АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 09.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье предлагается арсенал приемов, обеспечивающих не только усвоение школьниками определенной суммы знаний, но и создающих условия для развития творческих способностей учащихся, их активности, формирующих их личность и мировоззрение.
Иконка файла материала АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.docx

АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Л.А. Кульбаева МКОУ СОШ, п. Кашхатау, Кабардино-Балкарская республика.

      В статье предлагается арсенал приемов, обеспечивающих не только усвоение школьниками определенной суммы знаний, но и создающих

условия для развития творческих способностей учащихся, их активности,

формирующих их личность и мировоззрение.

 

     Может ли современный урок быть радостным и интересным? Может ли он активизировать творческие силы ученика?  Может ли не только давать знания, расширяющие кругозор учащегося, но и ставить его перед ситуацией нравственного выбора, принятия им самостоятельного решения? 

   Может и должен!  На эти и некоторые другие вопросы я постараюсь ответить в своей работе.                        

     Обучение русскому языку не может быть уроком, обеспечивающим только усвоение школьниками определенной суммы знаний. Он должен создавать условия для развития творческих способностей учащихся, их активности, формировать личность и мировоззрение. Практика показывает, заинтересованность школьников в результатах обучения значительно повышается там, где учитель доводит до их сведения, с какой целью будет изучаться материал, какими знаниями, умениями и на каком уровне они должны овладеть ими, какие требования им будут предъявляться по окончании урока. А в конце урока ставит в известность, каков результат

урока, решены ли его задачи, что предстоит еще сделать.

Таким образом, «хороший современный урок характеризуется, прежде всего, конкретностью целей», кроме того, тем, что система обратной связи на уроке была обеспечена в достаточной степени. Арсенал приемов, обеспечивающих успешное достижение названных целей, велик. Вот некоторые из них.

Почти на каждом уроке может быть использован текст, который под диктовку учителя записывают ученики. Иногда одновременно он записывается на доске, иногда учащиеся самостоятельно проверяют запись, уже сделанную учителем с пропуском орфограмм. В зависимости

от цели урока и содержания текста проводится комментирование каждой фразы или анализ всего текста в целом, ведь воспитательное воздействие связного текста бесспорно. При этом текст наглядно показывает взаимосвязь

и взаимодействие всех элементов грамматики. Тексты, выбранные в соответствии с особенностями возрастной психологии детей, вызывают у них интерес, желание проникнуть в сюжетные коллизии, оценить про-

исходящее. Если один текст разделить и работать с ним на нескольких уроках, дети будут ждать его продолжения с нетерпением. Если на разных этапах урока поговорить о волновавших детей проблемах, то и словарные диктанты, и разборы предложений будут восприниматься детьми как что-то

важное, интересное, даже необходимое.

На всех этапах урока большое значение имеет личность и слово учителя.  Слово учителя - традиционное объяснение нового материала или беседа

по материалу, который уже прошли, тоже может стать игрой, сказкой с

таинственным превращением. Учитель на уроке должен быть другом, которому можно доверить даже сомнительную гипотезу, соучастником поисков, для которого ход рассуждений столь же интересен и нов, сколь он интересен и нов для самих учащихся. Ведь ребенок не может мыслить творчески, если он боится ошибиться, допустить оплошность.

Устойчивость любого знания определяется прочностью фундамента

и «плавностью» соединения несущих конструкций. Главное звено предлагаемой системы работы на уроке русского языка - личность учителя, способного связать в единое целое все элементы урока. И через

интерес привить любовь к предмету, стимулируемую использованными

на уроке материалами, добиться желаемых результатов, а именно: научить детей понимать грамматический строй языка, писать без ошибок, красиво и логично говорить, умно и по-доброму мыслить.

Одним из современных методов, способных помочь в этом, является субъективизация - качественно новый уровень осознанной и активной деятельности  учащихся, их прямое и непосредственное участие в планировании и осуществлении всех или большинства структурных этапов

уроков. Очень часто я предлагаю своим ученикам подготовить отдельные элементы урока. Это может быть блиц опрос по пройденным темам,

какое-то индивидуальное задание, которое предназначено для кого-то из одноклассников, мозговой штурм, который проводится как вопросы всему классу или вопросы команды команде, а иногда даже объяснение новой темы. Очень часто предлагаю вывод по пройденной теме или даже по всему уроку сформулировать самих учеников. В последнее время я стала практиковать и проведение уроков самими учениками. Натолкнули меня на эту мысль сами дети. Каждый раз на перемене некоторые из ребят старались войти в роль учителя, стараясь повторить все то, о чем я говорила на уроке. Было видно, что им нравится быть учителем. Тогда я предложила им самим подготовить ряд уроков. Предложение мое было принято с восторгом. И несколько ребят подготовили и успешно провели уроки. Это помогает раз-

вить творческую деятельность ребят, серьезнее относиться к предмету. Ведь ученик предопределяет виды и содержание своей учебной деятельности, действует и принимает те или иные решения с упреждением. Механизм

вероятного прогноза обеспечивает настройку организма на действие. Ученик быстро и прочно включается в рабочую ситуацию. И у того, кто готовил урок, и у тех, кто сидит на уроке, возникает готовность к усвоению знаний. Формируемая цель становится намерением, в результате процесс овладения знаниями происходит быстрее и эффективнее.  Действительно, на таких уроках ребята активно работали, стараясь поддержать того, кто перед ними, внимательно слушали объяснение нового материала, ведь им было интересно, справится ли их одноклассник и, наконец, готовили себя на его место. Убедившись в том, что могут самостоятельно понять тему, ребята активно включают свой творческий потенциал.  Вместе с тем активно работает память, внимание, мышление. Принцип опережающего отражения в сознании учащихся предстоящей ему учебной деятельности предполагает увеличение роли школьников в планировании, организации и проведении урока. Они получают возможность прогнозировать и словесно формулировать тему, цель урока, предопределить тему словарно-орфографической работы, содержание и виды предстоящих учебных действий, то есть, становятся активными и непосредственными участниками учебной деятельности. Принцип сотрудничества, делового партнерства

учителя и учащихся, сочетание разумной требовательности и строгости с глубоким уважением к личности каждого ученика, к его мнению, его точке зрения дают хорошие результаты: повышается результативность на уроке, заинтересованность учебным процессом, активность на уроке, развивается логическое мышление, речь, творческий потенциал учащихся. Ученик недолжен попадать в жесткие рамки заданной учителем точки зрения.

Педагогическое мастерство учителя состоит еще и в том, чтобы, сочетая различные формы работы, - классную, групповую и индивидуальную, -  помочь ученикам накапливать творческий опыт, и чтобы такое                 сотрудничество ученика и учителя в творческой деятельности присутствовало на каждом уроке.

Для организации процесса обучения в русле субъективизации используются традиционные типы уроков, однако меняется методика проведения каждого этапа урока и вводится новый мобилизующий этап.

Предлагаю отдельные этапы одного из своих уроков, где я постаралась показать, как может выглядеть практическая реализация названных положений.

Урок «Следствие ведут знатоки» по теме «Причастие», целью которого было познакомить учащихся с деепричастием и научить находить его в тексте и отличать от других частей речи, начинался с блиц-опроса. Блиц-опрос по теме «Причастие» подготовили две ученицы и провели его, используя интерактивную доску. Далее мною было предложено провести следствие по установлению личности слова-незнакомца. Ребята должны были выяснить,

действительно ли исследуемое слово имеет что-либо общее с известными нам частями речи, или это тщательная маскировка; определить степень «родства» с каждой из них и функции, выполняемые словом-незнакомцем; на основе этих данных при помощи «фоторобота» установить личность незнакомца. Для этого, разобрав записанные на доске предложения, надо было сначала найти это незнакомое слово. Задание выполняли сразу четыре ученика у доски, остальные должны были выписать в тетради однокоренные слова /веселый, веселящийся, веселится, веселясь/. Их же позднее мы записали и на доске. Определив, к какой части речи относится каждое слово и их признаки (здесь была проведена групповая работа), мы нашли слово, которое нам еще не известно. Сделали вы-

вод: прилагательное обозначает признак предмета (цвет, материал, размер), причастие - признак, возникающий при наличии действия (признак по действию), при отсутствии действия данный признак появиться не может.

Затем по таблице определили признаки слова-незнакомца и узнали, как оно образуется. Следующим этапом урока была работа с текстом, прежде всего ученики должны были восстановить текст, а потом найти все слова-незнакомцы, определить, как они образованы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что эти слова не изменяются, не имеют окончания. О результатах исследования полный отчет был подготовлен одним

из учеников и тоже высветился на интерактивной доске:

слово-незнакомец не маскируется под глагол или наречие, а действительно имеет с ними ряд общих признаков: имеет вид, время, может быть возвратным или невозвратным (как глаголы); не изменяется, а в предложении является обстоятельством (как наречие). На мой взгляд, оно является более близким «родственником» глагола, так как образуется от глагольной основы.

Сразу за этим выводом появляется следующая запись: «Спасибо! Ваши данные заложены в ЭВМ. Получите «фоторобот». А затем появляется и «фоторобот» (три фигурки: по бокам наречие и глагол, между ними деепричастие, которое держится за руку с глаголом и находится к

нему ближе, чем к наречию; над ними надписи: глагол, деепричастие, наречие). Вот тут-то ребята узнают, что слово-незнакомец - это деепричастие. Далее остается закрепить полученные знания по учебнику.

Очень полезен на уроках русского языка и литературы как средство творческого самовыражения и такой прием, как синквейн. Это стихотворение, состоящее из пяти строк, каждая из которых имеет свое содержание и свою форму. А ребята в нескольких словах могут выразить суть проблемы. Такой прием помогает воспитывать тонкого и вдумчивого читателя, закрепить в сознании ученика, что заниматься «художественным творчеством» интересно, вселяет уверенность, раскрепощает.

Одним из средств реализации идеи развивающего обучения является создание на уроке проблемных ситуаций. Решая их, школьники учатся самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения

в непривычную ситуацию, видеть новую, неожиданную функцию объекта,

осознавать взаимосвязь явлений языка, его строй, структуру, закономерности, раскрывать внутреннюю логику предмета. Такой подход способствует формированию творческого мышления, влияет на развитие активности, самостоятельности, языкового чутья, а также на повышение грамотности, общее развитие, вызывает интерес к предмету.

Во время выполнения заданий на различных уроках (особенно нестандартных) в работу включаются практически все учащиеся (будь то командные задания, будь то индивидуальные задания). По окончании работы все, кто наблюдал за дуэлью своих представителей и проверял правильность выполнения заданий, получают плюс - очки за правильные замечания и, соответственно, минус - очки за ошибки. Подсчет очков определяет победителя на сегодня - но завтра можно отыграться! Эта цель мобилизует

детей, делает живой взаимопомощь, потому что руководит ими естественное желание помочь своей команде или однокласснику и, конечно, победить.

Вот пример одного такого урока - диспута «Молчалин и Чацкий: две жизненные позиции». Плотность урока была высокая. В самом начале познакомились с законами диспута и правилами ведения спора (и правила и законы имеют еще и воспитательные составные). Они учат умению высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, выслушивать оппонентов, а также учат тактичности, вежливости, самокритичности, искренности, принципиальности.

Для контроля знания содержания пьесы была проведена тестовая работа.  Каждый ученик получил тестовые вопросы с вариантами ответов. После слова учителя приступили к вопросам, которые должна были помочь ответить на четыре основных проблемных вопроса (их заранее можно записать на доске или высветить на интерактивной доске). За каждый правильный ответ ребята получали символы (сова - мудрая птица). Кто получил больше

символов, заработал главный: большую сову. Победитель же получил еще одно поощрение: титул лучшего знатока пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума». Такие поощрения вызывают интерес к чтению программного произведения, повышают мотивацию к учебе.

Можно также проводить на уроках такой способ опроса, как контролирующие программы (вопросники). Это те же тесты с четырьмя или пятью вариантами ответов. При правильном ответе на все вопросы и задания -оценка «5», при одном неверном - «4», при двух - «3», при трех - «2». Вопросов всего 10 и рассчитаны они на 10 минут. Желательно иметь несколько вариантов.  Можно вопросы предложит и без ответов, но тогда стоимость каждого вопроса зависит от его сложности. И оценка зависит от количества баллов.

   Контролирующие программы открывают возможности для дифференцированной работы с учащимися. Ученики, быстро овладевшие материалом, становятся консультантами. Они проверяют ответы, ставят оценку, консультируют, принимают участие в составлении вопросников (на занятиях кружка).  Использование контролирующих вопросников в сочетании с традиционными методами помогает лучше увязать теорию с практикой, способствует активизации опроса на уроке, делает оценку знаний более объективной, увеличивает количество оценок.

Все перечисленное позволяет избежать схематизма, однообразия, создает творческую атмосферу, обеспечивает интенсивную работу учащихся, снимает вопрос дисциплины; на деле осуществляется педагогика сотрудничества.

  В статье предлагается арсенал приемов, обеспечивающих не только усвоение школьниками определенной суммы знаний, но и создающих условия для развития творческих способностей учащихся, их активности, формирующих их личность и мировоззрение.