«Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК»
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
география
10 кл
13.12.2018
Тема: «Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК»
Цели урока:
Образовательные:
- сформировать усвоения таких понятий, как агропромышленный комплекс;
- сформировать умения по определению агропромышленного комплекса.
Развивающие:
- развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, сравнивать;
- развивать самостоятельность школьников, участие в дискуссиях на тему «Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК»;
- развивать познавательный интерес, внося в содержание урока элементы новизны и связи их с жизнью человека – как влияет на жизнь людей агропромышленный комплекс.
Воспитательные:
- содействовать формированию основных мировоззренческих идей, причинно-следственных связей;
- содействовать экологическому и эстетическому воспитанию учащихся;
- содействовать физическому воспитанию.
Новые знания: агропромышленный комплекс, сельскохозяйственное машиностроение, растениеводство, животноводство.
Опорные знания: лесопромышленный комплекс, лесохимия, целлюлозно-бумажная отрасль.
Форма проведения: комбинированный.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Средства обучения: карта лесная промышленность, карты атласа, учебник Е.М. Домогатского География. Население и хозяйство. 9 класс.
АПКсостав и знач.10 кл..docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ»
Урок на тему:
«Агропромышленный комплекс. Состав и значение
АПК» 10 класс
Подготовила учитель
географии:
Лопатина О.И.
Г. Зерноград
2018г. Тема: «Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК»
Цели урока:
Образовательные:
сформировать усвоения таких понятий, как агропромышленный комплекс;
сформировать умения по определению агропромышленного комплекса.
Развивающие:
развивать умение анализировать, устанавливать причинноследственные связи, выделять
главное, сравнивать;
развивать самостоятельность школьников, участие в дискуссиях на тему «Агропромышленный
комплекс. Состав и значение АПК»;
развивать познавательный интерес, внося в содержание урока элементы новизны и связи их с
жизнью человека – как влияет на жизнь людей агропромышленный комплекс.
Воспитательные:
содействовать формированию основных мировоззренческих идей, причинноследственных
связей;
содействовать экологическому и эстетическому воспитанию учащихся;
содействовать физическому воспитанию.
Новые знания: агропромышленный комплекс, сельскохозяйственное машиностроение,
растениеводство, животноводство.
Опорные знания: лесопромышленный комплекс, лесохимия, целлюлознобумажная отрасль.
Форма проведения: комбинированный.
Метод обучения: объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частичнопоисковый.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Средства обучения: карта лесная промышленность, карты атласа, учебник Е.М. Домогатского
География. Население и хозяйство. 9 класс.
Организационный момент
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний.
Ребята, сегодня мы на уроке будем изучать тему: «Агропромышленный комплекс». Но до этого
вспомним нашу предыдущую тему и ответим на вопросы:
– На какие группы подразделяются леса по характеру использования?
– Из каких производств состоит лесная промышленность?
– Где ведется заготовка леса?
– Где расположены центры лесопиления
– В каком районе очень развита целлюлознобумажная промышленность?
– Что называют лесопромышленным комплексом
– Где построены такие комплексы?
– В каких базах сконцентрирована лесная промышленность?
II. Изучение нового материала.
– Как уже отмечалось, сегодняшняя наша тема: «Агропромышленный комплекс». Сегодня мы с
вами рассмотрим состав и значение АПК. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и
тему. Агропромышленный комплекс – это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства,
участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении ее до
потребителя.
Этот комплекс занимает особое место в жизни общества, так как обеспечивает людей
продовольствием. Это – главная задача АПК.
Структура АПК: три основных звена АПК и их состав. Рассмотрим рис.79 на стр.171 учебника
В составе АПК выделяют три основных звена, каждое из которых выполняет свою определенную
функцию.
Что же объединяет эти звенья в единый комплекс?
Для выполнения своей главной задачи АПК недостаточно только произвести
сельскохозяйственную продукцию. Ее нужно сохранить, качественно переработать и вовремя
доставить населению. Сельское хозяйство не может справиться с этим без помощи других
отраслей. Поэтому его связи с другими звеньями комплекса постоянно крепнут и расширяются.
Пропорции, сложившиеся между отдельными звеньями российского АПК, несовершенны. В нем
недостаточно развиты обслуживающие и перерабатывающие отрасли.
Первое звено АПК обеспечивает его машинами и оборудованием, удобрениями, ядохимикатами
и пр. От него во многом зависят успехи всего комплекса, поскольку оно обеспечивает такие
важные процессы, как механизация и автоматизация АПК. АПК использует огромное количество
разнообразной техники: тракторы, грузовые автомобили, экскаваторы.
Сельскохозяйственная техника достаточно громоздка, ее трудно перевозить. Поэтому места ее
производства приближены к районам потребления.
– А вы знаете где производят зерноуборочные комбайны? а льноуборочные – в Бежецке
(Тверская область) и т.д.
Отрасли первого звена не полностью обеспечивают АПК своей продукцией. Для нормальной
работы комплекса необходимо 4 тыс. видов техники. Из них отечественная промышленность
может производить чуть более половины. К тому же качество российских машин невысокое при
очень высоких ценах. Поэтому за годы кризиса обеспеченность сельскохозяйственных
предприятий техникой снизилась. Уровень механизации в картофелеводстве составил 50%, в
овощеводстве – около 30%, в скотоводстве – 70%. Почти в 7 раз сократилось внесение
минеральных удобрений.
– Что составляет второе, центральное звено АПК?
– Да, от других отраслей хозяйства его отличают: 1) сильная зависимость от природных условий,
которые в России очень разнообразны; 2) сезонность производства большей части
сельскохозяйственной продукции вследствие природных особенностей России;
3) использование живых организмов (растений, животных), которые растут и развиваются по
определенным биологическим законам; 4) использование земли в качестве незаменимого
средства труда и одновременно предмета труда.
– Как вы думаете, площадь земель ограничена или не ограничено?
– Правильно, площадь земель ограничена и не может постоянно расширяться. Качество и
плодородие земель различно, при правильном использовании оно может повышаться, но только
до определенного предела. Россия располагает огромной земельной площадью – 1709,9 млн. га.
Но значительная ее часть приходится на тундру, тайгу, горные массивы. Только 221 млн. га
(13%) составляют сельскохозяйственные угодья, то есть земли, используемые в сельском
хозяйстве. Доля же самых ценных земель – пашни – всего 7% (117 млн. га). Однако в сравнении с
другими развитыми странами мира российские показатели достаточно высоки. Но на уровень
развития сельскохозяйственного производства страны это оказывает незначительное влияние.
Значительная часть сельскохозяйственных угодий страны подвержена переувлажнению и
заболачиванию (20%), засолению (18%), водной и ветровой эрозии (23%), засухе (в отдельные
годы – до 77%). Всего же в защите от неблагоприятных природных условий нуждается 58%
пашни и 95% пастбищ. В связи с этим для России огромное значение имеет мелиорация земель. Мелиорация – система мероприятий, направленных на улучшение гидрологических, почвенных
и других свойств земель с целью наиболее эффективного их использования. Сейчас
мелиорировано всего 5% сельскохозяйственных угодий.
III. Закрепление нового материала.
– Мы с вами сегодня изучили тему: «Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК». И
теперь ответим на следующие вопросы:
– Что называют агропромышленным комплексом?
– Что составляет первое звено АПК?
– Где производят зерноуборочные комбайны?
Что составляет второе звено АПК?
– Из каких направлений состоит сельское хозяйство?
– Что такое мелиорация?
VI. Домашнее задание.
Домашнее задание параграф 27, стр. 170171. Начертить в тетради «Структуру АПК», стр. 171
учебника.
V. Итог.
Итак, вы теперь знаете, что такое агропромышленный комплекс, состав и его значение. На уроке
все хорошо поработали. Молодцы!
«Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК»
«Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК»
«Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК»
«Агропромышленный комплекс. Состав и значение АПК»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.