Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Оценка 4.6

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
математика
Взрослым
12.04.2018
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Еще Ян Амос Каменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. И здесь на первое место выступает познавательный интерес. В наши дни тема не перестала быть актуальной. Ведь именно познавательный интерес способствует снятию психологических нагрузок в учении, а значит, и сохранности здоровья у учащихся, способствует предупреждению отставания в учении.Разнообразные приемы помогают воспитать и развить интерес к урокам математики.
Познавательный интерес.doc
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики. Познавательный интерес ­ избирательная направленность личности на предметы и явления  окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением  к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и  развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению и носит поисковый характер. Под его влиянием у учащихся постоянно возникают вопросы,  ответы на которые они ищут сами. При этом поисковая деятельность ученика совершается с  увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Еще Ян Амос Каменский призывал сделать труд школьника источником умственного  удовлетворения и душевной радости. И здесь на первое место выступает познавательный  интерес. В наши дни тема не перестала быть актуальной. Ведь именно познавательный интерес  способствует снятию психологических нагрузок в учении, а значит, и сохранности здоровья  у учащихся, способствует предупреждению отставания в учении. Каждый учитель должен разработать для себя систему приёмов и методов, направленную на  развитие мыслительной деятельности каждого ученика. А это невозможно без развития  познавательного интереса. Нельзя научить младшего школьника, если ему не интересно. Когда у  ребенка глаза горят от познания нового, готова почва для его дальнейшего роста и прогресса.  Считаю, что развитие познавательного интереса младших школьников ­ основа успешного  обучения, учения с увлечением. Чтобы запустить этот процесс, нужно развивать память,  мышление, внимание. Для их развития   использую игры. Например, игра на внимание. На  полосках бумаги изображено 6 рисунков. Сначала показываю ученикам 3 рисунка, даю время на  запоминание, убираю карточку, и дети воспроизводят то, что запомнили, у себя в тетради. Затем такая же работа проводится ещё с тремя рисунками. На другом уроке предлагаю для  запоминания всю полоску. Учитываю результаты запоминания детьми фигур и определяю, какая у них память преобладает – зрительная или слуховая. Эти задания не только развивают память и внимание, но и активизируют детей на дальнейшую работу.  В курсе математики разработанная  система содержательно­логических заданий, направлена на развитие зрительной, слуховой,  наглядно­образной и словесно­логической памяти у детей. В задания на развитие произвольной памяти включаю такие игры, как "Запомни математические термины", "Цепочка слов", "Лишнее  слово".                                              Восприятие Восприятие, более чем какой­либо другой познавательный процесс, связан с другими  процессами, в частности, с воображением, памятью, мышлением, и поэтому большую  часть заданий направляю на развитие этих понятий. Например, при решении примеров  на вычитание и прибавление учащимся предлагаю использовать цветные карандаши.  "Раскрась цветок" ­ ученики 1­го класса решают выражения, и каждый ответ  на  рисунке и раскрашивают соответствующими цветами. Зрительное восприятие  дополняется  двигательным. Например, заранее готовлю несколько карточек, на  которых  записаны несложные примеры с ответами. На одних карточках ответы  правильные, на других – нет. Каждое упражнение зарядки состоит из двух движений.  Учитель поочерёдно показывает карточки, а ученики делают определённое движение.  Например, если ответ верный, то поднимают руки вверх, неверный – вытягивают их  вперёд. Задания усложняются по мере взросления учащихся. 1.5. Мышление Современное содержание математического образования направлено главным образом на  интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры  самостоятельности  мышления.  Я убедилась в том, что наилучшее иллюстрирование заставляет ученика применить  рассуждение, т.е. логические средства исследования, способствующие развитию мыслительных  операций.  Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает психологические  нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость. Мышление базируется на знаниях ребенка.  Приведу примеры заданий на развитие мышления, которые мы успешно выполняем на уроках с  учащимися. Например:                                                     1.Стакан молока стоит 5 рублей. В классе пьют молоко 20 детей.  Сколько стоит это молоко? А если не стали пить 6 человек, сколько денег потрачено зря?                                             2.Ученик взял в столовой 100­граммовый кусочек хлеба и половину его  не доел. Сколько хлеба пойдёт в отходы, если в классе 30 учеников,и каждый из них не доест  свой кусочек?          Умение делать обобщения формируется на логических заданиях, включающих по 2­3 изменяющихся признака. Например: Игоря спросили: «Сколько ему лет?» Он подумал и сказал:  «Я втрое моложе папы, но зато вдвое старше брата Виталика.» А Виталик прибежал и сказал, что он на 35 лет моложе папы. Сколько лет Игорю? (Игорю 14 лет, Виталику 7 лет, а папе 42 года)  Считаю, что у ученика должна быть возможность сделать открытие, возможность творческой  деятельности ­ это стимул учебного процесса, востребованный личностью обучающегося. Поэтому на уроках математики использую элементы исследования  числовых закономерностей: «Исследование числа», « Исследование суммы», « Исследование частного» и т. д. Дети,  работая с числовыми закономерностями, открывают для себя немало интересных связей,  зависимостей, переживают ситуацию успеха, активно переживают одноклассникам в поиске  нестандартного решения. Замечу, что подобные задания могут быть использованы учителем на  любом этапе урока, но наиболее удобны они на этапе устного счёта, когда от каждого ребёнка  требуется проявить самостоятельность суждений, смекалку, скорость вычислительных  навыков. Более того, подобные задания позволяют каждому ученику почувствовать себя  учёным­первооткрывателем. В качестве примера приведу «Исследование ряда чисел»                 Дан ряд чисел: 13   17     21.      1. Что можно сказать об этих числах? ( Двузначные, нечётные, увеличиваются на 4.)      2.Продолжите ряд по заданной закономерности влево и вправо. (Влево уменьшая число на 4,  вправо увеличивая на 4.) Получим ряд чисел: 1   5   9   13  17   21   25  29   33  37         3. Какие числа в получившемся ряду? (Однозначные, двузначные и чётные.)         4.Разделите на две равные части посередине:  1         5         9          13               17                                                                                      21       25       29          33               37 Что интересного заметили? (Одинаковое количество единиц в числах, записанных в столби.)     5. Сложите числа.  22          30         38              46             54         Что можно о них сказать?  (Чётные, увеличиваются на 8)  Почему? (Дважды увеличивали  числа на 4.) и т. д.   В своей работе при обучении учащихся, большое внимание уделяю  нестандартным задачам на построение цепочки логических рассуждений. Решение таких задач  учащиеся легко отыскивают с помощью составление таблицы или схемы, т е. использую приёмы  критического мышления. Задания вызывают у детей большой интерес. А ведь именно интерес  должен лежать в основе обучения ученика младшего школьного возраста.     Поэтому в уроки математики включаю загадки. Педагогическая ценность загадок в том, что  она  знакомит ребёнка с радостью открытия, направляет внимание на предметы, явления и их  вызывающие признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих  признаков, повышает способность и определённость мышления, силу воображения. Каждая новая загадка, разгаданная ребёнком, укрепляет в нём чувство собственного достоинства. Если  же загадка не разгадана, то это вызывает жажду познания. Например, при изучении темы  «Время» можно использовать такие загадки:                                    1. Что за гуси пролетают?                                         По семёрке в каждой стае.                                        Вереницею летят,                                        Не воротишь их назад. (Дни недели.)                                      2.Выходили 12 молодцов,                                         Выносили  52 сокола,                                         Выпускали 356 лебедей. (Месяцы, недели, дни.) Скороговорки, считалки, пословицы, поговорки фразеологизмы, задачи в стихах – ещё один  вид, который можно активно использовать на уроках математики. Например, при знакомстве с  цифрой 2 можно предложить такую скороговорку:                                  Возле грядки ­  две лопатки,                                 Возле кадки – два ведра. Фразеологизмы: «Палка о двух концах» А при изучении цифры 7: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Семь пятниц на неделе» Использование занимательного и игрового материала.  Одним из средств формирования  познавательного интереса является занимательность. С. И.  Ожегов толкует слово" занимательный" как "способный занять внимание, воображение". Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд  учащихся для того, чтобы процесс познания более продуктивным. Я пришла к выводу, что в  процессе игры на уроке математики дети незаметно для себя выполняют различные  упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия,  тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска,  пробуждает интерес к победе, а отсюда ­ стремление быть быстрыми, собранными, находчивыми и т.п. Ученик работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание. В своей  работе я использую следующие игры: «Составим поезд», «Самый быстрый почтальон»,  «Математическое домино»,»Математические цепочки», «Составь слово» и др. Сказки ­ верные спутники малышей. Они учат детей добру, учат общаться, сопереживать и т.д.  Сказки расширяют границы познавательных и воспитательных возможностей обучения, вносят  в методику проведения урока захватывающее, живое, страстное чувство. Персонажи сказок  часто попадают в затруднительные ситуации, в которых им надо решить,  как  поступить, какой сделать выбор. В эти моменты  учитель может предложить детям  выполнять учебные задания, тексты которых и результаты выполнения связаны с композицией  произведения. Я включаю сказки в уроки математики при повторении и закреплении изученной  темы и использую на внеклассных занятиях. Наиболее интересно проходят уроки­праздники  (КВН, Клуб знатоков, Праздник числа и т.д.).  Таким образом, разнообразные приемы помогают воспитать и развить интерес к урокам  математики. Дети очень любознательны, и многие из них приходят в школу с большим  желанием учиться. Но чтобы это желание быстро не угасло, нужно сделать все возможное,  чтобы они смогли проявить свои способности, а для этого необходимо умелое руководство со  стороны учителя. Устойчивость интереса ­ залог положительного и активного отношения детей  к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2018