Наряду с нонаккордом часто употребляются аккорды с добавлением ундецимы (11), а для х-аккорда - большой терцдецимы (13), при этом 9-й, 11-й, 13-й звуки образуют в качестве надстройки над х-аккордом минорное трезвучие.Играть на фортепиано последовательности: а) из двух аккордов по тональности кварто-квинтового круга (кто не помнит, посмотрите в разделе "Теория"); б) по тональностям, расположенным на ступенях хроматической гаммы.
Аккорды с 11 и 13
Наряду с нонаккордом часто употребляются аккорды с
добавлением ундецимы (11), а для хаккорда большой
терцдецимы (13), при этом 9й, 11й, 13й звуки образуют в
качестве надстройки над хаккордом минорное трезвучие.
Задание
Играть на фортепиано последовательности: а) из двух аккордов
по тональности квартоквинтового круга (кто не помнит,
посмотрите в разделе "Теория"); б) по тональностям,
расположенным на ступенях хроматической гаммы.
Альтерация 9, 11 и 13
В хаккорде может быть понижена, либо повышена 9 (нона),
повышена 11 (ундецима), понижена 13 (терцдецима).
Практически бемоль 13 не что иное, как диез 5 через октаву.В Маккорде звук 11 употребляется исключительно со знаком
"+" .
Во всех остальных аккордах звуки 9 и 11 не подлежат
альтерации (в учебном процессе).
В виде таблицы это может выглядеть так:
Задание
Играть на фортепиано последовательности: а) из двух аккордов
по тональности квартоквинтового круга; б) по тональностям,
расположенным на ступенях хроматической гаммы.Давайте повторим:
На ступенях мажорной гаммы можно посроить пять видов 7
аккордов:
на I и IV ступенях большой мажорный 7аккорд М;
на II, III, VI ступенях малый минорный септаккорд m;
на V ступени малый мажорный септаккорд (доминантовый)
х;
на VII ступени малый вводный септаккорд
и в гармоническом мажоре уменьшенный вводный септаккорд
.
В хсептаккорде альтерируется (повышается/понижается)
звук 5 и 7. К числу наиболее употребительных аккордов
относятся септаккорды с добавлением звуков 9, 11, а к х
аккорду также звука 13. Наиболее типичные сочетания
альтерированных звуков 9, 11, 13 в хаккорде: 9, +11, 13; 9,
+11, 13; +9, +11, 13. Единственный аккордовый звук,
подлежащий повышающей альтерации в Маккорде,
звук 11 (+11).