Активизация мыслительной деятельности младших школьников
Оценка 4.7

Активизация мыслительной деятельности младших школьников

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
математика
1 кл—4 кл
05.02.2023
Активизация мыслительной деятельности младших школьников
Воспитание самостоятельно мыслящей личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, формирование у учащихся умения и желания самосовершенствования и самообразования
Активизация мыслительной деятельности младших школьников.doc

Активизация мыслительной деятельности младших школьников

Изменения в сфере российского образования, связанные с внедрением федерального государственного стандарта второго поколения, повлекли за собой преобразования в методической системе учителя. Перед учителем поставлены новые задачи – создать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской, проектной деятельности. Исходя из этого, педагогу необходимо выстроить образовательный процесс не только как процесс усвоения знаний, но и как процесс развития личности ребёнка, которая могла бы самостоятельно и критически мыслить, находить различные варианты решения возникающих проблем, выбирать из них оптимальные. За годы работы учителем начальных классов я не раз приходила  к выводу, что обучение, которое сводится лишь к накоплению знаний, не формирует у ребёнка умение думать, малоэффективно для умственного развития. Поэтому основная цель моей педагогической деятельности – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования.

       Актуальность этой проблемы подчеркивает и то, что именно в начальных классах закладывается основа знаний, именно здесь ребёнок учится самостоятельно мыслить и творчески работать. В эти годы развивается мышление, воспитывается любознательность, формируется умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Поэтому я  нахожусь в постоянном поиске тех методов и форм работы, которые позволяют весь учебный процесс организовать так, чтобы развивать собственное мышление ребёнка, активизировать познавательную деятельность, отойти от механического усвоения знаний. В связи с этим, для меня стала актуальной проблема поиска соответствующих технологий обучения. В поиске эффективных методик, которые  позволяют  сделать уроки современными, насыщенными, продуктивными, направленными на заинтересованность детей, я стала изучать и применять современные технологии образования. Так в своей работе я использую  технологию развития критического мышления, потому что убеждена, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей. Стратегия технологии развития критического мышления помогает учащимся  анализировать, применять полученные знания и их результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы. На своих уроках часто практикую использование таких приёмов, как  составление кластера, синквейна. Этот вид работы предлагаю как для работы в парах, группах, так и для индивидуальной работы. Применение данной методики способствует самовыражению учащихся, даёт возможность проявить себя, учит находить пути решения проблемы, сопоставлять своё мнение с мнением других ребят, для того, чтобы вынести обоснованное суждение; также способствует взаимоуважению, развивает коммуникативные навыки.  Систематическое применение  системно-деятельностного подхода способствует развитию у обучающихся навыков самостоятельной работы, умения  творчески мыслить, искать пути решения проблемы в нестандартной ситуации, умение работать в группе над решением общей проблемы, при этом  слушать и слышать мнение товарища, высказывать своё мнение, вести диалог. Использование деятельностного подхода  даёт возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к успешному продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях. Я построила систему специально подобранных заданий, способствующих развитию всех мыслительных операций в целом. Моя задача как учителя состоит в том, чтобы полнее использовать все возможности для развития мышления детей. Выполнение таких заданий требует не угадывания, а размышления, рассуждения, оперирования знаниями по логическим правилам, по которым строятся отношения между любыми предметами. Развивая логическое мышление, я учу детей анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, искать причинно-следственные связи. В качестве заданий на развитие логического мышления предлагаю задания, направленные на развитие умений:

o        выделять существенное («Преврати одни слова в другие», «Вставь слово», «Восстанови слова», «Найди слова», «Найди пару»);

o        сравнивать («Сравни группы слов, найди в них общее и различное», «Определи, по какому признаку слова объединены в группы», «Чем похожи слова?»);     

o        обобщать («Найди общее название», «Соедини половинки слов», «Найди слово в слове»);

o        классифицировать («Допиши по аналогии», «Раздели на группы», «Замени одним словом», «Найди лишнее слово» «Объедини слова по смыслу», «Найди общее название»).

При этом все упражнения носят проблемный характер.

            На уроках математики  развитие логического мышления я осуществляю через систему комбинаторных задач, которые дают возможность расширить знания учащихся о самой задаче (о количестве и характере результата), о процессе решения (чтобы решить задачу, не обязательно выполнять арифметические действия). А также знакомлю учащихся с новым методом решения задач (методом перебора). В ходе решения  комбинаторных задач обучаю методу перебора, который можно далее использовать для решения задач другого типа.  Комбинаторные задачи  использую как средство усвоения программного содержания, не перегружая учащихся дополнительной информацией. Включение комбинаторных задач в процесс обучения способствует повышению качества знаний учащихся и формированию у них умения решать комбинаторные задачи неформальными методами. Систему комбинаторных задач располагаю по уровню сложности и постепенно обогащаю новыми элементами, учитывая уровень развития ребёнка. Использую этот вид задач при изучении тем: «Нумерация чисел», «Сложение и вычитание чисел», «Величины». А также привлекаю этот вид задач во внеклассную работу. Особенность комбинаторных задач заключается в том, что при их решении должна быть выбрана определённая система перебора, которая давала бы полную уверенность в том, что рассмотрены все возможные случаи. Не менее трудный вопрос заключается и в выделении (или исключении) тех случаев, которые согласуются (или не согласуются) с условием задачи.

       В 1-4 классах важна сама операция, сам процесс практического составления комбинаций, а затем уже, если ставится требование, и непосредственный подсчёт полученных комбинаций. В качестве примера послужит следующая задача: В классе играли в шахматы 4 человека: Маша, Саша, Игорь и Наташа. Какие были пары игроков, если все они сыграли друг с другом по одному разу? Важно, чтобы дети увидели и осознали возможность составления нескольких комбинаций и нашли рациональный способ их перебора. Зачастую поиск решений ребята проводят в группах. Для проверки решения мы обсуждаем все способы, выводим наиболее рациональный, оригинальный способ решения.

Обучая детей решению комбинаторных задач, использую поисковый метод, дети сами приходят к  «открытию» способов действий, накапливая опыт, испытывая радость каждому «открытому» способу решения. Иногда я сама становлюсь участником совместного поиска. Моя позиция – партнерство, активное сотрудничество с учащимися в процессе решения задачи. Работая с этим видом задач, я преследую цель – переход учащихся от осуществления случайного перебора вариантов к проведению систематического перебора сначала без использования средств организации, а затем с их помощью. Перебор всех возможных вариантов  иногда может быть затруднён. Я облегчила процесс нахождения этих вариантов, научив детей пользоваться такими средствами организации перебора, как таблицы и графы. Они позволяют расчленить ход рассуждений, чётко провести перебор, не упустив каких-либо имеющихся возможностей. Развитие логического мышления требует индивидуального и дифференцированного подхода, которые учитывают особенности мыслительной деятельности каждого ученика. В моём классе есть дети, как с высоким уровнем развития, так и с низким. Изучив психологические и физиологические особенности детей, подбираю задания, отличающиеся разной степенью трудности. Учащиеся, выполняя задание, приходят разными путями к достижению единой цели. И пусть не все ученики выполнят задание верно, но они творят, мыслят, ищут, обсуждают различные способы решения. Таким образом, дети учатся делать пусть маленькие, но собственные открытия. Я убеждена, что знания, которые дети добывают самостоятельно, они наиболее крепкие и прочные. На данном этапе обучения полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума. Систематическое использование на уроках и внеурочных занятиях специальных заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать приобретённые знания в повседневной жизни.

Используемые источники

1. Статья «Методическая система учителя в период внедрения  ФГОС начального общего образования второго поколения» http://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-nikolaevna-matveva/vnedrenie-fgos-nachalnogo-obschego-obrazovanija-vtorogo-pokolenija.html

2. Белокурова Е.Е. Методика обучения школьников решению комбинаторных задач.// Начальная школа, 1994, №12

3. Белокурова Е.Е. Характеристика комбинаторных задач.// Начальная школа, 1994, №1.


Активизация мыслительной деятельности младших школьников

Активизация мыслительной деятельности младших школьников

Стратегия технологии развития критического мышления помогает учащимся анализировать, применять полученные знания и их результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает…

Стратегия технологии развития критического мышления помогает учащимся анализировать, применять полученные знания и их результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам; развивает…

В качестве заданий на развитие логического мышления предлагаю задания, направленные на развитие умений: o выделять существенное («Преврати одни слова в другие», «Вставь слово», «Восстанови слова»,…

В качестве заданий на развитие логического мышления предлагаю задания, направленные на развитие умений: o выделять существенное («Преврати одни слова в другие», «Вставь слово», «Восстанови слова»,…

Величины». А также привлекаю этот вид задач во внеклассную работу

Величины». А также привлекаю этот вид задач во внеклассную работу

В моём классе есть дети, как с высоким уровнем развития, так и с низким

В моём классе есть дети, как с высоким уровнем развития, так и с низким
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2023