АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА»
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уро-
ках экономика, остается одной из актуальных задач современного педагога.
Ее значение состоит в том, что учение должно быть не только направлено на
восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося
к самой познавательной деятельности, так как преобразующей характер дея-
тельности всегда связан с активностью субъекта.
Важнейшая задача преподавателя — организовать учебную деятельность
так, чтобы материал запоминался тогда, когда учащийся занят непосредствен-
но материалом, а не специально запоминанием этого материала. Второй прин-
цип метода активизации сводится к глобальному использованию всех средств
воздействия на психику учащегося. Здесь имеется в виду не только опора на
слуховое и зрительное восприятие эмоционального состояния, но и например,
на создание определенного эмоционального состояния положительно влияю-
щего на эффективность работы.
Активизации познавательной деятельности осуществляются с помощью
активных методов обучения, при изучении темы «Деньги», мною использует-
ся имитационный тренинг.
Этот тренинг призван показать студентам различные модели поведения
людей, принимающих решение об использовании имеющихся у них денеж-
ных средств. Проведение тренинга занимает около 15 минут.
Студенческая группа делится на четыре ролевые группы:
1) «бережливые» – эта группа будет играть роль людей, во многом отказы-
вающих себе в сегодняшнем потреблении и откладывающих деньги для буду-
щих покупок либо «на черный день».
2) «беззаботные» – люди, потребляющие весь свой доход и не откладыва-
ющие денег на будущее;
3) «заемщики» – люди, «живущие взаймы», активно использующие кредит;
4) «кредиторы» – люди, дающие в долг под проценты.
Каждой группе в течение пятиминутного обсуждения предлагается выра-
ботать аргументы в пользу своего поведения. Одновременно с этим студентам
необходимо подумать, о том какие недостатки можно найти в типах потре-
бительского поведения, выбранных другими группами. По истечении отве-
денного времени выступает представитель от каждой группы. Выбранный
группой представитель должен в течение 1–2минут изложить преимущества
своего поведения, а затем защитить свою позицию, ответив на вопросы участ-
ников других групп, указывающих ему на недостатки данного типа поведения.
Студентам раздаются копии статей после прочтения которых им необходи-
мо изучить результаты социологического исследования и на основании при-
веденных данных ответить на следующие вопросы:
1. Что можно сказать о распределении сбережений по различным доход-
ным группам? (Сбережения распределены неравномерно, наибольшая их доля
приходится на наиболее обеспеченные экономические группы, составляющие
небольшую часть населения Казахстана.)
2. Зачем люди делают накопления, какие группы сберегателей можно вы-
делить?
3. В какой форме люди хранят свои средства, от чего зависит выбор формы
сбережений? (Выбор формы сбережений главным образом зависит от вели-
чины накоплений: чем больше у людей средств, тем разнообразнее формы, в
которых они хранят свои сбережения (ценные бумаги, вклады в коммерческие
банки и т.д.)
Требования к тренингу следующие: оптимальное количество участников
20–25 человек, соответствующие размерам помещения, где места участников
расположены по «тренинговому кругу», что способствуют их активному вза-
имодействию; обязательное ознакомление участников с целями и задачами
данного занятия; создание доброжелательной, доверительной атмосферы и ее
поддержание в течение всего тренинга; вовлечение всех участников в актив-
ную деятельность на протяжении всего тренинга; уважение мнений каждого
участника; подведение участников преподавателем к достижению поставлен-
ной цели, не навязывая при этом своего мнения; обеспечение временных ра-
мок занятия; обеспечение эффективного сочетания теоретического материала
и интерактивных упражнений; подведение итогов тренинга по его окончанию.
Активизация учебного процесса предполагает участие всех учащихся в
процессе обучения, который должен быть мотивированным и достаточно ин-
тересным.
Активные методы обучения позволяют усилить процесс понимания, усво-
ения и творческого применения знаний при решении экономических задач. В
настоящее время во всех учебных заведениях целесообразно применять ряд
активных методов обучения, активизирующих деятельность обучаемых.
На уроках с использованием активных методов учащийся активным, за-
интересованным, равноправным участником обучения. Он отходит от стан-
дартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление
к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа учащихся на учебной
дисциплине «Экономика» имеет большое образовательное, воспитательное и
развивающее значение.
Овладев этими приемами, учащиеся становятся более самостоятельными
в решении различных учебных заданий, могут рационально строить свою де-
ятельность по усвоению новых знаний, применения этих знаний в жизни.
Поэтому, решая задачу подготовки будущих специалистов еще в стенах
учебных заведений к выполнению своих профессиональных обязанностей,
образование должно уделять большое внимание развитию у них потенциала
самообучения.
Библиографический список
1. Борисова Н. В. Методологические рекомендации по проведению деловых
игр. / Н. В. Борисова, А. А. Вербицкий. – М. : 1990. - 431 с.
2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход:
Метод. пособие. – М. : Высшая школа, 2001. - 276 с.
3. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное об-
учение. – М. : 2009. - 192 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.