Урок развития речи в 6-В классе (2 часа)
Сочинение-описание
по картине И. Айвазовского «Буря»
Цели урока:
Развивающие:
- развивать творческие способности учащихся;
- познакомить с творчеством И.К. Айвазовского;
- формировать умение анализировать живописное произведение;
- аргументировать свой ответ, обобщать материал и делать выводы;
- развивать орфографическую зоркость, речь, познавательные способности
(память, внимание, воображение)
Обучающие:
- обогащать и конкретизировать словарный запас учащихся, особенно
обращать внимание на использование изобразительно-выразительных
средств языка;
- развивать навыки повествования, рассуждения и описания;
- умение собрать материал, скомпоновать его, составить текст, написать
сочинение по картине.
Воспитывающие:
- на примере творчества И.К. Айвазовского раскрыть перед учащимися
великое значение живописи в жизни человека;
- воспитывать интерес к русскому языку, духовность, эстетический вкус,
любовь к жизни, умение преодолевать трудности;
- раскрыть взаимосвязь человека и природы в жизни, в произведениях
живописи и литературе.
Задачи урока: научить определять замысел художника (выявлять авторскую позицию), тему и идею картины; познакомить со средствами выразительности в живописи и литературе; учить писать сочинение по картине.
Ход урока
“Настроение от
природы, мы, пожалуй, умеем передавать, скорее мы наделяем природу своими
переживаниями; но природу, где чувствуешь не автора, а саму стихию, передать не
всякий может”.
И. Левитан
1. Учитель читает строчки из стихотворения Василия Жуковского “Море”.
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо, ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою…
- Что такое искусство?
- Что дает оно человеку?
- (Искусство облагораживает людей, делает их добрее, пробуждает различные
чувства, заставляет отвлечься от повседневности, увидеть и услышать красоту. В
этом нам и помогают поэты, художники, музыканты.)
3. Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф урока.
Исаак Левитан говорил: “Настроение от природы, мы, пожалуй, умеем передавать, скорее мы наделяем природу своими переживаниями; но природу, где чувствуешь не автора, а саму стихию, передать не всякий может”.
Цель нашего урока – попытаться передать
состояние природы, используя различные средства языка. В этом нам помогут
замечательные репродукции картин Ивана Константиновича Айвазовского. Он вошел в
историю русского искусства как певец “гордой красы” моря.
“Сюжет картины, – говорил художник, – слагается у меня в памяти, как сюжет
стихотворения у поэта, <…> я до тех пор не отхожу от полотна, пока не
выскажусь на нем моей кистью”.
Согласитесь, ему, как художнику, удалось донести до нас всю прелесть этого
непредсказуемого, необузданного природного явления.
Сегодня мы с вами пишем сочинение по картине художника-мариниста. И нам необходимо собрать материал, чтобы под нашим пером море стало таким же живым, как на картине. И помогут нам в этом эксперты, а также ваша работа в малых группах. Но сначала я хочу немного вам рассказать о талантливом живописце Иване Айвазовском.
4. Слово учителя.
Иван Айвазовский, сын Геворга Гайвазяна, был младшим ребенком. Фамилию он изменил на привычное для русского уха звучание, но в письмах он навсегда оставался Ованесом Айвазяном. Семья небогата. Дом был невелик, но стоял на возвышенности, откуда была видна даль моря - главные впечатления, определившие дальнейшую судьбу мальчика.
Первым заметил талант мальчика градоначальник Феодосии – Александр Иванович Казначеев, который подарил ему первые акварельные краски, определил в Симферопольскую гимназию. В выданном аттестате было сказано, что по многим дисциплинам он проявил успехи изрядные, а в рисовальном искусстве – превосходные. Затем была Академия художеств, класс пейзажной живописи профессора Воробьева. Склонность Айвазовского к изображению моря проявилась очень рано, а затем морская стихия навсегда завладеет воображением художника, станет единственной и главной темой его творчества.
Годы учебы были наполнены каждодневным трудом и счастьем знакомств. Так Айвазовский навсегда запомнит встречу с Пушкиным и его женой, потом многое в своем творчестве поверял возможной реакцией великого поэта.
Как лучший выпускник 1837 года, Айвазовский получил за свои успехи большую золотую медаль, дававшую право на 6 лет уехать за границу и совершенствовать там живописное мастерство. Прежде чем отправиться в Италию, Айвазовский едет в Феодосию, где не был целых 5 лет.
Айвазовский очень индивидуально работал. Он не мог сидеть с мольбертом и кистями у берега моря и, часами наблюдая изменчивость освещения, движение волн, кропотливо переносить это на холст. Его феноменальная память удерживала множественные состояния природы, а затем он писал по памяти. Всегда начинал писать полотно с изображения неба (или воздуха, как он говорил). И как бы ни была велика картина, дописывал эту часть полотна за 1 сеанс (работая по 12 часов). Этим достигалась особая правдивость изображения.
Творчество Айвазовского своего рода морская энциклопедия. Из нее можно в деталях узнать о любом состоянии, в каком пребывает водная стихия — штиль, легкое волнение, шторм, буря, производящая впечатление вселенской катастрофы. В его работах можно увидеть море в любую пору суток — от светозарных восходов до лунных ночей; и в любое время года насчитать десятки оттенков, окрашивающих морские волны — от прозрачных, почти бесцветных через все мыслимые нюансы голубизны, синевы, лазури до густой черноты. Айвазовский прекрасно умел передать раскат волны на песчаном берегу, чтобы было видно прибрежный песок, просвечивающий сквозь пенистую воду. Он знал множество приемов для изображения волн, разбивающихся о прибрежные скалы. Но воспроизвести море таким, как оно есть, Айвазовский считал невозможным и потому никогда не писал с натуры, полагаясь лишь на воображение.
Вопросы к прослушанному тексту.
· Что поразило в биографии Айвазовского?
· Интересна ли его манера работы над картинами?
· Можно ли назвать художника поистине счастливым человеком?
5. Лексическая работа.
- Таким образом, художника, который
изображает морские виды, мы называем … ? (Маринистом). Давайте запишем это
определение.
- Обратите внимание на написание данного слова.
- Можем ли мы назвать все эти картины пейзажами? (Да)
- Почему? (Именно пейзаж отражает состояние природы)
- Как вы понимаете значение слова “состояние”? (Состояние – настроение,
физическое самочувствие)
6. Работа над репродукцией.
Картина «Буря», написанная Айвазовским в 1872 году, - одно из самых эмоциональных произведений художника. По сюжету, да и по композиции картина напоминает знаменитое полотно «Девятый вал», но отличается от нее большей сдержанностью цвета.
Следуя реалистическим тенденциям, Айвазовский несколько «притушил» палитру и использовал в данной работе почти монохромную живопись с тончайшими полутонами.
Айвазовский снова изображает штормовое море, тонущий корабль и мореплавателей, которые мужественно борются со штормом. Живописец мастерски передает мощь разбушевавшейся стихии: величие грозового неба, беспредельность бушующего моря, торжественно освещаемого светом луны, и силу огромных волн. Море швыряет маленький плот с людьми, как скорлупку, с грохотом обрушивая на него гигантские валы пены и брызг.
Граница между небом и морем на полотне почти не заметна – и это еще больше усиливает ощущение зловещей катастрофы. Поддерживает ощущение беды напряженность поз людей, находящихся на плоту.
Картина «Буря» почти лишена красочных эффектов. Но благодаря удачному композиционному и цветовому решению и, конечно же, великолепному исполнению произведение отличается исключительной эмоциональностью. Полотно наполнено пафосом героической борьбы людей с грозной морской стихией.
- Какие чувства вызывает у вас эта картина? – (Чувства волнения, тревоги; страх за людей. Но и восторг, так как чувствуется мощь и красота стихии моря.)
Работа над названием картины:
- Как мы с вами можем назвать эту картину? – «Буря», «Шторм», и т.д.
- Что изображено на картине?
- Кто или что является главным художественным образом этой картины?
–Море – главный герой, образ картины, море- это не фон, на котором происходит действие, связанное с людьми, терпящими бедствие.
- Айвазовский стремился показать красоту и мощь, непредсказуемость и загадочность моря. Его изменчивость и опасность.
- Для раскрытия идеи и осуществления замысла, важную роль для художника играют цвет и свет в картине (гамма цветов, палитра).
- Какие цвета использует Айвазовский, чтобы показать море? Его красоту и страшную мощь? – Холодные. Все оттенки зеленого, синего, белый цвет морской пены.
- Каков замысел художника? - Вечное противостояние природы и человека. Жизнь и смерть, добро и зло, вера и неверие, день и ночь, свет и мрак, Бог и человек- все в мире построено на контрасте.
7. Теоретическая работа.
Чтобы описать состояние природы, нужно знать структуру описания.
Описание состояния среды
Данное (то, что описывается) |
Новое (признаки, выражающие состояние в данный момент) |
|||
лицо, элементы среды |
звуки |
цвета |
признаки состояния |
чувства |
- Таким образом, “данное” мы определили, наша задача – найти “новое”.
Задание: найдите слова, которыми можно описать состояние моря на картине.
- Если проанализировать все отмеченные
нами средства, то можно сделать вывод, что состояние природы выражено:
безличными глаголами;
словами, характеризующими состояние;
существительными;
8. Итог урока.
- Все изобразительные средства используются художником для воплощения замысла своей картины. И я думаю, мы сумели это понять.
- Что особенно понравилось вам в этом художественном полотне?
- И в заключение хотелось бы зачитать описание шторма из романтической повести Александра Бестужева-Марлинского “Фрегат “Надежда”, опубликованной в 1833 году.
“Случалось ли вам
испытывать сильный шквал на море?
<…> На минуту воцаряется какая-то грозная тишина; море кипит, волны
мечутся, жмутся, толкутся, будто со страху, водная метель с визгом летит над
водою – это раздробленные верхушки валов; и вот вдали, под мутным мраком,
изорванным молниями, белой стеной катится вал… Ближе, ближе, близко – ударил!
Нет слов, нет звуков, чтоб выразить гуденье, и вой, и шорох, и свист урагана,
встретившего препону; кажется, весь ад пирует и хохочет…”
- Как вы считаете, испытывают ли надежду люди, которые находятся на корабле, изображенном Айвазовским? Обязательно опишите свои мысли в сочинении.
Домашнее задание: написать сочинение-описание по картине И. Айвазовского «Буря», подобрав к нему эпиграф (1-1,5 страницы).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.