Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
Лермонтовского сельского поселения
Бикинского муниципального района Хабаровского края
Активизация
познавательной деятельности
учащихся на уроках русского языка
(из опыта работы учителя начальных классов)
Учитель начальных классов: Зрюмова С.В.
2022г.
«Один из секретов жизни состоит в том, чтобы не дать угаснуть огню нашей любознательности»,- говорил Эдвард Фелпс. Нужно «заставить» ребенка удивиться. А удивительное рядом. Только его надо уметь увидеть. В русском языке много интересного и удивительного. Разве неудивительно, что есть прилагательные краткие, которые не склоняются, как остальные, что есть существительные, которые почему-то не изменяются по числам, что некоторые собственные имена, являющиеся названиями единичных предметов, имеют формы только множественного числа (Карпаты, Альпы); а рассказывая о том, что было вчера или очень давно, мы нередко употребляем глаголы в форме настоящего и даже будущего времени. Удивительного ... много. Но конечно, надо уметь самому удивляться, показывать это удивительное и вызывать удивление. Язык- это чудо из чудес. И как увлекательно раскрывать его чудесные свойства! Удивительное, интересное в языке- это иногда новая грань того, что как будто детям уже известно. Осмысленное в иных взаимосвязях, с другой точки зрения это известное воспринимается по-иному.
Разве не знают школьники, что в русском языке есть парные звонкие и глухие согласные? А если начать урок так: «К нам в класс вошли два приятеля, два знакомых нам согласных. Они очень похожи друг на друга: одинаково сложены, одинаково ходят, смотрят, одеваются. Но когда один говорит- его слышно, а другого очень трудно услышать, даже если он старается говорить громко. Что же это за согласные? Мы можем их узнать?» Думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?»
Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески. И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика.
Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, быть полезным в жизни и подчиняются основные задачи современного образования.
Добиться прочных знаний и навыков по русскому языку у учащихся учитель может только в том случае, если он ясно представляет себе уровень подготовки каждого ученика, его индивидуальные пробелы. Работу над индивидуальными пробелами в знаниях учащихся нужно так вплести в урок, чтобы не нарушалась его стройность, чтобы не отвлечь школьников от изучения нового материала, чтобы пробудить интерес и «не дать угаснуть огню любознательности».
Одной из проблем, волнующих учителя, является вопрос: как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям, сформировать потребность в самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Цель учителя - постараться сделать так, чтобы поддержать в своих учениках любознательность и познавательный интерес. Требования, предъявляемые к современной школе, обусловили необходимость пересмотра целей, содержания и технологий обучения.
Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не только овладевать знаниями, умениями и навыками, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы.
Одной из главных задач в организации учебной деятельности я вижу создание таких условий, когда у учащихся формируется потребность в реализации творческого потенциала. Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение младших школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемого предмета.
Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, так как обучение и развитие носят деятельный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитание школьников.
По данной проблеме я познакомилась со многими научными трудами и методическими разработками: Т.И. Щукина «Актуальность проблемы активизации учебно-познавательной деятельности», А.Ф. Казакова «Успех - важный стимул положительного отношения к деятельности», Л.С. Кулыгина «Активизация учения: сущность и содержание» Хижнякова О.И. «Современные образовательные технологии в начальной школе», А.А. Окунева «Спасибо за урок, дети!».
Много учусь у педагогов-новаторов: Б.П. Никитина, С.Н.Лысенковой, Ш.А. Амоношвили, Дж.Дьюи.
Часто обращаюсь к педагогическому опыту А.С. Макаренко, с которым соглашаюсь в том, что когда ученик овладевает новыми формами поведения и деятельности, добивается ощутимого успеха в работе над собой, переживает радость, внутреннее удовлетворение, это укрепляет его уверенность в своих силах, побуждает к личному росту.
Вот почему в процессе обучения необходимо систематически развивать и укреплять познавательный интерес учащихся. Это должно стать важным мотивом учения, стойкой чертой личности, мощным средством воспитывающего обучения. Всё это и обусловило мой выбор темы опыта «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка».
Активизация учения есть, прежде всего, организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем. Степень активности школьников является реакцией, методы и приёмы работы являются показателем моего педагогического мастерства.
Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.
Таким образом, современное состояние обучения школьников диктует необходимость поиска новых путей повышения качества их теоретической подготовки, готовности к самостоятельному творческому труду, а главное - средств и методов, в том числе – средств и методов обучения в рамках начальной школы.
Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. Несмотря на то, что знание родного языка даётся ребёнку с детства, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Главная задача обучения русскому языку – развивать школьника как личность, умеющую полноценно владеть устной и письменной речью, ведь « с русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком». ( К. Паустовский). Поэтому с первых уроков стараюсь воспитывать у детей интерес и прививать любовь к русскому языку.
Активизация познавательной деятельности начинается с первых минут урока:
- организация внимания всех учащихся,
- настрой на работу. Начало каждого урока индивидуально (например).
1 вариант - Сегодня на уроке русского языка мы будем говорить о гласных звуках, как от них зависят правила русского языка. Встретимся со старыми друзьями, они нам приготовили интересные задания. Они будут помогать нам, а мы им.
2 вариант – Сегодня на урок к нам пришли сказочные герои. А узнать мы их сможем только, выполнив несколько заданий.
Постановка темы и цели урока
Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.
Назовите тему нашего урока? (Тема нашего урока – “Правописание безударных гласных в корне слова”.)
Какие цели поставите перед собой? (Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.)
Ребята, как вы думаете, какое стихотворение рассказал Крошу Бараш?
Если
буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение.
Ударение над гласным
Может сделать букву ясной.
А теперь задание от Кар Карыча.
Прочитайте. Какое слово лишнее? Что вы можете сказать о данном слове?
Распределите слова на две группы. Обоснуйте свои действия. (Безударная гласная может быть проверяемой и непроверяемой)
З..ма, д..ревня, л..сная, д..рога, сл..ды, с..бака, р..ка, п..тух.
- Запишите слова в два столбика, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.
Фрагмент урока №1
–Наш герой очень пугливый, осторожный, поэтому боится нам открыто показаться. Но мы сможем его найти, если вспомним алфавит от “П” до “Я”. Соединим буквы в алфавитном порядке
Кто получился? (Мышонок)
Придумайте родственные слова с корнем: -мыш-
Выберите схему, которая подходит к слову “мышата”. (На доске вывешены несколько разных схем слов)
Сделаем звукобуквенный анализ этого слова.
Сколько слогов? Какой слог ударный? Сколько звуков в каждом слоге?
Напишите его. (На доске появляются мышата)
Узнать следующего героя поможет загадка:
“Выгнул
спинку он дугой,
Замяукал.
Кто такой?
Потянулся сладко –
Вот и вся загадка”.
Звучит песенка кота Леопольда, вывешивается рисунок.
Как зовут нашего кота?
Поcтановка задачи.
Какую букву нужно вставить в конце слова “кот”? Докажите.
Какую букву нужно вставить в конце слова “Леопольд”? Объясните, почему?
– Почему слово “Леопольд” написано с большой буквы?
Какое самое любимое предложение у нашего кота? (Ребята, давайте жить дружно!)
– Но вот беда, мышата утащили из слов буквы. Вставьте их, пожалуйста.
Какие буквы вставили? (д, т)
Что мы знаем о буквах д, т? Так какая тема нашего урока?
(Сегодня на уроке мы будем учиться правильно писать слова с парными согласными буквами д, т.)-дети
Группировка слов по определенному признаку.
– Давайте охарактеризуем каждого героя. Для этого прочитаем слова, записанные на отдельных карточках, и поместим их под тем, кому они соответствуют.
– В каких словах встретились парные согласные буквы д, т?
– Найдите лишнее слово. Для этого поставьте к словам вопросы: Какой? Кто? Что делал?
Прочитаем третий столбик слов: озорники, улизнул, открутил, телевизор.
– На какие две группы можно разделить данные слова?
– На какой вопрос отвечает первая группа? (Кто? Озорники. Что? Телевизор)
– Вторая группа? (Что сделал? Улизнул, открутил).
– Проказники-мышата и тут, на уроке, не дают коту покоя: шалят, придумывают разные испытания. Давайте же поможем доброму коту Леопольду справиться с ними. А в знак благодарности за каждую вашу помощь он будет дарить самый любимый свой предмет из одежды: бант.
– Озорники придумали стихотворение, но в последних строчках не дописали слова. Наша задача: закончить каждую строку рифмующим словом.
“Ти-ди-ти-та,
Два мышонка ждут _________.
Ты-ду-ди-ти,
Встали мыши на ________”.
Слоги читает весь класс, а строчку – один ученик. Последнее слово договаривают и записывают в тетрадях.
Прочитайте первый столбик слов, подумайте, какие задания придумали мыши?
Дети : Поставить ударение. Выделить корень. Подчеркнуть безударную гласную в корне слова. Найти проверочное слово.
Как понимаете слово “добродушный”? Это слово состоит из двух корней, поэтому называется сложным.
Прочитайте второй столбик слов.
Выделите корень.
Найдите слово, в котором согласный звук произносится не так, как пишется.
Как его можно проверить?
Найдите слово, в котором есть приставка, выделите ее
Можно ли слова назвать родственными? Докажите.
Как еще шалили мышата? Прочитайте стихотворение. (Мышата открутили гайки у телевизора, налили туда воды, поэтому буквы на экране поплыли).
Поможем коту собрать слова из букв. Игра «Кто больше соберет слов из данных букв»
Какие же слова у вас получились? (Дети, которые не смогли составить много слов, дописывают при проверке)
– Кажется, мышата поняли, что жить надо дружно, не обижать своих товарищей.Звучит грамзапись песни (“Чему учат в школе”).
Фрагмент урока№2
Девиз урока на доске:
“Буквы всякие важны,
буквы разные нужны”.
Объявление темы.
Любите ли вы путешествовать?
Сегодня на уроке русского языка мы отправимся в необычное путешествие в необычную страну. А вот какую? Вы узнаете, если разгадаете кроссворд.
Задания для кроссворда:
Что ставится в конце предложения?
Из чего состоят предложения?
Как называется наш родной язык?
Сколько в алфавите гласных?
Сколько парных согласных?
Все про корни будешь знать,
то получишь в школе …
Прочтите слово по вертикали под цифрой 7. (Хором читают “Корень”).
Вот мы и отправимся в путешествие в страну корней. (Открывается на доске название “Путешествие в страну корней”). Путешествие необычное, интересное, полезное.
Прочитайте предложение, которое написано крупными буквами. (Читают ученики, слабочитающие)
– Рассказ учителя.
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова – веточки, и назвали их однокоренными. А так как они все были дети одного корня – папы, то еще их назвали родственными. Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех под корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный: .
- А сможете вы, ребята, отыскать в словах корень и построить ему такой же домик? (Каждому ряду по слову: лес, свет, хлеб. Самостоятельная работа – собрать семью к данным словам). Части слова. Повторение.
Учитель.
– Кто же друзья корня?
– Где стоит приставка в словах?
– Для чего она служит?
Чем отличается суффикс от приставки?
Какая часть в слове изменяется?
(На доску выставляется рисунок дерева с ветками – частями слов).
Как-то
много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово – корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесно.
(Автор Е. Измайлов).
(Читают слова, которые получились. Выделяют корень “сад”).
Путешествие в сказку “Чужак”.
– А теперь заглянем в сказку “Чужак”. (Читает учитель).
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
– Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель).
– Почему гости не сразу приметили чужака? Не поможете ли вы ему найти своих родственников?
– Составьте список родственников Воды и допишите тех из ее родни, кто не пришел к ней в гости в этот раз.
Игра “Третий лишний”.
(На доске столбики слов, каждому ряду по три столбика. Задание выполняют самостоятельно, письменно).
1 ряд.
Желток, железо, желтый.
Часовщик, часть, час.
Печурка, печать, печка.
2 ряд.
Циркуль, циркач, цирк.
Горе, нагорный, горевать.
Пот, потолок, потливый.
3 ряд.
Гореть, угорать, гора.
Море, морщины, морской.
Боль, большой, больница.
Сказка “Про маленький мудрый корень УЧ”.
Жил-был корень УЧ. И вот надоело ему одному жить на свете, и призвал он приставки и суффиксы объединяться с ним. Прошло время, и превратился маленький-премаленький корень-корешок УЧ в огромное семейство слов. Попробуйте назвать все его семейство.
(Дети называют).
Да, его родственниками стали слова:
Учитель, ученик, обучение, ученый, учебник, переучивать, заучивать, учительница, учебный, учеба, учительская, завуч, научить.
Когда у Корня спрашивали, как ему удалось обзавестись такой большой родней, он уточнял: “Вас, наверное, интересует словообразование?” И был прав: словообразование действительно изучает, из каких частей состоит, и в какой последовательности образуется слово. Одно слово, как в сказке, может превратиться в другое, стоит к нему приставить приставку или суффикс. Слово может изменить свое значение (вертолет - вертолетчик) или просто поменять одежду, то есть форму. (Вертолет - вертолетик).
Делать из урока в урок одно и то же неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес.
Анализ, проводимых мною уроков, показал, что их структура и методика во многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от их средств, что имеются в расположении учителя. На уроках закрепления или повторения материала обычно интерес учащихся падает, поэтому необходимо отыскивать для их проведения нестандартные виды работ. На помощь учителю приходят нетрадиционные формы уроков:
1)урок-соревнование;
2) урок – игра;
3) урок – викторина;
4) урок – конкурс;
5) урок творчества;
6)урок–путешествия;
7) интегрированный урок;
8)урок–творческий отчет;
9)уроки взаимообучения;
10) урок- зачёт;
11) урок открытых мыслей;
12) урок- турнир;
13) аукцион знаний;
14)урок фантазиирования;
15) урок творчества;
16) урок - сказка;
17)волшебный конверт;
18)урок-эврик
Применяя в течение ряда лет в своей практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения именно в рамках педагогики сотрудничества, которая приветствует нестандартные уроки. Для неё также равноправны и желательны все виды учебных занятий на уроке: индивидуальная деятельность, работа в паре, в группе, фронтальная работа и т.д.
Нюша принесла вам интересное задание.
Работа в группах (5 групп).
Поработайте в группах. На листочке записан “корень”, вам нужно найти и записать как можно больше родственных слов.
-лед-
-ход-
-бел-
-свист-
-боль-
-сад-
-вод-
Проведение уроков, которые содействуют развитию интеллектуальных способностей учащихся, требуют от меня высокой квалификации и большой подготовки.
Курс русского языка в начальной школе вмещает в себя очень большой объем знаний из орфографии, морфологии и синтаксиса. Все это не только необходимо дать детям в теоретическом виде, но и отработать грамматические умения и навыки. Можно давать все материалы в готовом виде: познакомить с правилами, привести примеры; но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность испытать свои силы в умении увидеть закономерность.
Чтобы достичь этого
необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное
задание и каких результатов сумели добиться.
Принципы значимости учебной деятельности для ребенка имеют важное значение.
Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту
значимость. На своих уроках учу наблюдать, сравнивать, делать
выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению
самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Ребенку трудно
объяснить, для чего необходима самостоятельная деятельность на уроке, ведь не
всегда результат этой деятельности положительный. И опять на помощь мне приходит
проблемная ситуация, которая внесет интерес в самостоятельную деятельность
учащихся и будет постоянным активизирующим фактором.
Постановка проблемы урока Подготовить детей к обобщению по теме “Безударная гласная в корне слова” через постановку проблемной ситуации.
– Я хочу вам рассказать историю, которая произошла с вашими любимыми героями Смешариками.
Однажды Крош написал своему другу Барашу записку:
“Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем”.
Бараш записку прочитал и пообещал прийти.
Собрались Смешарики вечером.
“Мяч будет, – сказал товарищам Крош. – Бараш принесет”.
Пришел Бараш, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.
Смешарики расстроились, что не придется поиграть в футбол.
– Почему так получилось?
Какое правило не знал Крош?
Как правильно записать это слово?
Но, занимаясь самостоятельной деятельностью на уроке, ученики не отправляются в «самостоятельное плавание», ненавязчиво я корректирую их деятельность, чтобы не нарушался принцип научности при получении знаний.
Проблемная ситуация позволяет решить задачи учебной деятельности, в которой органично включен ученик как субъект деятельности.
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Хочу предложить фрагмент урока, тема которого «Закрепление знаний учащихся о правописании безударных гласных, проверяемых ударением».
Форма урока: урок-сказка.
Цели урока:
обобщить и закрепить знания учащихся о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением; вырабатывать орфографическую зоркость; развивать речь, творческое мышление, внимание, память учащихся; формировать коммуникативную культуру, приобщать к компьютерным технологиям; воспитывать интерес к русскому языку, аккуратность, дисциплинированность, самостоятельность.
Вступительное слово учителя.
Ребята, вы любите сказки?
Все на свете любят сказки. И любовь эта начинается с детства. Волшебные, весёлые и даже страшные сказки всегда интересны. Но не только интерес, не только развлечения есть в сказках. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», - писал Александр Сергеевич Пушкин. И действительно, в сказке всегда есть урок. Сказки обычно начинаются по – разному: «В некотором царстве – в некотором государстве…», «Жили- были…». А мы начнем нашу сказку так:
Как–то в прекрасную Страну Знаний прилетела Фея. Встречать её вышли гласные буквы (-ребята, а какие вы знаете гласные буквы?), но не понравился ей приём, и она их заколдовала. Да так, что стали они друг на друга похожи. Полетела волшебница дальше, а в стране началась величайшая путаница. Буква О стала похожа на букву А, буква И на Е, буква Е на Я.Дети начали делать ошибки в словах. И однажды с ними также произошло превращение. (Фрагмент из мультфильма «Барби и Лебединое озеро»). Дети стали превращаться то в зверюшек, то в детей. У них появились ушки, хвостики, рожки, колючки, стали расти крылья.
Посмотрите, ребята, на доске написана фраза и в нашей фразе тоже буквы перепутались:
Как писать го/ара, тра/ова,
И слова ма/оря, де/ила?
Ребята, давайте поможем буквам стать на место. (Дети выходят к доске и вставляют нужную букву). Как называются буквы, которые вы вставляли? (Безударные гласные) Какое правило помогло нам поставить буквы на свои места? Какие вы молодцы, знаете правило! С этим правилом мы будем работать на уроке. Тема нашего урока: «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением».
Какая хорошая сказка! Помогла нам вспомнить гласные буквы, повторить правило.
Вы бы хотели помочь детям всё вернуть на свое место?
Так как это урок - закрепление изученного материала, то для активизации познавательного интереса, привития любви к предмету, учитывая возрастные особенности детей, я ввела в урок грамматическую сказку, создала проблемную ситуацию, которая помогла подвести детей к теме и цели урока, закрепить изученный материал.
На своих уроках я часто использую игровые приемы, как средство повышения интереса к учебной деятельности.
Использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс образования взаимосвязан с процессом общения, а активность обучаемых сравнима или даже превосходит активность преподавателя.
Хочу отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные возможности.
Я согласна с мнением Л.С.Выгодского, что использование творческой игры на уроках русского языка в начальной школе помогает снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету. Немаловажно также и то, что творческая игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.
Игра проводится на разных этапах урока. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра носит поисковый характер, используется для закрепления материала.
Зоопарк в Стране Корней.
– Ребята, в Стране Корней есть свой зоопарк, туда мы и отправимся.
(На доске заранее выставлены рисунки животных, и под ними слова с пустым окошечком на конце, на месте парных согласных).
Парные согласные в ЗООПАРКЕ (Дети по одному выходят к картинкам и рассказывают о животных). Это наш свирепый лев. |
Безобидный, робкий уж,
|
(У каждого ученика “веер” согласных. Проверяем правильность постановки согласных, подбирая проверочные слова).
Игра “Футбол”
(В воротах на доске карточки-слова с пропущенными согласными. На футбольных мячах – пропущенные буквы).
(Ученики в две команды выходят и “забивают” голы – вставляют мячи в ворота). В тетрадях дети записывают получившиеся слова.
Игра “Сбор яблок”.
(На доске рисунок яблони. На ней яблоки с безударными гласными. Внизу рисунок корзины, на ней карточки-слова с пропущенными безударными гласными. Ученики по очереди снимают яблочки и кладут в корзину, вставляют в слова).
«Игра в слова».
Участники игры работают в группах. Ведущий определяет тему, например: весёлые неодушевлённые слова. Первый игрок произносит «Цирк», второй «радость», третий «Смех» и т.д. игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
Примерные темы для игры: зелёные неодушевлённые слова, рычащие одушевлённые слова, круглые неодушевлённые слова, крылатые одушевлённые слова и т.д.
Игра «Снежинка».
Работа в парах. На парте у учащихся лежат ёлочки, на которых написаны слова. Снежинка упала на слово и растаяла вместе с буквой. Нужно вставить пропущенные буквы в словах: к.лючая, б.льшая, з..лёная, ч..десная, пуш..стая.
Игра «Раскрашивание».
Использую при подготовке к описанию природы (тема «Имя прилагательное»). Учащимся предлагаю две репродукции: сначала черно-белая, затем цветная. Ребята «раскрашивают» чёрно-белую репродукцию, затем сравнивают её с цветной.
Наиболее часто на уроках использую загадки, ребусы, шарады, логогрифы, анаграммы, метаграммы и кроссворды.
В своей работе я также применяю технологию «Активных методов обучения», которая позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Активизируя методы обучения, я использую групповую форму работы сменного состава. Деление на группы планирую заранее, не более 5 человек, стараюсь сделать его разнообразным, интересным. Не допускаю, чтобы образовывались группы «лучшие» и «худшие», а также работали одним составом, чтобы не выделился один лидер. Моя задача - научить детей делиться своими идеями, сотрудничать и вырабатывать общую точку зрения не только с другом, но и с человеком, с которым не сложились отношения, т. е. учиться налаживать контакт и совместно создавать новые творческие идеи.
Активными методами считаю использование организации игровой деятельности: «Ледокол», «Дерево решений», «Пустое кресло», « Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло- различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления. Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений. жыиланскикьоинк лыжи санки коньки Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например: 1.Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
2.Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
3.Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)
По теме «Предложение» с интересом дети выполняют упражнение «Составь предложение из букв слова». Например, слово «КОТ». Предложение: Катя отмерила ткань».
Активизацию обучения постепенно ввожу в свою практику на различных уроках, во внеклассной работе, на родительских собраниях. Это укрепляет мотивацию к обучению и развивает наилучшие стороны ученика.
На уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем (иногда в силу своих психологических возрастных особенностей дети начальной школы не могут совладать со своими эмоциями). Поэтому воспитываю у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.
Следующим этапом работы над активизацией познавательной деятельности стала организация проектной деятельности учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время. Проект – это исследовательская задача, представленная учащимися в форме привлекательной проблемной ситуации, решение которой связано с самостоятельным преобразованием какого-либо предмета. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения данной проблемы и применять их на практике, способствует развитию творческого потенциала.
Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоение действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.
УМК «Л.В.Занкова», по которому я работаю, предлагает учащимся выполнение проектной деятельности. Составление проектов способствует расширению кругозора учащихся по темам, близким к учебным, формирует у них умение работать с информацией, развивает творчески. В первом классе работа над проектами носила исключительно добровольный характер, во втором классе дети уже сами с удовольствием берутся за проекты. Моя роль - консультировать, координировать работу учащихся, стимулировать их деятельность. Роль родителей - оказание помощи детям.
В ходе проектной деятельности учу детей самостоятельно мыслить и находить необходимую информацию, планировать варианты решения проблемы, делать выводы. Дети формируют по «кирпичикам» новое знание и приобретают жизненный опыт.
В первом классе дети выполняли проект «Моя любимая буква», основная работа проводилась во внеурочное время. С огромным интересом осваивалась эта новая творческая деятельность. Она стала открытием не только для меня, но и для учащихся и их родителей. Итогом этого проекта стали интересные работы учащихся: рисунки, книжки-самоделки, поделки, коллекции.
В нашем классе организована выставка проектных работ. Для представления детских проектов на уроке и родительских собраниях я использую ИКТ.
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Уроки русского языка провожу с использованием ИКТ с целью активизации познавательной деятельности учащихся. Моя задача - помочь маленькому человеку услышать и увидеть прекрасное, доброе. А, познав добро, он будет творить его сам. Главное, что дети должны вынести из детства, - это научиться красоте и любви.
Компьютерные технологии на уроках приводят к повышению уровня мотивации учащихся, что является гарантом формирования познавательной активности, необходимым условием для развития мышления и получения знаний для успешной деятельности личности.
Использование мультимедиа целесообразно на любом этапе урока.
Система тестирования является важной частью моих уроков. Особенно повышается его эффективность с использованием интерактивных мультимедийных средств.
Зачастую проблема состоит в организации работы класса (23 учащихся) при наличии 7 компьютеров в кабинете информатики. Учителя начальных классов нашей школы разработали и эффективно используют методику конструирования урока с использованием информационных технологий.
Применяю не только свой опыт использования компьютерных технологий, но изучают и творчески перерабатывают опыт учителей других школ. С этой целью использую обучающие электронные ресурсы «Русский язык в начальной школе» и ресурсы сети Интернет. При использовании подобных анимационных, красочных тестов дети проявляют огромный интерес и желание ответить на вопросы. Компьютерные технологии заняли одно из главных мест и на уроках и во внеклассной работе.
Результатом использования новых информационных технологий является осуществление более легкого, свободного и быстрого протекания учебной деятельности учащихся. Они становятся ищущими, жаждущими знаний, неутомимыми, творческими, инициативными. Ученики легче и быстрее усваивают материал, проявляют готовность и стремление к совершенствованию. Успешная учебно-познавательная деятельность укрепляет чувство собственного достоинства, повышает самооценку учащихся в коллективе. Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Благодаря компьютеру дети на уроках получают наглядную информацию в виде видеофрагментов, фильмов..
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Включая в урок новые средства обучения, позволяет вывести на новый уровень учебно- познавательный интерес, разнообразить процесс обучения. Повышается активность учеников. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету.
Таким образом, учебный процесс с поддержкой компьютерных технологий, повышает качество знаний, помогает учащимся преодолевать трудности, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе. Поэтому, я считаю, применение компьютерных технологий необходимо для того, «чтобы детям было интересно учиться, а учителям интересно учить».
От того, насколько полно будет сформирован познавательный интерес в начальных классах, зависит будущее обучение ребёнка в школе.
Во внеурочное время я продолжаю работу над орфографической и речевой грамотностью учащихся. А помогает мне в этом факультатив «Занимательный русский язык», цель которого - развитие у учащихся интереса к русскому языку, познавательной активности и творческой самостоятельности.
Психологи доказали научно, а учителя знают из своей повседневной практики, что легче усваиваются знания, вызывающие у детей положительные эмоции. Учение должно пробуждать чувство радости познания, радости успеха. Я стараюсь поддерживать ребёнка, потерпевшего неудачу, подбодрить его, обязательно похвалить даже за незначительный шаг вперёд.
Применяемые формы и методы работ, помогли моим учащимся добиться опредёлённых результатов.
Результаты тестирования уровня психологического развития детей, показали повышение познавательной активности и роста их успеваемости.
Степень обученности по русскому языку начальной школе составляет 100%, качество знаний 70% - 82% стабильно.
2012/2013 учебный год - Всероссийская предметная олимпиада по русскому языку «Олимпус» (г.Калининград);
- Шиманская Анастасия – 1 место
- Мацебурский Илья– 1 место
- Ромась Наталья – 1 место
- Нуждина Анастасия – 2 место
-Рыбаченко Никита – 2 место
- Кисилева Елена – 2 место
- Охременко Софья – 2 место
- Дымко Дмитрий – 3 место
Всероссийская олимпиада школьников (муниципальный этап):
- Мацебурский Илья– 1 место в районе.
Индивидуальная работа с учащимися во внеурочное время, групповая работа и работа в парах также способствует повышению работоспособности учащихся, учитель и ученик становиться ближе, психологическая дистанция сокращается. Современный урок несовместим с авторитарностью преподавания, когда подавляются воля, мысль и чувства ученика, а учитель выступает всеведущим, непогрешимым, чуть ли не единственным источником знания. Современный урок диалогичен в том смысле, что обучающие и обучаемые образуют единый ансамбль, в котором обе стороны заинтересованы в поисках.
Важное место в учебно-воспитательной системе, направленной на повышение познавательной активности учащегося, занимает стимулирование и поощрение самостоятельности учеников, их стремления к творчеству, самовыражению, самоутверждению. Как показывает опыт, нетрадиционный урок активизирует деятельность учащихся, повышает эффективность обучения, предполагает творческий подход к решению любой проблемы, возникающей на уроке. Чаще всего нетрадиционный урок - это урок обобщения и систематизации знаний.
Дифференцированный подход в обучении, система интересных, творческих заданий – достаточно высокая (но доступная) образовательная «планка», которая помогает мне воспитывать в учениках такие важные качества личности, как потребность в знаниях и саморазвитии. Нужно сформировать у ученика мотивацию в приобретении новых знаний.
Одно из важнейших средств для развития интереса – это самостоятельная работа. Но ребенку будет интересно, если он выполнит задания, поэтому ввожу поуровневое обучение.
Парные согласные на конце слова
Задание :
Уровень 1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные. Ястре(б, п ) - …, арбу(с, з) - …, гара(ш, ж) - …, жира(в,ф) - …, заво(т,д) - …, гвоз(д, т)ь - …, ёр(ж,ш) -…, вежли(в,ф) -…, хоро(ж,ш) - …..
Уровень 2. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные. Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… - …, хоро… -….
Уровень 3. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные. Разделите слова на 2 группы. Ястре… - …, арбу… - …, гара… - …, жира… - …, заво… - …, гвоз…ь - …, ёр… -…, вежли… - …, хоро… -….
В заключение хочется отметить, что при развитии познавательной активности учащихся должен стремиться к развитию и сам педагог. Только такая совместная деятельность обязательно приведет к результату. Процесс познания –трудный процесс, но он может стать интересным, увлекательным как для ребенка, так и для учителя. Лев Николаевич Толстой писал: «Чем труднее работать учителю, тем легче учиться ученику». Эти слова заставили меня задуматься. Действительно, если учитель серьезно анализирует свою работу, продумывает цели и задачи каждого урока, внимательно относится к подбору материала, творчески подходит к выбору форм и методов проведения уроков, то тем самым он создает условия, способствующие повышению уровня мотивации учения, познавательной активности, расширению кругозора, развитию интереса к предмету и творческих способностей учащихся. А при таких условиях детям учиться легко и интересно.
Список литературы
1.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. – М.: Педагогика, 1980. – Т. 2. – 288 с.
2.Бобровская Г.В. Активизация словаря младших школьников. Журнал «Начальная школа» № 4. с. 47.
3.Бойнова Н.И. Творческие игры на уроках русского языка. Журнал «Начальная школа» №10. с. 38, 2005.
4.Васильев И.А. Эмоции и мышление. – М.: МГУ, 1980. – 192 с.
5.Внеклассная работа по русскому языку: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. – 208 с.
6.Головина Т.В. Постановка и решение проблем на уроках русского языка.//Начальная школа до и после. 2003, № 2.
7.Занимательное азбуковедение: Кн. для родителей, учителей и милых детей /Авт.-сото. В. В. Волина; Худож. Л. М. Рудаковская. – 2-е изд., испр.– М.: Просвещение, 1994. – 400 с.: ил.
8.Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемных методов обучения в современной школе /Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1980.
9.Ильин Г.Л. Личностно-ориентированная педагогическая технология. - М., 1999.
10.Ксензова Г.Ю. Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 56 с.
11.Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников – М.: Знание, 1979. – 48 с.
12.Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе – М.: Знание, 1979. – 48 с.
13.Н.М.Бетенькова Д.С.Фонин. Конкурс грамотеев. М.,1995г
14.О.Е.Жиренко. Л.И.Гайдина. Учим русский с увлечением. – М., 2005
15.Превращение слов: Кн. для учащихся нач. классов / Сост. А. В. Полякова.– М.: Просвещение, 1991. – 128 с.
16.Степанова О.А. Игровая школа мышления. М.: Творческий центр, 2003.
17.Телегина Э.Д. Роль мотивов учебной деятельности в развитии творческой активности учащихся / Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся – М.: МГПИ, 1986. – С. 106-112.
18Хижнякова О.И. Современные образовательные технологии в начальной школе..Педагогический практикум для учителей начальных классов. Ставрополь СКИПКРО 2006.
19.Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении – М.: Просвещение, 1984. – 192 с.
20.Я иду на урок в начальную школу: Русский язык. Книга 1: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2001 г. – 320 с.
21.Я иду на урок в начальную школу: Русский язык. Книга 2: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2002 г. – 250 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.