые результаты
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя самого; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.
Информационная грамотность. В результате освоения общих навыков работы с информацией выпускники начальной щколы будут уметь:
Содержание предмета, курса
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста.
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика(Практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Тематическое планирование уроков для детей с ЗПР соответствует планированию, составленному в рабочей программе начального общего образования, с использованием комплекта учебников, принятой школой для работы на уроках.
Тематическое планирование с указанием количества часов на изучение данной темы (3 часа в неделю, 102 часа в год)
№ |
Раздел ,тема |
часы |
дата |
|
Самое великое чудо на свете |
(3ч) |
|
1 |
Знакомство с учебником.Рукописные книги Древней Руси. |
|
|
2 |
Первопечатник Иван Федоров.Диагностическая работа. |
|
|
3 |
Урок - путешествия в прошлое |
|
|
|
Устное народное творчество |
9ч. |
|
4 |
Знакомство с разделом.Русские народные песни. |
|
|
5 |
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. |
|
|
6 |
Произведения прикладного искусства. |
|
|
7 |
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». |
|
|
8 |
Русская народная сказка «Иван- царевич и серый волк» |
|
|
9 |
Составление плана по сказке. |
|
|
10 |
Русская народная сказка «Сивка- Бурка» |
|
|
11 |
Проект: «Сочиняем волшебную сказку» |
|
|
12 |
Обобщение по разделу: «Устное народное творчество» |
|
|
|
Поэтическая тетрадь –1 |
8 ч. |
|
13 |
Знакомство с названием раздела. Проект: «Как научиться читать стихи» |
|
|
14 |
Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» |
|
|
15 |
Ф. И. Тютчев«Листья». |
|
|
16 |
А. А. Фет « Мама! Глянь- ка из окошка...» « Зреет рожь над жаркой нивой» |
|
|
17 |
И. С. Никитина. « Полна степь моя, спать беспробудно..» |
|
|
18 |
И. С. Никитин« Встреча зимы» |
|
|
19 |
И. З. Суриков «Детство», «Зима». |
|
|
20 |
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» |
|
|
|
Великие русские писатели |
(15ч.) |
|
21 |
А. С. Пушкин Подготовка сообщения « Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». |
|
|
22 |
Лирические стихи А. С. Пушкина о природе.« Зимнее утро» |
|
|
23 |
А.С. Пушкин «Зимний вечер» |
|
|
24 |
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» |
|
|
25 |
Анализ произведения «Сказка о царе Салтане..» |
|
|
26 |
И. А. Крылов . Мораль басни « Мартышка и очки» «Зеркало и обезьяна» |
|
|
27 |
И. А. Крылов «Ворона и лисица» |
|
|
28 |
М. Ю. Лермонтов( сообщение)Статья В. Воскобойникова |
|
|
29 |
М. Ю. Лермонтов» Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко» |
|
|
30 |
М Ю Лермонтов «Утёс»,«Осень» |
|
|
31 |
Детство Л.Н.Толстого.«Акула |
|
|
32 |
Л.Н. Толстой «Прыжок» |
|
|
33 |
Л. Н.Толстой «Лев и собачка» |
|
|
34 |
Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», « Куда девается вода из моря» |
|
|
35 |
Обобщение по разделу. «Великие русские писатели» |
|
|
|
Поэтическая тетрадь 2 |
( 5 ч.) |
|
36 |
Н. А. Некрасов «Славная осень», « Не ветер бушует над бором» |
|
|
37 |
Н. А Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» |
|
|
38 |
К.Д. Бальмонт «Золотое слово» |
|
|
39 |
И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», « Густой ельник…» |
|
|
40 |
Проверим и оценим свои достижения |
|
|
|
Литературные сказки |
(6 ч) |
|
41 |
Знакомство с названием раздела |
|
|
42 |
Д.Н. Мамин-Сибиряк» Присказка к Алёнушкины сказкам» |
|
|
43 |
Мамин-Сибиряк«Сказка про храброго зайца-… |
|
|
44 |
В.М.ГАРШИН« Лягушка – путешественница» |
|
|
45 |
В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» |
|
|
46 |
Обобщающий урок по разделу «Литератрурные сказки» |
|
|
|
Были-небылицы |
(6 ч) |
|
47 |
Знакомство с названием раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой» |
|
|
48 |
М. Горький»Случай с Евсейкой» Составление плана. |
|
|
49 |
К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». |
|
|
50 |
К. Г Паустовский «Растрёпанный воробей» План |
|
|
51 |
А. И. Куприн «Слон» |
|
|
52 |
Обобщающий урок по разделу «Были - небылицы» |
|
|
|
Поэтическая тетрадь 1 |
5 ч. |
|
53 |
Знакомство с названием раздела. С.Чёрный «Что ты тискаешь утёнка» |
|
|
54 |
С.Чёрный «Воробей»«Слон» |
|
|
55 |
А .Блок «Ветхая избушка» |
|
|
56 |
А.Блок «Сны», «Ворона» |
|
|
57 |
С. Есенин « Чаерёмуха».Урок- викторина по теме «Поэтическая тетрадь» |
|
|
|
Люби живое |
( 10 ч.) |
|
58 |
Знакомство с разделом. М. Пришвин» Моя Родина» |
|
|
59 |
И.Соколов -Микитов«Листопадничек» |
|
|
60 |
В.Белов «Малька провинилась» |
|
|
61 |
В. Белов» Ещё про Мальку» |
|
|
62 |
В.Бианки «Мышонок Пик» |
|
|
63 |
Б.Житков «Про обезьянку» |
|
|
64 |
Б.Житков «Про обезьянку» Сжатый пересказ |
|
|
65 |
В.Астафьев«Капалуха» |
|
|
66 |
В.Драгунский» Он живой и светится» |
|
|
67 |
Урок- конференция «Земля- наш дом родной» |
|
|
|
«Поэтическая тетрадь 2» |
6 ч. |
|
68 |
Знакомство с названием раздела. С. Я. Маршак»Гроза днём» |
|
|
69 |
А.Л. Барто»Разлука» « В театре» |
|
|
70 |
С.Михалков«Если»,»Рисунок» |
|
|
71 |
Е.Благинина «Кукушка»,»Котёнок» |
|
|
72 |
Проект О природе, о детях, |
|
|
73 |
Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь» |
|
|
|
Собирай по ягодке - соберёшь в кузовок |
( 9 ч) |
|
74 |
Знакомство с названием раздела. |
|
|
75 |
Б.Шергин «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок» |
|
|
76 |
А. Платонов «Цветок на земле» |
|
|
77 |
А. Платонов «Ещё мама» |
|
|
78 |
М. Зощенко«Золотые слова» |
|
|
79 |
М. Зощенко«Великие путешественники» |
|
|
80 |
Н.Носов«Федина задача» |
|
|
81 |
Н.Носов «Телефон» |
|
|
82 |
Урок- конкурс по разделу. Оценка достижений. |
|
|
|
«По страницам детских журналов» |
9 ч. |
|
83 |
Знакомство с названием раздела. |
|
|
84 |
Л.Кассиль«Отметки Риммы ЛЕБЕДЕВОЙ» |
|
|
85 |
Ю.Ермолаев «Проговорился», |
|
|
86 |
Ю.Ермолаев «Воспитатели» |
|
|
87 |
Г.Остер»Вредные советы» |
|
|
88 |
Г. Остер»Как получаются легенды» |
|
|
89 |
Р.Сеф»Весёлые стихи» |
|
|
90 |
Читательская конференция «По страницам детских журналов» |
|
|
91 |
Стандартизированная работа |
|
|
|
«Зарубежная литература» |
11 ч. |
|
92 |
Знакомство с названием раздела. |
|
|
93 |
Мифы Древней Греции Персей |
|
|
94 |
Мифы Древней Греции. Закрепление. |
|
|
95 |
Г. Х. Андерсен«Гадкий утёнок» |
|
|
96 |
Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» |
|
|
97 |
Составление плана по сказке Андерсена |
|
|
98 |
Развивающий час по теме «Зарубежная литература» |
|
|
99 |
«Брейн –ринг» |
|
|
100 |
Путешествие по сказкам. |
|
|
101 |
Проверка техники чтения.Литературная викторина. |
|
|
102 |
Итоговая контрольная работа |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.