Данная авторская программа составлена для детей младшего школьного возраста и рассчитана на 2 года (68 часов). В программе показано сочетание таких спортивных направлений, как фитнес и йога. Фитнес развивает физическую активность детей, направляет их энергию в правильное русло, помогает справляться с гиперактивностью. Йога в свою очередь приводит в равновесие нервную систему ребят, учит правильному отдыху и расслаблению. Программа в работе несколько лет и очень нравится детям.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской
области средняя общеобразовательная школа № 2
с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр»
города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский Самарской области
Утверждаю:
«___»__________ 20____г.
Директор ГБОУ СОШ № 2
_________Поперечная Ю.В
Рабочая программа по внеурочной деятельности
спортивнооздоровительного направления
«Фитнес + Йога»
(для обучающихся начальных классов)
Программа рассчитана на детей в возрасте 8,9лет
Срок реализации программы 1год68 часа 2 часа в неделю
Авторсоставитель:
Остроумова М.А.
учитель начальных классов
1категории
г. Нефтегорск 2017
1Cодержание
1. Пояснительная записка_________________________________3
2. Критерии оценки знаний, умений и навыков ______________9
3. Учебный план программы ______________________________11
4. Учебнотематический план _____________________________12
5. Содержание программы ________________________________14
6. Список литературы ____________________________________17
7. Приложение __________________________________________18
2Пояснительная записка
Актуальность.
В настоящее время, когда растет детская заболеваемость и дети живут в ритме
большого города в постоянной суматохе и стрессе, для них имеют большое
значение все мероприятия, ведущие к улучшению здоровья не только
физического, но и здоровья духовного. По мнению специалистов медиков 75%
всех болезней человека заложено в детские годы и только 10% детей приходят в
школу абсолютно здоровыми. Поэтому необходимо объединить все силы и всех
в познании здоровья ребёнка, создании «портрета» его здоровья. Даже в
поговорке говорится: «Берегите здоровье смолоду!» этот девиз отражает
необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить
детей здоровыми, сильными, эмоциональноустойчивыми – задача каждой
школы!
Дети часто болеют и имеют слабую физическую подготовку, поэтому считаю
целесообразным заняться дополнительным укреплением здоровья ребят на
занятиях внеурочной деятельности « Фитнес + йога». Занятия фитнесом
помогут укрепить организм , а занятия йогой будут учить ребят собранности и
умению приводить себя в спокойное состояние, что так необходимо при
огромном количестве гиперактивных детей.
Фитнесйога – это надежное и малозатратное средство защиты от многих бед
современного европейского человека, источник пользы и удовольствия.
Фитнессйога – это Запад и Восток, предоставляющие все самое лучшее из своих
подходов к оздоровлению и здоровому образу жизни. Кроме того, это настоящий
симбиоз философий: гармония человека, направленная на победу над
обстоятельствами. В названии программы – все его содержание и смысл:
Фитнес (в переводе с английского адекватность, соответствие) –
методики, адекватные физическому состоянию и соответствующие
требованиям ребенка утомленного рабочим днем, скучающего,
подверженного стрессам и заболеваниям, связанным с иммунодефицитом.
Одним словом фитнес это укрепление организма с помощью физических
упражнений, идеологической основой которой является доступность
занятий во всех смыслах этого слова. Слово «фитнес» пошло от
английского «to be fit» соответствовать. Перефразировка: быть
здоровым, вести здоровый образ жизни. В целом фитнес можно
охарактеризовать как физическую активность, интегрального плана, целью
которого является повышение способности организма к физическим
нагрузкам. [1]
3 Йога – великая индийская система философии и движения.
Сначала йога совершенствует тело. Выполняя йоговские позы (асаны),
человек обретает физическое и психическое здоровье и силу.
Далее он учится управлять эмоциями, контролировать колебания ума и
достигает состояния равновесия и самообладания. Это помогает успешно
преодолевать трудности, воспитывать в себе удовлетворенность судьбой и
значительно повышать качество жизни.
Йога, адаптированная для детей, построена на основе традиционных
динамических упражнений с игровыми вставками. Такая программа с
удовольствием воспринимается ребятами и позволяет развить силу, гибкость,
выносливость, расширить диапазон движений, улучшить координацию и
владение телом. Замечено, что занятия йогой для детей действуют
успокаивающе и гармонизируют физическое и душевное состояние ребёнка.
[2]
Особенно полезна йога ученикам начальных и средних классов, ведь именно
в этом возрасте закладываются основы здоровья детей. Йога развивает
гибкость,
хорошую осанку и помогает бороться со школьным
сколиозом. Кроме того, она повышает сопротивляемость к различным
заболеваниям и укрепляет организм. Она дает выход для природной детской
активности, поэтому особенно полезна неуравновешенным, неусидчивым
и гиперактивным детям. Доказано, что школьники, занимающиеся йогой,
более дисциплинированны, лучше учатся и меньше устают.
Регулярные тренировки по фитнес йоге способствуют естественному
снижению веса, улучшению гибкости тела и повышению тонуса, кроме того
ребенок будет лучше чувствовать свое тело, возрастёт сила воли и уверенность в
себе. Дети будут ощущать внутреннее спокойствие и уравновешенность, а
подверженность стрессу заметно уменьшится. Поддержание правильной осанки,
чередование движения и покоя, саморегуляция и поддержание спокойного
психического состояния, познание человеком самого себя непременное
условие гармоничного функционирования систем детского организма .
Для выполнения данной программы упражнений нам не понадобится
дорогое оборудование и экипировка. Это немаловажно, учитывая низкий
уровень жизни некоторых семей моего класса. На занятия ребенок может
приходить в спортивной форме, в которой он занимается на уроке физической
культуры.
Основу физической йоги составляют асаны специальные положения тела.
Асаны это упражнения, связанные с медленными, умеренными движениями и
состоянием покоя тела, в сочетании с правильным дыханием и расслаблением.с
4мышечной активностью. Требуется дыхание особого рода: полное, ритмическое,
контролируемое и замедленное.
Выполнение асан дает профилактический,
терапевтический и
психотерапевтический эффекты. Они воздействуют на пищеварительную,
сердечнососудистую, дыхательную, нервную, эндокринную системы, на систему
выделения и весь двигательный аппарат. Крупнейший специалист в области
физиологии спорта доктор биологических наук В.С. Фарфель констатирует: «…
мое знакомство с гимнастическими упражнениями позволяет утверждать, что
асаны статичные упражнения йогов хорошее средство для развития суставной
гибкости и чувства равновесия при небольшой затрате физической энергии». В
йоге, как и в любой системе физической культуры, подчеркивается, что с заботы
о теле начинается развитие и совершенствование главного духа
(«тренированное тело способствует тренировке ума»). [3]
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному
направлению «Фитнес + йога» носит комплексный характер, что отражено в
межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: литературное
чтение, окружающий мир, физическая культура, музыка.
Данная программа разработана с учетом требований, предъявляемых к
содержанию программ федеральными государственными стандартами.
Разработанная мною программа внеурочной деятельности спортивно
оздоровительной направленности «Фитнес + йога» для обучающихся начальных
классов рассчитана на 1 год обучения. Программа предполагает
проведение занятий со школьниками 23 классов и рассчитана на 2 часа
в неделю. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет
режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности
проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность
соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 3540 минут.
Занятия проводятся в спортзале школы. В начале каждого занятия – беседа о
способах сохранения и укрепления здоровья 710 минут, а далее разминка и
фитнесйога.
Методы преподавания. Основные теоретические сведения передаются во время
бесед, а практические навыки во время тренировочных занятий. Используются
разнообразные формы, позволяющие каждое занятие сделать неповторимым. Это
привычные для тренировок йоги асаны, комплексы асан, дыхательные
упражнения, релаксации, а также парные и групповые растяжки, эмоциональные
5разминки, театрализованные пластические этюды, игры на развитие качеств
психики.
Цель программы:
Создание условий для физического развития детей, формирования гармонически
развитой, активной личности, развития навыков самооценки и самоконтроля в
отношении собственного здоровья, обучения способам и приемам сохранения и
укрепления собственного здоровья.
Задачи программы:
1. Формирование:
представлений о факторах, оказывающих влияние на здоровье;
полезных продуктах;
рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха;
двигательной активности;
положительного влияния эмоционального состояния на здоровье и
общее благополучие;
навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам
состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и
развития;
2. Обучение:
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и
укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать
своё здоровье;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
упражнениям сохранения зрения.
Обучение действенным методам саморегуляции (растяжкам, асанам,
комплексам асан, дыхательным упражнениям, релаксации);
привить навык самостоятельных занятий.
3.Воспитывающие:
привитие интереса к регулярным занятиям;
воспитывать дисциплинированность, аккуратность, вежливость.
Целью реализации основной образовательной программы начального
общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению
выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний,
умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка
младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и
состояния здоровья.
6Следовательно, выпускник младших классов должен иметь : устойчивый
интерес к учению, наблюдательность, осведомленность, применять знания на
практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным,
заботливым, аккуратным, креативным, инициативным, чувствовать доброту,
иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и
общественное, иметь навыки самоорганизации, открытый внешнему миру.
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования
решаются следующие задачи:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения
обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной
деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и
оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
обучающихся,
предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных
установок, национальных ценностей;
духовнонравственное
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
развитие
и воспитание
Место программы в учебном плане:
Программа рассчитана на 2 часа в неделю: во 24 классах 68 часов в
год. Программа построена на основании современных научных представлений о
физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста,
раскрывает особенности соматического, психологического и социального
здоровья.
Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно
оздоровительному направлению «Фитнес + Йога» отражает социальную,
психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной
программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно
допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Программа внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному
направлению «Фитнес + йога», предполагает обучение на двух основных
уровнях: первый информативный, который заключается в ознакомлении с
правилами и закономерностями здорового образа жизни; второй —
поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели
поведения.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
7Основная образовательная программа учреждения предусматривает
достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
ценностносмысловые установки выпускников начальной школы,
отражающие их индивидуальноличностные позиции, социальные
компетентности,
личностные качества; сформированность основ
российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные
учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты: освоенный обучающимися, в ходе изучения
учебных предметов, опыт специфической для каждой предметной области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и
применению, а также система основополагающих элементов научного
знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по
спортивнооздоровительному направлению «Фитнес +Йога» является
формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые
и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве
(этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор,
при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Реализуя данную программу, ожидаются следующие результаты:
Ребёнок должен знать, что:
на занятия надо приходить во время, в чистой, аккуратной форме, с
аккуратно причёсанными волосами;
заходя, надо здороваться и спрашивать разрешения; по окончанию –
прощаться с педагогом и другими детьми;
ребята знакомы с элементами строевой подготовки и базовыми шагами
аэробики.
Ребёнок должен уметь:
Красиво выполнять элементы строевой подготовки;
Правильно выполнять ритмичные упражнения
на развитие
подвижности рук, ног, шеи;
Правильно выполнять базовые шаги ;
Справляться с заданиями, которые развивают осанку, гибкость;
Различать характер музыки, темп, ритм;
8Требования к УУД:
Познавательные УУД:
Осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни, аэробике, йоге
.
Поиск и выделение необходимой информации: находить ответы на
вопросы о здоровье, используя литературу, свой жизненный опыт и
информацию,
полученную на уроке.Анализировать полученную
информацию: делать выводы.
Планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от
индивидуальных особенностей
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем); [5]
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя.
Определять последовательность действий на уроке.
Учить
высказыватьсвоё предположение,
учить
работать
по
предложенному учителем плану.
Сличение способа действия и его результата с эталоном.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Личностные УУД:
Знание основных моральных норм на занятиях фитнесом и ориентация на
их выполнение.
Установка на здоровый образ жизни
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Ориентация в нравственном содержании своих поступков и поступков
окружающих .
Коммуникативные УУД:
Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Слушать и понимать речь других.
Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения
задания
9 Совместно договариваться о правилах общения и поведения и
следовать им.
Контролировать действия партнѐра в парных упражнениях, учиться
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать
Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Низкий уровень:
удовлетворительное владение теоретической
информацией по темам курса и выполнение некоторых асан и упражнений из
комплексов.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической
информацией по курсу, правильное выполнение многих изученных асан и
комплексов упражнений по фитнесу.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией и
правильное выполнение всех основных изученных асан и комплексов
упражнений, умение повторить изученные комплексы упражнений под музыку и
без музыки. Самостоятельный подбор упражнений для утренней зарядки.
А так же проводится анкета «Отношение детей к ценности здоровья и
здорового образа жизни» ( приложение 1)
10Учебный план программы «Фитнес + Йога»
11№
п/п
Раздел
1. Вводное занятие
2. Оздоровительная
фитнес аэробика + детская йога
3. ОРУ с предметами и без,
акробатика + детская
йога
4. Фитнес + йога.
Всего
Итого
1 год
теория
практика
1
5
3
5
14
1
20
12
21
54
68 часов
Учебнотематический план
12Колво часов
теория практика
1
всего
2
Тема
№
п/п
1 Вводное занятие. (2 ч.)
1.1 Правила техники
безопасности на занятиях
фитнес – йогой.
1.2 Ориентация в
пространстве.Порядок
работы на занятиях по
фитнес йоге.
2
Оздоровительная фитнес –
аэробика и детская йога.
2.1 Базовая аэробика + дыхание
и асаны.
2.2 Упражнения на развитие
осанки, гибкости + легкое
дыхание и асаны.
2.3 Базовые шаги + асаны.
2.4Комплекс танцевальной
аэробики +асаны.
2.5Сказочная аэробика +
дыхание жужжащей пчелы.
2.6 Фитнес разминка +
солнечное и лунное дыхание.
2.7 Закрепление изученных
комплексов упражнений и асан.
3
Акробатика + детская йога.
ОРУ с предметами и без.
1
5
1
1
1
1
0,5
0,5
3
20
25
2
2
2
4
3
4
2
3
3
3
5
4
5
2
12
15
133.1 Упражнения с предметами.
3.2 Общеразвивающие упражнения
+ йога.
3.3 Упражнения с
гимнастическими предметами +
йога.
3.4 Акробатические упражнения +
йога.
3.5 Закрепление изученных техник.
4
Фитнес – йога
4.1 Танцевальный рисунок.
4.2 Танец солнцу(комплекс
упражнений)
4.3 Техники медитации
1
1
1
5
1
2
2
3
3
3
2
1
21
7
7
7
26
14Содержание программы
1. Вводное занятие: 1.1 Беседа « Что такое фитнес–йога» Ознакомление с
правилами техники безопасности, гигиеной спортивных занятий, содержанием
занятий . 1.2 Беседа « Что такое асаны». Построение. Разминка. Разучиваем
последовательность этапов занятия. Зверо –аэробика (имитация движений
животных). Дыхание жужжащей пчелы и легкое дыхание (йога)
2. Оздоровительная фитнесаэробика и детская йога:
2.1 История развития аэробики и фитнеса. Беседа « Слагаемые здоровья».
Правила безопасного поведения на занятиях фитнес аэробикой, требования
безопасности к местам занятий, оборудованию и инвентарю. Санитарно
гигиенические требования к местам занятий, к одежде занимающихся.
Общеразвивающие упражнения : в положении стоя: упражнения для рук и
плечевого пояса в разных направлениях; упражнения для туловища и шеи;
упражнения для ног. Элементы йоги: «Плуг», «Лодочка», «Ракушка»,
«Верблюд».
2.2 Беседа « Режим труда и отдыха для укрепления здоровья».
Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа: упражнения для стоп;
упражнения для ног в положении лежа; упражнения для мышц живота в
положении лежа на спине; упражнения для мышц спины в положении лежа на
животе.
2.3 Беседа « Полезные продукты для правильного питания». Базовые шаги,
шаг с касанием, открытый шаг, захлест голени, подъем колена и др. Элементы
йоги: «Плуг», «Лодочка», «Ракушка», «Верблюд», «Кошка», «Изгибающаяся
собака».
2.4 Беседа « Эмоциональные состояния человека. Учимся контролировать
эмоции». Упражнения на растягивание: в полуприседе для задней и передней
поверхности бедра в положении лежа для задней, передней и внутренней
поверхностей бедра. Комплекс танцевальной аэробики. Элементы йоги:
«Рыбка», «Дерево», «Саранча», «Верблюд», «Кошка», «Изгибающаяся собака».
2.5 Беседа « Учусь общаться» . Упражнения на растягивание: в полуприседе для
мышц спины; стоя для грудных мышц и плечевого пояса. Рассказываем сказку
15движениями в танце. Элементы йоги: «Рыбка», «Дерево», «Саранча», «Голубь»,
« Кобра».
2.6 Беседа « Как сохранить зрение», гимнастика для глаз, фитнес – аэробика,
Элементы йоги: упражнения на дыхание (солнечное и лунное дыхание), «Гора»,
«Лук», «Полумесяц», «Лотос», «Полулотос».
2.7 Повторение изученных шагов, танцевальных комплексов, асан.
3. Акробатика +детская йога. ОРУ с предметами и без.
3.1Беседы « Акробатика и гимнастика». Ору с мячом и скакалкой под музыку и
без музыки. Элементы йоги: «Рыбка», «Дерево», «Саранча», «Верблюд»,
«Кошка».
3.2 Беседа « Красота и пластика художественной гимнастики». ОРУ без
предметов (повороты, наклоны, выпады и т.д.) Общеразвивающие упражнения с
предметами ( обруч, скакалка, мяч, гимнастическая палка). Элементы йоги:
упражнения на дыхание (солнечное и лунное дыхание), «Гора», «Лук»,
«Полумесяц», «Лотос», «Полулотос».
3.3 Беседа «Наши спортсменки на Олимпиаде» с презентацией.
Общеразвивающие упражнения с предметами ( обруч, скакалка, мяч,
гимнастическая палка). Элементы йоги: «Гора», «Лук», «Полумесяц», «Лотос»,
«Полулотос», медитация.
3.4 Акробатика: стойка на лопатках, перекаты, группировка, стойка на одной
ноге, шпагат, мост (различные положения), поддержки (в парах, тройках,
группах), групповые упражнения, кувырки (вперед, назад ), колесо. Элементы
йоги: «Рыбка», «Дерево», «Саранча», «Голубь», « Кобра», медитация.
3.5 Закрепляем изученные асаны, упражнения с предметами под музыку и без
музыки. ОРУ без предметов (повороты, наклоны, выпады и т.д.)
Общеразвивающие упражнения с предметами ( обруч, скакалка, мяч,
гимнастическая палка) Гимнастические комплексы (пирамиды)
4.Фитнес –йога.
4.1 Танцевальный рисунок ( по кругу, в шеренгах, в колонне, диагональ,
змейкой). Определение музыкальных стилей, подбор движений в соответствии с
музыкальным стилем. Составление соревновательных композиций.
4.2 Фитнес – разминка . Композиции йоги: « Танец солнцу» [3]
Танец солнцу.
16Положение 1: Ладони сложите вместе, кончики пальцев приблизьте к
губам.
Положение 2: Прижмите большие пальцы рук друг к другу, вытяните
руки вверх, чтобы голова оказалась между ними. Смотрите вверх.
Положение 3: Наклонитесь вперёд, не сгибая коленей. Смотрите на
колени.
Положение 4: Отставьте назад левую ногу так, чтобы колено
касалось пола; согните правую ногу. Положите ладони рук на пол
так, чтобы кончики пальцев рук были на одной линии с кончиками
пальцев правой ноги (кисти рук располагаются с обеих сторон
правой ступни). Слегка прогнитесь назад и смотрите вверх.
Положение 5: Отставьте назад к левой правую стопу (пятки ног
едва касаются пола), ягодицы поднимите вверх, голову держите
между рук.
Положение 6: Последовательно прижмите к полу колени, грудь и
подбородок. Область таза не касается пола. Кончики пальцев рук
находятся на одной линии с плечами, руки плотно прижаты к рёбрам,
локти направлены вверх.
Положение 7: Опустите область таза на пол и одновременно
скользите верхней частью туловища вперёд. Медленно поднимите
голову, а затем отрывайте грудь от пола. Постарайтесь удерживать
положение, напрягая мышцы спины, руки используйте в основном
для поддержки веса тела.
Положение 8: Поднимите тело, вернувшись в Положение 5.
Положение 9: Приведите левую стопу вперёд между кистями рук
(ближе к левой кисти). Правое колено прижмите к полу. Прогнитесь
назад и смотрите вверх.
Положение 10: Поставьте правую стопу рядом с левой. Колени не
сгибайте, как в Положении 3.
Положение 11: Вытяните руки вверх над головой, прижав друг к
другу большие пальцы, как в Положении 2.
Положение 12: Сложите ладони вместе, поместив кончики пальцев
рядом с губами, как в Положении 1.
Отдых: Опустите руки вдоль туловища, ноги поставьте на ширину
плеч. Закройте глаза, чтобы отдохнуть. Повторяем 23 раза.
По аналогии разучиваем композицию « Путь воина»
4.3 Элементы йоги: «Рыбка», «Дерево», «Саранча», «Верблюд», «Гора»,
«Лук», «Полумесяц», «Лотос», «Полулотос», «Кошка», комплекс «Танец
солнцу». Детская медитация «На покое», « Внутреннее пространство».
17Список литературы:
1. Тартаковский М.С. Нетрадиционная физкультура. М.: Просвещение, 1986.
2. Евтимов В. Йога. М.: Медицина, 1986.
3. Кеннет К. Коэн и Джоан Хайм. Руководство по йоге для детей (иллюстрации)
Copyright © 20012007 А.П. ОЧАПОВСКИЙ перевод, примечания, редакция.
4. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие
для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От
действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.
Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – 2е изд. – М.: Просвещение, 2010.
6. Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А., Методика преподавания физической
культуры 14 классы./ Методическое пособие и программа / Л.Д. Глазырина,
Т.А. Лопатик М: Владос, 2002. – 208 с.
Информация рекомендуемая детям для чтения и просмотра :
-сказочная аэробика для детей (видео)
1. http://dimulik.ru/gimnastika/939-skazochnayaaerobika.html
2. http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=4313
3. http://900igr.net/prezentatsii/fizkultura/Gimnastika/002-
4. http://www.tinlib.ru/zdorove/fitnes_posle_40/p4.php асаны и
Soderzhanie.html -презентации о спорте
рекомендации ученикам
185. Берестов, В.Д. Как я научился плавать /В.Д. Берестов // Берестов, В.Д.
Любимые стихи /В.Д. Берестов. М.: АСТПРЕСС, 1997. С.15.
6. Кеннет К. Коэн и Джоан Хайм. Руководство по йоге для детей
(иллюстрации) Copyright © 20012007 А.П. ОЧАПОВСКИЙ перевод,
примечания, редакция.
7. Есеновский, М. Пуговица /М. Есеновский //Классики:лучшие стихи
современных детских писателей. М.: Дет. лит., 2003.
8. Михалков, С.В. Про девочку, которая плохо кушала /С.В. Михалков . М.:
Издво «Бамбук», 2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета для учащихся
«Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни»
Внимательно прочитай и ответь на вопросы
1. Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг,
который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя
помочь ему. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит
делиться даже с самым лучшим другом:
Мыло, зубная паста, мочалка, зубная щетка шампунь тапочки, полотенце для
тела
2. На дверях столовой вывесили два варианта расписания приема пищи:
одно расписание – правильное, другое неправильное. Определи и отметь
правильное расписание
Завтрак 8.00
Обед 13.00
Полдник 16.00
Ужин 18.00
Завтрак 9.00
Обед 15.00
Полдник 18.00
Ужин 21.00
3. Оля, Вера и Таня не могут решить, сколько раз в день нужно чистить
зубы. Отметь тот ответ, который тебе кажется верным:
19Оля: зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся
за день остатки пищи.
Вера: зубы чистят утром и вечером.
Таня: лучше чистить зубы по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день.
4. Ты назначен дежурным и должен проследить за тем, как твои друзья
соблюдают правила гигиены. Отметь, в каких случаях ты посоветуешь им
вымыть руки:
Перед чтением книги перед едой
Перед посещением туалета, перед тем как идешь гулять
После посещения туалета после игры в баскетбол
После того как заправил постель после того как поиграл с
Кошкой
5. Как часто ты посоветуешь своим друзьям принимать душ?
Каждый день, 23 раза в неделю, 1 раз в неделю
6. Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь?
Положить палец в рот
Подставить палец под кран с холодной водой
Помазать ранку йодом
Помазать кожу вокруг ранки йодом
7. Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для
счастливой жизни? Выбери 4 из них:
Иметь много денег
Иметь интересных друзей
Много знать и уметь
Быть красивым и привлекательным
Быть здоровым
Иметь любимую работу
Быть самостоятельным
Жить в счастливой семье
8. Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее
важными? Выбери 4
Регулярные занятия спортом
Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать
Хороший отдых
Знания о том, как заботиться о здоровье
Хорошие природные условия
Возможность лечиться у хорошего врача
Выполнение правил ЗОЖ
9. Что из перечисленного присутствует в твоем распорядке дня? Отметь
цифрами: «1»ежедневно; «2» несколько раз в неделю; «3»очень редко или
никогда.
20Утренняя зарядка, пробежка
Прогулка на свежем воздухе
Завтрак
Сон не менее 8 часов
Обед
Занятия спортом
Ужин
Душ, ванна
10. Какие мероприятия по охране здоровья проводятся в классе? «1»
проводятся интересно; «2»проводятся неинтересно; «3» не проводятся:
Уроки, обучающие здоровью
Спортивные соревнования
Классные часы о том, как заботиться о здоровье
Викторины, конкурсы, игры
Показ фильмов о том, как заботиться о здоровье
Праздники на тему здоровья.
Анализ анкеты
Таблица 1
Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни
Вопрос Ответ
Балл
Суммарный
балл
Интерпретация
Знание правил пользования средствами гигиены
1
2
Мыло
Зубная щетка
Мочалка
Зубная паста
Шампунь
Тапочки
Полотенце для
0
2
2
0
0
2
2
тела
баллов –
достаточная
осведомленность;
68
4
балла –
недостаточная
осведомленность;
02 балла – незнание
правил пользования
средствами гигиены
Осведомленность о правилах организации режима питания
Первое
расписание
4
4 балла – ребенок
осведомлен о правилах
21Второе
расписание
0
Осведомленность о правилах гигиены
организации режима
питания;
0 баллов – не
осведомлен
1618
высокий
осведомленности;
баллов –
уровень
1214
баллов –
удовлетворительный
уровень;
010
баллов –
недостаточный уровень
По вечерам
Утром и вечером
По утрам
Перед чтением
книги
Перед
посещением туалета
После посещения
туалета
Когда заправил
постель
Перед едой
Перед прогулкой
После игры в
баскетбол
После игры с
кошкой
Каждый день
Дватри раза в
неделю
Один раз в неделю
0
4
0
0
2
2
0
2
0
2
2
4
2
0
Осведомленность о правилах оказания первой помощи
Положить палец в
рот
Подставить палец
под кран с холодной
водой
Помазать ранку
йодом
Помазать вокруг
ранки
0
0
4
6
Личностная ценность здоровья
0
много
Иметь
денег
Много знать и
1
уметь
46 баллов – ребенок
осведомлен о правилах
оказания
первой
помощи;
0 баллов – не
осведомлен
67 баллов – высокая
личностная значимость
здоровья;
45
баллов –
22
3
4
5
6
7недостаточная;
13 балла – низкая
быть здоровым
Быть
самостоятельным
Иметь интересных
друзей
Быть красивым и
привлекательным
Иметь любимую
работу
Жить
в
счастливой семье
2
2
0
0
1
2
Оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья
8
Регулярные
занятия спортом
Хороший отдых
Знания о здоровье
Хорошая
экология
Хороший врач
Средства
для
питания
Выполнение
правил ЗОЖ
2
0
2
0
0
0
2
6
баллов –
роли
понимание
поведенческой
активности
сохранении
укреплении здоровья;
4
балла
недостаточное
понимание;
02
балла
отсутствие понимания
в
и
–
–
Соответствие распорядка дня учащегося требованиям здорового образа
жизни
9
Утренняя зарядка,
За
пробежка
Завтрак
Обед
Ужин
Прогулка
свежем воздухе
на
Сон не менее 8
часов
Занятия спортом
Душ, ванна
каждый
ответ
«1» 2
балла;
«2»
1 балл;
«3»
0 баллов
1416
баллов –
полное соответствие
распорядка
дня
учащегося требованиям
ЗОЖ;
913
баллов –
неполное соответствие;
баллов –
08
несоответствие
Оценка учащимися личностной значимости мероприятий, проводимых в
школе для формирования здорового образа жизни
2310
Уроки,
обучающие здоровью
Классные часы о
здоровье
Показ фильмов
Спортивные
соревнования
Викторины,
конкурсы, игры
Праздники
За
каждый
ответ
«1» 2
балла;
«2»
1 балл;
«3»
0 баллов
1012
баллов –
значимость
высокая
мероприятий,
проводимых в школе;
баллов –
69
недостаточная
значимость;
05 баллов низкая
значимость
6577 баллов: у ребенка сформирован высокий уровень представлений о
ценности здоровья и здорового образа жизни.
4664 балла: средний уровень знаний.
2145 баллов: низкий уровень знаний.
24