Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках риторики с помощью игровых приемов
Оценка 4.7

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках риторики с помощью игровых приемов

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
русская литература +1
Взрослым
26.03.2018
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках риторики с помощью игровых приемов
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках риторики с помощью игровых приемов 1. Риторика относится к учебным дисциплинам, ставящим перед собой преимущественно практические цели. Для достижения наибольшего результата в обучении искусству речи существует особый подход к системе обучения риторике, получивший название коммуникативно-прагматический. Коммуникативный подход позволяет представить аудитории язык как инструмент человеческого общения, функционирующий, усваиваемый и нормализующийся в процессе взаимодействия и контактов людей, обмена разного рода информацией для решения жизненно важных задач. Прагматический подход дает преподавателю возможность демонстрировать актуализацию потенциала разных индивидов, а также осуществление субъектом сознательного выбора языковых единиц для реализации своих целей в определенной коммуникативной ситуации. Коммуникативно-прагматический подход предопределил и своеобразную форму и структуру занятия по риторике, а также отбор и организацию учебного материала. Урок риторики должен быть ярким запоминающимся событием. В связи с этим можно выделить несколько основных требований к организации подобных учебных занятий:
Активизация мыслительной деятельности.doc
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках риторики с помощью игровых приемов 1. Риторика относится к учебным дисциплинам, ставящим перед собой преимущественно практические цели. Для достижения наибольшего результата в обучении искусству речи существует особый подход к системе обучения  риторике, получивший название коммуникативно­прагматический. Коммуникативный подход позволяет представить аудитории язык как инструмент человеческого общения,  функционирующий, усваиваемый и нормализующийся в процессе взаимодействия и контактов людей, обмена  разного рода информацией для решения жизненно важных задач. Прагматический подход дает преподавателю  возможность демонстрировать актуализацию потенциала разных индивидов, а также осуществление субъектом  сознательного выбора языковых единиц для реализации своих целей в определенной коммуникативной  ситуации. Коммуникативно­прагматический подход предопределил и своеобразную форму и структуру занятия по  риторике, а также отбор и организацию учебного материала. Урок риторики должен быть ярким  запоминающимся событием. В связи с этим можно выделить несколько основных требований к организации  подобных учебных занятий:  Максимальный учет индивидуально­психологических, возрастных особенностей личности обучающихся;  Деятельностный характер обучения;  Создание и поддержание у обучающихся потребности в совершенствовании собственной речи;  Коммуникативное поведение учителя на уроке. Реализация данных требований предполагает активный поиск оптимальных методов и приемов обучения. Одним из таких средств является игра. 2. Дети должны жить в мире красоты, ИГРЫ, сказки, музыки рисунка, фантазии, творчества. А игры не будет, что ж тогда останется? В.А. Сухомлинский Л.Н. Толстой. “Детство” Удовольствие, забава, потеха, шутка, смех, ­ да, синонимический ряд слова “игра” можно продолжать и дальше.  Весь этот ряд, указывает на восприятие термина: он соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и  удовольствии, указывает на связь с положительными эмоциями. “Игре все возрасты покорны”. Так можно перефразировать знаменитую фразу. И это воистину справедливо. По  теории американского ученого Маслоу, все люди играют, попросту говоря, в сюжетно­ролевые игры. Так  каждый индивид живет по правилам, диктуемым ему обществом. Что и говорить о детях, игра для них любимое  занятие. Можно выделить основные аспекты целесообразности применения игр при обучении искусству речи:  Происходит раскрепощение в поведении ребенка, а в связи с этим появляется большая потребность в   творческой самоактуализации личности: Возможно создание различных ситуаций (коммуникативных, проблемных, познавательных), через  которые происходит развитие познавательных интересов учащихся;  Происходит развитие мышления (аналитического, синтезирующего, аналитико­синтезирующего,  абстрактного), а также развитие как сенсорной, так и двигательной сферы детей. 3. Игры, применяемые в моей практике, классифицирую следующим образом:  По количеству участников игры: 1. Парные; 2. Групповые; 3. Общеклассные. Условия рационального применения таких вариантов игр можно свести в следующую таблицу: Формы игр Общеклассные Групповые Парные Содержание  игрового  материала Материал  сложен и  требует  фронтальной  работы Материал  доступен для  данных видов  работы под  руководством  учителя. Особенности  учащихся Возможности  учителя Учащиеся еще не готовы к  групповой и  парной работе Учащиеся  подготовлены к  таким формам  игр. Учитель не  располагает  временем для  парной и  групповой  работы Учитель  располагает  временем для  организации  такой работы.  Ролевые игры (деловые) – неролевые : характеристика по наличию сюжета. В ролевых играх можно выделить три фазы: 1. предигровая (подготовка к игре: выбор сюжета, распределение ролей, инструктаж участников  игры, подготовка ролей); 2. игровая (собственно игра, проигрывание ситуаций); 3. постигровая (рефлексия). Рефлексия может проходить и в ходе игры, в так называемые аналитические паузы. Уровни рефлексии: эмоциональный (комфортность, владение ситуацией и т.д.); исполнительский (мастерство: самоанализ и анализ другими участниками игры); качественно­прогнозирующий (Что получилось? Что нет? Почему? Варианты решения проблемы).     По влиянию на познавательные интересы (по доминирующему признаку): Развивающие 1. Восприятие; 2. Мышление; 3. Познавательные интересы; 4. Внимание. 4. В качестве примера, иллюстрирующего данную квалификацию, расскажу о нескольких играх, применяемых в  практике. В водной части урока, когда необходимо создать хороший настрой,  стимул к речевым действиям, можно использовать игры, создающие  проблемную ситуацию “Вертушка” (Тема: Слушание как вид речевой деятельности) Цель: показать трудности слушания как вида речевой деятельности Игровой этап. Преподаватель  Игра неролевая, групповая, но в то же время, кто не участвует в  процессе игры, участвует в  рефлексии. Игра направлена на  развитие внимания и  познавательных процессов. После  такого наглядного примера  несложно перейти к новой теме. просит пятерых участников (близко сидящих к двери) выйти на  несколько минут из класса, а сам  без всякой установки на слушание  читает текст: “ Молодой  специалист Юра решил поменять  место работы. Ему казалось, что  способен выполнять более  сложные задания, нежели те, что  ему поручали. Окружающие  говорили, что он там сможет  получить квартиру и даже купить  машину”. По цепочке приглашаются ученики,  вышедшие из класса, и учитель  предлагает сначала кому­либо из  присутствующих , а потом по  очереди входящим передавать  услышанную информацию,  учитывая, что каждый новый  входящий с этой информацией не  знаком. Для овладения основ ораторского искусства можно предложить учащимся следующую игру: “Компакт ­ опросы” Цель: совершенствовать уровень общительности (научиться  ограничивать себя крайним экстравертам и раскрыться интровертам) Ход игры. Три ученика выбирают  Эта коллективная, ролевая игра  приносит максимальный  себе социальную роль (директор  результат, если каждый участник  школы, домохозяйка, бомж и др..). Остальные участники игры задают  образовательного процесса  всем трем один и тот же вопрос.  (включая и учителя) побывает в  Каждый должен ответить на этот  роли опрашиваемого. Возможно  вопрос в соответствии со своей  побывать в роли до 6 человек.  социальной ролью (через три  Причем 1 тройка готовит свои  секунды после конца вопроса). роли сама (дома), а 2, для  большего эффекта дублирует. 5. Как мы увидели, игры дают ребенку возможность проявить творческую активность, расширяют его кругозор,  развивают находчивость, смекалку, пробуждает интерес к знаниям. Любое задание, уже немного надоевшее,  можно, используя, игровой прием, превратить в увлекательное занятие. Например, простое задание  отредактировать текст. Учитель преподносит задание с несколько иной точки зрения: “Представьте, что вы  редактор детского журнала . вам принесли рукопись молодого автора, где допущено столько ошибок… В общем,  только Вам под силу все привести в должный порядок!” В глазах у ребят появляется огонек, и они, посмотрев по­ новому на самое обычное задание, приступают к работе. 6. Выводы:  Специфика предмета “Риторика” требует особых подходов к обучению искусству речи.  Формы учебной деятельности зависят от творческой индивидуальности учителя, его способностей в  организации процесса обучения.  Игровые методы и приемы обучения являются эффективным средством обучения, оказывают помощь в  самоактуализации каждого школьника.

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках риторики с помощью игровых приемов

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках риторики с помощью игровых приемов

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках риторики с помощью игровых приемов

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках риторики с помощью игровых приемов

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках риторики с помощью игровых приемов

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках риторики с помощью игровых приемов

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках риторики с помощью игровых приемов

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках риторики с помощью игровых приемов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2018