Активизация мыслительной деятельности младших школьников через создание проблемных ситуаций на уроках литературного чтения (Из опыта работы)
Оценка 4.6

Активизация мыслительной деятельности младших школьников через создание проблемных ситуаций на уроках литературного чтения (Из опыта работы)

Оценка 4.6
Лекции
docx
русская литература
1 кл—4 кл
26.05.2017
Активизация мыслительной деятельности младших школьников через создание проблемных ситуаций на уроках литературного чтения (Из опыта работы)
Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Данная статья поможет учителю построить урок с использованием элементов технологии проблемного обучения.Они основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.Сообщение на тему "Активизация мыслительной деятельности младших школьников через создание проблемных ситуаций на уроках литературного чтения" (Из опыта работы)
Активизация мыслительной деятельности.docx
Активизация мыслительной деятельности младших школьников через создание проблемных ситуаций на уроках литературного чтения (Из опыта работы) Начало мышления – в проблемной ситуации   С.Л. Рубинштейн. Урок   литературного   чтения   –   особый   урок,   важный   для развития личности   читателя,   помогающий   сориентироваться   нашим   детям   в огромном   количестве   книг,   произведений,   авторских   имен.   Естественно, каждый урок должен быть интересным, логичным, стройным, познавательным. Ребенка необходимо «зарядить» читательским интересом, научить мыслить и сопереживать героям. Специфика   изучения   литературы   ­   в   необходимости   чтения художественных  текстов, а современные школьники, к сожалению, очень мало читают. Телевидение, видео, компьютеры «отгораживают» ребенка от   книги.  Это   приводит   к   неспособности   анализировать   полученную информацию.  На   уроках   литературного   чтения,   В процессе преподавания я пришла к выводу, что развитию мыслительной   способствует   создание деятельности   на   уроках   литературного   чтения   проблемных ситуаций, постановка  вопросов проблемного характера , которые пробуждают сознание ребенка. Школьники по­иному начинают реагировать на прочитанное, высказывать  свою точку зрения, спорить; они перестают быть сторонними   наблюдателями,  начинают   сопереживать   героям,   подключают творческое   воображение.   я   стала использовать  элементы технологии проблемного обучения. Они основаны на создании   проблемных   ситуаций,   активной   познавательной   деятельности учащихся,   состоящей   в   поиске   и   решении   сложных   вопросов,   требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления. В   работе   я   использую   нижеперечисленные   приёмы   создания   проблемных ситуаций.    1. Проблемная  ситуация с удивлением. Приёмы: ­ одновременное предъявление противоречивых фактов или точек зрения; ­   столкновение   разных   мнений   учеников   вопросом   или   практическим заданием.    2. Проблемная ситуация с затруднением. Приёмы: ­ дать практическое задание, не выполнимое вообще; ­ дать практическое задание, не сходное с предыдущим. 3.  Проблемная ситуация между житейским представлением обучающихся и научным фактом. Приёмы: ­ обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку»; ­   предъявить   научный   факт   посредством   сообщения,   эксперимента   или наглядности.      На   уроках   литературного   чтения   я   ставлю   перед   детьми   проблемные вопросы.   Чтобы   помочь   осознанию   восприятия   учащимся,   я   продумываю систему вопросов, направленных на активизацию работы души и ума, ведущих ребенка к осмыслению своих чувств. Хочу познакомить Вас с некоторыми  своими наработками.  Например,     урок   литературного   чтения   во   2­м     классе   по   теме «Люблю природу русскую. Осень.» я начинаю с эпиграфа: В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна. Н. Заболоцкий Проблемный   вопрос:  “  Как   вы   думаете,  почему   природа  “открыта   не   для каждого и даже не каждому художнику видна”? (Не все люди внимательны, наблюдательны; мы живём в диком ритме жизни, не успеваем даже посмотреть на то, что нас окружает.) Далее я использую приём «яркое пятно». Он заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного   с   темой   урока.   В   качестве   «яркого   пятна»   могут   быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников. А   на   уроке   по   стихотворению   И. Бунина   «Листопад»   (2   класс)   для постановки проблемы может быть использован прием «яркое пятно» в форме слайд­шоу под пьесу П.И. Чайковского «Октябрь»:  ­ Сегодня мы познакомимся с произведением, к которому очень подходит то, что мы увидим и услышим. Смотрят слайд­шоу. ­ Кто догадался, о каком осеннем явлении идет речь?  (  О листопаде.) ­ Значит, тема нашего урока? ­ Стихотворение о листопаде. (Фиксирую   тему   на   доске,   дополняя   фамилией   автора   и   названием произведения) Ставя перед своими учениками проблемные вопросы, стараюсь говорить просто и ясно. Успех такого урока зависит от умения вести диалог, поэтому учусь   слушать   и   слышать   учеников,   находить   верное   решение   в   разных ситуациях,   выбирать   точные   слова   для   комментирования   ответов   детей, обобщений, выводов. Не допускаю при этом категоричность, нетерпимость к иным суждениям. Применение   технологии   проблемного   обучения   на   уроках литературного чтения  развивает у детей желание читать книги, участвовать в театрализованных   представлениях,   пробуждает   интерес   к   родному   слову, поэтому они с интересом включаются в подготовку обобщающих уроков в форме   литературных   гостиных,   которыми   я   иногда   завершаю   изучение разделов.  Технология   проблемного   обучения   имеет   следующие   преимущества:  •   Создаёт   возможности   для   развития   внимания,   наблюдательности,   активизации   познавательной   деятельности;  активизации   мышления, •   Развивает   самостоятельность,   критичность   и самокритичность,   мышления;  •   Нацелена   на   формирование   универсальных   учебных   действий;  • Обеспечивает прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной деятельности.   ответственность, нестандартность   инициативность,     технология   проблемного   обучения   оптимально Таким   образом, соответствует современным целям образования и требованиям общества к обучению подрастающего поколения.

Активизация мыслительной деятельности младших школьников через создание проблемных ситуаций на уроках литературного чтения (Из опыта работы)

Активизация мыслительной деятельности младших школьников через создание проблемных ситуаций на уроках литературного чтения (Из опыта работы)

Активизация мыслительной деятельности младших школьников через создание проблемных ситуаций на уроках литературного чтения (Из опыта работы)

Активизация мыслительной деятельности младших школьников через создание проблемных ситуаций на уроках литературного чтения (Из опыта работы)

Активизация мыслительной деятельности младших школьников через создание проблемных ситуаций на уроках литературного чтения (Из опыта работы)

Активизация мыслительной деятельности младших школьников через создание проблемных ситуаций на уроках литературного чтения (Из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2017