Адаптивная система обучения осужденных на основе личностно-ориентированного подхода
Оценка 5
Особые потребности
docx
администрации
11 кл
31.01.2017
Адаптивная система обучения осужденных на основе
личностно-ориентированного подхода
Цыдыпова Оюна Цыреновна,
зам. директора по УВР МБОУ ВСОШ №2
«Человек создан, чтобы жить в обществе: разлучите его с ним - мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу как дикий терновник среди пустыря» Дени Дидро.
В этих словах, сказанных еще в XVIII веке - целая программа для педагогического коллектива, работающего с осужденными. Вернуть человека в общество - вот в чем задача и сверхзадача учителя при ИУ. Но под силу ли это образовательной в местах лишения свободы? Не утопия ли это?
Ситуационный анализ выделяет в деятельности школы ряд проблем. Низкий уровень знаний учащихся – осужденных к моменту поступления в школу. В ней обучаются лица в возрасте от 18 до 30 лет.
За истекший период идет постоянное омоложение контингента учащихся за счет постоянного омоложения преступности. Как правило, это бывшие учащиеся дневных и вечерних школ в свое время по разным причинам оставившие обучение в обычных общеобразовательных учреждениях (систематическая неуспеваемость, нарушение дисциплины, безнадзорность, совершение правонарушений и преступлений, необходимость поиска работы, чтобы помочь семьям выжить и т.д.). Кроме них обучаются лица, ранее обучавшиеся в вечерних (сменных) общеобразовательных школах при исправительных учреждениях и не завершившие свое образование по причине убытия за пределы исправительных учреждений.
Расчеты указывают на перерыв в обучении от 2 до 8 лет. Вследствие этого проводимые в начале учебного года проверочные работы по определению знаний, умений и навыков учащихся из числа вновь поступившего контингента показывают низкий уровень ЗУН. Поэтому проводится работа по восстановлению пробелов и утраченных знаний по каждому из изучаемых в школе предметов, особенно по русскому языку, литературе, математике, физике и химии.
Низкий культурный уровень вновь поступивших в школу учащихся осужденных, порой с трудом подбирающих нормативную лексику для выражения своих мыслей и не умеющих четко и грамотно построить свою засоренную жаргоном речь. Работа по привитию навыков культурного поведения, неукоснительного соблюдения действующего законодательства проводится педагогами школы совместно с воспитательной частью учреждения. Учителя школы работают непосредственно в закрепленных за ними отрядах осужденных, делая акцент на индивидуальную работу с каждым учеником. В планах работы классных руководителей отражались мероприятия, направленные на эстетическое и нравственное воспитание учащихся.
Деятельность педагогического коллектива подчинена задачам обучения учащихся – осужденных, привитию им навыков неукоснительного соблюдения действующего законодательства, культурного поведения, а также привитию им желания продолжать обучение после окончания школы.
Совместно с воспитательным отделом учреждения в течение учебного года проводятся заседания советов воспитателей, на которых затрагиваются вопросы нравственного воспитания учащихся, обсуждаются недостатки в воспитательной работе и намечались пути их устранения. В результате совместно принимаемых мер посещаемость учащимися учебных занятий возросла.
Администрация школы контролирует преподавание предметов. На совещании при директоре рассматриваются вопросы состояния преподавания предметов и способы улучшения качества знаний учащихся. Проводятся административные проверочные и контрольные работы практически по всем изучаемым предметам. Как и ранее, в отчетном периоде администрация школы уделяла определенное внимание вопросам повышения педагогического мастерства учителей. С целью обмена опытом работы проводятся методические семинары, открытые уроки и внеурочные мероприятия.
Основная часть учителей имеет длительный опыт работы при исправительном учреждении. Уроки проводятся на достаточном методическом уровне. Педагоги продолжают изыскивать новые формы работы по привитию учащимся желания получать знания, вырабатывают у них положительную мотивацию к обучению, глубоко и основательно работают над реализацией рабочих программ. Одной из основных противоречий нашей школы – между недостаточным уровнем первичных знаний учащихся и необходимостью обеспечения прочных знаний с первых дней учебных занятий. В самом начале обучения программы практически всех предметов предусматривают вводно – корректирующий курс, цель которого – подготовить учащихся к усвоению нового систематизированного содержания предметов. Учителя стремятся использовать вводное повторение, как для выявления опорных знаний, так и как обучающее, помогающее учащимся восстановить минимум знаний, подготовить необходимую базу для обучения предмету. Все это формирует в дальнейшем опорные знания и понятия, что является одним из требований образовательных программ.
В связи с рядом объективных причин (угнетенное психологическое состояние учащихся, их забывчивость, порой нежелание запоминать учебный материал), в повседневной учебной работе с учащимися постоянно присутствовало (и будет продолжать присутствовать) проблема выравнивания их знаний. Эту проблему педагоги стараются решать на всех этапах обучения – на уроках, индивидуальных консультациях, когда учителя углубляют знания, умения и навыки учащихся по основным вопросам изучаемого материала.
Важным условием для реализации рабочих программ является их связь с жизненным и производственным опытом; как показывает практика, учащиеся нашей школы лучше всего усваивают такие знания, какие они, по их представлению, лучше всего в будущем могут применить на практике. Поэтому учителя стараются там, где это представлялось возможным, показать применение получаемых знаний на практике.
Как и прежде, одним из примеров деятельности учителей является их работа по привитию учащимся – осужденным положительной мотивации к обучению и выработке у них стремления постоянно повышать свой общеобразовательный уровень. Продолжает совершенствоваться проведение учителями таких форм уроков, как интегрированных и уроков – вечеров, при подготовке к которым учащимся приходится самим изготавливать плакаты с кроссвордами, сканвордами, викторинами, обращаться за помощью к учителям, т.е. происходит самостоятельный поиск знаний. На таких уроках и мероприятиях учащиеся активны, любознательны, делают обобщения, самостоятельно мыслят.
Тем не менее, как и в прошлом, анализируя работу школы, приходится констатировать, что, несмотря на принимаемые меры, уровень ЗУН учащихся – осужденных остается по - прежнему невысоким. Средний бал по многим предметам едва – едва превышает «тройку». Анализ выполнения Госстандарта показал, что основная оценка учащихся – 3. Но, отношение учащихся к обучению медленно изменяется в лучшую сторону. Учащиеся школы стараются опрятно выглядеть, следить за культурой речи, меньше допускают нарушение режима содержания. И уж если осужденный написал заявление с просьбой принять его на обучение в школу, то это свидетельствует о том, что человек задумывается о будущем, стремится изменить свою жизнь к лучшему, стать полноправным членом общества.
На протяжении многих лет вечерние школы при исправительных колониях развиваются и выполняют очень важные функции. Одна из них воспитательная. Весь воспитательный процесс должен быть направлен на то, чтобы осуждённые после освобождения, чувствовали себя нужными обществу. Главная задача педагогов – воспитателей – помочь молодым людям «открыть в себе человека», обогатить их духовный мир, создать условия для саморазвития и самообразования, формировать личность, способную строить жизнь, достойную человека, идеалами которого являются добро, красота.
Поэтому педагогический коллектив начал работу над Программой развития школы «Адаптивное образовательное пространство школы как среда социальной реабилитации обучающихся», которая соответствует концепции модернизации образования.
Учителя школы в своей воспитательной деятельности делают акцент на усиление воспитательного процесса, используют педагогические технологии, не уничтожающие личность учащихся – осуждённых, а утверждающие ценность и достоинство человека.
В школе каждый учитель чётко планирует воспитательную работу в классах. Проводится изучение личности осуждённых, с целью получения правильного, объективного представления об осуждённых.
Классными руководителями ведётся длительная целенаправленная работа, которая предусматривает индивидуальный подход к каждому учащемуся. Индивидуальная работа, как система психолого - педагогического воздействия коллектива воспитателей, отдельных осуждённых с положительной направленностью, имеет цель – способствовать исправлению спецконтингента. А именно, разрушить ошибочные взгляды, укрепить в них веру в себя.
Каждый учитель – воспитатель проводит главную мысль: человек – личность – творец своей судьбы и возможности его в этом плане безграничны.
Интересные дискуссии на таких общешкольных мероприятиях возникли у учащихся на обсуждении таких тем, как «К чему люди стремятся в жизни?», «Зачем молодым людям образование?». Педагогом было проведено анкетирование, результаты которого показали, что для многих учащихся образование в будущем имеет большую роль. Очень многие задумываются о перспективах новой жизни на свободе, заражены оптимизмом и верой в себя.
Очень интересно проходят беседы о духовно – нравственном воспитании «Азбука нравственности». На этих мероприятиях педагоги выявляли положительные качества в каждом ученике. Благодаря такому подходу к воспитанию учителям удаётся привлечь большую группу учащихся к активной работе на уроках и во внеклассных мероприятиях.
Большой популярностью пользуются мероприятия, построенные в форме игры. Это – Клуб знатоков «Уникальные свойства воды», математический брейн - ринг, «Необычные викторины по истории». Все эти общешкольные мероприятия были подготовлены совместными усилиями педагогов и учеников. И что важно помимо воспитательного характера, на этих мероприятиях прививается познавательный интерес к предметам школьной программы. В интеллектуальном поединке учащиеся школы сражались за звание лучшего знатока того или иного предмета.
Для большинства учащихся нашей школы большое значение имеют мероприятия, формирующие культуру поведения, воспитывающие художественный вкус. Ведь многие из них воспитывались в асоциальной среде. Поэтому традиционно в школе проводятся беседы, викторины, посвященные культуре поведения, этикету, литературно-музыкальные гостиные. Ребята узнают о нормах и правилах поведения в обществе, о творчестве поэтов и музыкантов, рассказывают о своих близких людях, раскрываются с новой, положительной стороны.
Подлинное перевоспитание (исправление) возможно только путём выявления и развития положительного в каждом человеке. Этот принцип – принцип опоры на хорошие стороны характера воспитанника используется всеми педагогами школы, является приоритетным. Только благодаря такому подходу к воспитанию нашим учителям удаётся привлечь большую группу учащихся к активной работе на уроках и внеклассных мероприятиях.
Многим учащимся нравятся мероприятия, ставшие традиционными: «День Знаний», «День Матери», «Праздник осени», «Новый год», «Праздник Белого месяца», «Масленица» «День Космонавтики», «День Победы». Все эти мероприятия носят в себе большой воспитательный заряд.
Учителя проводят большую работу по пропаганде непрерывного обучения среди осуждённых. Они проводят консультации, тестирование по профориентации, беседы и лекции.
Все учителя школы являются членами Совета воспитателей отрядов, поэтому каждый разрабатывает перечень мероприятий, проводимых как в школе, так и в отрядах. Согласившись с высказываниями Э. Фромма о том, что преступники – это затормозившиеся в своём развитии дети, в основном те, кому не посчастливилось встретить в своей жизни мудрого наставника, - педагоги и именно от этой посылки стремились строить воспитательную работу с учащимися – осуждёнными по познанию себя и работе по самообразованию.
Очень важным элементом реформирования всей системы вечернего обучения – изменение методологии. Главное – создание популярной модели и неформального образования, внедрение современных научных методик и новых информационных технологий в обучении.
Гуманизация образования – это бережное обращение к внутреннему миру человека, к его индивидуальному развитию, к потенциальной духовности, культуре. Всё это и многое другое обсуждали участники проекта и педагогический коллектив пытается воплотить решения в жизнь.
Всю воспитательную работу администрация и педколлектив школы строили совместно с отделом воспитательной работы исправительного учреждения.
С прошлого учебного года педагогический коллектив начал работу над Программой развития: «Адаптивное образовательное пространство школы как среда социальной реабилитации обучающихся»,
В условиях работы по адаптивной системе обучения удаётся обучать учащихся приёмам самостоятельной работа на уроках, самоконтролю и взаимоконтролю через работу в малых группах, научить умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде. Этому учащиеся учатся при написании рефератов, докладов, подготовке и участии в научно-практических конференциях и семинарах по учебным предметам АСО – это отказ от зубрёжки, это развитие мышления учеников. Учитель математики добивается этого через разработку и использование дифференцированных задач, заданий с адаптацией к учебным возможностям учащихся; а учитель физики – через решение физических задач с производственным содержанием.
Большинство учителей продолжают работу по внедрению новых форм проведения уроков. Удаются и приносят результаты уроки-вечера, бинарные и интегрированные уроки (история - литература). На таких уроках учащиеся активны, любознательны, проявляют самостоятельность мышления.
Учитель истории широко использует на своих уроках создание проблемных ситуаций. Суть системы АСО через ЛОО в том, что эффективность обучения заметно повышается в том случае, когда учитель не просто наблюдает за самостоятельной работой учащихся, а работает в это время с отдельными учащимися индивидуально. Именно так стремится строить процесс обучения учитель географии. Учащиеся при такой организации работают как бы в трех режимах: вместе с учителем, с учителем индивидуально, самостоятельно. Пользуясь моделью урока в АСО, учитель определяет в учебнике, по которому работает, материал для совместного обучения, для самостоятельной работы и для индивидуальной работе с учителем. Учителю при обучении химии в системе АСО удаются игровые методы, позволяющие не только повысить интерес к предмету, но и посредством этого метода развивать мышление учащихся.
Решая математические задачи, учитель . посредством составления программ той или иной степени сложности, учащиеся сталкиваются с определёнными трудностями, обусловленными пробелами в знаниях. Это заставляет их более серьёзно возвращаться к давно пройденному, забытому материалу, «докапываться» до истины. Учащиеся начинают чувствовать свои силы, что стимулирует их постигать новые рубежи знаний.
Все педагоги школы принимают активное участие в школьных мероприятиях, как традиционных, так и индивидуальных, запланированных в рамках проведения предметных недель. Беседы, проводимые с учащимися школы, так или иначе, затрагивают проблемы их ресоциализации и адаптации. Важно отметить, что уровень активности учащихся-осуждённых на уроках и внеклассных мероприятиях, проводимых нестандартно, был выше и уровень их знаний раскрывался полнее.
При участии учащихся в колонии была построена небольшая церковь и дацан, в которой ныне в дни святых праздников проводятся Богослужения.
По свидетельству сотрудников исправительного учреждения, а также по личным наблюдениям работников школы осуждённые, обратившиеся к христианской и будийской вере, меняют своё поведения в лучшую сторону: вежливы, опрятны, желают изменить свой образ жизни.
Проводимая в школе воспитательная работа помогает многим учащимся и другим осуждённым обрести уверенность в себе, становится добрее, отзывчивее, повышать свою общую культуру, позитивно планировать свое будущее.
Подытоживая сказанное, можно отметить, что инновационные процессы в школе прижились, вызывают интерес учащихся-осуждённых, но, учитывая указанные выше специфические особенности контингента, говорить о результатах преждевременно. Они реально проявятся только через годы.Статья об адаптивной системе обучения осужденных на основе личностно-ориентированного подхода
Адаптивная система обучения осужденных на основе ЛОО.docx
Адаптивная система обучения осужденных на основе
личностноориентированного подхода
«Человек создан, чтобы жить в обществе: разлучите его с ним мысли его спутаются,
характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи
пустят ростки в его мозгу как дикий терновник среди пустыря» Дени Дидро.
Цыдыпова Оюна Цыреновна,
зам. директора по УВР МБОУ ВСОШ №2
30
утопия
ли
В этих словах, сказанных еще в XVIII веке целая программа для педагогического
коллектива, работающего с осужденными. Вернуть человека в общество вот в чем задача и
сверхзадача учителя при ИУ. Но под силу ли это образовательной в местах лишения свободы?
Не
это?
Ситуационный анализ выделяет в деятельности школы ряд проблем. Низкий уровень знаний
учащихся – осужденных к моменту поступления в школу. В ней обучаются лица в возрасте от 18
до
лет.
За истекший период идет постоянное омоложение контингента учащихся за счет
постоянного омоложения преступности. Как правило, это бывшие учащиеся дневных и вечерних
школ в свое время по разным причинам оставившие обучение в обычных общеобразовательных
учреждениях (систематическая неуспеваемость, нарушение дисциплины, безнадзорность,
совершение правонарушений и преступлений, необходимость поиска работы, чтобы помочь
семьям выжить и т.д.). Кроме них обучаются лица, ранее обучавшиеся в вечерних (сменных)
общеобразовательных школах при исправительных учреждениях и не завершившие свое
образование по причине убытия за пределы исправительных учреждений.
Расчеты указывают на перерыв в обучении от 2 до 8 лет. Вследствие этого проводимые в
начале учебного года проверочные работы по определению знаний, умений и навыков учащихся
из числа вновь поступившего контингента показывают низкий уровень ЗУН. Поэтому проводится
работа по восстановлению пробелов и утраченных знаний по каждому из изучаемых в школе
предметов, особенно по русскому языку, литературе, математике, физике и химии.
Низкий культурный уровень вновь поступивших в школу учащихся осужденных, порой с
трудом подбирающих нормативную лексику для выражения своих мыслей и не умеющих четко и
грамотно построить свою засоренную жаргоном речь. Работа по привитию навыков культурного
поведения, неукоснительного соблюдения действующего законодательства проводится
педагогами школы совместно с воспитательной частью учреждения. Учителя школы работают
непосредственно в закрепленных за ними отрядах осужденных, делая акцент на индивидуальную
работу с каждым учеником. В планах работы классных руководителей отражались мероприятия,
направленные
учащихся.
Деятельность педагогического коллектива подчинена задачам обучения учащихся –
осужденных,
привитию им навыков неукоснительного соблюдения действующего
законодательства, культурного поведения, а также привитию им желания продолжать обучение
после
школы.
Совместно с воспитательным отделом учреждения в течение учебного года проводятся
заседания советов воспитателей, на которых затрагиваются вопросы нравственного воспитания
учащихся, обсуждаются недостатки в воспитательной работе и намечались пути их устранения.
нравственное
эстетическое
воспитание
окончания
на
и из
внеурочные
В результате совместно принимаемых мер посещаемость учащимися учебных занятий возросла.
Администрация школы контролирует преподавание предметов. На совещании при
директоре рассматриваются вопросы состояния преподавания предметов и способы улучшения
качества знаний учащихся. Проводятся административные проверочные и контрольные работы
практически по всем изучаемым предметам. Как и ранее, в отчетном периоде администрация
школы уделяла определенное внимание вопросам повышения педагогического мастерства
учителей. С целью обмена опытом работы проводятся методические семинары, открытые уроки
и
мероприятия.
Основная часть учителей имеет длительный опыт работы при исправительном
учреждении. Уроки проводятся на достаточном методическом уровне. Педагоги продолжают
изыскивать новые формы работы по привитию учащимся желания получать знания,
вырабатывают у них положительную мотивацию к обучению, глубоко и основательно работают
над реализацией рабочих программ. Одной из основных противоречий нашей школы – между
недостаточным уровнем первичных знаний учащихся и необходимостью обеспечения прочных
знаний с первых дней учебных занятий. В самом начале обучения программы практически всех
предметов предусматривают вводно – корректирующий курс, цель которого – подготовить
учащихся к усвоению нового систематизированного содержания предметов. Учителя стремятся
использовать вводное повторение, как для выявления опорных знаний, так и как обучающее,
помогающее учащимся восстановить минимум знаний, подготовить необходимую базу для
обучения предмету. Все это формирует в дальнейшем опорные знания и понятия, что является
одним
программ.
В связи с рядом объективных причин (угнетенное психологическое состояние учащихся,
их забывчивость, порой нежелание запоминать учебный материал), в повседневной учебной
работе с учащимися постоянно присутствовало (и будет продолжать присутствовать) проблема
выравнивания их знаний. Эту проблему педагоги стараются решать на всех этапах обучения – на
уроках, индивидуальных консультациях, когда учителя углубляют знания, умения и навыки
учащихся
материала.
Важным условием для реализации рабочих программ является их связь с жизненным и
производственным опытом; как показывает практика, учащиеся нашей школы лучше всего
усваивают такие знания, какие они, по их представлению, лучше всего в будущем могут
применить на практике. Поэтому учителя стараются там, где это представлялось возможным,
показать
практике.
Как и прежде, одним из примеров деятельности учителей является их работа по
привитию учащимся – осужденным положительной мотивации к обучению и выработке у них
стремления постоянно повышать свой общеобразовательный уровень.
Продолжает
совершенствоваться проведение учителями таких форм уроков, как интегрированных и уроков
– вечеров, при подготовке к которым учащимся приходится самим изготавливать плакаты с
кроссвордами, сканвордами, викторинами, обращаться за помощью к учителям, т.е. происходит
самостоятельный поиск знаний. На таких уроках и мероприятиях учащиеся активны,
любознательны,
мыслят.
Тем не менее, как и в прошлом, анализируя работу школы, приходится констатировать,
что, несмотря на принимаемые меры, уровень ЗУН учащихся – осужденных остается по
прежнему невысоким. Средний бал по многим предметам едва – едва превышает «тройку».
Анализ выполнения Госстандарта показал, что основная оценка учащихся – 3. Но, отношение
образовательных
самостоятельно
получаемых
вопросам
применение
по
основным
изучаемого
обобщения,
требований
делают
знаний
на добро,
к
лучшему,
стать
которого
являются
членом
полноправным
учащихся к обучению медленно изменяется в лучшую сторону. Учащиеся школы стараются
опрятно выглядеть, следить за культурой речи, меньше допускают нарушение режима
содержания. И уж если осужденный написал заявление с просьбой принять его на обучение в
школу, то это свидетельствует о том, что человек задумывается о будущем, стремится изменить
свою жизнь
общества.
На протяжении многих лет вечерние школы при исправительных колониях развиваются и
выполняют очень важные функции. Одна из них воспитательная. Весь воспитательный процесс
должен быть направлен на то, чтобы осуждённые после освобождения, чувствовали себя
нужными обществу. Главная задача педагогов – воспитателей – помочь молодым людям
«открыть в себе человека», обогатить их духовный мир, создать условия для саморазвития и
самообразования, формировать личность, способную строить жизнь, достойную человека,
идеалами
красота.
Поэтому педагогический коллектив начал работу над Программой развития школы
«Адаптивное образовательное пространство школы как среда социальной реабилитации
обучающихся»,
которая соответствует концепции модернизации образования.
Учителя школы в своей воспитательной деятельности делают акцент на усиление
воспитательного процесса, используют педагогические технологии, не уничтожающие личность
учащихся – осуждённых,
а утверждающие ценность и достоинство человека.
В школе каждый учитель чётко планирует воспитательную работу в классах. Проводится
изучение личности осуждённых, с целью получения правильного, объективного представления об
осуждённых.
Классными руководителями ведётся длительная целенаправленная работа, которая
предусматривает индивидуальный подход к каждому учащемуся. Индивидуальная работа, как
система психолого педагогического воздействия коллектива воспитателей, отдельных
осуждённых с положительной направленностью, имеет цель – способствовать исправлению
спецконтингента. А именно, разрушить ошибочные взгляды, укрепить в них веру в себя.
Каждый учитель – воспитатель проводит главную мысль: человек – личность – творец
своей
безграничны.
Интересные дискуссии на таких общешкольных мероприятиях возникли у учащихся на
обсуждении таких тем, как «К чему люди стремятся в жизни?», «Зачем молодым людям
образование?». Педагогом было проведено анкетирование, результаты которого показали, что
для многих учащихся образование в будущем имеет большую роль. Очень многие задумываются
о перспективах новой жизни на свободе, заражены оптимизмом и верой в себя.
Очень интересно проходят беседы о духовно – нравственном воспитании «Азбука
нравственности». На этих мероприятиях педагоги выявляли положительные качества в каждом
ученике. Благодаря такому подходу к воспитанию учителям удаётся привлечь большую группу
учащихся к активной работе на уроках и во внеклассных мероприятиях.
Большой популярностью пользуются мероприятия, построенные в форме игры. Это – Клуб
знатоков «Уникальные свойства воды», математический брейн ринг, «Необычные викторины по
истории». Все эти общешкольные мероприятия были подготовлены совместными усилиями
педагогов и учеников. И что важно помимо воспитательного характера, на этих мероприятиях
прививается познавательный интерес к предметам школьной программы. В интеллектуальном
поединке учащиеся школы сражались за звание лучшего знатока того или иного предмета.
Для большинства учащихся нашей школы большое значение имеют мероприятия,
судьбы и
этом плане
возможности
его
в формирующие культуру поведения, воспитывающие художественный вкус. Ведь многие из них
воспитывались в асоциальной среде. Поэтому традиционно в школе проводятся беседы,
викторины, посвященные культуре поведения, этикету, литературномузыкальные гостиные.
Ребята узнают о нормах и правилах поведения в обществе, о творчестве поэтов и музыкантов,
рассказывают о своих близких людях, раскрываются с новой, положительной стороны.
Подлинное перевоспитание (исправление) возможно только путём выявления и развития
положительного в каждом человеке. Этот принцип – принцип опоры на хорошие стороны
характера воспитанника используется всеми педагогами школы, является приоритетным. Только
благодаря такому подходу к воспитанию нашим учителям удаётся привлечь большую группу
учащихся к активной работе на уроках и внеклассных мероприятиях.
Многим учащимся нравятся мероприятия, ставшие традиционными: «День Знаний»,
«День Матери», «Праздник осени», «Новый год», «Праздник Белого месяца», «Масленица»
«День Космонавтики», «День Победы». Все эти мероприятия носят в себе большой
воспитательный
заряд.
Учителя проводят большую работу по пропаганде непрерывного обучения среди
осуждённых. Они проводят консультации, тестирование по профориентации, беседы и лекции.
Все учителя школы являются членами Совета воспитателей отрядов, поэтому каждый
разрабатывает перечень мероприятий, проводимых как в школе, так и в отрядах.
Согласившись с высказываниями Э. Фромма о том, что преступники – это
затормозившиеся в своём развитии дети, в основном те, кому не посчастливилось встретить в
своей жизни мудрого наставника, педагоги и именно от этой посылки стремились строить
воспитательную работу с учащимися – осуждёнными по познанию себя и работе по
самообразованию.
Очень важным элементом реформирования всей системы вечернего обучения – изменение
методологии. Главное – создание популярной модели и неформального образования, внедрение
современных научных методик и новых информационных технологий в обучении.
Гуманизация образования – это бережное обращение к внутреннему миру человека, к его
индивидуальному развитию, к потенциальной духовности, культуре. Всё это и многое другое
обсуждали участники проекта и педагогический коллектив пытается воплотить решения в жизнь.
Всю воспитательную работу администрация и педколлектив школы строили совместно с
отделом
учреждения.
С прошлого учебного года педагогический коллектив начал работу над Программой
развития: «Адаптивное образовательное пространство школы как среда социальной
реабилитации
В условиях работы по адаптивной системе обучения удаётся обучать учащихся приёмам
самостоятельной работа на уроках, самоконтролю и взаимоконтролю через работу в малых
группах, научить умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в
свёрнутом виде. Этому учащиеся учатся при написании рефератов, докладов, подготовке и
участии в научнопрактических конференциях и семинарах по учебным предметам АСО – это
отказ от зубрёжки, это развитие мышления учеников. Учитель математики добивается этого
через разработку и использование дифференцированных задач, заданий с адаптацией к учебным
возможностям учащихся; а учитель физики – через решение физических задач с
производственным
содержанием.
Большинство учителей продолжают работу по внедрению новых форм проведения
исправительного
воспитательной
обучающихся»,
работы их
уроков. Удаются и приносят результаты урокивечера, бинарные и интегрированные уроки
(история литература). На таких уроках учащиеся активны, любознательны, проявляют
самостоятельность
мышления.
Учитель истории широко использует на своих уроках создание проблемных ситуаций.
Суть системы АСО через ЛОО в том, что эффективность обучения заметно повышается в том
случае, когда учитель не просто наблюдает за самостоятельной работой учащихся, а работает в
это время с отдельными учащимися индивидуально. Именно так стремится строить процесс
обучения учитель географии. Учащиеся при такой организации работают как бы в трех режимах:
вместе с учителем, с учителем индивидуально, самостоятельно. Пользуясь моделью урока в
АСО, учитель определяет в учебнике, по которому работает, материал для совместного
обучения, для самостоятельной работы и для индивидуальной работе с учителем. Учителю при
обучении химии в системе АСО удаются игровые методы, позволяющие не только повысить
интерес к предмету, но и посредством этого метода развивать мышление учащихся.
Решая математические задачи, учитель . посредством составления программ той или иной
степени сложности, учащиеся сталкиваются с определёнными трудностями, обусловленными
пробелами в знаниях. Это заставляет их более серьёзно возвращаться к давно пройденному,
забытому материалу, «докапываться» до истины. Учащиеся начинают чувствовать свои силы, что
стимулирует
знаний.
Все педагоги школы принимают активное участие в школьных мероприятиях, как
традиционных, так и индивидуальных, запланированных в рамках проведения предметных
недель. Беседы, проводимые с учащимися школы, так или иначе, затрагивают проблемы их
ресоциализации и адаптации. Важно отметить, что уровень активности учащихсяосуждённых на
уроках и внеклассных мероприятиях, проводимых нестандартно, был выше и уровень их знаний
раскрывался
полнее.
При участии учащихся в колонии была построена небольшая церковь и дацан, в которой
ныне
Богослужения.
По свидетельству сотрудников исправительного учреждения, а также по личным
наблюдениям работников школы осуждённые, обратившиеся к христианской и будийской вере,
меняют своё поведения в лучшую сторону: вежливы, опрятны, желают изменить свой образ
жизни.
Проводимая в школе воспитательная работа помогает многим учащимся и другим
осуждённым обрести уверенность в себе, становится добрее, отзывчивее, повышать свою общую
культуру,
будущее.
Подытоживая сказанное, можно отметить, что инновационные процессы в школе
прижились, вызывают интерес учащихсяосуждённых, но, учитывая указанные выше
специфические особенности контингента, говорить о результатах преждевременно. Они реально
проявятся
годы.
планировать
проводятся
позитивно
праздников
святых
в
дни
новые
постигать
рубежи
только
свое
через
Адаптивная система обучения осужденных на основе личностно-ориентированного подхода
Адаптивная система обучения осужденных на основе личностно-ориентированного подхода
Адаптивная система обучения осужденных на основе личностно-ориентированного подхода
Адаптивная система обучения осужденных на основе личностно-ориентированного подхода
Адаптивная система обучения осужденных на основе личностно-ориентированного подхода
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.