МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЫШМИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«ПЕЧЕРКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Тема: Активизация мыслительной деятельности учащихся
на уроках ОБЖ
через технологию развития критического мышления.
Составитель:
Штриплинг Олег Рубинович,
преподаватель-организатор ОБЖ
с.Печеркино, 2022год
Актуальность.
Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме.
«Социализация – самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребёнком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни».
В настоящее время в образовательную практику общего образования активно внедряется технология развития критического мышления. Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). Здесь синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения. Данная технология является общепедагогической, надпредметной.
Ее цель – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия учащихся). Изменения в окружающем мире, обществе, быстрые темпы роста объема информации, разнообразные средства доступа к ней и необходимость умения ориентироваться в потоке информации предъявляют высокие требования к интеллектуальным качествам личности. Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не столько объем накопленных знаний, сколько умение самостоятельно получать знания и применять их в практической деятельности.
Чтобы создать благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способностей учащихся на уроках ОБЖ наряду с традиционными формами работы в школе я применяю технологию критического мышления.
Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода, находить в ней противоречия, уметь выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты к стандартным и нестандартным ситуациям. Прежде всего - это самостоятельное мышление. На моих уроках каждый ученик старается сформулировать свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных обучающихся.
Технология развития критического мышления помогает мне обучать школьников решать различные проблемы, с которыми им придётся столкнуться в жизни, что особенно важно в изучении предмета ОБЖ.
Данная технология служит эффективному формированию навыков и умений безопасной жизнедеятельности, позволяет школьникам не только осваивать алгоритм действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, но и учиться предвидеть, предупреждать и избегать их, т.е. применять формулу безопасности в повседневной жизни. Развитие аналитического и критического мышления позволяет приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами кабинета ОБЖ.
Особенности технологии развития критического мышления в рамках предмета ОБЖ можно сформулировать следующим образом:
- применяя «готовые» знания, ученики формулируют свои, которые рождаются в процессе урока;
- школьники учатся управлять полученной информацией, осмысливать ее, применять в жизни.
Мне, как учителю технология развития критического мышления даёт возможность формировать устойчивую мотивацию к изучению предмета, развивать способности обучающихся, помочь школьникам в осмыслении, обобщении и систематизации приобретённых знаний.
Применяя технологию развития критического мышления на уроках, использую различные приёмы и формы, дающие реальную возможность создать в классе атмосферу партнёрства, ответственного и творческого отношения к учебе. В процессе изучения нового материала необходимо создать условия для активизации творческих способностей и развития умений интерпретации и обобщения полученных знаний.
Уроки на основе технологии развития критического мышления отличаются трёхфазной структурой: вызов, осмысление, рефлексия с использованием соответствующих каждой фазе (этапу) приёмов и методов.
Приёмы технологии развития критического мышления, применяемые на уроках ОБЖ.
Технологические этапы: деятельность учителя, деятельность учащихся.
Возможные приемы и методы
I. Вызов:
- актуализация имеющихся знаний;
- пробуждение интереса к получению новой информации;
- постановка учеником собственных целей обучения.
Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе
Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.
Составление списка «известной информации»:
рассказ-предположение по ключевым словам;
систематизация материала (графическая): кластеры, схемы, таблицы;
верные и неверные утверждения;
перепутанные логические цепочки;
мозговая атака;
проблемные вопросы, и т.д.
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
II. Осмысление содержания:
- получение новой информации;
-корректировка учеником поставленных целей обучения.
Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»
Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации
Методы активного чтения: «инсерт»; «фишбоун»; «идеал»; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; диспуты; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.
III. Рефлексия:
-размышление, рождение нового знания;
-постановка учеником новых целей обучения.
Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации
Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.
Заполнение схем, кластеров, таблиц.
Установление причинно-следственных связей между блоками информации.
Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
Ответы на поставленные вопросы.
Организация устных и письменных круглых столов.
Организация различных видов дискуссий, диалогов.
Написание творческих работ.
Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.
Стадия вызова.
На первом этапе я предлагаю индивидуальную или групповую работу. Обучающиеся получают информацию, используя различные источники, записывают и обсуждают её, используя такие приёмы и методы, как:
1. Постановка проблемной ситуации представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы я пошагово веду учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения учащиеся выстраивают логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. На данном этапе предлагаю посмотреть видеофрагмент. Посмотрев его, ребята пытаются сформулировать тему урока, цели и задачи изучения нового материала.
2 Составление списка информации. Например: 6 класс. Тема «Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными». Даётся задание составить список известных вам животных, а затем предлагается классифицировать животных по признаку дикие и домашние, а также описать опасности, исходящие от них.
3. Мозговая атака. Учащиеся по желанию выходят к доске и пишут все известные им понятия по изучаемой теме, используя жизненный опыт, класс дополняет.
- Какой вопрос возникает у вас после этой работы?
Ученики формулируют проблемный вопрос: Как систематизировать эту информацию?
4. Ситуационные задачи.
Например: 8 класс. Тема «Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях». Даётся задание решить ситуационную задачу: Вы провалились под лед. Ваши действия.
Например: 7 класс. Тема «Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения». Даётся задание решить ситуационную задачу и одновременно определить алгоритм действий: Информация о приближающемся наводнении застала вас дома. Ваши действия
Стадия осмысление.
На данном этапе я предлагаю найти ответы на поставленные вопросы. Ставится задача на непосредственную работу с информацией с использованием других приёмов и методов.
1.Взаимоопрос.
Один из способов работы в парах. Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
2.Заполнение таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал». Такой приём развивает умение собирать воедино знания и строить новые. Заполняя таблицу, учащиеся отбирают ту информацию, которая соответствует их познавательным запросам, и приобретают новые знания осознанно.
3.Ведение «бортового журнала».Этот метод использую не только на уроке, но и во время выполнения домашней работы. Предлагаю выполнить таблицу из двух колонок. В левой - обучающиеся на этапе вызова записывают то, что им было известно по изучаемой теме. В правую – записывают всё новое, что узнали. На этапе рефлексии сопоставляются и анализируются записи в двух колонках.
Стадия рефлексия.
На этом этапе предлагаю ученикам проанализировать полученную информацию, идёт предварительное, чаще творческое, подведение итогов. Учащиеся анализируют полученную информацию, соотносят её с уже знакомой им и, используя знания, полученные на этапе осмысления, творчески перерабатывают.
1.Игра «Да – нет». Обучающиеся на вопросы учителя отвечают быстро и односложно.
2.Дискуссия. Форма групповой дискуссии способствует развитию общения, становлению самостоятельности мышления. Дискуссия может использоваться как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии.
3.Творческие задания. Обучающиеся придумывают загадки, кроссворды, слоганы, ребусы на заданную тему.
4.Сочинение синквейнов (пятистиший). Стихотворное сочинение из пяти строк предлагаю как индивидуальное самостоятельное задание, так и для работы в группах. Краткость формы развивает способность излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и лаконичных выражениях.
10 класс. Тема: «Профилактика инфекционных заболеваний».
Иммунитет
Врождённый, приобретённый.
Выявить, изолировать, лечить.
Своевременно поставить нужную прививку.
Инфекция.
Заключение
Я считаю, что опыт по развитию критического мышления на уроках безопасности жизнедеятельности может применяться интегрировано при изучении различных учебных предметов, а также использоваться во внеурочной работе. Его можно применять в основной и старшей школе всех уровней. Он будет интересен педагогам разных предметных областей и квалификационных категорий.
Условия, при которых использование технологии развития критического мышления будет результативным: мотивационные (способствующие устойчивым положительным мотивам изучения ОБЖ: интерес, новизна, доступность);кадровые (прохождение курсов по программе изучения современных педагогических технологий);материально-технические (наличие компьютера, Интернета и множительной техники дома; доступ к справочной и познавательной литературе в школьной медиатеке);
Преимущества предлагаемого опыта – способствует развитию личности ребенка, даёт возможность учителю, развивать креативные возможности обучающихся, проводить рефлексию их и собственной деятельности, двигаться дальше в планировании и ведении уроков, а также в профессиональном развитии;
Эффективность предлагаемого опыта подтверждают результаты районных олимпиад.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.