Агрессивный ребёнок
Оценка 5

Агрессивный ребёнок

Оценка 5
Лекции
docx
родителям +1
Взрослым
13.10.2018
Агрессивный ребёнок
Агрессивное поведение детей в школе, в детских садах - является на данный момент актуальной проблемой общества, порой родители и педагоги не знают как себя вести с агрессивным ребёнком. В данной статье раскрыто понятие "агрессия", а так же причины детской агрессии и как справляться с детской агрессией.
Статья - агрессия.docx
Агрессивный ребёнок Причина агрессии – фрустрация обычно, когда мы имеем дело с агрессией,  мы задаём вопрос: «Что мне делать, когда ребёнок: дерётся, закатывает истерику,  бьётся головой об пол?» Что мне делать, когда ...? Но агрессия ­ это проблема,  которую надо понять изнутри, чтобы разобраться, что же с ней делать снаружи.            Агрессия – это порыв атаковать. Что побуждает нас атаковать? Ещё в 1939  году в работе «Фрустрация и агрессия» Дж.Доллард и другие (Dollard and others)  показали, что агрессия является следствием раздражения (фрустрации). Мы  испытываем раздражение, когда что­то идёт не так, не работает. Это раздражение  побуждает нас атаковать. Фрустрация – это базовая эмоция. Часто мы не знаем,  почему мы раздражены и что мы вообще раздражены.           Когда ваш 5­летний ребёнок голоден, он не подходит и не просит кушать, он  начинает капризничать, задираться. Он раздражён оттого что голоден, но считает,  что его раздражает то, что надо уходить с детской площадки.           Когда мы видим ребёнка в приступе агрессии, мы обычно путаем агрессию с  гневом. И мы начинаем расследование. Почему ты ударил свою сестру? Почему ты  кричишь в магазине? Почему ты швыряешься игрушками? Мы пытаемся взывать к  разуму ребёнка.            Но раздражённость – это не гнев. Гнев задействует кору больших  полушарий, потому что приходится выносить решение «я злой из­за того, что...».  Гнев предполагает сознательное отношение. Порыв в гневе – поквитаться,  отомстить. Порыв в раздражённости – атаковать. Гнева не бывает без фрустрации,  но фрустрация – это более примитивная эмоция, существующая у всех  млекопитающих.            Когда мы видим раздражённого, расстроенного ребёнка, наш порыв –  помочь ему. Другое дело, когда мы видим маленького агрессивного эгоиста,  грубого, жестокого, требовательного. Так что наша первоочередная задача –  увидеть в агрессии фрустрацию.            Для ребёнка основной источник фрустрации – страх сепарации, страх  потери близости с теми, к кому ребёнок привязан, но ребёнок, сталкиваясь с  сепарацией не знает этого. Уменьшайте сепарацию и количество агрессивных  выходок резко уменьшится. Схематичное описание агрессии Итак, агрессия укоренена во фрустрации, но люди, даже полные фрустрации,  могут обходиться и без агрессии. Это базовая эмоция, она рождается в  лимбической системе и энергия фрустрации обязана куда­то выходить. А  раздражены мы бываем очень часто, постоянно что­то не работает для нас,  постоянно идёт не так, как нам бы хотелось. Следовательно, для фрустрации  могут быть ещё какие­то выходы, кроме агрессии.             Когда что­то не работает, первый импульс – изменить ситуацию. Выпросить конфету, перезагрузить Windows, сделать ремонт. Если изменения происходят, то  энергия фрустрации уходит в сторону изменений.               Однако, существует много вещей, которые мы изменить не в состоянии.  Когда мы упираемся в стену тщетности, в осознание невозможности изменений,  наша энергия фрустрации продолжает свой путь.                Чтобы понять, что происходит дальше, представим себе самую крайнюю  тщетность, самую категорическую невозможность изменить ситуацию – смерть  близкого человека. Мы не можем вернуть человека и нам ничего не остаётся, как  выплакать наше горе и адаптироваться к потере. Это может занять годы, и можно  так и не смириться, но путь к адаптации лежит только через слёзы. Слёзы  тщетности. Это не обязательно будут слёзы в их физиологическом воплощении, но  путь адаптации всегда лежит через продвижение от злости к скорби.              Для ребёнка (особенно маленького, лет до 5­6) любая неработающая  ситуация – источник огромной раздражённости, и слёзы тщетности являются  основным путём адаптации. Это не рациональный процесс, и не зависит от логики,  адаптация – процесс эмоциональный.     Чтобы предупредить спекуляции по поводу слёз тщетности Исследования показывают, что до 4­5 лет дети должны плакать относительно  часто. Не от голода, не от боли, а от невозможности изменить ситуацию. Так  рождается психологическая гибкость, способность легко адаптироваться к  изменениям без потери собственного я.               Плакать дети должны не в уголочке, брошенные всеми, а в любящих руках. Хорошо, когда взрослый – источник фрустрации и взрослый – источник комфорта  – разные люди, но из своего опыта скажу, что ничего страшного, если вы вначале  чётко обозначите ребёнку непреодолимые границы (взрослые должны поговорить,  а тебе надо подождать), а потом выступите в качестве утешителя и поможете ему  выплакаться у себя на руках.             Если ребёнок, испытывающий раздражённость, не смог изменить ситуацию и не смог выплакать слёзы тщетности, не смог пройти путь от злости к скорби, то  энергия фрустрации идёт дальше, к последнему механизму защиты от проявления  агрессии.             Почему дети теряют свои слёзы? Чувство тщетности – чувство очень  уязвимое. На самом деле, свои слёзы тщетности ребёнок (особенно маленький)  может найти только в руках тех, к кому он привязан. И это должна быть  безопасная привязанность. Иначе, происходит онемение чувств, ребёнок  воздвигает защиту от уязвимости, становится не способен плакать, а уровень  агрессии\самоагрессии повышается в разы.             Последнее препятствие на пути агрессии – смешанные чувства. Хочется  швырнуть эту тарелку, но мне же потом придётся собирать осколки. Про  смешанные чувства я уже писала, напомню, что при самых благоприятных  условиях развития ребёнка, дети не способны к смешанным чувствам до 6­7 лет.  Поэтому исследования показывают, что после 7 лет уровень детской агрессии  заметно снижается. И ещё, чем интенсивнее чувства, тем сложнее они  смешиваются, так что ребёнок (и взрослый) в нормальных ситуациях  справляющийся с агрессией, в ситуации сильного стресса, интенсивных чувств  может быть импульсивным.             Итак, на входе мы имеем энергию фрустрации. Ситуацию мы изменить не  смогли, защита от уязвимости не преодолена, следовательно, движения от злости к скорби не произошло и адаптация не состоялась, смешанных чувств не  наблюдается ­ и мы получаем взрыв агрессии. Агрессия случается, когда  фрустрированный ребёнок сталкивается с тщетностью изменений, не может  преодолеть путь от злости к скорби и, следовательно, адаптироваться, и импульс  атаки не сдержан смешанными чувствами (по крайней мере на данный момент).                              Как быть, Что делать?  Отделите инцидент от лежащей в основе проблемы. Проблема – не  поведение, а невозможность изменить ситуацию, иметь слёзы и смешанные чувства. Не пытайтесь во время всплеска агрессии преподать ребёнку урок. Помните, вы  разбираетесь с симптомами, не с проблемой. Если необходимо, позаботьтесь о безопасности (ребёнка, своей, окружающих  людей и предметов): схватите, унесите, отберите и т.д. Соединяйте проблемное поведение: «Ты расстроен, но наши отношения в порядке.  Нашим отношениям ничего не грозит.»  Попробуйте изменить или поставить под контроль ситуацию, не ребёнка.  Вы не можете контролировать того, кто не может контролировать сам себя. Позже, в спокойной обстановке, попробуйте поговорить с ребёнком о  происшедшем (не забываем вначале завладеть: глаза, улыбка, кивок) Из инцидента лучше выйти раньше, чем позже. Быстренько разрулите ситуацию и  замните.                                           Соединение агрессии Это очень важно. Приложите все усилия, чтобы детская атака не привела к ещё  большей сепарации. Как? Не принимайте атаки лично (Не «Почему ты кричишь на меня, как ты смеешь и  т.д.", а "Ты расстоен, что­то не так»). Сфокусируйтесь на фрустрации, а не на поведении. Примите неизбежность фрустрации и необходимость её как­то выразить. Помогите найти приемлемые пути выражения агрессии. Относитесь к инцидентам, как к случайностям, даже если вы уверены, что они не  случайны. Переключите внимание ребёнка на будущий контакт с вами. Уменьшение инцидентов и насилия Посмотрите вокруг, чтобы понять, где ребёнок испытывает сепарацию от вас и как вам её уменьшить. Часто выходной от садика среди недели уменьшает агрессию в  разы. Где это возможно, уменьшите дисциплину, основанную на сепарации, и  дисциплину, основанную на последствиях. Обеспечьте безопасный выход энергии фрустрации. Предложите ребёнку подушку  для битья, или боксёрскую грушу, поговорите, где и когда он может безопасно  проявлять свою агрессию.               Работайте над проблемой Мы помним, проблема не в агрессивном поведении, а в невозможности изменить  ситуацию, найти слёзы тщетности, и в отсутствии смешанных чувств. Познакомьте ребёнка с эмоцией раздражённости. Ребёнку очень трудно владеть  эмоцией, если он не понимает, что с ним происходит. Я помню, мой сын был очень  удивлён, когда однажды я ему указала, что его всё раздражает, потому что он  давно не ел. С тех пор с раздражённостью от голода ему стало справляться гораздо легче. В случаях, когда это возможно, научите ребёнка изменять ситуацию. Помогайте ребёнку находить свою скорбь, когда изменения тщетны. Держите  ребёнка в своих руках, пока ему не останется ничего, как плакать. Этого нельзя  делать с теми детьми, которые потеряли свои слёзы тщетности, утратили  способность переходить от злости к скорби. Помогайте ребёнку найти элементы для его смешанных чувств. Не делайте этого  во время выплеска агрессии, когда чувства интенсивны, и в любом случае, не будут хорошо смешиваться. Смягчайте сердце. Это помощь на самом глубоком уровне – смягчить защитные  реакции ребёнка.

Агрессивный ребёнок

Агрессивный ребёнок

Агрессивный ребёнок

Агрессивный ребёнок

Агрессивный ребёнок

Агрессивный ребёнок

Агрессивный ребёнок

Агрессивный ребёнок

Агрессивный ребёнок

Агрессивный ребёнок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2018