Активизация познавательной деятельности на уроках географии и краеведения посредством игровых методических приемов.
Оценка 4.6
Лекции +1
rtf
география
Взрослым
09.11.2017
В современной практике обучения географии большую популярность получили игровые технологии. В методической литературе описано большое количество игровых сюжетов, представлены классификации, рассматривающие в основном общепедагогические аспекты игровых способов обучения.
Отношение учителей к игровым технологиям неодинаково: одни используют их очень активно, считая результативными, другие предпочитают классические формы учебного процесса. Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках географии и краеведения.
Игровые технологии.rtf
Активизация познавательной деятельности на уроках географии и
краеведения посредством игровых методических приемов.
сюжетов,
В современной практике обучения географии большую популярность
получили игровые технологии. В методической литературе описано большое
количество игровых
представлены классификации,
рассматривающие в основном общепедагогические аспекты игровых способов
обучения.
Отношение учителей к игровым технологиям неодинаково: одни
используют их очень активно, считая результативными, другие предпочитают
классические формы учебного процесса. Активные формы обучения, в том
числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках
географии и краеведения.
Актуальность: Использование игр в обучении географии и краеведения
решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к
предметам, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках,
способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из
игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный
вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр
дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые
формы работы и совещательный процесс. Интеллектуально развитые дети
занимают лидирующее положение, обучая слабых игроков в командной игре.
Возможность совещаться,
обсуждать проблемы позволяет также
удовлетворять потребность подростков в общении. Включение в структуру
урока игровых моментов может быть использовано для снятия усталости и
для развития личностной свободы и раскованности ребят, особенно слабых и
неуверенных в себе.
Наблюдения при проведении некоторых игр позволяют выявить
неформальную структуру класса, тип взаимоотношений между учениками,
установить учащихся с явными лидерскими качествами и аутсайдеров.
Хорошо продуманные игры могут быть использованы для улучшения
взаимоотношений внутри коллектива, развития дружбы и взаимопомощи в
классе.
Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся,
формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение
работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они
развивают организаторские способности,
воспитывают чувство
сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем.
Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов
позволяет решать целый комплекс педагогических задач.
Игры по географии и краеведению в сочетании с другими
педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования. Но даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения
всех образовательновоспитательных целей, поэтому игры необходимо
рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых
в обучении.
В начале своей работы я чаще использовала настольные игры типа:
кроссвордов, ребусов, лото, игровых кубиков, почты, третий лишний. В
последствии наиболее востребованными стали ролевые игры. (Игры
соревнования: «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Звёздный час»,
«Морской бой», Ролевые игры: «Юный менеджер», урокярмарка, пресс
конференция, уроксуд, урокпутешествие, уроксовещание и т. д.).
Практически все разработки имеют четко оформленные правила, их легко
использовать в педагогической практике или, при необходимости,
адаптировать к другой теме или курсу географии.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
«Интеллектуальное казино» (зачет по теме «Литосфера»)
Цели:
Повторение пройденного материала;
Закрепление умений и навыков работы с картой.
Оборудование:
Заранее изготовленные денежные купюры. Игровое поле. Выбираются
помощники.
В классе размещаются картины с изображением гор, вулканов,
равнин. Расставляются парты.
Ход игры.
I. Подготовительный этап:
Класс делиться на команды по 5 человек. Каждая команда садиться за свой
стол.
II. Проведение игры:
Ведущий объясняет правила игры и показывает категории вопросов:
Землетрясения;
Вулканы;
Горные породы;
Рельеф.
Каждая команда получает по 10 денежных купюр. Команды по очереди,
выбирают категорию вопросов и делают ставки, из тех денег, которые у них
есть.
Ведущий записывает ставки в соответствующие клетки, зачитывает вопросы.
Участники команд записывают ответы, а помощники проверяют правильность. Если ответ дан, верно, то команда возвращает деньги, если нет, то деньги
теряются. Выигрывает та команда, у которой максимальное количество
денег.
Вопросы по теме «Землетрясения»
Что такое землетрясение, каковы его причины?
Каково строение землетрясения. Дайте определение его составных
частей?
Где находится очаг и эпицентр?
Как называется прибор, с помощью которого учёные предсказывают
землетрясения?
Как называются районы частых землетрясений?
Какие разрушения происходят при землетрясении 3, 7 баллов?
Могут ли быть землетрясения в нашей местности и почему?
Как землетрясения влияют на рельеф?
Как по поведению животных можно предсказать землетрясения?
Почему землетрясения происходят у берегов Тихого океана?
Вопросы по теме «Вулканы»
Что такое вулкан? Из каких частей он состоит?
Как отличить вулкан от горы?
Чем отличается действующий вулкан от потухшего?
На каком материке нет вулканов?
Перечислите продукты извержения вулканов?
Где больше вулканов на суше или на дне океанов? Почему?
Оцените возможность появления вулканов в нашей местности?
Приведите примеры вулканов,
расположенных в пределах
Тихоокеанского вулканического кольца?
Определите координаты вулкана Гекла?
Вопросы по теме горные породы:
Чем горные породы отличаются от минералов?
Кварц это горная порода или минерал?
По каким внешним признакам различают горные породы?
На какие группы по происхождению делятся горные породы?
Расскажите о классификации магматических горных пород?
Расскажите о классификации осадочных горных пород?
Как образуются метаморфические горные породы?
Как отличить магматическую горную породу от осадочной?
Какой металл самый распространённый на земле?
Какие горные породы расположены в нашей местности?
Вопросы по теме «Рельеф»
Что такое рельеф? Дайте определение терминам «горы», «равнины»?
На какие группы по высоте делятся горы?
Расскажите о строении гор?
Чем гора отличается от холма?
Что такое горная цепь, система, долина?
Приведите примеры средних гор?
По какому плану даётся описание географического положения гор?
На какие группы по высоте делится равнины?
Расскажите о делении равнин по форме?
Дайте описание географического положения Гималаев.
III. Итоги игры:
Подсчитываются очки, выбирается команда победительница. Выставляются
оценки. Домашнего задания нет.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Игра «Почта»
Расположить понятия в нужные конверты.
Материк; Залив; Море; Остров; Пролив; Архипелаг;
Полуостров; Канал.
Суша
Вода ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Итоговый урок по теме «Африка».
Цели:
Обобщить полученные знания о материке.
Закрепить умение работать с картами атласа.
Развивать умение работать в команде.
Подготовка:
Из класса выбираются члены жюри для каждой станции. Класс делится на
пять команд.
Готовятся карточки с заданиями для каждого класса.
Ход урока.
I. организационный момент:
Учащиеся делятся на группы, получают задания, и перемещаясь от станции к
станции выполняют задания. В конце игры жюри подводит итоги, определяет
команду победителя.
Варианты карточек с заданиями.
Путешествие по Африке. №1
Задание №1: Показать на карте географические объекты:
1) Атлас; 2) Сахара; 3) Оранжевая; 4) Нигер; 5) Игольный; 6) Ливия.
Задание №2: Определить часть Африки и написать ответ:
Задание №3: О каком климатическом поясе можно сказать:
«Воздух раскалён так, что звенит, а дождь если идет, то не успевает долететь
до земли». Дайте ему характеристику.
Задание №4: Составьте рассказ о реке Нил.
Задание №5: Опишите природу влажных экваториальных лесов.
Путешествие по Африке. №2
Задание №1: Показать на карте географические объекты:
1) Драконовы; 2) Ахагар; 3) Ливийская; 4) Ньяса; 5) вод. Виктория; 6) Алжир;
Задание №2: Определить часть Африки и написать ответ:
Задание №3: О каком климатическом поясе можно сказать:
«Попадая в эту природную зону, оказываешься в плену растений, сырости, запахов.
Под ногами мох, а над головой сплошная стена зелени». Дайте ему характеристику.
Задание №4: Составьте рассказ об озере «Виктория».
Задание №5: Опишите природу пустыни Сахара.
Путешествие по Африке. №3
Задание №1: Показать на карте географические объекты:
1)Капские; 2) Намиб; 3) Мадагаскар; 4) Конго; 5) Чад; 6) Эфиопия;
Задание №2: Определить часть Африки и написать ответ:
Задание №3: О каком климатическом поясе можно сказать:
«Господство тёплого восходящего воздуха в течение всего года является основной
причиной большого количества осадков». Дайте ему характеристику.
Задание №4: Составьте рассказ об озере «Чад».
Задание №5: Опишите природу саванны.
_____________________________________________________________________________
Путешествие по Африке. №4 Задание №1: Показать на карте географические объекты:
1) ВосточноАфриканское; 2) Калахари; 3) м. Альмади; 4) Нил; 5) Виктория;
6) Южно Африканская Республика;
Задание №2: Определить часть Африки и написать ответ:
Задание №3: О каком климатическом поясе можно сказать:
«Степь но с травой в 3 метра. А если дерево то в обхвате 40 метров, а животных не
сосчитать, бегают, прыгают, летают». Дайте ему характеристику.
Задание №4: Составьте рассказ об озере «Танганьика»
Задание №5: Опишите природу пустыни Намиб.
_____________________________________________________________________________
Путешествие по Африке. №5
Задание №1: Показать на карте географические объекты:
2) Эфиопское; 2)нагорье Тибести; 3)Танганьика; 4)Замбези; 5)Суэцкий канал;
6)Нигерия;
Задание №2: Определить часть Африки и написать ответ:
Задание №3: О каком климатическом поясе можно сказать:
«Тепло и летом и зимой, но дождей нет уже пол года. Наконец начинает дуть
южный ветер и всё кругом оживает, как будто пришло лето». Дайте ему
характеристику.
Задание №4: Составьте рассказ о реке «Конго».
Задание №5: Опишите природу Влажных экваториальных лесов.
Протокол игры.
ФИ члена жюри_____________________________
№ команды
Ф.И.
Задание
№1
Задание
№2
Задание
№3
Задание
№4
Задание
№5
Активизация познавательной деятельности на уроках географии и краеведения посредством игровых методических приемов.
Активизация познавательной деятельности на уроках географии и краеведения посредством игровых методических приемов.
Активизация познавательной деятельности на уроках географии и краеведения посредством игровых методических приемов.
Активизация познавательной деятельности на уроках географии и краеведения посредством игровых методических приемов.
Активизация познавательной деятельности на уроках географии и краеведения посредством игровых методических приемов.
Активизация познавательной деятельности на уроках географии и краеведения посредством игровых методических приемов.
Активизация познавательной деятельности на уроках географии и краеведения посредством игровых методических приемов.
Активизация познавательной деятельности на уроках географии и краеведения посредством игровых методических приемов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.