Аксиологический аспект современной студенческой молодёжи.
Оценка 4.8
Лабораторные работы +12
docx
Междисциплинарный 5
Взрослым
08.04.2019
Введение. В настоящее время в обществе продолжается формирование новых ценностей и переосмысление старых. Сегодня наблюдается, особенно у молодежи, неуклонный рост интереса к получению знаний, профессионализму, способствующих росту материального благосостояния человека. Вместе с тем молодые люди задумываются и над тем, какое место в их жизни занимают моральные и духовные ценности.
Одной из важнейших задач обучения в вузе является повышения профессионализма, подготовки высококвалифицированных кадров, способных к формированию современного, более осознанного и ответственного отношения к профессиональной деятельности. От высшего образования требуется подготовка специалистов, способных к постоянному личностному и профессиональному развитию. В этой связи, особое внимание необходимо уделить индивидуальному сознанию современной студенческой молодежи, в изменении которого определяющую роль играет переоценка ценностей, их трансформация и новая иерархия, поскольку от того, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения, во многом зависит будущее состояние общества[1, с. 55].
Святощик Прокопенко_МИ...ВА_Барановичи.docx
М.И. Святощик,
В.А. Прокопенко
учреждение образования «Барановичский государственный университет»
Аксиологический аспект современной студенческой молодёжи.
Введение. В настоящее время в обществе продолжается формирование новых ценностей и переосмысление
старых. Сегодня наблюдается, особенно у молодежи, неуклонный рост интереса к получению знаний,
профессионализму, способствующих росту материального благосостояния человека. Вместе с тем молодые
люди задумываются и над тем, какое место в их жизни занимают моральные и духовные ценности.
Одной из важнейших задач обучения в вузе является повышения профессионализма, подготовки
высококвалифицированных кадров, способных к формированию современного, более осознанного и
ответственного отношения к профессиональной деятельности. От высшего образования требуется подготовка
специалистов, способных к постоянному личностному и профессиональному развитию. В этой связи, особое
внимание необходимо уделить индивидуальному сознанию современной студенческой молодежи, в изменении
которого определяющую роль играет переоценка ценностей, их трансформация и новая иерархия, поскольку от
того, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения, во многом зависит будущее
состояние общества[1, с. 55].
Основная часть. Перспективы духовнонравственного развития современного белорусского общества
напрямую зависят от духовного облика современной молодёжи. Понятие духовного облика, включает в себя три
уровня – определённые мировоззренческие установки, нравственные и социальнопсихологические качества.
Мировой исторический опыт свидетельствует о том, что экономические достижения государства и
материальное благосостояние граждан сами по себе не гарантируют духовного и нравственного развития
общества. Наоборот а основе прочного духовнонравственного фундамента складывается устойчивый
менталитет нации, обеспечивающий ее историческую жизнеспособность [2, с. 42].
Исходя из аналога проведенных исследований можно вполне объективно сделать вывод о том, что понятие
патриотизма у молодых людей в возрасте до тридцати лет, связано с верой в будущее собственной страны. И со
знанием культуры родного края.
Для изучения приоритетных ценностных ориентаций студентов, нами было проведено исследование. Были
опрошены студенты 14 курса факультета славянских и германских языков, также нынешние студенты
факультета педагогики и психологии, магистранты, общее количество которых составило 208 человек. С
помощью статистической обработки полученных данных нами были выявлены 10 ценностных блоков, каждый из
которых состоит из определённых ценностей и представляет собой мотивационный тип. Далее каждому типу
ценностей в соответствии с величиной среднего показателя был присвоен ранг от 1 до 10. Результаты
ранжирования представлены в таблице 1.
Таблица – 1 Ранговая структура типов ценностей студентов
Типы
ценностей
Достижения в
учёбе
Самореализация
личности
Гедонизм
(получение
удовольствий)
Нравственные
Материальные
Религиозные
Безопасность
Комфортность в
быту
Традиции
Политические
1 курс
2 курс
3 курс
4 курс
Магистранты
8
8
7
8
9
2
5
8
3
2
8
8
8
8
9
4
7
7
4
3
7
8
7
8
9
2
4
7
4
3
6
8
8
8
9
2
4
9
4
3
8
8
8
8
8
6
8
9
7
7
Полученные данные свидетельствуют о том, что современные студенты на всех этапах профессионального
обучения, в большей степени направлены на достижение материального успеха гедонизма, а между тем духовные ценности у молодёжи уходят на второй план. К сожалению, приоритетной значимостью для
обучающихся не обладают политические, религиозные ценности, сохранение традиций. В процессе данного
исследования ценность патриотизма, мы можем сослаться на полученные ранее результаты.
74% опрошенной молодежи считают себя патриотами, а 15% нет. При этом большинство связывают
патриотизм с верой в будущее Беларуси. Кроме прочего молодые люди полагают, что патриот должен быть
готовым защищать страну с оружием в руках, жить и работать только в Беларуси, активно участвовать в
политической жизни (в среднем по 24%). В гораздо меньшей степени респонденты высказывали свои
предположения со знанием белорусского языка и умением говорить на нем (14%) [3, с.16].
В настоящее время, несмотря на определенные позитивные тенденции в социальноэкономическом развитии
Беларуси, современная белорусская молодёжь, по мнению исследователей, к сожалению, продолжает
находиться в состоянии системного духовнонравственного кризиса [4, с. 15].
Заключение. Таким образом, цель мотивационного типа власть заключается в достижении социального
статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство,
социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание). Следовательно,
студенты в меньшей степени направлены на ограничение собственных действий и побуждений, а также на
признание идей, существующих в определенной культуре и религии [3, с. 16].
Кроме того, для молодежи ценности самоопределения имеют большую значимость, чем ценности
самовозвышения. Что свидетельствует о том, что для студентов более значимы понимание, терпимость и
поддержание благополучия собственного «Я», а также сохранение благополучия людей, с которыми они
находятся в личных контактах (полезность, дружба, зрелая любовь)
Результаты исследования показали, что основной из характеристик системы ценностных ориентаций
современных студентов является открытость изменениям.
Список итируемых источников
1 Знаков, В.В. Научнопсихологические и религиознофилософские подходы к изучению духовных
ценностей понимающего мир субъекта / В.В. Знаков // Ценностное сознание личности в период преобразования
общества. — М., 1997. — C. 76—95.
2 Андреева, Г.М. Социальная психология. / Г.М. Андреева // М.: Аспект Пресс, 2009. – 363 с.
3 Белинская, Е.П. Социальная педагогика и психология личности. / Е.П. Белинская, О.А.
Тихомандрицкая // М.: Аспект Пресс, 2001. – 301 с.
4 Жук, А.И. На пути совершенствования / А.И. Жук // Адукацыя i выхаванне. – 2013. – №1. – С.34.
Аксиологический аспект современной студенческой молодёжи.
Аксиологический аспект современной студенческой молодёжи.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.