«Активизация познавательной деятельности – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий »
Оценка 4.8
Семинары
ppt
биология +1
5 кл—11 кл
24.09.2019
Активные методы обучения могут быть применимы на всех уровнях усвоения знаний: от воспроизводящей деятельногсти через преобразующую к главной цели - творческо - поисковой. В содержании выступления рассатриваются факторы, побуждающие учащихся к активности, принципы, приемы, методы активизации познавательной деятельности учащихся, а также их практическое применение в деятельности педагога.
Активизация познавательной деятельности – важнейшее условие формирования.ppt
«Активизация познавательной деятельности – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий »
«Активизация познавательной
«Активизация познавательной
деятельности – важнейшее условие
деятельности – важнейшее условие
формирования УУД».
формирования УУД».
Учитель биологии
Учитель биологии
и химии:
и химии:
Денишова Г.М.
Денишова Г.М.
«Активизация познавательной деятельности – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий »
«…не с курьезами и диковинками науки
«…не с курьезами и диковинками науки
должно в школе занимать дитя, а,
должно в школе занимать дитя, а,
напротив приучить его находить
напротив приучить его находить
занимательное в том, что его беспрестанно
занимательное в том, что его беспрестанно
и повсюду окружает".
и повсюду окружает".
К.Д. Ушинский
К.Д. Ушинский
«Активизация познавательной деятельности – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий »
Истина, добытая путем
Истина, добытая путем
собственного напряжения
собственного напряжения
усилий, имеет огромную
усилий, имеет огромную
познавательную ценность.
познавательную ценность.
«Активизация познавательной деятельности – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий »
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации,
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации,
в которых учащиеся сами должны:
в которых учащиеся сами должны:
∙ отстаивать свое мнение;
∙ отстаивать свое мнение;
∙ принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
∙ принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
∙ ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
∙ ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
∙ рецензировать ответы товарищей;
∙ рецензировать ответы товарищей;
∙ оценивать ответы и письменные работы товарищей;
∙ оценивать ответы и письменные работы товарищей;
∙ заниматься обучением отстающих;
∙ заниматься обучением отстающих;
∙ объяснять более слабым учащимся непонятный материал;
∙ объяснять более слабым учащимся непонятный материал;
∙ самостоятельно выбирать посильное задание;
∙ самостоятельно выбирать посильное задание;
∙ находить несколько вариантов возможного решения
∙ находить несколько вариантов возможного решения
познавательной задачи (проблемы);
познавательной задачи (проблемы);
∙ создавать ситуации самопроверки, анализа личных
∙ создавать ситуации самопроверки, анализа личных
познавательных и практических действий;
познавательных и практических действий;
∙ решать познавательные задачи путем комплексного
∙ решать познавательные задачи путем комплексного
применения известных им способов решения .
применения известных им способов решения .
«Активизация познавательной деятельности – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий »
«Активизация познавательной деятельности – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий »
Принципы активизации познавательной
Принципы активизации познавательной
деятельности учащихся:
деятельности учащихся:
принцип проблемности;
принцип проблемности;
принцип обеспечение максимально
принцип обеспечение максимально
возможной адекватности учебнопознавательной
возможной адекватности учебнопознавательной
деятельности характеру практических задач;
деятельности характеру практических задач;
принцип взаимообучения;
принцип взаимообучения;
принцип исследования изучаемых проблем и
принцип исследования изучаемых проблем и
явлений;
явлений;
принцип индивидуализации;
принцип индивидуализации;
принцип самообучения.
принцип самообучения.
«Активизация познавательной деятельности – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий »
Факторы, побуждающие учащихся к
Факторы, побуждающие учащихся к
активности:
активности:
творческий характер учебнопознавательной
творческий характер учебнопознавательной
деятельности;
деятельности;
состязательность ;
состязательность ;
игровой характер проведения занятий ;
игровой характер проведения занятий ;
профессиональный интерес;
профессиональный интерес;
эмоциональное воздействие.
эмоциональное воздействие.
«Активизация познавательной деятельности – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий »
Приемы активизации познавательной деятельности:
Приемы активизации познавательной деятельности:
∙ метод алгоритмизированного обучения;
∙ метод алгоритмизированного обучения;
Тема: «Физические явления». 8 классс.
Тема: «Физические явления». 8 классс.
Пример : Саше дали смесь соли, песка, железных опилок и маленьких
: Саше дали смесь соли, песка, железных опилок и маленьких
Пример
кусочков пробки. Саша разделила эту смесь на составляющие её
кусочков пробки. Саша разделила эту смесь на составляющие её
компоненты, проведя 4 этапа работы. Компоненты смеси были обозначены
компоненты, проведя 4 этапа работы. Компоненты смеси были обозначены
буквами А, В, С,Д. Но неизвестно, какой компонент обозначен той или
буквами А, В, С,Д. Но неизвестно, какой компонент обозначен той или
иной буквой.
иной буквой.
Этап 1: Использование магнита
Этап 1: Использование магнита
Этап 2: Добавление воды к смеси и удаление плавающего компонента
Этап 2: Добавление воды к смеси и удаление плавающего компонента
Этап 3: Фильтрация
Этап 3: Фильтрация
Этап 4: Выпаривание воды
Этап 4: Выпаривание воды
Определите каждый компонент смеси и напишите напротив обозначающей
Определите каждый компонент смеси и напишите напротив обозначающей
его буквы их название – соль, песок, железо, пробка.
его буквы их название – соль, песок, железо, пробка.
А:
А:
В:
В:
С:
С:
Д:
Д:
«Активизация познавательной деятельности – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий »
∙ метод эвристического обучения;
∙ метод эвристического обучения;
мысленный эксперимент..
мысленный эксперимент
Пример : Для определения качественного состава соли
Пример
: Для определения качественного состава соли
учащимся выдали белое кристаллическое вещество,
учащимся выдали белое кристаллическое вещество,
хорошо растворимое в воде и известное как «нашатырь».
хорошо растворимое в воде и известное как «нашатырь».
Часть выданной соли смешали с твердым гидроксидом
Часть выданной соли смешали с твердым гидроксидом
кальция и смесь нагрели. При этом выделился газ с
кальция и смесь нагрели. При этом выделился газ с
резким запахом. Другую часть соли растворили в воде и к
резким запахом. Другую часть соли растворили в воде и к
полученному раствору прилили прозрачный раствор
полученному раствору прилили прозрачный раствор
нитрата серебра. Образовался белый осадок. Запишите
нитрата серебра. Образовался белый осадок. Запишите
химическую формулу и название выданной соли.
химическую формулу и название выданной соли.
Составьте два уравнения реакций, которые были
Составьте два уравнения реакций, которые были
проведены в процессе её распознавания.
проведены в процессе её распознавания.
«Активизация познавательной деятельности – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий »
∙ метод проблемного обучения ;
∙ метод проблемного обучения ;
Решение задач проблемного характера.
Решение задач проблемного характера.
Пример: на первом уроке по теме «Пищеварение» можно
: на первом уроке по теме «Пищеварение» можно
Пример
поставить вопрос: «Почему пища (например, молоко или
поставить вопрос: «Почему пища (например, молоко или
куриный бульон), введённая шприцем прямо в кровь,
куриный бульон), введённая шприцем прямо в кровь,
вызывает гибель человека, а пройдя через
вызывает гибель человека, а пройдя через
пищеварительную систему, становится безопасной и
пищеварительную систему, становится безопасной и
усваивается клетками? Что происходит с пищей в
усваивается клетками? Что происходит с пищей в
пищеварительной системе человека?
пищеварительной системе человека?
Пример: В конце изучения темы «Покровы тела».
В конце изучения темы «Покровы тела».
Пример:
Ответить на проблемный вопрос: Какую роль играет
Ответить на проблемный вопрос: Какую роль играет
кожа в здоровье человека?
кожа в здоровье человека?
«Активизация познавательной деятельности – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий »
∙ метод исследовательского обучения.
∙ метод исследовательского обучения.
Пример:
Пример:
Тема «Пищеварение в ротовой полости». 8
Тема «Пищеварение в ротовой полости». 8
класс.
класс.
Лабораторная работа «Действие слюны на
Лабораторная работа «Действие слюны на
крахмал».
крахмал».
«Активизация познавательной деятельности – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий »
Универсальные учебные действия (УУД) –
–
Универсальные учебные действия (УУД)
способность субъекта к саморазвитию и
способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и
самосовершенствованию путем сознательного и
активного присвоения нового социального опыта;
активного присвоения нового социального опыта;
совокупность действий учащегося,
совокупность действий учащегося,
обеспечивающих его культурную идентичность,
обеспечивающих его культурную идентичность,
социальную компетентность, толерантность,
социальную компетентность, толерантность,
способность к самостоятельному усвоению новых
способность к самостоятельному усвоению новых
знаний и умений, включая организацию этого
знаний и умений, включая организацию этого
процесса.
процесса.
«Активизация познавательной деятельности – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий »
«Активизация познавательной деятельности – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий »
Познаватель
ные
УУД
Общеучебные
Логические
Действия
постановки и
решения
проблем
«Активизация познавательной деятельности – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий »
Общеучебные действия:
Общеучебные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств;
компьютерных средств;
знаковосимволические действия, включая моделирование;
знаковосимволические действия, включая моделирование;
умение структурировать знания ;
умение структурировать знания ;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной форме;
письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и
рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных
жанров;
жанров;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,
публицистического и официальноделового стилей;
публицистического и официальноделового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
умение адекватно, подробно , сжато, выборочно передавать содержание текста.
умение адекватно, подробно , сжато, выборочно передавать содержание текста.
«Активизация познавательной деятельности – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий »
Выделение и структурирование информации
Выделение и структурирование информации
Пример 1. Составить план ответа , подтвердив каждый
Составить план ответа , подтвердив каждый
Пример 1.
пункт плана соответствующим тезисом. Результат работы
пункт плана соответствующим тезисом. Результат работы
записать в таблицу:
записать в таблицу:
План ответа Тезисы
План ответа Тезисы
1.
1.
2.
2.
3.3.
Пример 2.
Пример 2.
органоидов клетки».
органоидов клетки».
Заполнить таблицу «Строение и функции
Заполнить таблицу «Строение и функции
Заполнить кластер «Основные компоненты
Заполнить кластер «Основные компоненты
Пример 3.
Пример 3.
эукариотической клетки».
эукариотической клетки».
«Активизация познавательной деятельности – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий »
Универсальные логические действия :
Универсальные логические действия :
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);
несущественных);
синтез как составление целого из частей, в том числе
синтез как составление целого из частей, в том числе
самостоятельное достраивание, восполнение недостающих
самостоятельное достраивание, восполнение недостающих
компонентов;
компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации
объектов;
объектов;
подведение под понятия, выведение следствий;;
подведение под понятия, выведение следствий
установление причинноследственных связей;
установление причинноследственных связей;
построение логической цепи рассуждений, доказательство;
построение логической цепи рассуждений, доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
выдвижение гипотез и их обоснование.
Пример 1. Составить структурно логическую схему «Этапы
Составить структурно логическую схему «Этапы
Пример 1.
процесса пищеварения».
процесса пищеварения».
Пример 2. Составить синквейн к слову «организм».
«Активизация познавательной деятельности – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий »
Действия постановки и решения
Действия постановки и решения
проблем.
проблем.
развитие навыков проектно
развитие навыков проектно
исследовательской деятельности.
исследовательской деятельности.
Пример: «Исследование влияния
«Исследование влияния
Пример:
интенсивности света на окраску
интенсивности света на окраску
листьев колеуса»..
листьев колеуса»
«Активизация познавательной деятельности – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий »
Виды заданий:
Виды заданий:
– «Найди отличия»;
– «Найди отличия»;
– «На что похоже?»;
– «На что похоже?»;
– Поиск лишнего;
– Поиск лишнего;
– Упорядочивание;
– Упорядочивание;
– Составление схемопор;
– Составление схемопор;
– Работа с разного вида таблицами;
– Работа с разного вида таблицами;
– Составление и распознавание диаграмм;
– Составление и распознавание диаграмм;
– Работа со словарями и т.д.
– Работа со словарями и т.д.
«Активизация познавательной деятельности – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий »
Найдите ошибки.
Найдите ошибки.
«Привет, Наташа.
«Привет, Наташа.
На летних каникулах ездила с папой в наш
На летних каникулах ездила с папой в наш
заповедник. Красота такая! Однажды видела северное
заповедник. Красота такая! Однажды видела северное
сияние! Представляешь, прямо за посёлком лес. Ели,
сияние! Представляешь, прямо за посёлком лес. Ели,
тополя, финиковые пальмы, ивы . С дерева на дерево
тополя, финиковые пальмы, ивы . С дерева на дерево
белки прыгают, а под ними разгуливают павлины, птицы
белки прыгают, а под ними разгуливают павлины, птицы
поют. Немного отойдёшь – озеро, в нём лебеди, страусы
поют. Немного отойдёшь – озеро, в нём лебеди, страусы
ловят лягушек. По берегам заросли камыша, бамбука,
ловят лягушек. По берегам заросли камыша, бамбука,
лотоса, кувшинки. Дикие кабаны проходили. А сколько
лотоса, кувшинки. Дикие кабаны проходили. А сколько
здесь ягод: морошка, черника, малина. А вчера ездили с
здесь ягод: морошка, черника, малина. А вчера ездили с
папой на катере по Волге, видели моржей, грифов , ,
папой на катере по Волге, видели моржей, грифов
вдали гуляло стадо сайгаков.. »
вдали гуляло стадо сайгаков.. »
«Активизация познавательной деятельности – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий »
Какую ошибку допустил поэт?
Какую ошибку допустил поэт?
Вот хрустнули сухие ветки
Вот хрустнули сухие ветки
Ночные бдения зверей:
Ночные бдения зверей:
Охотятся хорьки и белки
Охотятся хорьки и белки
На зазевавшихся мышей.
На зазевавшихся мышей.
(А. Пружанский.)
(А. Пружанский.)
Ты прав, одним воздушным очертаньем
Ты прав, одним воздушным очертаньем
Я так мила,
Я так мила,
Ведь бархат мой с его живым миганьем –
Ведь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Куда спешу?
Здесь на цветок я летний опустилась
летний опустилась
Здесь на цветок я
И вот – дышу…
И вот – дышу…
(А.Фет)
(А.Фет)
«Активизация познавательной деятельности – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий »
Создание проблемной ситуации.
Создание проблемной ситуации.
Мы в букет собрали маки жаркие,
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Почему осыпались и вянут?
(Без корней расти они не станут).
(Без корней расти они не станут).
В.Жак
В.Жак
«Активизация познавательной деятельности – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий »
Игры.
Игры.
Пример: раскрыть 3 формы борьбы за
Пример: раскрыть 3 формы борьбы за
существование.
существование.
Я заяц, я живу в лесу. К зиме я, чтобы не
Я заяц, я живу в лесу. К зиме я, чтобы не
замёрзнуть, линяю. Шерсть у меня становится
замёрзнуть, линяю. Шерсть у меня становится
густой и белой, что не очень хорошо, если нет
густой и белой, что не очень хорошо, если нет
снега. За мной вечно охотятся лисы и волки.
снега. За мной вечно охотятся лисы и волки.
Меня спасают длинные ноги. Моего детёныша
Меня спасают длинные ноги. Моего детёныша
могут покормить и другие зайчихи.
и другие зайчихи.
могут покормить
«Активизация познавательной деятельности – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий »
Роль средств современных ИКТ для организации
Роль средств современных ИКТ для организации
познавательной деятельности учащихся.
познавательной деятельности учащихся.
1. Обеспечение наглядности.
1. Обеспечение наглядности.
2. Контроль знаний.
2. Контроль знаний.
3. Разнообразие форм, методов проведения
3. Разнообразие форм, методов проведения
уроков.
уроков.
4. Поиск информации и сохранение ее на
4. Поиск информации и сохранение ее на
носителе.
носителе.
5. Индивидуальная работа.
5. Индивидуальная работа.
6. Организация внеурочной деятельности.
6. Организация внеурочной деятельности.
«Активизация познавательной деятельности – важнейшее условие формирования универсальных учебных действий »
Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.