Айвазовский в живописи равен Пушкину в поэзии
Иван Константинович Айвазовский – талантливый художник. Это – необычный человек – талантливый и влюбленный в море.
Море всегда очень привлекало художников не только нашей страны, но и за границей. Многие отдали дань морю, но только один Айвазовский отдал всего себя магической живописи. От природы он был наделен блестящим дарованием, и всю силу своего таланта он отдал морю.
Уже будучи знаменитым художником Айвазовский писал о себе: «Первые картины, виденные много, были литографии, изображающие подвиги героев в исходе двадцатых годов, сражающихся с турками за освобождение Греции. Впоследствии я узнал, что высказывали все поэты Европы: Байрон, Пушкин, Гюго ... Мысль о этой великой стране часто посещала меня в виде битв на суше и на море».
Романтика подвигов, сражавшихся на море героев, правдивая молва о них пробуждала воображение художника, наверное, она и создала нам художника – мариниста Айвазовского. Уже первая картина «Воздух над морем» (1835 года) принесла ему славную серебряную медаль. С тех пор картины Айвазовского появляются на выставках, и с тех пор он радует всех своим творчеством.
Айвазовский в живописи равен Пушкину в поэзии
Ход урока
Эпиграф к уроку
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красотой!
А.С. Пушкин
Иван Константинович Айвазовский – талантливый художник. Это – необычный человек – талантливый и
влюбленный в море.
Море всегда очень привлекало художников не только нашей страны, но и за границей. Многие отдали дань
морю, но только один Айвазовский отдал всего себя магической живописи. От природы он был наделен
блестящим дарованием, и всю силу своего таланта он отдал морю.
Уже будучи знаменитым художником Айвазовский писал о себе: «Первые картины, виденные много, были
литографии, изображающие подвиги героев в исходе двадцатых годов, сражающихся с турками за
освобождение Греции. Впоследствии я узнал, что высказывали все поэты Европы: Байрон, Пушкин, Гюго ...
Мысль о этой великой стране часто посещала меня в виде битв на суше и на море».
Романтика подвигов, сражавшихся на море героев, правдивая молва о них пробуждала воображение художника,
наверное, она и создала нам художника – мариниста Айвазовского. Уже первая картина «Воздух над морем»
(1835 года) принесла ему славную серебряную медаль. С тех пор картины Айвазовского появляются на
выставках, и с тех пор он радует всех своим творчеством.
В 1839 году Айвазовский участвует в военноморском походе, здесь он познакомился и подружился с нашими
великими флотоводцами М.П. Лазаревым, В.А. Корниловым, П.С. Нахимовым, В.Н. Истоминым. За время
пребыванию в Крыму (2 года) Айвазовский написал «Лунную ночь в Гурзудге», «Морской берег».
В 1840 году он едет в Италию и там творчество его оценили весьма высоко. В это время художник пишет
картины «Венеция» и «Вечер в Венеции». Обе картины очень лиричны, и важно то, что Айвазовский показывает
простых итальянцев, занятых тяжелым трудом рыбака.
Вернувшись из Италии, Айвазовский пишет одну из «гордых» своих картин «Чесменский бой». Вся она – это
наша победа, но радость победы далась тяжкими потерями, к русскому флагману подходит штопка лейтенанта
Ильина, взорвавшего свой корабль среди турецкой флотилии, но все равно в картине очень слышна «музыка
боя».
«Девятый вал» написан Айвазовским в 1850 году, в ней он рассказывает о борьбе людей со стихией, грозный
девятый вал готов поглотить немногих людей, которые остались живы, после страшной бури.
Сюжет картины страшный, но картина полна солнца, света, воздуха и от этого совсем не страшна. Эта картина
сразу понравилась зрителям и до сих пор она так же любима нами. Как только Айвазовский узнал о Сионском
сражении, он сейчас же уехал в Севастополь увидеться с участниками боя, а вскоре появились и картины «Бой
ночью» и «Бой днем «Нахимов об этих картинах сказал: «Они чрезвычайно верно сделаны». Айвазовский любил
Украину и посвятил ей несколько своих картин, эти широкие украинские степи были близки не только Г оголю и
Шевченко, но и Айвазовскому.
Необычайно красивы картины «Лунная ночь на море» и «Восход луны». Только он мог передать игру лунного
света на морских волнах, и луна среди облаков казалась настолько живой, что забываешь, что ты стоишь около
полотна. Айвазовский в живописи равен Пушкину в поэзии, может быть поэтому Айвазовскому так хотелось
изобразить поэта у моря, наверное, не только стихотворение «К морю» пленяло художника, но и свободная
непреклонная натура поэта была похожа на свободное море. В 1887 году Айвазовский вместе с Репиным пишет
картину о Пушкине и называет ее первой строкой стихотворения. От этой картины нельзя оторваться, и море, ипоэт нечто гармонически целое, и глядя на картину, еще больше веришь словам поэта «Прощай же, море! Не
забуду твоей торжественной красы». Айвазовского очень любили сподвижники. Крамской особенно любил
художника и преклонялся перед его талантом. Художник прожил долгую жизнь и создал несколько сотен
картин, его одинаково хорошо знают и русские, и англичане, и французы, и голландцы. Все картины художника
действительно по праву считаются огромным украшением любой коллекции.
Умер Айвазовский на 83 году жизни в Феодосии, оставив своему любимому городу свою картинную галерею.
Ктото сказал, что лучшей мерой жизни человека являются не годы, а дела его. Иван Константинович
Айвазовский прожил жизнь долгую – он умер на пороге нашего века, в канун первой русской революции. Ему
было тогда 83 года. Но того, что сделал этот замечательный художник, не уместить и в три обычные жизни...
И.К. Айвазовский говорил: «Для меня жить – значит работать». Написав первую картину в 18 лет, он не
оставлял кисти на протяжении десятилетий – к 1900 году им было создано более 6 тысяч картин и графических
рисунков. И даже в день смерти он работал; те, кто бывал в Феодосийской галерее, помнят его незавершенное
полотно «Взрыв корабля»...
Сын мелкого торговца, жителя захолустья, мальчишка, для которого кусочек мела и заборы были «краской» и
«холстом», он не мог и мечтать об учебе. Случайно фигурки людей и наброски военных фрегатов, нарисованные
Иваном, заметил городской архитектор. Способного мальчика определили и отправили в Симферопольскую
гимназию. В 1833 году И.К. Айвазовский уже учился в Петербургской Академии художеств...
Молодой художник обратился к вечному – к природе и к человеку. Он решил рассказать красками и кистью о
водной стихии, о морях, которые царствуют на земле, стесняя сушу, о человеке, смело бросившем вызов
«девятому валу» и торжествующему над изменчивой природой...
Большое влияние на Айвазовского оказало творчество великого Пушкина.
В 1836 году академическую выставку посетил Пушкин. Вспоминая об этом, Айвазовский писал, что поэт «ласково
меня встретил», «спросил меня, где мои картины».
Пушкину Айвазовский посвятил несколько картин – «Пушкин на берегу моря» (1887 год, фигура поэта написана
здесь И. Е. Репиным), «Прощание Пушкина с морем» (1897 год), «Пушкин у гурзуфских скал» (1899 год).
Мы все помним пронзительные и гордые строки Пушкина: «Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо мной,
угрюмый океан...». Кажется, что строки оживали вновь и вновь на картинах Айвазовского. Его картины всегда
волнуют и впечатляют. Наверное, потому, что вечное движение воды, переменчивый лик моря – то спокойный и
умиротворенный, то нетерпеливый и грозный – рождал в душе художника множество чувств.
Замечательные полотна И. К. Айвазовского украшают многие музеи мира. Но поистине сокровищницей его
творений была и остается картинная галерея в Феодосии: в ней выставлено более 400 картин художника. Идут
и идут сюда люди. Советскому народу близко искусство, воспевающее красоту природы и человека...
Шестьдесят лет творческого труда – редкая удача! Айвазовский оставил после себя огромное творческое
наследие. Отношение к его искусству очень ярко выразил Крамской, сказав: «Айвазовский... кто бы и что ни
говорил, есть звезда первой величины». Стасов не менее высоко ценил его творчество: «Маринист Айвазовский
по рождению и по натуре своей был художник совершенно исключительный, живо чувствующий, самостоятельно
передающий, быть может, как никто в Европе, воду с ее необычайными красотами...»
Влияние творчества Айвазовского на развитие русской живописи было глубже и значительнее, чем принято об
этом думать. В. Суриков в старости вспоминал рассказы своего первого учителя о маринисте: «…как тот воду
пишет, – что совсем как живая; как формы облаков знает. Воздух – благоухание...». Суриков надолго был
покорен искусством Айвазовского. Развитие М. Врубеля, И. Шишкина и особенно А. Саврасова на раннем этапе
проходило под влиянием его живописи. А. Боголюбов начал свой путь в искусстве с подражания живописи
Айвазовского. А. Куинджи на всю жизнь сохранил в своем творчестве черты, родственные живописным образам
своего первого учителя. Л. Лагорио, А. Фесслер, К. Богаевский, М. Волошин вышли из Феодосийской мастерской
Айвазовского – А. Ганзен, К. Арциулов, М. Латри – его ученики. Группа армянских художников была близка
Айвазовскому и пользовалась его советами.
Биография Айвазовского не изобиловала яркими событиями, резкими поворотами. Его жизнь прошла в
непрестанном труде. Высокое мастерство его искусства и патриотическая направленность общественной
деятельности, любовь и преданность своему родному городу, в котором он, художник с мировой славой, провелвсю свою жизнь, оставили неизгладимый след на Феодосии. И когда мы думаем о Феодосии, мы прежде всего
вспоминаем Айвазовского – славу и гордость своего родного города.
В дореволюционной России жизнь Айвазовского была счастливым исключением, редкой удачей. У него хватило
мужества уйти в добровольное изгнание в провинциальной глуши организовать такие условия для своей работы,
в которых полностью раскрывалось его огромное дарование. Мало того – находясь почти безвыездно в
Феодосии, Айвазовский силой своего таланта, ума и энергии сумел создать в своем городе благоприятную
среду, в которой могло развиться мастерство большой группы художников. Своим творчеством феодосийские
художники обогатили русское искусство и расширили наше представление о природе Крыма.
Счастье улыбнулось Айвазовскому. Он смолоду определил свое место в искусстве и верил в непрерывный
прогресс развития своего искусства. Это поддерживало его в постоянном творческом состоянии и сообщало
ясность мысли и оптимистическое содержание его труду. И действительно, художник прошел огромный путь
роста и совершенствования, создав много вдохновенных произведений в конце творческого пути.
Айвазовский продолжил завидно долгую творческую жизнь, не зная старческого увядания чувств, мыслей,
мастерства.
Завещая городу свою картинную галерею, Айвазовский создал очаг искусства, у которого развивалась русская
маринистическая живопись. Особенно широкое просветительное значение приобрела Феодосийская картинная
галерея в послереволюционные годы, она выросла в единственный нашей стране музей маринистической
живописи. Популярность и посещаемость галереи непрерывно растут.
Славой имени Айвазовского полна Феодосия и в наши дни. Старожилы города охотно рассказывают о том, как
росла и развивалась за годы Советской власти галерея Айвазовского, как была она эвакуирована в годы
Великой Отечественной войны и временной оккупации Крыма фашистскими полчищами, как после изгнания их
она в 1944 году была возвращена в родной город, а в 1946 году полностью восстановлена и значительно
расширена в послевоенные годы.
Итоги и выводы: Творчество художника продолжает привлекать внимание широкой общественности нашей
страны – своим пафосом и жизнеутверждающей силой.
(Звучит музыка и читается стихотворение А.С. Пушкина «К морю».)