Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках ОБЖ через технологию развития критического мышления.

  • Педсоветы
  • docx
  • 19.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала технология развития критического мышления на уроках обж.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПЫШМИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«ПЕЧЕРКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Активизация мыслительной деятельности учащихся

 на уроках ОБЖ

    через технологию развития критического мышления.

 

 

 

 

 

 

                                                                                      Составитель:

                                                                                     Штриплинг Олег Рубинович,

                                                                                      преподаватель-организатор ОБЖ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Печеркино, 2022год

 

 

 

 

Актуальность.

 Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме.

«Социализация – самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребёнком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни». 

В настоящее время в образовательную практику общего образования активно внедряется технология развития критического мышления. Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). Здесь синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения. Данная технология является общепедагогической, надпредметной.

 Ее цель – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия учащихся). Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и необходимость умения ориентироваться в потоке информации предъявляют высокие требования к интеллектуальным качествам личности. Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не столько объем накопленных знаний, сколько умение самостоятельно получать знания и применять их в практической деятельности.

Чтобы создать благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способностей учащихся на уроках ОБЖ наряду с традиционными формами работы в школе я применяю технологию критического мышления.

Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода, находить в ней противоречия, уметь выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты к стандартным и нестандартным ситуациям. Прежде всего - это самостоятельное мышление. На  моих уроках каждый ученик старается сформулировать свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных обучающихся.

Технология развития критического мышления помогает мне обучать школьников решать различные проблемы, с которыми им придётся столкнуться в жизни, что особенно важно в изучении предмета ОБЖ.

Данная технология  служит эффективному формированию навыков и умений безопасной жизнедеятельности, позволяет школьникам не только осваивать алгоритм действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, но и учиться предвидеть, предупреждать и избегать их, т.е. применять формулу безопасности в повседневной жизни. Развитие аналитического и критического мышления позволяет приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами кабинета ОБЖ.

Особенности технологии развития критического мышления в рамках предмета ОБЖ можно сформулировать следующим образом:

- применяя «готовые» знания, ученики формулируют свои, которые рождаются в процессе урока;

- школьники учатся управлять полученной информацией,  осмысливать ее, применять в жизни.

Мне, как учителю технология развития критического мышления даёт возможность формировать устойчивую мотивацию к изучению предмета, развивать способности обучающихся, помочь школьникам в осмыслении, обобщении и систематизации приобретённых знаний.

Применяя технологию развития критического мышления на уроках, использую различные приёмы и формы, дающие реальную возможность создать в классе атмосферу партнёрства, ответственного и творческого отношения к учебе. В процессе изучения нового материала необходимо создать условия для активизации творческих способностей и развития умений интерпретации и обобщения полученных знаний.

Уроки на основе технологии развития критического мышления отличаются трёхфазной структурой: вызов, осмысление, рефлексия с использованием соответствующих каждой фазе (этапу) приёмов и методов.

Приёмы технологии развития критического мышления, применяемые на уроках ОБЖ.

Технологические этапы: деятельность учителя, деятельность учащихся.

Возможные приемы и методы

I. Вызов:

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Составление списка «известной информации»:

рассказ-предположение по ключевым словам;

систематизация материала (графическая): кластеры, схемы, таблицы;

верные и неверные утверждения;

перепутанные логические цепочки;

мозговая атака;

проблемные вопросы, и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II. Осмысление содержания:

- получение новой информации;

-корректировка учеником поставленных целей обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения: «инсерт»; «фишбоун»; «идеал»; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; диспуты; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III. Рефлексия:

-размышление, рождение нового знания;

-постановка учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Заполнение схем, кластеров, таблиц.

Установление причинно-следственных связей между блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий, диалогов.

Написание творческих работ.

Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

Стадия вызова.

На первом этапе я предлагаю индивидуальную или групповую работу. Обучающиеся получают информацию, используя различные источники, записывают и обсуждают её, используя такие приёмы и методы, как:

1. Постановка проблемной ситуации представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы я пошагово веду учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения учащиеся выстраивают логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. На данном этапе предлагаю посмотреть видеофрагмент. Посмотрев его, ребята пытаются сформулировать тему урока, цели и задачи изучения нового материала.

2 Составление списка информации. Например: 6 класс. Тема «Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными». Даётся задание составить список известных вам животных, а затем предлагается классифицировать животных по признаку дикие и домашние, а также описать опасности, исходящие от них.

3. Мозговая атака. Учащиеся по желанию выходят к доске и пишут все известные им понятия по изучаемой теме, используя жизненный опыт, класс дополняет.

- Какой вопрос возникает у вас после этой работы?

Ученики формулируют проблемный вопрос: Как систематизировать эту информацию?

4. Ситуационные задачи.

Например: 8 класс. Тема «Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях». Даётся задание решить ситуационную задачу: Вы провалились под лед. Ваши действия.

Например: 7 класс. Тема «Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения». Даётся задание решить ситуационную задачу и одновременно определить алгоритм действий: Информация о приближающемся наводнении застала вас дома. Ваши действия

Стадия осмысление.

На данном этапе я предлагаю найти ответы на поставленные вопросы. Ставится задача на непосредственную работу с информацией с использованием других приёмов и методов.

1.Взаимоопрос.

Один из способов работы в парах. Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

2.Заполнение таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал». Такой приём развивает умение собирать воедино знания и строить новые. Заполняя таблицу, учащиеся отбирают ту информацию, которая соответствует их познавательным запросам, и приобретают новые знания осознанно.

3.Ведение «бортового журнала».Этот метод использую не только на уроке, но и во время выполнения домашней работы. Предлагаю выполнить таблицу из двух колонок. В левой - обучающиеся на этапе вызова записывают то, что им было известно по изучаемой теме. В правую – записывают всё новое, что узнали. На этапе рефлексии сопоставляются и анализируются записи в двух колонках.

Стадия рефлексия.

На этом этапе предлагаю ученикам проанализировать полученную информацию, идёт предварительное, чаще творческое, подведение итогов. Учащиеся анализируют полученную информацию, соотносят её с уже знакомой им и, используя знания, полученные на этапе осмысления, творчески перерабатывают.

1.Игра «Да – нет». Обучающиеся на вопросы учителя отвечают быстро и односложно. 

2.Дискуссия. Форма групповой дискуссии способствует развитию общения, становлению самостоятельности мышления. Дискуссия может использоваться как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии.

3.Творческие задания. Обучающиеся придумывают загадки, кроссворды, слоганы, ребусы на заданную тему. 

4.Сочинение синквейнов (пятистиший). Стихотворное сочинение из пяти строк предлагаю как индивидуальное самостоятельное задание, так и для работы в группах. Краткость формы развивает способность излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и лаконичных выражениях.

10 класс. Тема: «Профилактика инфекционных заболеваний».

Иммунитет

Врождённый, приобретённый.

Выявить, изолировать, лечить.

Своевременно поставить нужную прививку.

Инфекция.

Заключение

Я считаю, что опыт по развитию критического мышления на уроках безопасности жизнедеятельности может применяться интегрировано при изучении различных учебных предметов, а также использоваться во внеурочной работе. Его можно применять в основной и старшей школе всех уровней. Он будет интересен педагогам разных предметных областей и квалификационных категорий.

Условия, при которых использование технологии развития критического мышления будет результативным: мотивационные (способствующие устойчивым положительным мотивам изучения ОБЖ: интерес, новизна, доступность);кадровые (прохождение курсов по программе изучения современных педагогических технологий);материально-технические (наличие компьютера, Интернета и множительной техники дома; доступ к справочной и познавательной литературе в школьной медиатеке);

Преимущества предлагаемого опыта – способствует развитию личности ребенка, даёт возможность учителю, развивать креативные возможности обучающихся, проводить рефлексию их и собственной деятельности, двигаться дальше в планировании и ведении уроков, а также в профессиональном развитии;

Эффективность предлагаемого опыта подтверждают результаты районных олимпиад.

 

 

 

 


 

Посмотрите также