Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках риторики с помощью игровых приемов
1. Риторика относится к учебным дисциплинам, ставящим перед собой преимущественно практические цели. Для достижения наибольшего результата в обучении искусству речи существует особый подход к системе обучения риторике, получивший название коммуникативно-прагматический.
Коммуникативный подход позволяет представить аудитории язык как инструмент человеческого общения, функционирующий, усваиваемый и нормализующийся в процессе взаимодействия и контактов людей, обмена разного рода информацией для решения жизненно важных задач. Прагматический подход дает преподавателю возможность демонстрировать актуализацию потенциала разных индивидов, а также осуществление субъектом сознательного выбора языковых единиц для реализации своих целей в определенной коммуникативной ситуации.
Коммуникативно-прагматический подход предопределил и своеобразную форму и структуру занятия по риторике, а также отбор и организацию учебного материала. Урок риторики должен быть ярким запоминающимся событием. В связи с этим можно выделить несколько основных требований к организации подобных учебных занятий:
Активизация мыслительной деятельности учащихся на
уроках риторики с помощью игровых приемов
1. Риторика относится к учебным дисциплинам, ставящим перед собой преимущественно практические цели. Для
достижения наибольшего результата в обучении искусству речи существует особый подход к системе обучения
риторике, получивший название коммуникативнопрагматический.
Коммуникативный подход позволяет представить аудитории язык как инструмент человеческого общения,
функционирующий, усваиваемый и нормализующийся в процессе взаимодействия и контактов людей, обмена
разного рода информацией для решения жизненно важных задач. Прагматический подход дает преподавателю
возможность демонстрировать актуализацию потенциала разных индивидов, а также осуществление субъектом
сознательного выбора языковых единиц для реализации своих целей в определенной коммуникативной
ситуации.
Коммуникативнопрагматический подход предопределил и своеобразную форму и структуру занятия по
риторике, а также отбор и организацию учебного материала. Урок риторики должен быть ярким
запоминающимся событием. В связи с этим можно выделить несколько основных требований к организации
подобных учебных занятий:
Максимальный учет индивидуальнопсихологических, возрастных особенностей личности обучающихся;
Деятельностный характер обучения;
Создание и поддержание у обучающихся потребности в совершенствовании собственной речи;
Коммуникативное поведение учителя на уроке.
Реализация данных требований предполагает активный поиск оптимальных методов и приемов обучения. Одним
из таких средств является игра.
2. Дети должны жить в мире красоты, ИГРЫ, сказки, музыки рисунка, фантазии, творчества.
А игры не будет, что ж тогда останется?
В.А. Сухомлинский
Л.Н. Толстой. “Детство”
Удовольствие, забава, потеха, шутка, смех, да, синонимический ряд слова “игра” можно продолжать и дальше.
Весь этот ряд, указывает на восприятие термина: он соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и
удовольствии, указывает на связь с положительными эмоциями.
“Игре все возрасты покорны”. Так можно перефразировать знаменитую фразу. И это воистину справедливо. По
теории американского ученого Маслоу, все люди играют, попросту говоря, в сюжетноролевые игры. Так
каждый индивид живет по правилам, диктуемым ему обществом. Что и говорить о детях, игра для них любимое
занятие.
Можно выделить основные аспекты целесообразности применения игр при обучении искусству речи:
Происходит раскрепощение в поведении ребенка, а в связи с этим появляется большая потребность в
творческой самоактуализации личности:
Возможно создание различных ситуаций (коммуникативных, проблемных, познавательных), через
которые происходит развитие познавательных интересов учащихся;
Происходит развитие мышления (аналитического, синтезирующего, аналитикосинтезирующего,
абстрактного), а также развитие как сенсорной, так и двигательной сферы детей.
3. Игры, применяемые в моей практике, классифицирую следующим образом:
По количеству участников игры:
1. Парные;
2. Групповые;
3. Общеклассные.Условия рационального применения таких вариантов игр можно свести в следующую таблицу:
Формы игр
Общеклассные
Групповые
Парные
Содержание
игрового
материала
Материал
сложен и
требует
фронтальной
работы
Материал
доступен для
данных видов
работы под
руководством
учителя.
Особенности
учащихся
Возможности
учителя
Учащиеся еще не
готовы к
групповой и
парной работе
Учащиеся
подготовлены к
таким формам
игр.
Учитель не
располагает
временем для
парной и
групповой
работы
Учитель
располагает
временем для
организации
такой работы.
Ролевые игры (деловые) – неролевые : характеристика по наличию сюжета.
В ролевых играх можно выделить три фазы:
1. предигровая (подготовка к игре: выбор сюжета, распределение ролей, инструктаж участников
игры, подготовка ролей);
2. игровая (собственно игра, проигрывание ситуаций);
3. постигровая (рефлексия).
Рефлексия может проходить и в ходе игры, в так называемые аналитические паузы.
Уровни рефлексии:
эмоциональный (комфортность, владение ситуацией и т.д.);
исполнительский (мастерство: самоанализ и анализ другими участниками игры);
качественнопрогнозирующий (Что получилось? Что нет? Почему? Варианты решения проблемы).
По влиянию на познавательные интересы (по доминирующему признаку):
Развивающие
1. Восприятие;
2. Мышление;
3. Познавательные интересы;
4. Внимание.
4. В качестве примера, иллюстрирующего данную квалификацию, расскажу о нескольких играх, применяемых в
практике.
В водной части урока, когда необходимо создать хороший настрой,
стимул к речевым действиям, можно использовать игры, создающие
проблемную ситуацию
“Вертушка” (Тема: Слушание как вид речевой деятельности)
Цель: показать трудности слушания как вида речевой деятельности
Игровой этап. Преподаватель
Игра неролевая, групповая, но в тоже время, кто не участвует в
процессе игры, участвует в
рефлексии. Игра направлена на
развитие внимания и
познавательных процессов. После
такого наглядного примера
несложно перейти к новой теме.
просит пятерых участников (близко
сидящих к двери) выйти на
несколько минут из класса, а сам
без всякой установки на слушание
читает текст: “ Молодой
специалист Юра решил поменять
место работы. Ему казалось, что
способен выполнять более
сложные задания, нежели те, что
ему поручали. Окружающие
говорили, что он там сможет
получить квартиру и даже купить
машину”.
По цепочке приглашаются ученики,
вышедшие из класса, и учитель
предлагает сначала комулибо из
присутствующих , а потом по
очереди входящим передавать
услышанную информацию,
учитывая, что каждый новый
входящий с этой информацией не
знаком.
Для овладения основ ораторского искусства можно предложить учащимся следующую игру:
“Компакт опросы”
Цель: совершенствовать уровень общительности (научиться
ограничивать себя крайним экстравертам и раскрыться интровертам)
Ход игры. Три ученика выбирают
Эта коллективная, ролевая игра
приносит максимальный
себе социальную роль (директор
результат, если каждый участник
школы, домохозяйка, бомж и др..).
Остальные участники игры задают
образовательного процесса
всем трем один и тот же вопрос.
(включая и учителя) побывает в
Каждый должен ответить на этот
роли опрашиваемого. Возможно
вопрос в соответствии со своей
побывать в роли до 6 человек.
социальной ролью (через три
Причем 1 тройка готовит свои
секунды после конца вопроса).
роли сама (дома), а 2, для
большего эффекта дублирует.
5. Как мы увидели, игры дают ребенку возможность проявить творческую активность, расширяют его кругозор,
развивают находчивость, смекалку, пробуждает интерес к знаниям. Любое задание, уже немного надоевшее,
можно, используя, игровой прием, превратить в увлекательное занятие. Например, простое задание
отредактировать текст. Учитель преподносит задание с несколько иной точки зрения: “Представьте, что вы
редактор детского журнала . вам принесли рукопись молодого автора, где допущено столько ошибок… В общем,
только Вам под силу все привести в должный порядок!” В глазах у ребят появляется огонек, и они, посмотрев по
новому на самое обычное задание, приступают к работе.
6. Выводы:
Специфика предмета “Риторика” требует особых подходов к обучению искусству речи. Формы учебной деятельности зависят от творческой индивидуальности учителя, его способностей в
организации процесса обучения.
Игровые методы и приемы обучения являются эффективным средством обучения, оказывают помощь в
самоактуализации каждого школьника.