Активизация познавательной активности на уроках географии и во внеурочное время
Оценка 5

Активизация познавательной активности на уроках географии и во внеурочное время

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
география
Взрослым
20.01.2018
Активизация познавательной активности на уроках географии и во внеурочное время
Активизация познавательной активности на уроках географии и во внеурочное время. Тема достаточно актуальна .Развивать познавательный интерес на уроках , во внеурочное время - это самая главная и важная задача любого учителя.В работе привела несколько примеров .Надеюсь кому то это пригодитьсяВ помощь учителю
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии и во внеурочное время.docx
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии и во  внеурочное время»     и   развития   умений   и   навыков.   Вооружить   учащихся   системой   знаний, Вопросы   активизации   учения   школьников   относятся   к   числу   наиболее   актуальных проблем   современной   педагогической   науки   и   практики.   Реализация   принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. развитие и обучение носят деятельностный   характер   и   от   качества   учения   как   деятельности   зависит   результат обучения, воспитания Ключевой проблемой в решения задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно­преобразующей деятельностью, направленно не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой   познавательной   деятельности.   Преобразующий   характер   деятельности   всегда связан   с   активностью   субъекта.   Знания,   полученные   в   готовом   виде,   как   правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач.    Задачи: Формировать   у   учащихся   научное   мировоззрение,   нравственные   качества   личности.   Развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, познавательные способности.   Направление   обучения:   учебная,   воспитательная,   методическая,   исследовательская.   Создать условия для самореализации учащегося в развитии познавательного интереса к науке,   творческого   и   критического   потенциала,   для   формирования   и   развития компетентности . Предоставить учащимся возможность самостоятельного конструирования своих знаний.  Помочь   учащимся   в   выработке   навыков   интеллектуального   труда,   в   возможности увидеть,   сформулировать   и   решить   проблему,   предоставляя   учащемуся   право   на ошибку   В   преподавании   географии   на   всех   ступенях   обучения   реализую   требования государственного   стандарта   общего   образования,   разработанного   с  учетом  основных   задач ­введение   профильного   обучения   на   старшей   ступени   школы;   ­в   соответствие   содержания   образования   возрастным   закономерностям   развития учащихся,   их   особенностям   и   возможностям   на   каждой   ступени   образования;   ­личная   ­деятельностный   характер   образования,   направленность   содержания   образования   на формирование   общих   учебных   умений   и   навыков,   обобщенных   способов   учебной, познавательной,   творческой   деятельности, ­формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.   Возрастают требования к универсальности знаний учащихся, в образовании придается важнейшее   значение   нравственному   развитию   личности,   ее   социальной   коммуникативной,   практической, сотрудничество   образования; модернизации ориентация   содержания образования: и   право   на         общего технологий;   деятельности,     новых   использование   групповое   самостоятельное   обучение, ориентированности, мобильности, способности адаптироваться и самореализоваться в обществе.   В связи с этим главной целью своей педагогической деятельности считаю формирование нравственных   основ   личности,   развитие   интеллектуальных   способностей   учащихся, создание   устойчивой   потребности   в   самообразовании   и   саморегуляции,   активизация   познавательной   деятельности   и   развитие   творческих   способностей. Задачи:   ▪  способствовать успешному обучению учащихся и добиваться эффективности урока и качества знаний, через развивающее обучение, предусматривающее применение методов творческой   ▪   создать   условия   для   развивающего   обучения   посредством   индивидуализации   и дифференциации,   учитывающих   уровень   развития   и   способности   каждого   ученика   ▪  развивать познавательные способности учащихся через применение активных форм обучения.   В   процессе   обучения   на   уроках   географии   использую   и   традиционную   методику, проверенную   и   испытанную   временем,   и   новые   педагогические   технологии.   На   уроках   географии   для   лучшего   усвоения   и   запоминания   материала   повышения качества  знаний  учащихся  наиболее   целесообразными   считаю  и  использую  комплекс технологий   личностно­ориентированного,   развивающего   образования:   проблемное   технологию   уровневой обучение, дифференциации,   технологию   мониторинга,   развитие   познавательного   интереса.   В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала.   Если   учащиеся   не   вовлечены   в   активную   деятельность,   то   любой содержательный   материал   вызывает   в   них   созерцательный   интерес   к   предмету.   Ученики   приходят   ко   мне   на   урок   с   переключенным   вниманием,   поэтому   основной задачей   для   меня   как   для   учителя,   переключить   мозговую   дорожку   на   восприятие географического   Снятию усталости, лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации   учебной   деятельности   учащихся,   повышению   уровня   практической направленности географии способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения.   Педагогические технологии на уроках применяю с учетом основного вида деятельности, характерного   Ученики   во   время   урока   сами   накапливают   факты,   выдвигают   гипотезу,   ставят эксперимент,   создают   теорию.   Задания   такого   характера   вызывают   у   учащихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний. Итогом работы   на   уроке   становятся   выводы,   самостоятельно   полученные   школьниками,   как ответ   При   объяснении   нового   материала   использую   отрывки   из   художественных произведений.   Активно   использую   на   уроках   групповые   формы   обучения.   Возможности   данного метода   обучения   огромны.   Во­первых,   совместная   деятельность   влияет   на   характер межличностных отношений в классе, что положительности отражается на сплоченности определенного школьников. проблемный   возраста     для   материала.   вопрос     на т.е.       действию. интеллект. развивается коллектива   учащихся.   Во­вторых,   в   процессе   совместной   деятельности   происходит самостоятельность,   умение   посмотреть   на   проблему   с   позиции   другого   человека, проявляется склонность к творческой работе, повышается уровень знаний. Организую коллективную деятельность, групповую работу. В начале урока объясню ученикам цель предстоящей работы, раздаю подготовленные размноженные задания и инструкции по их выполнению, контролирую ход и результат групповой работы, консультирую, побуждаю к   При  моделировании  уроков  в   режиме   группового  самостоятельного   обучения   важно учитывать,   что   ученик,   выполняя   проблемные   задания   в   группе,   расширяет   поле решений,   прогнозирует   большое   число   учебных   действий,   яснее   осознает   свои потребности.   В   итоге   у   него   развиваются   способности   находить   решения   в   новых ситуациях,   Творческие задания, выполнения презентаций, приобщает учеников к самостоятельной деятельности. Ученики выполняют работы на такие темы: «Страны Европы», «Страны Азии» « Транспорт мира», «Полезные ископаемые», «Реки и озера России» и др. В своей практике   использую   не   только   собственные   разработки   презентаций   к   урокам,   но   и работы,   выполненные   учениками.   Учеников   очень   увлекает   эта   работа.   Использование интерактивной доски – актуально. Уроки, проведенные с интерактивной доской, продуктивнее традиционных уроков. Известно, что 87% информации поступает в   мозг   человека   через   зрительный   канал   восприятия.   Использование   компьютера   и интерактивной доски открывает большие возможности: и красочность, и разный эффект ввода, перемещения и выхода объектов. Таким образом, применение информационных технологий дает несравненно большие возможности совместной деятельности учителя и учеников по сравнению с традиционной доской: урок с интерактивной доской более насыщен наглядностью и информацией, способствует повышению интереса, внимания на уроке, дает возможность экономить учебное время, проверять быстро и эффективно домашнее задания, углублять знания, на таком уроке можно вернуться к прошедшей ранее   на   уроке   информации;   современная   интерактивная   доска   создает   особый   дух сотрудничества на уроке, я бы сказала, комфорт. Интерактивная доска – это красиво. Уроки   с   использованием   ИКТ   вызывают   у   учащихся   желание   самим   сделать презентацию   и   показать   ее   соученикам.   Никакие   доклады   и   сообщения   не   могут противостоять презентациям на интерактивной доске. Здесь и восторг, и гордость – я смог сделать сам1  Повышение предметной мотивации учащихся через использование новых форм  работы на уроке и во внеурочное время Проблема низкой мотивации к учению у подавляющего большинства учащихся знакома  практически каждому учителю. Все педагоги стремятся к тому, чтобы их ученики хорошо учились, с интересом и  желанием занимались на уроках и дома. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но,  подчас, и учителям, и родителям в отношении детей приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет»,  «способности есть, но лениться». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не  сформированы потребности в знаниях, нет интереса к учению. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать  одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена  обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников  приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов,  формирование у них активной жизненной позиции. Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется  хорошо знакомым или наоборот бесполезным в реальной жизни? А.Эйнштейн отмечал: “Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут  способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать”. Мы учителя,  постоянно должны помнить о том, человек не может длительное время работать на  отрицательной мотивации, на страхе перед низкой оценкой. Формирование мотивации ­  это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению,  осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы. Что дает высокая мотивация учения ребенку: ∙ Чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи; ∙ Повышение собственной значимости; ∙ Признание учителей и сверстников; ∙ Развитие творческих способностей; ∙ Гордость собой и своими успехами; ∙ Статус успешного человека. Скажи мне ­ и я забуду, покажи мне ­ и я запомню, дай сделать ­ и я пойму. Эта китайская  пословица должна стать девизом для учителя на каждом проводимом им уроке. Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся? 1. Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного  поиска и “открытия” новых знаний. 2. Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом  и отдельных его разделов. 3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. 4. Обучение должно быть трудным, но посильным. 5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать. 6. Позитивная психологическая атмосфера урока. 7. Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме. 8. В обучении должны создаваться возможности для творчества. 9. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся. Примеры педагогических приемов и технологий, повышающих мотивацию учащихся. 1. Дидактические игры. Благодаря введению игры любой урок становится интересным, живым и увлекательным  учебным предметом для всех детей, в том числе и для тех, кто не отличается большими  способностями в учении. Из опыта и психологических исследований известно, что если решению обычных примеров  и задач придать занимательную форму или ввести их как составной элемент в игру, то  эффективность их решения заметно возрастает. Современные педагогические технологии располагают значительным количеством  разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений. Сюда относятся: задачи в  стихах, задачи­смекалки, задачи­шутки, драматизированные игры, интересные факты,  ребусы, головоломки, кроссворды и многие др. Приведу несколько примеров таких дидактических игр. Игра «Школьное домино» ­ состоит из 12­30 карточек. Каждая карточка разделена  чертой на две части ­ на одной записано какое­либо учебное задание, на другой ­ ответ к  другому заданию. Каждый ученик получает по 1­2 карточки. Первая карточка крепится на  доске учителем, а остальные прикрепляют учащиеся. Игра «Небылицы». Учащиеся получают фрагмент научного текста по изучаемой теме, в  котором допущены неточности и ошибки. За ограниченное время необходимо найти все  ошибки и исправить их Игра «Да­Нет». Может применяться для быстрой проверки уровня усвоения нового  материала. Учитель вслух (или с экрана) по одному зачитывает истинные и ложные высказывания, относящиеся к изучаемому материалу. Ученики на листочках кратко в виде  слов «да» или «нет» записывают свое мнение о каждом утверждении. Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, Эта простая игра позволяет приобщить к учебе даже самых  пассивных учащихся. 2. Использование дидактических материалов с занимательным содержанием. Обычно «занимательное» понимается как увлекательное, интересное, притягивающее к  себе. Это происходит прежде всего благодаря необычности, нетрадиционности сюжета,  положительно влияющего на эмоциональный настрой учащихся, когда в качестве исходных данных и ситуаций используются вымышленные или реальные персонажи, определенными  средствами достигающие заданной цели. Характерные признаки занимательных задач: ∙ задача (как и любая задача вообще) имеет развивающую направленность; ∙ в задаче должны быть использованы нестандартные формы и способы представления  данных; ∙ в качестве исходных данных и ситуаций используются вымышленные или реальные  персонажи, оперируя которыми требуется достигнуть заданной цели; ∙ это качественная задача, решение которой строится на рассуждении без применения  математических выкладок; ∙ задача включает в себя необычно поставленный вопрос. 3. Вовлечение учащихся в активную внеурочную деятельность по предмету Во время уроков невозможно удовлетворить все вопросы учащихся. Внеурочная работа во  взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое мобилизует  активность ученика в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы  школьников. При всем многообразии форм внеклассная работа должна быть органически связана со  школьной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее, то есть должна  существовать тесная взаимосвязь между учебной и внеурочной работой. Формы  внеурочной работы: участие в предметных олимпиадах, интернет­конкурсах, выпуск  тематических газет, создание клубов знатоков, проведение викторин и тематических  вечеров по предмету и многие другие. Практическое использование этих и многих других приемов способствует повышению  уровня предметной мотивации, что в свою очередь положительно отражается на  результатах обучения учебному предмету у учащихся. По словам выдающегося математика и педагога Джорджа Пойа «Хороших методов  существует ровно столько, сколько существует хороших учителей», а это значит, что в  возможностях ищущего и творческого учителя, сделать так, чтобы на его уроках всем  учащимся было интересно и доступно приобретать знания Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя  по активизации познавательной деятельности учащихся – развитие их творческих  способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения:  обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить учащихся к  умению самостоятельно пополнять знания, воплощать в жизнь научно­технические  решения, дать высшим учебным заведениям хорошо подготовленных абитуриентов,  способных творчески овладеть выбранной специальностью.  Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение –  ведущий принцип психологии. Нет другого пути развития познавательных способностей  учащихся, кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и  методов, обеспечивающих высокую активность учащегося в обучении, их способность в  учебном познавании, является средством развития познавательных способностей  Таким образом, можно сказать, что развитие познавательных способностей учащихся –  цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является  средством достижения этой цели. Понимание этого важно для работы учителя. Поэтому,  заботясь о развитии учащегося, необходимо чаще использовать активные методы  обучения. Но, применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда  учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащегося.  Сложные познавательные задачи можно предъявлять лишь ученикам, обладающим  высоким уровнем развития познавательных способностей. Задачи, не соотнесенные с  уровнем развития познавательных сил учащихся, превышающие возможности ученика,  предъявляющие к нему требования, значительно опережающие умеющего у него развития  не могут сыграть положительную роль в обучении. Они подрывают у учащихся веру в  свои силы и способности.  Все это позволяет заключить, что развитие познавательных способностей учащихся –  длительный процесс. Система работы учителя по активизации познавательной  деятельности школьников должна строиться с учетом постепенного, планомерного и  целенаправленного достижения желаемой цели – развитие познавательных творческих  способностей учащегося. И в то же время, используемые учителем приемы и методы в  обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное  развитие мышления учащихся и одновременно формирование у них мотива к учению.  Работая по проблеме “Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках  географии”, я ставила задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением,  чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более  интересными. Поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют  повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в  каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него  стремление к познанию и творчеству.  Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно направила свою деятельность на  развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии.  Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов и форм  обучения на разных этапах урока.

Активизация познавательной активности на уроках географии и во внеурочное время

Активизация познавательной активности на уроках географии и во внеурочное время

Активизация познавательной активности на уроках географии и во внеурочное время

Активизация познавательной активности на уроках географии и во внеурочное время

Активизация познавательной активности на уроках географии и во внеурочное время

Активизация познавательной активности на уроках географии и во внеурочное время

Активизация познавательной активности на уроках географии и во внеурочное время

Активизация познавательной активности на уроках географии и во внеурочное время

Активизация познавательной активности на уроках географии и во внеурочное время

Активизация познавательной активности на уроках географии и во внеурочное время

Активизация познавательной активности на уроках географии и во внеурочное время

Активизация познавательной активности на уроках географии и во внеурочное время

Активизация познавательной активности на уроках географии и во внеурочное время

Активизация познавательной активности на уроках географии и во внеурочное время

Активизация познавательной активности на уроках географии и во внеурочное время

Активизация познавательной активности на уроках географии и во внеурочное время
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2018