Коммуникативные качества речи

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 21.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В каждой культуре складываются особые и вполне определенные представления о том, как должно выглядеть речевое произведение – устная речь или письменный текст. Значит, в сознании каждого человека существует и действует определенная система ценностей, диктующая, как должно происходить речевое общение в той или иной ситуации и какой должна быть речь. Система эта не случайна, а закономерна и исторически обусловлена. При изучении теоретического материала, я пришла к выводу, что в настоящее время разные исследователи по-разному формулируют требования к образцовой речи.
Иконка файла материала Коммуникативные качества речи.docx
учитель начальных классов                                                                                    МАОУ СОШ №22                                                                                  г.Екатеринбурга                                                                                  Статья опубликована на сайте «ИНФОУРОК» Сидоркевич Людмила Петровна Коммуникативные качества речи В   каждой   культуре   складываются   особые   и   вполне   определенные представления о том, как должно выглядеть речевое произведение – устная речь или письменный текст. Значит,   в   сознании   каждого   человека   существует   и   действует определенная система ценностей, диктующая, как должно происходить речевое общение в той или иной ситуации и какой должна быть речь. Система эта не случайна, а закономерна и исторически обусловлена. При   изучении   теоретического   материала,   я   пришла   к   выводу,   что   в настоящее время разные исследователи по­разному формулируют требования к образцовой речи.  Например,   профессор   А.К.Михальская   отмечает   особенности   речевого поведения   и  речи  говорящего,  которые  способствуют   эффективности   речи  и успеху речевого общения:  1.  Эффективное   речевое   общение   возможно   только   при   диалогическом взаимодействии   участников   речевой   ситуации.   Диалогизировать   речевое поведение,   т.е.   получить   живой   и   активный   отклик   слушателя   на   речь говорящего, можно, используя такие принципы: внимание к адресату, близость, конкретность.  2.   Продвижение   и   ориентация   адресата,   т.е.   слушатель   с   помощью говорящего должен быть сориентирован в «пространстве» речи и чувствовать, что вместе с говорящим продвигается к цели. 3.  Эмоциональность   речи.  Реализуется   с   помощью   обилия   специальных экспрессивных (выразительных) средств. 4.   Удовольствие.   Эффективная   речь   возможна   тогда,   когда   говорящий ставит себе целью доставить радость слушателю, сделать общение приятным.  Но, наиболее удобной в применении к качествам речи учащихся начальных классов, мне кажется классификация Б.Н.Головина. По мнению автора, образцовая речь – та, которая понятна собеседникам и в   максимальной   степени   обеспечивает   общение,   поэтому   все   качества   такой речи   Головин   называет   коммуникативными.   Названные   им   семькоммуникативных   качеств   речи   охватывают   весь   круг   требований   к   речи современного человека: 1. Правильность ­ основное коммуникативное качество речи, потому, что прежде   всего   правильность   речи   обеспечивает   ее   взаимопонимаемость,   ее единство.   Она   заключается   в   соблюдении   норм   произношения,   ударения, словоупотребления,   построения   словосочетаний   и предложений.   формообразования, 2. Точность издавна осознается как одно из достоинств речи. Точность как одно   из   коммуникативных   качеств   речи   характеризует   ее   со   стороны содержания. Характеристики «точная» и «неточная» ­ это инструмент оценки содержательного плана речи, а не ее формы. Поэтому базой для формирования и осознания точности являются связи речь – действительность и речь – мышление. Основные условия, способствующие созданию точной речи:  Знание предмета речи.   Знание языковой системы. Применительно к точности это, в первую очередь, знание системы языковых значений.  Прочные речевые навыки. 3. Логичность как коммуникативное качество речи имеет много общего с точностью.   Как   и   точность,   логичность   характеризует   речь   со   стороны   ее содержания   и   заключается   в   организации   смысловой   связанности   и непротиворечивости элементов речевой структуры.  Условия логичности речи:  Овладение логикой рассуждения.   Знание языковых средств, способствующих организации смысловой связанности. Это условие действует на уровне коммуникации речи и может быть обозначено как овладение логикой изложения. Логика изложения отличается отчетливой ориентацией на собеседника, на ситуацию речи. Конкретные   лингвистические   условия   логичности,   в   первую   очередь, синтаксические:   сочетание   одного   слова   с   другим   должно   быть непротиворечивым, порядок слов в предложении должен быть правильным. 4.   Чистота   речи   может   быть   описана   на   базе   соотношения   речи   с литературным языком и нравственной стороной нашего сознания. Чистой мы называем такую речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов и нет элементов языка, отвергаемых нормами нравственности.  5. Выразительность речи – это такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.Основные условия, от которых зависит выразительность речи:   Самостоятельность мышления, сознания автора речи;  Неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит;  Хорошее знание языка, его выразительных возможностей;  Хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей;  Систематическая и осознанная тренировка речевых навыков;  Сознательное   намерение   автора   речи   говорить   и   писать   психологическая   целевая   установка   на выразительно, выразительность. 6. Богатство (разнообразие) речи. Речь   тем   богаче,   чем   она   разнообразнее   по   своей   структуре.   Условия, обеспечивающие богатство речи, ­ это активный запас языковых средств, т.е. тот запас слов, их значений, запас моделей словосочетаний и предложений, запас типовых интонаций и т.д. – тот запас, из которого человек способен выбрать нужное   ему   средство   и   применить   его   для   построения   речи.   Вместе   с   тем, условием,   обеспечивающим   богатство   речи,   оказывается   и   совокупность навыков, нужных для незатрудненного и целесообразного применения средств языка, которые находятся в активном языковом запасе человека. 7. Уместность речи – это такой подбор, такая организация средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Уместная речь соответствует   теме   сообщения,   составу   слушателей   или   читателей, информационным, воспитательным, эстетическим и иным задачам выступления. Соблюдение уместности речи предполагает знание стилей литературного языка,   закономерностей   словоупотребления,   свойственных   им,   знание стилистической системы языка.  Уместность   речи   захватывает   разные   уровни   языка   и   формируется употреблением   слов,   словосочетаний,   грамматических   категорий   и   форм, синтаксических конструкций. Назову несколько условий, которые необходимы для того, чтобы сделать нашу речь уместной:  хорошее знание структуры языка, т.е. слов, фразеологических оборотов, синтаксических конструкций, которые предоставляют возможность выбора нужных средств высказывания в каждом конкретном случае;  умение пользоваться языком, навыки применения его ресурсов;  хорошее знание предмета речи, ясное представление об объеме и характере информации, которую необходимо сообщить; культура   говорящего,   доброжелательное,   уважительное   отношение   к людям. Таким   образом,   коммуникативными   качествами   речи   можно   назвать следующие:   правильность,   точность,   логичность,   чистоту,   выразительность, богатство и уместность.