Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)
Оценка 4.7

Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
музыка
5 кл—9 кл
28.06.2017
Адаптированная  рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)
Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант) предназначена для уровня основного общего образования (5-9 кл.) Цель данной программы по предмету «Музыка и ритмика» : формирование музыкальной культуры учащихся, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки с учётом психофизических и интеллектуальных возможностей детей с умственной отсталостью.
рабочая пр. по музыке 5-9 кл..docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Икейская средняя общеобразовательная школа»                «Рассмотрено» Руководитель МО  учителей СКО _______ /Евсеенко Ю.А./ Протокол  заседания МО № ____ от  «____»________2016г. «Согласовано» Заместитель директора по  УВР __________  /Буякова Е.В./ Протокол  заседания МС № ____ от  «____»________2016г.                «Утверждаю» Директор МОУ «Икейская  СОШ» ________/Леонченко М.М./ Приказ №____ от «____»_______2016г. Адаптированная  рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика»  Уровень основного общего образования (вариант 2) Разработала: Черепкова Татьяна Михайловна учитель­дефектолог 2016­2017 г Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «музыка и ритмика» для 5­9 классов разработана на основе следующих правовых документов: 1. Программы обучения детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в 5­ 9 классах; ОГОУ ДПО «ИИПКРО» Т.Б.Баширова и С.М.Соколова, Иркутск, 2011 2. Адаптированной   основной   образовательной   программы   основного   общего образования 2015­2020 уч. Г           Музыкально­эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно­воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.          Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств.         Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки с учётом психофизических и интеллектуальных возможностей детей с умственной отсталостью.         Задачи образовательные: ­ формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально­исполнительской деятельности; ­ формировать музыкально­эстетический словарь; ­ формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности; ­ совершенствовать певческие навыки; ­ развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально­исполнительские навыки.         Задачи воспитательные: ­ помочь самовыражению школьников с ОВЗ через занятия музыкальной деятельностью; ­ способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения; ­ содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость; активизировать творческие способности.        Задачи коррекционно­развивающие: ­ корригировать отклонения в интеллектуальном развитии; ­ корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи, осуществлять разноуровневый подход к обучению в классе коррекции. Общая характеристика учебного процесса Описание места учебного предмета Музыка и ритмика Общее количество часов  Число учебных часов в неделю 5 1 34 6 1 34 7 1 34 8 1 34 9 1 34 Планируемые результаты Учащиеся должны знать: ­ средства музыкальной выразительности; ­ основные жанры музыкальных произведений; ­ музыкальные инструменты; ­ музыкальные профессии и специальности; ­ особенности творчества изученных композиторов; ­ особенности народного музыкального творчества. уметь: ­ самостоятельно исполнять несколько песен; ­ отвечать на вопросы о прослушанных произведениях: Содержание учебного предмета             Программа по музыке и ритмике состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков, раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально­хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная(зарубежная и отечественная) песня ­ основа формирования вокально­ хорового репертуара классного хора.                         Пение   без   сопровождения   способствует   выработке   стройности   и   чистоты интонации,  красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю.              В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для   восприятия   музыки:   атмосфера   концертного   зала,   доверительное   общение   со сверстниками и учителем.              Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности. При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя яркие примеры звучания музыки разных эпох, стилей, жанров, особенностей творчества различных композиторов. Примерный музыкальный материал дан в виде списка музыкальных произведений для различных видов музыкальной деятельности. Песенный репертуар выделен в самостоя­ тельный раздел и подразумевает свободный выбор песен учителем. Пьесы для слушания способны выполнять несколько функций: ­ дети могут слушать произведение; ­ пропевать главную тему инструментального произведения голосом; ­ выполнять индивидуальные задания творческого характера рисунки на тему произведения; ­ включать ее звучание в инсценировку сказок, жизненных ситуаций и т. д. Основные теоретические методические положения по предмету в 5 классе. (34 ч.) Исполнение песенного материала в диапазоне: си — ре. Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости. Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4­м классом   песенном   материале,   а   также   на   материале   вокально­хоровых   упражнений   во время распевания. Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни. Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором: ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические оттенки. Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и мелодических оборотов группой или индивидуально. Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен под­ вижного характера. Развитие вокально­хоровых навыков при исполнении выученных песен без сопровождения. Работа над легким подвижным звуком и кантиленой. Повторение песен, разученных в 4­м классе. Слушание музыки Особенности национального фольклора. Определение жанра, характерных особенностей песен. Многожанровость русской народной песни как отражение разнообразия связей музыки с жизнью народа и его бытом. Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней. Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и проживания. Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. На­ родные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас­балалайка и т. д. Повторное прослушивание произведений, из программы 4­го класса. Музыкальная грамота Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, пауза. Формирование элементарных понятий о размере: 2/4, 3/4, 4/4. 1 четверть. Тема «Особенности национального фольклора». Урок 1. Особенности национального фольклора. Интонационное своеобразие русской народной музыки. «Моя Россия» — муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой. «Большой хоровод» — муз. Б. Савельева, сл. Лены Жегалкиной и А. Хаита. «Камаринская», «Коробейники», «Светит месяц», «Во кузнице». Урок 2. Музыкальный разговор. Интонационное своеобразие русской народной музыки. «Матушка…», «Ах, вы, сени», ­ русские народные песни. «Из чего наш мир состоит» — муз. Б. Савельева, сл. М. Танина. Урок 3­6. Жанры и характерные особенности русской народной музыки. Детские песни, обрядовые песни, песни­плачи, эпические песни, частушки. «Во поле береза…», «Дубинушка», «Солдатушки, бравы ребятушки». Частушки, «Матушка…»р.н.п. «Летние частушки» — муз. Е. Тиличеевой, сл. 3. Петровой. Урок 7­8. Маршевость, танцевальность, песенность в русской народной музыке. «Барыня», «Калинка», «Пойду ль я, выйду ль я» — русская народная песня. Урок 9. Итоговый урок по теме четверти. Обобщение знаний учащихся. «Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина. 2 четверть. Тема «Оркестр русских народных музыкальных инструментов». Урок 10. Домра, балалайка. Ознакомление с музыкальными инструментами Урок 11. Гармонь, баян. Ознакомление с музыкальными инструментами. Загадки. «Во поле береза…», «Барыня». Урок 12. Свирель, трещотки. Ознакомление с музыкальными инструментами. Загадки. «А я по лугу», «Ох, Самара­городок». Урок 13. Деревянные ложки. Ознакомление с музыкальными инструментами. Ритмическое эхо. Игра в шумовом оркестре. «Сама садик я садила» р.н.п. Урок 14­15. Инструментальный состав оркестра. Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Игра «Угада­ка!» «Вдоль по улице метелица метет», «Лучинушка» р.н.п. Урок 16. Итоговый урок по теме четверти. Обобщение знаний учащихся. «Большой хоровод» — муз. Б. Савельева, сл. Лены Жегалкиной и А. Хаита. 2 полугодие. Тема «Музыка, различная по характеру». Урок 17. Средства музыкальной выразительности. Музыка, какая она бывает?! Л.Бетховен «К Элизе». «Нам бы вырасти скорее» — муз. Г. Фрида, сл. Е. Аксельрод. Урок 18­19. Средства музыкальной выразительности. Мелодия. Л. Бетховен «Сурок». «Из чего же» — муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Халецкого. Урок 20­21. Средства музыкальной выразительности. Лад. Ладовая окраска музыки. Мажор, минор. Л. Бетховен «Сурок». Э. Григ «Утро». «Катюша» — муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского. Урок 22­23. Средства музыкальной выразительности. Темп. Темп – скорость движения в музыке, основные виды темпов. И. Штраус «Полька», Р. Шуман «Грезы». Урок 24­25. Средства музыкальной выразительности. Сила звука. Сила звука в музыке. Динамические оттенки. Е. Гаврилин «Тарантелла», Э. Григ «Танец Анитры». Урок 26. Обобщающий урок. Обобщение знаний учащихся. Урок 27­28. Средства музыкальной выразительности. Ритм. Ритм. Виды ритма. Ритмический рисунок. Ритмическое эхо. Р. Вагнер «Увертюра» к 3 акту оперы «Лоэнгрин». В. Шаинский «Вместе весело шагать». Урок 29­30. Средства музыкальной выразительности. Тембр. Тембровая окраска музыки. И Дунаевский «Увертюра» из кинофильма «Дети капитана Гранта», М. Мусоргский «Рассвет на Москве­реке» вступление к опере «Хованщина». Урок 31. Средства музыкальной выразительности. Музыкальный цветик­ семицветик. Мелодия, лад, темп, сила звука, ритм, тембр – основные средства музыкальной выразительности. А. Петров «Вальс» из кинофильма «Берегись автомобиля». Урок 32­33. «Лицо» музыкального произведения. Умение высказываться о музыке с помощью средств музыкальной выразительности. С. Никитин «Под музыку Вивальди», М. Минков «Дорога добра», А. Рыбников «Песенка для тебя». Я.Френкель вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых». Урок 34. Урок­концерт. Исполнение учащимися песен, выученных в течение года. Основные теоретические методические положения по предмету в 6 классе. (34ч) Формирование легкого, певучего звучания голосов учащихся. Отработка четкого, ясного произношения текстов песен. Контроль за тем, чтобы широкие скачки в мелодии не нарушали вокальную мелодическую линию и ровность звуковедения. Углубление навыков кантиленного пения: ровность, напевность звучания; протяженное и округлое пение гласных, спокойное, но вместе с тем, относительно быстрое произнесение согласных; длительность фраз, исполняемых на одном дыхании. В произведениях маршеобразного характера наряду с требованиями четкости, решительности, добиваться напевности и мягкости звучания. В случаях дикционной трудности необходимо проведение специальной работы, вклю­ чающей анализ слов и использование выразительного чтения текста в ритме музыки. Развитие умения выразительного пения, передавая разнообразный характер содержания (бодрый, веселый, ласковый, напевный и др.). Повторение песен, изученных в 5­м классе. Слушание музыки Музыка и изобразительное искусство. Картины природы в музыке и в живописи. Способ­ ность музыки изображать слышимую реальность и пространственные соотношения. Программная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство. Музыка, театр, киноискусство и анимация. Музыка, как эмоциональный подтекст проис­ ходящего на сцене и на экране, ее самостоятельное значение. Роль музыки в раскрытии содержания спектакля, фильма, в изображении образов героев, в характеристике явлений и событий. Сопоставление характера настроения прослушанных произведений. Выводы учащихся о музыкальных образах этих произведений. Особенности творчества композиторов: В. Моцарт, Л. Бетховен, Э. Григ. Развитие умения саморегуляции различных эмоциональных расстройств с помощью спе­ циально подобранного музыкального материала. Формирование представлений о составе и звучании симфонического оркестра. Знакомство с инструментами симфонического оркестра: духовыми деревянными (гобой, кларнет, фагот), духовыми медными (туба, тромбон, валторна), ударными (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнными инструментами. Повторное прослушивание произведений из программы 5­го класса. Проведение музыкальных викторин «Угадай мелодию». Музыкальная грамота Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности, используемых композитором:   лад   (мажор,   минор);   динамические   оттенки   (громко,   тихо,   умеренно громко, умеренно тихо, усиливая, затихая); регистр (высокий, средний, низкий). Элементарные сведения о музыкальных профессиях, специальностях: композитор, дири­ жер, музыкант, пианист, скрипач, гитарист, трубач, солист, артист, певец и т. д. 1 четверть. Тема «Музыка, театр, киноискусство, анимация». Урок 1. Музыка, театр, киноискусство, анимация. Виды искусств. Их особенности. Сага. «Я тебя никогда не забуду...» Из рок­оперы «Юнона и Авось» — муз. А. Рыбникова, сл. А. Вознесенского. Е. Дога. «Вальс». Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». С. Прокофьев. «Танец рыцарей». Из балета «Ромео и Джульетта». Урок 2­3. Музыка, как эмоциональное отображение происходящего на сцене и на экране. Роль музыки в других видах искусств. Т. Хренников. «Колыбельная Светланы». Из кинофильма «Гусарская баллада». «Первый дождь». Из кинофильма «Розыгрыш» — муз. А. Флярковского, сл. А. Дидурова. «Последняя поэма». Из кинофильма «Вам и не снилось» — муз. А. Рыбникова, сл. Р. Тагора, русский текст А. Адалис. Урок 4. Роль музыки в раскрытии содержания спектакля. Роль музыки в других видах искусств. Сага. «Я тебя никогда не забуду...» Из рок­оперы «Юнона и Авось» — муз. А. Рыбникова, сл. А. Вознесенского. Урок5­8.   Роль   музыки   в   изображении   образов   героев.  Что   такое   образ.   Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». С. Прокофьев. «Танец рыцарей». Из балета «Ромео и Джульетта». «Веселый марш монтажников» Из кинофильма «Высота» — муз. Р. Щедрина, сл. В. Котова. «Ужасно интересно, всё то, что неизвестно»: Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев» — муз. В. Шаинского, сл. Г. Остера. «Лесной олень». Из кинофильма «Ох, уж эта Настя» — муз. Е. Крылатова, сл. ИХ Энтина «В Подмосковье водятся лещи». Из мультфильма «Старуха Шапокляк» — муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского. Урок 9. Обобщающий урок. Обобщение знаний учащихся. Викторина. 2 четверть Тема «Особенности творчества композиторов: В. Моцарта, Л. Бетховена, Э. Грига. Урок10­11. Особенности творчества В. Моцарта.  Жизненный __________и творческий путь композитора. «Весенняя» — муз. В. Моцарта, сл. Овербек, пер. с немецкого Т. Сикорской. «Мы желаем счастья вам» муз, С. Намина, сл. И. Шаферана. Урок 12­13. Особенности творчества Л. Бетховена. Жизненный и творческий путь композитора. Л. Бетховен. «Adagio sostenuto». Из сонаты № 14, ор. 27, № 2. «Три белых коня». Из телефильма «Чародеи» — муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенева. Урок 14­15. Особенности творчества Э. Грига. Жизненный и творческий путь композитора. Э. Григ. «Песня Сольвейг», «Утро» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Урок 16. Итоговый урок по теме четверти. Обобщение знаний учащихся. 3 четверть. Тема «Симфонический оркестр». Урок 17. История симфонического оркестра. История создания оркестра. Путешествие во Францию. Король Людовиг 14­ый. С. Прокофьев. «Танец рыцарей». Из балета «Ромео и Джульетта. И. С. Бах Менуэт. «Мерси боку!» Из телефильма «Д'Артаньян и три мушкетера» — муз. М. .Дунаевского, сл. Ю. Ряшенцева. Урок 18. Инструменты симфонического оркестра. Состав симфонического оркестра. Какие инструменты симфонического оркестра самые главные. П.И. Чайковский «Па­де­ де» из балета «Щелкунчик». Урок 19. Струнные смычковые инструменты. Загадки про скрипку, альт, виолончель, контрабас. А. Бородин «Квартет №2». «Волшебный смычок» норвежская народная песня. Урок 20. Духовые деревянные инструменты. Загадки про духовые деревянные музыкальные инструменты. Флейта, гобой, кларнет, фагот. И.С. Бах «Шутка». «Воспоминание о полковом оркестре» — муз. Ю. Гуляева, сл. Р. Рождественского. «Ты у меня одна» — муз. и сл. Ю. Визбора. Урок 21. Духовые медные инструменты. Загадки про духовые медные музыкальные инструменты. Труба, валторна, тромбон, туба. Н.А. Римский Корсаков «Три чуда». Урок 22. Ударные инструменты. Многочисленное семейство ударных. Загадки. Вивальди «Времена года. Зима» в исполнении трех ксилофонов. Игра «Угадай­ка!» Урок 23. Его величество дирижер! Зачем оркестру дирижер. Дирижерский жест.Великие дирижеры мира. Л.Бетховен. Симфония «Героическая». «Погоня». Из кинофильма «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля, сл. Р. Рождественского. Урок 24­25. Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк» симфоническая сказка. «Волшебная сказка» — муз. А. Морозова, сл. Ю. Паркаева. Урок 26. Итоговый урок по теме четверти. Обобщение знаний учащихся. 4 четверть. Тема «Музыка и изобразительное искусство». Урок 27­28. Музыка и изобразительное искусство. Внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. Семь цветов у радуги и в музыке семь нот. «Наша школьная страна» — муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева. Урок 29­30. Картины природы в музыке и живописи. Общее и различное между музыкой и живописью. Музыкальная живопись и живописная музыка. Э. Григ «Утро». М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве­реке». Картины русских художников­ живописцев – А. Васнецова, Б. Кустодиева, И. Шишкина, И. Айвазовского. Урок 31­32. Способность музыки изображать слышимую реальность и пространственные соотношения. С. Прокофьев «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта». Разучивание песни «Веселый марш монтажников» из кинофильма «Высота» – муз. Р. Щедрина, сл. В. Котова. Урок 33. Программная музыка, имеющая в основе изобразительное искусство. Понятие «программная музыка», виды (картинная и сюжетная), слушание муз. примеров «Балет невылупившихся цыплят» М. Мусоргский, «Осенняя песенка» П. И. Чайковский «Наташка ­ первоклашка» ­ исполнение. Урок 34. Итоговый урок по теме четверти. Обобщение знаний учащихся. Викторина. Основные теоретические методические положения по предмету в 7 классе. (34ч) Исполнение песенного материала в диапазоне си — ми 2, однако крайние звуки исполь­ зуются довольно редко. Продолжение работы над формированием певческого звучания в условиях мутации. Ща­ дящий голосовой режим. Предоставление удобного диапазона для исполнения. Контроль учителя за индивидуальными изменениями голоса каждого учений (особенно мальчиков). Развитие умения исполнять песни одновременно с фонограммой, инструментальной и вокальной. Вокально­хоровые упражнения, подпевки, прибаутки. Повторение песен, разученных в 6­м классе. Слушание музыки Легкая и серьезная музыка, их взаимосвязь. Лучшие образцы легкой музыки в исполнении эстрадных коллективов; произведения современных композиторов, лирические песни, танцевальные мелодии. Использование народных песен, мелодий из классических сочинений в произведениях легкой музыки. Вокальная музыка, основывающаяся на синтезе музыки и слова. Программная музыка — инструментальная, оркестровая, имеющая в основе литературный сюжет. Общее и специфическое в литературной и музыкальной драматургии, в оперном искусстве. Особенности творчества композиторов: М. Глинка, П. Чайковский, Н. Римский­Корсаков. Элементарные сведения о жанрах музыкальных произведений: опера, балет, соната, симфония, концерт, квартет, романс, серенада. Формирование представлений о составе и звучании групп современных музыкальных инструментов. Знакомство с современными электронными музыкальными инструментами: синтезаторы, гитары, ударные инструменты. Повторное прослушивание произведений из программы 6­го класса. Музыкальная грамота Интонация, как совокупность выразительных средств музыки. Интонации в разговорной речи и в музыке. Явление переноса речевых интонаций в музыке. Мелодия, как основное выразительное   средство.   Характер   мелодии   в   зависимости   от   лада,   ритма,   тембра. Мелодии декламационного характера. Формирование элементарных представлений о музыкальных терминах: бас, аккорд, ак­ компанемент, аранжировка и т. д. 1 четверть. Тема «Музыка и литература». Урок 1. Искусство в нашей жизни. Значение музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Г.Свиридов «Время, вперёд». Листья жёлтые» муз.Р.Паулса, сл.Я.Петерса,русский текст И.Шаферана. Урок 2­ 5. Что я знаю о песне. Отличительные черты песни как музыкального жанра. Взаимосвязь музыки и речи, вокальная музыка и ее жанры. «Дорога добра» муз. М.Минкова, сл. Ю.Энтина, «Сторона моя» муз.И.Космачёва. сл.Л.Дербенёва, «Осень» муз. И сл. Ю.Шевчука. Урок 6. Опера. Понятие оперы, хора, оркестра. Либретто. Дж. Бизе Вступление к опере «Кармен», «Хабанера» из оперы «Кармен». Урок 7. Балет. Понятие балета. Солист, кардебалет, балерина, балерон. Либретто. А.Хачатурян «Танец с саблями». Урок 8. Превращение песни в симфоническую мелодию. Роль литературы в появлении новых музыкальных произведений и жанров. П.И.Чайковский Концерт № 1 для ф­но с оркестром Урок 9. Итоговый урок по теме «Музыка и литература». Обобщение знаний учащихся за 1 четверть. 2 четверть. Тема «Музыка и литература». Урок 10. Музыка – главный герой сказок. Роль звучания музыки в сказках. Сказочный аукцион. «Волшебник­недоучка» муз.А.Зацепина, сл.Л.Дербенёва. Урок 11. Почему сказки о музыке есть у всех народов. Сказки народов мира, в которых звучит музыка. «Музыкант­чародей» бел. нар. сказка, груз. нар. сказка «Чонгурист», «Волшебный смычок» норвеж.нар.песня. Урок 12. Музыка – главный герой басен. Роль музыки в басне. И.А.Крылов «Квартет», А.П. Бородин «Квартет№2». Урок 13. Чудо музыки в повестях К.Паустовского. Роль музыки в прозе. К. Паустовский «Старый повар», Э. Григ «Утро». Урок 14. «Я отдал молодёжи жизнь, работу и талант». Творчество Э.Грига. «Пер Гюнт», «Московские окна» муз.Т.Хренникова, сл.М.Матусовского. Урок 15. Музыка в кинофильмах. Роль музыки в кинофильме. Э Морриконе музыка из кинофильма «Профессионал». Урок 16. Музыка в жизни героев А.Гайдара. Обратить внимание учащихся на музыкальность произведений А. Гайдара. III четверть. Тема «Музыка лёгкая и серьёзная». Урок 17. Введение в тему. Урок 18. «Музыка лёгкая и серьёзная». Разграничение музыки на «легкую» и «серьезную» по содержанию и восприятию. Оркестр Поля Мориа, Д.Ласта, Ф.Папетти. Урок 19­20. Лёгкое и серьёзное в танцевальной музыке. Жанровое многообразие танцевальной музыки (танцы бывают и легкие, и серьезные). Воплощение в танцевальных интонациях различных оттенков человеческих чувств, роль ритма в танцевальной музыке. И.Штраус «Вальс» из оперетты «Летучая мышь». Урок 21. Лёгкое и серьёзное в песне. Жанровое многообразие песенной музыки. «Песня остаётся с человеком» муз.А.Островского, сл. С.Острового, «Женька» муз.Е.Жарковского, сл.К.Ваншенкина, «Надежда» муз.А.Пахмутовой, сл. Н.Добронравова Урок 22­23. Ансамбль – значит вместе. Особенности и черты ансамблевого исполнения. «Крыша дома моего» муз.Ю.Антонова. сл.М.Пляцковского, «Мальчики» муз.Е.Жарковского, сл.Н.Владимова. Урок 24. Современные музыкальные инструменты. Синтезатор, электрогитара. Состав рок­, поп­группы. Урок 25. Бардовская песня. Определение «бард», «бардовская песня»; истоки авторской песни, ее тематика, исполнители. «До свидания, мальчики» муз. и сл. Б.Окуджавы. Урок 26. Современные исполнители эстрадной песни. Эстрадная песня как разновидность массовой музыкальной культуры. «Огромное небо» муз.О.Фельцмана, сл.Р.Рождественского. IV четверть. Тема «Программная музыка». Урок 27­29. Особенности творчества композиторов: М.И. Глинки, П.И.Чайковского, Н.А. Римского­Корсакова. М.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Жизнь за царя», П.И.Чайковский Концерт № 1 для ф­но с оркестром. Н.А.Римский­Корсаков опера «Садко». Урок 30­32. Жанры музыкальных произведений Опера, балет, романс, соната, серенада, симфония. Ф.Шуберт «Серенада», «Горные вершины» муз.А.Рубинштейна, сл.М.Лермонтова, П.И. Чайковский балет «Щелкунчик», Л.Бетховен «Лунная соната», А.П.Бородин «Богатырская» симфония. Урок 33. Обобщение темы «Программная музыка». Обобщение знаний учащихся. Урок 34. Урок­концерт «Мы любим петь». Песни, выученные за год. Основные теоретические методические положения по предмету в 8 (17ч.) и 9 (17ч.) классах. Продолжение работы над формированием певческих навыков и умений: ­ совершенствование певческих навыков при пении в смешанном хоре (дыхание, звукообразование, дикция, строй, ансамбль); ­ эмоционально­осознанное восприятие и воспроизведение разучиваемых произведений; ­ выразительное «концертное» исполнение разученных произведения; ­ пение упражнений на совершенствование качеств певческого звука: округленности, легкости, подвижности; ­ точное интонирование в октавном унисоне, воспроизведение метроритмических, ладовых, интервальных закономерностей; ­ достижение дикционной ясности и четкости. Певческие упражнения: ­ пение на одном звуке, на разные слоги; ­ пение мажорных и минорных трезвучий и пентахордов, звукорядов на слоги; ­ пение подпевок с полутоновыми интонациями; ­ пение с закрытым ртом; ­ совершенствование певческого дыхания; ­ упражнения на чистое округленное интонирование; ­ вокально­хоровые распевания на песнях; ­ пение без сопровождения. Повторение песен, разученных в 5—7­х классах. Слушание музыки Взаимосвязь видов искусства в многогранном отражении реального мира, мыслей и чувств человека. Героика, лирика, эпос, драма, юмор в музыке. Народная музыка в творчестве композиторов. Особенности творчества композиторов: С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Г. Свиридов. Повторение прослушанных произведений из программы 5— 7 классов, Музыкальная грамота Язык музыки, основные средства музыкальной выразительности на примере различных произведений. Повторение определения средств музыкальной выразительности — темп, динамика, лад, метроритм, мелодия, гармония, тембр. Анализ музыкальных средств выразительности различных произведений. 8 класс Тема полугодия «Музыкальный образ». Урок 1­2. Песенно­хоровой образ России. Понятие «музыкальный образ», активизация чувства сопреживания, любви к музыке своей страны. «С чего начинается Родина» муз. В.Баснера,сл.М.Матусовского, «Уголок России» муз. В. Шаинского, сл.Е.Шевелёвой, «Старый клён муз.А.Пахмутовой, сл.М.Матусовского. Урок 3­4. Образы воспоминаний о подвигах советских людей в годы Великой Отечественной войны. Включение в музыкальный образ одной или нескольких мелодий. «Нам нужна одна победа» муз. и сл. Б.Окуджавы, А.Новиков «Дороги». Урок 5­6 . Образы войны и мира. Значение ритма для создания музыкального образа, связь ритма с другими элементами музыкальной речи. Эпический стиль как особенность творчества и музыкального стиля С.С.Прокофьева. Вальс и ария Кутузова из оперы «Война и мир» ­ С.С.Прокофьев. «Офицеры» муз и сл. О.Газманова. Урок 7­8. Драматический образ. Формирование эмоционально­осознанного восприятия музыкального образа. Ф.Шуберт «Лесной царь», Л.Бетховен Увертюра «Эгмонт». Урок 9. Обобщение темы «Музыкальный образ». Урок 10­11. Лирический образ. Характерные _№_А_Ю__@Rчерты музыкального образа, в связи с принадлежностью его к лирике, размышления о музыке. Л.Бетховен «К Элизе», Г.Свиридов «Романс» из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель». «Ваши глаза» муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина. Урок 12. Образ борьбы и победы. Рождение из нескольких музыкальных образов – одного, воспитание патриотизма, нравственности.Д.Шостакович Симфония №7, «День Победы» муз.Д.Тухманова, сл. В.Харитонова, Н.А.Римский­Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Урок 13­14. Картины народной жизни. Связь ритма с другими элементами музыкальной речи. Монти «Чардаш», И.Бах «Сарабанда». Урок 15­16. Романтический образ. Романтизм в музыке. Творчество Ф. Шопена, Ф.Шопен Вальсы, Л.Бетховен Соната№8, соната№14, «Разговор со счастьем» муз.А.Зацепина, сл. Л.Дербенёва «Я тебя никогда не забуду» из рок­оперы «Юнона и Авось» муз.А. Рыбникова. сл.А.Вознесенского. Урок 17. Обобщение темы «Музыкальный образ». Разнообразие музыкальных образов, обобщение знаний учащихся. 9 класс Тема «Народная музыка в творчестве композиторов». Урок 1­2. Песенно­плясовые образы народной музыки в творчестве Ф.Листа, И.Брамса, А.Дворжака. Ф.Лист «Венгерская рапсодия», А.Дворжак «Славянский танец» ми­минор, И.Брамс «Венгерский танец №5». Урок 3­4. Народные интонации в сказках­операх Н.А. Римского­Корсакова «Садко», «Снегурочка», «Сказание о невидимом граде Китеже». Н.А.Римский­Корсаков Песня Садко «Заиграйте, мои гусли», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», Песня Леля «Туча со громом сговаривалась». Урок 5. Юмор в музыке И. Стравинского. Балет «Петрушка». Урок 6. Юмор в музыке М.П.Мусоргского. «Картинки с выставки». Урок 7­8. Героический эпос в творчестве русских композиторов. А.П.Бородин опера «Князь Игорь». С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский». Д.Д.Шостакович Симфония №7. Урок 9. Обобщающий урок по теме « Народная музыка в творчестве композиторов». Обобщение знаний учащихся. Тема «Взаимосвязь видов искусства». Урок 1­2. Связь литературы и музыки в фортепьянном цикле П.И.Чайковского «Времена года». Музыка __@R______и литература – два родственных вида искусства. Урок 3. Музыка А.Хачатуряна к драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад». Музыка и литература – два родственных вида искусства. Урок 4. Музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к повестям А.С.Пушкина. Музыка и литература – два родственных вида искусства. Урок 5­7. Музыка к кинофильмам. Ф.Лей «Мелодия» из кинофильма «История любви» Музыка Э. Морриконе, Музыка Леграна из кинофильма «Миссия в Кабуле», «Моя Москва» муз. И.Дунаевского. сл.М.Лисянского, С.Аграмяна. Урок 8. Урок­концерт. 5 класс Музыкальный материал для пения. 1 четверть «Моя Россия» — муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой. «Из чего наш мир состоит» — муз. Б. Савельева, сл. М. Танина. «Мальчишки и девчонки» — муз. А. Островского, сл. И. Дика. «Расти, колосок». Из музыкально­поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского. «Учиться надо весело» — муз. С. Соснина, сл. М. Пляцковского. «Земля хлебами славится». Из музыкально­поэтической композиции «Как хлеб на стол приходит» — муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского. 2 четверть «Песенка Деда Мороза». Из мультфильма «Дед Мороз и лето» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина. «Прекрасное далёко». Из телефильма «Гостья из будущего» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина. «Большой хоровод» — муз. Б. Савельева, сл. Лены Жегалкиной и А. Хаита. «Пойду ль я, выйду ль я» — русская народная песня. «Пестрый колпачок» — муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой. «Наша елка» — муз. А. Островского, сл. 3. Петровой. 3 четверть «Ванька ­ Встанька» — муз. А. Филиппа, сл. С. Маршака. «Из чего же» — муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Халецкого. «Катюша» — муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского. «Когда мои друзья со мной». Из кинофильма «По секрету всему свету» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. «Нам бы вырасти скорее» — муз. Г. Фрида, сл. Е. Аксельрод. «Лесное солнышко» — муз. и сл. Ю. Визбора. «Облака» — муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова. «Три поросенка» — муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой. 4 четверть «Бу­ра­ти­но». Из телефильма «Приключения Буратино» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина. «Вместе весело шагать» — муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского. «Калинка» — русская народная песня. «Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, ел, М. Пляцковского. «Летние частушки» — муз. Е. Тиличеевой, сл. 3. Петровой. «Картошка» — русская народная песня, обр. М. Иорданского. Музыкальные произведения для слушания «Сама садик я садила» р.н.п. «Вдоль по улице метелица метет», «Лучинушка» р.н.п. Л. Бетховен. «Сурок». Л. Бетховен. «К Элизе». Р. Вагнер. Увертюра к 3 акту. Из оперы «Лоэнгрин». Э. Григ. «Утро». «Танец Анитры». Из музыки к драме Г. Ибсена. «Пер Гюнт». И. Штраус. «Полька», соч. № 214. Р. Шуман. «Грезы», соч. 15, № 7. Е. Гаврилин. «Тарантелла». Из балета «Анюта». И. Дунаевский. Увертюра. Из к/ф «Дети капитана Гранта». М. Мусоргский. «Рассвет на Москве­реке». Вступление к опере «Хованщина». С. Никитин, В. Берковский, П. Мориа. «Под музыку Вивальди». А. Петров. «Вальс». Из кинофильма «Берегись автомобиля», «Дорога добра». Из мультфильма «Приключения Маленького Мука» — муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина. «Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Михайлова. Вступление к кинофильму «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля. 6 класс Музыкальный материал для пения 1 четверть «Наташка­первоклашка» — муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева. «В Подмосковье водятся лещи». Из мультфильма «Старуха Шапокляк» — муз. В. Шаин­ ского, сл. Э. Успенского. «Веселый марш монтажников» Из кинофильма «Высота» — муз. Р. Щедрина, сл. В. Ко­ това. «Ужасно интересно, всё то, что неизвестно»: Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев» — муз. В. Шаинского, сл. Г. Остера. «Лесной олень». Из кинофильма «Ох, уж эта Настя» — муз. Е. Крылатова, сл. ИХ Энтина 2 четверть «Волшебная сказка» — муз. А. Морозова, сл. Ю. Паркаева. «Кабы не было зимы». Из мультфильма «Зима в Простоквашино» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина. «Три белых коня». Из телефильма «Чародеи» — муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенева. «Облака из пластилина» — муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой. «Песенка Странного зверя». Из мультфильма «Странный зверь» — муз. В. Казенина, сл. Р. Лаубе. «Мы желаем счастья вам» — муз, С. Намина, сл. И. Шаферана. 4 четверть «Воспоминание о полковом оркестре» — муз. Ю. Гуляева, сл. Р. Рождественского. «Ты у меня одна» — муз. и сл. Ю. Визбора. «Погоня». Из кинофильма «Новые приключения неуловимых» — муз. Я. Френкеля, сл. Р. Рождественского. «Варяг» — русская народная песня. «Песенка про папу» — муз. В. Шаинского, сл. М. Танича. «Мерси боку!» Из телефильма «Д'Артаньян и три мушкетера» — муз. М. .Дунаевского, сл. Ю. Ряшенцева. «Три танкиста». Из кинофильма «Трактористы» — муз. Дм. Покрасса, сл. Б. Ласкина. 4четверть «Дождь пойдет по улице...» Из мультфильма «Речка, которая течет на юг» — муз. В. Ша­ инского, сл. С. Козлова. «Крылатые качели». Из телефильма «Приключения Электроника» — муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина. «Наша школьная страна» — муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева. «Песенка для тебя». Из телефильма «Про Красную шапочку» — муз. А, Рыбникова, сл. Ю. Михайлова. «Священная война» — муз. А Александрова, сл. В. Лебедева­Кумача. «Не дразните собак» — муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского. Музыкальные произведения для слушания Л. Бетховен. «Adagio sostenuto». Из сонаты № 14, ор. 27, № 2. «Весенняя» — муз. В. Моцарта, сл. Овербек, пер. с немецкого Т. Сикорской. X. Глюк. «Мелодия». Из оперы «Орфей и Эвридика» Э. Григ. «Песня Сольвейг». Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Д. Россини. «Увертюра». Из оперы «Вильгельм Телль». Е. Дога. «Вальс». Из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». С. Прокофьев. «Танец рыцарей». Из балета «Ромео и Джульетта», Сага. «Я тебя никогда не забуду...» Из рок­оперы «Юнона и Авось» — муз. А. Рыбникова, сл. А. Вознесенского. Т. Хренников. «Колыбельная Светланы». Из кинофильма «Гусарская баллада». «Первый дождь». Из кинофильма «Розыгрыш» — муз. А. Флярковского, сл. А. Дидурова. «Последняя поэма». Из кинофильма «Вам и не снилось» — муз. А. Рыбникова, сл. Р. Та­ гора, русский текст А. Адалис. П.И. Чайковский «Па­де­де» из балета «Щелкунчик». А. Бородин «Квартет №2». И.С. Бах «Шутка». Н.А. Римский Корсаков «Три чуда». Вивальди «Времена года. Зима» Л.Бетховен. Симфония «Героическая». С. Прокофьев «Петя и волк» симфоническая сказка. М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве­реке». «Балет невылупившихся цыплят» 7 класс Музыкальный материал для пения 1 четверть «Дорога добра» муз. М.Минкова, сл. Ю.Энтина «Листья жёлтые» муз.Р.Паулса, сл.Я.Петерса, русский текст И.Шаферана «Сторона моя» муз.И.Космачёва. сл.Л.Дербенёва «Осень» муз. И сл. Ю.Шевчука 2 четверть «Московские окна» муз.Т.Хренникова, сл.М.Матусовского «Огромное небо» муз.О.Фельцмана, сл.Р.Рождественского «Волшебник­недоучка» муз.А.Зацепина, сл.Л.Дербенёва «Зима» муз.ЭХанка «Песня остаётся с человеком» муз.А.Островского, сл. С.Острового 3 четверть «Женька» муз.Е.Жарковского, сл.К.Ваншенкина «Надежда» муз.А.Пахмутовой, сл. Н.Добронравова «Мальчики» муз.Е.Жарковского, сл.Н.Владимова «Самая хорошая» муз.Иванникова «Крыша дома моего» муз.Ю.Антонова. сл.М.Пляцковского 4 четверть «До свидания, мальчики» муз. и сл. Б.Окуджавы «На безымянной высоте» муз.В Баснера, сл.М.Матусовского «Майский вальс» муз.И.Лученка, сл.М.Ясеня «Улица мира» муз.А.Пахмутовой, сл. Н.Добронравова Музыкальные произведения для слушания И.Бах «Ария», ре­мажор И.Бах Токката и фуга ре­минор Дж. Бизе Вступление к опере «Кармен» Дж. Бизе «Хабанера» из оперы «Кармен» М.Равель «Болеро» Д.Россини Увертюра к опере «Севильский цирюльник» И.Штраус «Вальс» из оперетты «Летучая мышь» Ф.Шуберт «Серенада» М.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Жизнь за царя» «Горные вершины» муз.А.Рубинштейна, сл.М.Лермонтова Н.А.Римский­Корсаков опера «Садко» Г.Свиридов «Время, вперёд» А.Хачатурян «Танец с саблями» П.И.Чайковский Концерт № 1 для ф­но с оркестром Э Морриконе музыка из кинофильма «Профессионал» Оркестр Поля Мориа, Д.Ласта, Ф.Папетти 8, 9 класс Музыкальный материал для пения «С чего начинается Родина» муз.В.Баснера,сл.М.Матусовского «Уголок России» муз. В. Шаинского, сл.Е.Шевелёвой «Моя Москва» муз.И.Дунаевского. сл.М.Лисянского, С.Аграмяна «Зори над Цною»муз.А.Карцова. сл.в.Космылина «Есть только миг»муз.А.Зацепина. сл.Л.Дербенёва «Разговор со счастьем» муз.А.Зацепина, сл.Л.Дербенёва «Я тебя никогда не забуду» из рок­оперы «Юнона и Авось» муз.АРыбникова. сл.А.Вознесенского «Старый клён муз.А.Пахмутовой, сл.М.Матусовского «Дуэт» муз.И.Шевченко «Офицеры» муз и сл. О.Газманова «Рассвет­чародей» муз.В.Шаинского. сл.М.Танича «День Победы» муз.Д.Тухманова, сл. В.Харитонова «Нам нужна одна победа» муз. и сл. Б.Окуджавы «Ваши глаза» муз.Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина «Тамбовочка» муз.А.Мачульского, сл.В.Дорожкиной «Прощайте, голуби» муз. М.Фрадкина, сл. М.Матусовского. Музыкальные произведения для слушания И.Бах Токката и фуга ре­минор Органные произведения И.Баха И.Бах «Сарабанда» Л.Бетховен «К Элизе» Л.Бетховен Соната№8, соната№14 Л.Бетховен увертюра «Эгмонт» И.Брамс «Венгерский танец №5» Ф.Шуберт «Лесной царь» Ф.Шопен Вальсы Монти «Чардаш» Ф.Лист «Венгерская рапсодия» А.Дворжак «Славянский танец» ми­минор Д.Верди «Песенка Герцога» из оперы «Риголетто» Д.Гершвин «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс» В.Моцарт увертюра к опере «Свадьба Фигаро» В.Моцарт симфония №40 А.Бородин «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» М.Мусоргский «Картинки с выставки» С.Прокофьев «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» Н.А.Римский­Корсаков Песня Садко «Заиграйте, мои гусли», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», Песня леля «Туча со громом сговаривалась» Г.Свиридов «Романс» из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель» И.Стравинский балет «Петрушка» А.Хачатурян «Вальс» к драме М.Лермонтова «Маскарад» П.И.Чайковский «Времена года» Д.Шостакович Симфония №7 Ф.Лей «Мелодия» из кинофильма «История любви» Музыка Э Морриконе Музыка Леграна из кинофильма «Миссия в Кабуле» Музыка современных композиторов О.Газманова, И.Крутого, И.Матвиенко Литература Н.Н. Доломанова «Музыкальное воспитание детей 9­12 лет», М.: Творческий центр «Сфера», 2003 г. Серия «Современная школа» «Уроки музыки с применением информационных технологий 1­8 классы», М.: «Планета, 2010 г. Департамент образования Вологодской области ГОУ ДПО «Вологодский институт развития образования», ГОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет «Православные традиции на европейском Севере России в 18­20 в.в.», Вологда, 2007 г. Н.И. Журавленко «Уроки пения 1­3 классы», М.: «Полиграфмаркет», 1998 г. Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Русская музыка в школе», М.: «Мирос», 1998 г. С.И. Пушкина «Мы играем и поем», М.:«Школьная Пресса», 2001 г. Е.А. Смолина «Современный урок музыки, творческие задания», Я.: «Академия развития», 2006 г. Департамент образования Вологодской области ГОУ ДПО «Вологодский институт развития образования» Музыка в сельской школе, Вологда, 2008 г. Е.Л. Гуревич История зарубежной музыки, М.:«Аадемия», 1999 г. Ю.Б. Алиев «Настольная книга школьного учителя­музыканта», М.: «Владос», 2000 г. Т.В. Надолинская, А.В. Лукшина, Н.А. Любимищенко «Музыка 1кл., 2 кл., 3 кл., ТОО «Айкэн», 1998 г. Журнал «Музыка в школе», № 1, №2, №3, №4, №5, №6 – 2001 г.; №1, №2, №3, №4, №5, №6 – 2004 г. Журнал «Искусство в школе», №2, №3 – 2000 г. Электронно­образовательные и интернет ресурсы Энциклопедия «Классическая музыка», М.: «Новый диск», 2001 г. Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия – 2004 г., 2 CD­диска. Энциклопедия для детей. Музыка. От эпохи Возрождения до 20 века. «Аванта». Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства – 2001 г. Шедевры русской живописи, «Кирилл и Мефодий», 1997, 2001 г.г. История искусства, «Кирилл и Мефодий», 2003 г. Энциклопедия школьника. Русские праздники, обряды и обычаи, ООО «Бизнес софт», 2007 г. Видеофильм «Из истории русского костюма», М.: «Кварт». Видеофильм «Народные промыслы», М.: «Кварт». Видеофильмы «Декоративно­прикладное искусство», М.: «Кварт». Оборудование Музыкальный центр Магнитофон Ноутбук Проектор Синтезатор Баян__

Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)

Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)

Адаптированная  рабочая программа по предмету «Музыка и ритмика» (2 вариант)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2017