АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
НА УРОКАХ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА
Выприкова Ю.А
Министерство образования Иркутской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Иркутской области
«Усть-Илимский техникум
лесопромышленных технологий и сферы услуг»
Повышение финансовой грамотности является актуальной проблемой нашего общества. В современном мире финансовая независимость и благополучие человека остаются основными показателями его успешности и профессионализма. А умение управлять финансовыми потоками – это не врожденная способность человека, а приобретенная система представлений, ценностей и сформированных привычек.
Что касается обучающихся, то они являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, планирования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.
Важно, чтобы обучающиеся не только знали, но и умели действовать. Так как полученных только теоретических знаний на уроках не достаточно, поэтому я решила активизировать деятельность обучающихся на уроках, с применением кейс-метода. Этот метод позволяет сочетать теоретическое и практическое обучение. Его относят к современным педагогическим технологиям, поэтому его освоение педагогами актуально для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Основное преимущество кейс-метода состоит в том, что он дает возможность обучающимся реально участвовать в процессах анализа, подготовки и принятия решений, при первоначальной постановке и осмыслении вопросов в кейсе, до того как будут найдены и сформулированы соответствующие решения [1].
Кейс-метод позволит заинтересовать обучающихся в изучении предмета, способствовать активному усвоению знаний и навыков самостоятельного сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации, для последующего ее обсуждения в коллективе с показом своего варианта решения вопроса или проблемы.
Далее более подробно расскажу, как можно применять данный метод на уроках общепрофессионального цикла.
Для реализации учебного занятия, необходимо иметь:
компьютер;
проектор;
дидактический материал.
Перед началом следующего учебного занятия, обучающихся необходимо познакомить с историей возникновения «кейс-метода», проговорить, что занятие будет проводиться в режиме кейс-метода, а также озвучить тему кейса.
Этапы применения кейс-метода:
1 этап подготовительный.
Задача этапа: преподавателем создается подборка материала для кейса (подготовить дополнительный материал для кейса; разработать варианты решения проблемных ситуаций; подготовить обучающихся к новой форме работы).
2 этап погружения в совместную деятельность.
Задача этапа: формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициативы обучающихся (раздать текст обучающимся; определить основную проблему вместе с преподавателем, которая лежит в основе кейса).
3 этап организовать совместную деятельность.
Задача этапа: организация деятельности по решению проблемы, в малых группах или индивидуально (обучающиеся распределяются по группам и в отведенное время, отвечают на вопросы; составляют индивидуальные ответы в единой позиции для презентации; выбирается спикер, который будет презентовать решение; оценивается содержательная сторона решения, техника презентации; преподаватель организует и направляет общую дискуссию).
4 этап анализ и рефлексия совместной деятельности.
Задача этапа: проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом (проанализировать эффективность организации занятия; преподаватель завершает дискуссию, анализирует работу групп и подводит итоги).
По итогам решения кейса, можно организовать обсуждение с использованием следующих вопросов:
Что было наиболее простым?
Что было наиболее сложным?
Самый сложный момент?
Общее впечатление от кейса?
Основной урок (навык), который вы вынесли?
Какой ошибки в будущем вы сможете избежать?
До обсуждения кейса заранее можно готовить лист флиптчарта с четырьмя заголовками [2]:
Легко (просто) 1. 2. 3. |
Помогало 1. 2. 3. |
Трудно 1. 2. 3. |
Мешало 1. 2. 3. |
Применяя данный метод на уроках, у обучающихся будет формироваться база, для принятия верных финансовых решений, они научатся распоряжаться своими средствами, рассчитывать бюджет, разбираться в вопросах кредитования, ипотеки и других вопросах финансового характера в будущем.
Данное учебное занятие учит обучающихся не быть зависимыми от кредитов и других финансовых обязательств, а правильно рассчитывать расходы согласно полученному доходу. В ходе урока, обучающиеся закрепляют полученные знания по теме финансы и финансовая грамотность, а также на практике применяют полученные знания. Они самостоятельно определяют свои доходы, учатся рационально распределять приоритеты в расходах и планируют свой бюджет исходя из нужд.
Литература
1. Стрекалова, Н. Д., Беляков, В. Г. Разработка и применение учебных С 84 кейсов: практическое руководство [Текст] / Н.Д. Стрекалова, В.Г. Беляков; Санкт-Петербургский филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики». CПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург, 2013 80 c.
2. КЕЙС-СТАДИ: принципы создания и использования. Тверь: Изд-во «СКФ-офис», 2015. 114 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.