АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА»

  • docx
  • 10.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Документ Microsoft Word.docx

 

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА»

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уро-

ках экономика, остается одной из актуальных задач современного педагога.

Ее значение состоит в том, что учение должно быть не только направлено на

восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося

к самой познавательной деятельности, так как преобразующей характер дея-

тельности всегда связан с активностью субъекта.

Важнейшая задача преподавателя — организовать учебную деятельность

так, чтобы материал запоминался тогда, когда учащийся занят непосредствен-

но материалом, а не специально запоминанием этого материала. Второй прин-

цип метода активизации сводится к глобальному использованию всех средств

воздействия на психику учащегося. Здесь имеется в виду не только опора на

слуховое и зрительное восприятие эмоционального состояния, но и например,

на создание определенного эмоционального состояния положительно влияю-

щего на эффективность работы.

Активизации познавательной деятельности осуществляются с помощью

активных методов обучения, при изучении темы «Деньги», мною использует-

ся имитационный тренинг.

Этот тренинг призван показать студентам различные модели поведения

людей, принимающих решение об использовании имеющихся у них денеж-

ных средств. Проведение тренинга занимает около 15 минут.

Студенческая группа делится на четыре ролевые группы:

1) «бережливые» – эта группа будет играть роль людей, во многом отказы-

вающих себе в сегодняшнем потреблении и откладывающих деньги для буду-

щих покупок либо «на черный день».

2) «беззаботные» – люди, потребляющие весь свой доход и не откладыва-

ющие денег на будущее;

3) «заемщики» – люди, «живущие взаймы», активно использующие кредит;

4) «кредиторы» – люди, дающие в долг под проценты.

Каждой группе в течение пятиминутного обсуждения предлагается выра-

ботать аргументы в пользу своего поведения. Одновременно с этим студентам

необходимо подумать, о том какие недостатки можно найти в типах потре-

бительского поведения, выбранных другими группами. По истечении отве-

денного времени выступает представитель от каждой группы. Выбранный

группой представитель должен в течение 1–2минут изложить преимущества

своего поведения, а затем защитить свою позицию, ответив на вопросы участ-

ников других групп, указывающих ему на недостатки данного типа поведения.

Студентам раздаются копии статей после прочтения которых им необходи-

мо изучить результаты социологического исследования и на основании при-

веденных данных ответить на следующие вопросы:

1. Что можно сказать о распределении сбережений по различным доход-

ным группам? (Сбережения распределены неравномерно, наибольшая их доля

приходится на наиболее обеспеченные экономические группы, составляющие

небольшую часть населения Казахстана.)

2. Зачем люди делают накопления, какие группы сберегателей можно вы-

делить?

3. В какой форме люди хранят свои средства, от чего зависит выбор формы

сбережений? (Выбор формы сбережений главным образом зависит от вели-

чины накоплений: чем больше у людей средств, тем разнообразнее формы, в

которых они хранят свои сбережения (ценные бумаги, вклады в коммерческие

банки и т.д.)

Требования к тренингу следующие: оптимальное количество участников

20–25 человек, соответствующие размерам помещения, где места участников

расположены по «тренинговому кругу», что способствуют их активному вза-

имодействию; обязательное ознакомление участников с целями и задачами

данного занятия; создание доброжелательной, доверительной атмосферы и ее

поддержание в течение всего тренинга; вовлечение всех участников в актив-

ную деятельность на протяжении всего тренинга; уважение мнений каждого

участника; подведение участников преподавателем к достижению поставлен-

ной цели, не навязывая при этом своего мнения; обеспечение временных ра-

мок занятия; обеспечение эффективного сочетания теоретического материала

и интерактивных упражнений; подведение итогов тренинга по его окончанию.

Активизация учебного процесса предполагает участие всех учащихся в

процессе обучения, который должен быть мотивированным и достаточно ин-

тересным.

Активные методы обучения позволяют усилить процесс понимания, усво-

ения и творческого применения знаний при решении экономических задач. В

настоящее время во всех учебных заведениях целесообразно применять ряд

активных методов обучения, активизирующих деятельность обучаемых.

На уроках с использованием активных методов учащийся активным, за-

интересованным, равноправным участником обучения. Он отходит от стан-

дартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление

к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа учащихся на учебной

дисциплине «Экономика» имеет большое образовательное, воспитательное и

развивающее значение.

Овладев этими приемами, учащиеся становятся более самостоятельными

в решении различных учебных заданий, могут рационально строить свою де-

ятельность по усвоению новых знаний, применения этих знаний в жизни.

Поэтому, решая задачу подготовки будущих специалистов еще в стенах

учебных заведений к выполнению своих профессиональных обязанностей,

образование должно уделять большое внимание развитию у них потенциала

самообучения.

Библиографический список

1. Борисова Н. В. Методологические рекомендации по проведению деловых

игр. / Н. В. Борисова, А. А. Вербицкий. – М. : 1990. - 431 с.

2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход:

Метод. пособие. – М. : Высшая школа, 2001. - 276 с.

3. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное об-

учение. – М. : 2009. - 192 с.