Адаптивная физическая реобилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Оценка 4.8

Адаптивная физическая реобилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
физическая культура
Взрослым
19.06.2019
Адаптивная физическая реобилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Научная статья о особенностях физической реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. О занятиях с данной категорией лиц в бассейне, влиянии занятий плаванием на функциональное состояние занимающихся. О формировании потребности к самостоятельным занятиям плаванием и другими физическими упражнениями, для поддержания общефизической формы.
Статья №1.docx
Адаптивная физическая реобилитация лиц с нарушениями опорно­ двигательного аппарата Е.Ю. Овсянникова, М.А. Полушкин Вятский государственный гуманитарный университет (г.Киров) Инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со   обусловленным стойким   расстройством   функций   организма, заболеваниями,   последствиями   травм   или   дефектами,   приводящим   к ограничению   жизнедеятельности   и   вызывающими   необходимость   Под   ограничением   жизнедеятельности социальной   защиты. подразумевается   полная  или   частичная   утрата  лицом  способности   или возможности   к   самообслуживанию,   самостоятельно   передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от отклонений в здоровье инвалидов разделяют на следующие категории с нарушениями: слуха,   зрения,   опорно­двигательного   аппарата,   интеллекта,   работы внутренних органов­инвалиды по общему заболеванию. По   данным   ВОЗ   нарушения   опорно­двигательного   аппарата занимают второе место по распространенности, уступая только сердечно сосудистым заболеваниям. Все нарушения работы опорно­двигательного аппарата в 95% случаев сопровождаются сильной болью и полным или частичным   обездвиживанием.   В   связи   с   этим   процесс   физической реабилитации   людей   с   нарушениями  опорно­двигательного   аппарата занимает длительное время и сопряжен с определенными сложностями. (Н.Ж. Булгакова; С.Н. Морозова; И.О. Попов; Т.С. Морозова 2008) Объект   исследования  ­   процесс   адаптивной   физической реабилитации лиц имеющих нарушения опорно­двигательного аппарата. Предмет   исследования  ­   методика   адаптивной   физичесой реобилитации лиц с нарушениями опорно­двигательного аппарата . Цель   исследования  ­   повышение   функциональных   возможностей людей имеющих нарушения опорно­двигательного аппарата . Гипотеза   исследования  ­   процесс   адаптивной   физической реабилитации   людей   с   нарушениями  опорно­двигательного   аппарата средствами плавания будет более эффективным, если: 1­Будут изучены особенности развития лиц с нарушениями опорно­ двигательного аппарата. 2­ Будут проанализированы средства и методы реабилитации людей с нарушениями опорно­двигательного аппарата. 3­Разработана    повышения функциональных возможностей лиц с нарушениями опорно­двигательного экспериментальная   методика аппарата  средствами плавания. Задачи 1­ Изучить   особенности   развития   лиц   с   нарушениями   опорно­ двигательного аппарата. 2­ Проанализировать   средства   и   методы  физической реабилитации людей с нарушениями опорно­двигательного аппарата. 3­ Разработать   экспериментальную   методику  адаптивной физической   реобилитации  лиц   с   нарушениями   опрорно­двигательного аппарата  средствами плавания. Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы: 1. Анализ научно­методической литературы. 2. Контрольное тестирование. 3. Педагогический эксперимент. 4. Математическая обработка данных. Исследование проходило на базе УСК «ВятГУ». Была   набрана   группа   людей   имеющих   нарушения   опорно­ двигательного   аппарата.   В   апробации   разработанной   нами   методики принимали участие люди с нарушениями опорно­двигательного аппарата. Первый   этап  ­   поисковый,   была   выбрана   тема   для   научного исследования,  проведен анализ научно­методической литературы по теме исследования, были сформулированы  объект  и предмет исследования, разрабатывалась   рабочая  гипотеза,   определялась   цель   и   задачи исследования,   выявлены   методы   их решения.  Осуществлялся   подбор научных   методов   исследования   и   тестирования   для   определения функционального экспериментальной методики.   состояния   занимающихя.  Разработка Второй этап ­ Контрольное тестирование При  тестировании  функциональных  возможностей   испытуемых  мы руководствовались   теоретическими   положениями,   рекомендациями, принятыми   в   сфере   научных   исследований   и   изложенных   в   работах отечественных   и   зарубежных   авторов.   Внедрение   разработанной   нами методики   способствовало   изменению   некоторых   моментов тренировочного процесса испытуемых. Контрольные тесты проводились в спортивном зале и в бассейне во время учебно­тренировочных занятий.  Функциональные возможности группы людей с нарушениями опорно­ двигательного аппарата будут определяться по пяти тестам. Третий этап ­ заключительный.         Проводилась математическая обработка результатов исследования и   обобщение   полученных   данных.   Осуществлялось   написание   научной диссертации в соответствии с общими требованиями, формулировались выводы,   разрабатывались   практические   рекомендации   по   результатам проведенного научного исследования. В   результате   проведенного   теоретического   анализа   были   изучены понятие   и   общие   основы   физической   реабилитации,  а  именно:   методы физической   реабилитации;   ЛФК,   физиотерапия,   массаж,   занятия   на тренажерах,   гимнастика,   плавание.  Также   изучены   задачи   и   методика физической   реабилитации   при   нарушениях   опорно­двигательного аппарата соответствующие каждому периоду реабилитации. На основании анализа литературных источников были выбраны методы исследования, позволяющие оценить состояние опорно­двигательного аппарата, а так же психологический   тест.  Важную   роль   играет  соблюдение     этапности, дозировки и длительности применения специальных упражнений на воде. В   результате   проведенного   теоретического   анализа   были   изучены понятие   и   общие   основы   физической   реабилитации,  а  именно:   методы физической   реабилитации;   ЛФК,   физиотерапия,   массаж,   занятия   на тренажерах,   гимнастика,   плавание.  Также   изучены   задачи   и   методика физической   реабилитации   при   нарушениях   опорно­двигательного аппарата соответствующие каждому периоду реабилитации. На основании анализа литературных источников были выбраны методы исследования, позволяющие оценить состояние опорно­двигательного аппарата, а так же психологический   тест.  Важную   роль   играет  соблюдение     этапности, дозировки и длительности применения специальных упражнений на воде. Перед   началом   эксперимента   были   проведены   пробы функциональной диагностики, а именно:   Пяти   бальная   система   оценок   ММТ   (мануально­мускольное тестирование) •  Пробы с дозированной физической нагрузкой: одно­, двух­, трех­ и четырехмоментные.  •   Пробы   с   изменением   положения   тела   в   пространстве: ортостатическая, клиностатическая, клиноортостатическая . • Проба Штанге • Проба Генче Тестирование   на   начальном   этапе   педагогического   эксперимента показало   нам   исходный   уровень   функциональных   возможностей экспериментальной группы и на основании полученных данных мы смогли продолжить педагогический эксперимент. Одним   из   современных   средств,   основанным   на   выполнении физических   упражнений   с   целью   коррекции   физического   состояния, профилактики   различных   заболеваний,   восстановления   ослабленных   повышения   уровня   работоспособности функций   организма, функциональных систем организма, уровня развития физических качеств, получения   положительных   эмоций   от   занятий   физическими упражнениями     лицами,   имеющими   отклонения   в   состоянии   здоровья являются адаптивная физическая культура (Шапкова, 2003; С.П. Евсеев, 2007; В. И. Ильинич, 2010; Ж. К.  Холодов с соавт., 2012). Теоретический   анализ   и   обобщение   литературных   источников показал,   что  на   сегодняшний   день   разработано   недостаточно  повышение экспериментальных   методик   направленных   на   функциональных возможностей лиц с нарушениями опорно­двигательного аппарата . Организация и содержание занятий с людьми, имеющими нарушения опорно­двигательного аппарата зависит от многих факторов:  ­ от имеющегося заболевания ­ физического развития ­  функционального состояния организма  ­физической подготовленности мотивации  к занятиям физическими упражнениями Анализ   литературы   позволил   выявить   причины   низкой эффективности   действующих   методик   развития   функциональных возможностей у лиц с нарушениями опорно­двигательного аппарата, что позволяет   сделать   заключение   о   необходимости   более   детального научного  исследования,   направленного   на   выбор   средств   и   методов развития функциональных возможностей у лиц с нарушениями опорно­ двигательного аппарата. Одним   из   путей   развития   функционального   состояния   у   людей   с нарушениями опорно­двигательного аппарата  являются систематические занятия   плаванием,   что   создаст   условия   для   улучшения   работы   всех жизненно важных систем организма и способствует улучшению общего физического состояния занимающихся. Целью   методики  на   занятиях   с   людьми,   имеющими   нарушения опорно­двигательного   аппарата   было   развитие   функциональных возможностей с целью повышения уровня: ­работоспособности функциональных систем организма ­развития физических качеств ­формирование   потребностей   в   самостоятельных   занятиях плаванием Анализируя   полученные   результаты,   можно   сказать,   что   все показатели   за   период   исследования   выросли,   от   начала   к   концу педагогического   эксперимента.   Все   показатели     кроме   одного   в экспериментальной группе имеют не достоверные различия (p<0,05), так как эксперимент длился всего 32 недели. ЧСС на начало эксперимента составлял 71,29 уд/мин, поокончании 67,43 уд/мин, понижениие ЧСС на 5,63%. Изменения среднего значения ЧСС представленны в диаграмме №1 Анализ   результатов   педагогического   эксперимента   позволяет сделать   вывод   о   том,   что   разработанная   нами   методика  оказала существенное   влияние   на  повышение   функциональных   возможностей   у лиц с нарушениями опорно­двигательного аппарата . 1. В процессе изучения особенностей развития лиц с нарушениями опорно­двигательного аппарата было выявлено, следующие:  ­В зависимости от повреждения возникают различные двигательные нарушения. У   одних   людей   двигательные   нарушения   определяются   в   первую очередь   выраженным   повышением   мышечного   тонуса   в   сочетании   со слабостью   мышц   ­   это   приводит   к   затруднению   или   невозможности произвольных движений. ­   Выраженные   нарушения   мышечного   тонуса,   которые характеризуются   непостоянством,   переходом   от   низкого   тонуса   к выраженным спазмам в определенных группах мышц. ­ Гидрокинезиотерапией могут заниматься люди, которые не могут заниматься   обычной   физкультурой   либо   выполнение   ими   физических упражнений связанно с возникновением сильных болей. ­   Вода,   кроме   физических   свойств   имеет   и   химический   состав, который   положительно   воздействует   на   общее   состояние   больного человека. ­ Гидрокинезиотерапия   способствует   улучшению кровообращения     в   организме.   При   выполнении   упражнений   в   воде значительно повышается тонус мышц и общая физическая выносливость человека. ­ У   перенесших   ампутации   конечностей   выявлены однонаправленные   изменения   со   стороны   кровообращения.   Снижение объемных   величин,   недостаточное   наполнение   так   называемой «компрессионной» камеры. При   невысоком   уровне   ампутации   плавание   способствует повышению   функциональных   возможностей   сердечно   ­   сосудистой системы,   нарастанию   парасимпатической   регуляции,   что   в   целом отражает увеличение резервных возможностей организма. ­ У   людей   с   высоким   уровнем   ампутации   не   происходит существенных   сдвигов   центральной   гемодинамики   и   вегетативной регуляции,   что   обусловлено   глубокими   морфофункциональными изменениями со стороны системы кровообращения. ­ Особую категорию составляют люди с нарушениями опорно­ двигательного аппарата, приобретенными во взрослом возрасте. Эти люди пережили   кризис,   деформацию   привычных   отношений   с   окружающим миром. Настораживает в них их пассивность, неверие в возможность, что ­ либо изменить. Не  смотря на это, целесообразность и необходимость  применения плавания   для   лиц   с   нарушениями   опорно­двигательного   аппарата,   с дефектами   обеих   конечностей   несомненны.   При   высоком   уровне ампутации   плавание   способствует   лечению   контрактур,   повышению биоэлектрической   активности   мышц,   а   так   же,   что   наиболее   важно, является эффективным средством социальной реабилитации, оказывает большое психологическое влияние на совершенствование волевых качеств и   в   целом   способствует   наиболее   полной   адаптации   в   современном обществе.      2.   Анализ средств и методов реабилитации лиц с нарушениями опорно­двигательного   аппарата   показал   что:   Средства   физической реабилитации можно подразделить на  активные и  пассивные.  К активным средствам относятся все формы лечебной физической культуры: разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения и виды спорта, работа на тренажерах, хореотерапия, трудотерапия и др.;  к   пассивным   ­   массаж,   мануальная   терапия,   физиотерапия, естественные   и   реформированные   природные   факторы;   к психорегулирующим ­ аутогенная тренировка, мышечная релаксация и др.     Основной   физкультурной   формой   борьбы   с   заболеваниями опорно­двигательного   аппарата   является   лечебная   физкультура.   Она применяется в форме лечебной гимнастики, ходьбы, терренкура, игр, строго дозированных спортивных упражнений.  В   современной   практике   восстановительного   лечения   наиболее   использование широко физиотерапевтических   факторов   и   медикаментозных   средств,   что распространено   комплексное   обеспечивает взаимовлияние применяемых лечебных воздействий.          ­ эффективность занятий плаванием зависит не только от дозирования физической   нагрузки,   но   и   от   правильного   подбора   разнообразных средств и последовательности физических упражнений при однократном занятии и в курсе реабилитации. В основе занятий лежат дидактические принципы   физической   тренировки:   повторность,   регулярность   и длительность воздействия, необходимые для укрепления двигательного навыка;   постепенность   повышения   физической   нагрузки,   помогающая избежать   физического   перенапряжения;   всесторонность   воздействия   с помощью упражнений для разных групп мышц; доступность упражнения в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся. Основными   принципами   адаптивного   занятия   плаванием   является три группы принципов: ­Социально­психологические   ­     объектом   познания   и   воздействия являются   люди,   имеющие   различные,   неоднородные   поражения; ампутации,   травмы   и   заболевания   спинного   мозга,   последствия   ДЦП, полиомиелита.   Все   это   существенно   влияет   на   философию,   цели, принципы и функции плавания. ­Специфические – специально созданные или разработанные для лиц с   ограниченными   возможностями,   а   именно:   ампутации,   травмы   и заболевания   спинного   мозга,   последствия   ДЦП,   полиомиелита, нарушениями осанки, различными стадиями сколиоза и т. д. ­Обще­методические   направленные   на   максимальное   развитие жизнеспособности   человека,   поддержания   у   него   оптимального психофизического   состояния,   предоставления   каждому   человеку возможности реализовать свой творческий потенциал. По нашему мнению, наиболее значимой является реабилитация, направленная   на   оптимизацию   психических   функций   и   личности инвалида, так как качество жизни в наибольшей мере зависит не только от создания благоприятных социальных условий, но и от того, как он будет воспринимать   окружающий   мир.   Занимаясь   плаванием,   выполняя физические упражнения, общаясь с людьми по общим интересам, люди с ограниченными возможностями смогут изменить свое мировоззрение, тем самым, способствуя своей социальной адаптации и улучшению качества жизни.  3.Была разработана экспериментальная методика для повышения функциональных возможностей лиц с нарушениями опорно­двигательного аппарата средствами плавания, реализация, которой проводилась в три этапа. Анализируя   полученные   результаты,   можно   сказать,   что   все показатели   за   период   исследования   выросли.   Увеличение   показателей происходит   плавно,   без   каких   лбо   скачков.   От   начала   к   концу педагогического   эксперимента   все   показатели   в   экспериментальной группе   имеют   достоверные   различия   (p>0,05),   так   как   эксперимент длился довольно продолжительное время (8 месяцев). В экспериментальной группе показатели «пробы Генче» а так же «пробы   Штанге»   имели   существенные   изменения.   «Проба   Генче»   на начало   эксперимента   составляла   ­   28.29   секунды,   по   окончании   33.43 секунды,   темпы   прироста   17,86%.   «Проба   Штанге»   на   начало эксперимента 49.29 секунды, по окончании эксперимента 55.34 секунды темпы прироста 12.24%. Так же мы отмечаем, что ЧСС на начало эксперимента составлял 71.29, а по окончании эксперимента 67.43. ЧСС понизилось на 5.63%. Среднее   значение   «Пробы   с   изменением   положения   тела, Клиноортостатическая»  на   начало   тестирования   составило   71,29;   на конец   тестирования   среднее   значение   составило   65,86.   Снижение   на 8,56%. Средне значение ММТ на начало тестирования составило 25,71; на конец тестирования среднее значение составило 31,29. Прирост 24,00%. Опираясь на результаты педагогического эксперимента, а так же на математическую статистику мы можем утверждать, что разработанная нами   методика   повышения   функциональных   возможностей   у   лиц   с нарушениями   опорно­двигательного   аппарата   средствами   плавания работает,   так   как   в   конце   эксперимента   мы   получили   достоверные результаты. Примечания. 1. Адушкина   Е.А.   Особенности   занятий   студентов   специальных медицинских   групп   в   системе   физического   воспитания   университета   на примере Костанайского филиала ФГБОУ ВПО «ЧелГУ». // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/02/31193 (дата обращения: 19.11.2016). 2. Андрющенко,   Л.Б.   Спортивно­ориентированная   технология обучения   студентов   по   предмету   физическая   культура   /   Л.Б. Андрющенко // Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 2. – С. 47–54. 3. Апарин, В.Е. Совершенствование преподавания физвоспитания и   лечебной   физкультуры   в   медицинских   вузах   Текст.   /   В.Е.   Апарин   // Физической   культуре   в   вузах   75   лет:   Сб.   науч.   тр.;   Под   ред.   В.В. Пономаревой. ­ М., ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2005. ­ С. 119. 4. Аристакесян,   В.О.   Динамика   физической   подготовленности студентов   с   сочетанными   нарушениями   функций   опорно­двигательного аппарата / В.О. Аристакесян, В.Б. Мандриков, М.П. Мицулина // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 1 (119). – С. 21­ 25. 5. Ашмарин,   Б.   А.   Теория   и   методика   педагогических исследований в физическом воспитании: учебное пособие / Б. А.  Ашмарин. – М.: Академия, 2005. – 287 с. 6. Бабенкова, Е.А. Особенности учебных занятий по физической культуре в специальных медицинских группах [Текст] / Е.А. Бабенкова: Материалы   VII   международной   научной   конференции   «Современный олимпийский спорт и спорт для всех» 24­27 мая 2003 г. – М., 2003 г. – 279 с. 7. Балашова В.Ф., Рева В.А. Физическое воспитание в специальных медицинских   группах   ТГУ.   Актуальные   проблемы   теории   и   практики физической   культуры   и   спорта:   материалы   Всероссийской   научно­ практической конференции. Ульяновск, 2004. – 64 с.

Адаптивная физическая реобилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Адаптивная физическая реобилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Адаптивная физическая реобилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Адаптивная физическая реобилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Адаптивная физическая реобилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Адаптивная физическая реобилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Адаптивная физическая реобилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Адаптивная физическая реобилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Адаптивная физическая реобилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Адаптивная физическая реобилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Адаптивная физическая реобилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Адаптивная физическая реобилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Адаптивная физическая реобилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Адаптивная физическая реобилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Адаптивная физическая реобилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Адаптивная физическая реобилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Адаптивная физическая реобилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Адаптивная физическая реобилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Адаптивная физическая реобилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Адаптивная физическая реобилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Адаптивная физическая реобилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Адаптивная физическая реобилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Адаптивная физическая реобилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Адаптивная физическая реобилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Адаптивная физическая реобилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Адаптивная физическая реобилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2019