Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка
Оценка 5

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка

Оценка 5
Занимательные материалы +2
docx
русский язык
1 кл—4 кл
02.09.2019
Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка
Рекомендации Учителям начальных классов по работе на уроках русского языка. Интересные задания позволят детям с интересом освоить новые знания и закрепить их на практике. Задания творческого характера легко и быстро организуют детей, позволят им в игровой форме легко усвоить материал.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.docx
Активизация познавательной деятельности учащихся  на уроках русского языка Иванова Елена Геннадиевна,  учитель начальных классов На   протяжении   многих   лет   работы   в   начальных   классах   я   наблюдаю,   что   занятия русским   языком   не   всегда   вызывают   интерес   у   учащихся.   Некоторые   дети   считают   его скучным предметом. Я задумалась над тем, как пробудить у детей интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. В результате изучения  методической литературы, наблюдая опыт учителей, пришла к выводу, что воспитывать у детей познавательный интерес к изучению русского языка можно, если знать основы методики обучения русскому языку, систематически накапливать   и   вдумчиво   отбирать   увлекательный   дидактический   материал,   способный привлечь к себе внимание каждого ученика.  В начальных классах дети любят играть. При обучении грамоте в 1 классе рекомендую в   основном   использовать   игры,   активизирующие   учащихся.   Причем   учитываться   должны методически   оправданные   цели,   задачи   и   средства   обучения.   Каждый   урок   начинается   с чистоговорок, заучивания стихов. Например, при изучении [с], [с ] и буквы С предлагаю задание ­ прочитать и повторить за учителем: Са­са­са, са­са­са в лесу бегает лиса. Со­со­со, со­со­со у Вовы колесо. Су­су­су, су­су­су было холодно в лесу. Усь­усь­усь, усь­усь­усь на лугу пасётся гусь. Существуют различные виды дидактического материала, воспитывающего интерес к языку. Например, задание на составление слов из рассыпанных букв и слогов. Игра «Вкусные слова» ­ Буратино шёл в гости к детям. Он нёс «вкусные слова» и по дороге рассыпал буквы, слоги и всё перепутал. Дети помогают ему. Они складывают из букв и слогов слова. Вот эти слоги: Я ЛО Г С РУ ЛИ Б КО ВА Н ША МО Он нёс фрукты (яблоко, слива, груша, лимон). При изучении звука [у] игра проводится так: Расставляю на столе игрушки. На урок в гости к детям приходит нарядная кукла Алена. Из письма, которое она принесла с собой, дети узнают, что у нее сегодня день рождения. ­ Давайте подарим ей игрушки, в названиях которых слышится звук [у]. (Гусь, кубики, уточка, кукла.) Еще одна игра­ составление слов со слогом ча. Стрелки указывают, как надо соединять чтобы  получилось слово. Игра "Какой звук заблудился?" Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: "Там ползет ужасный лук С длинными усами!" ­Какой звук заблудился? (Звук [ж].) Какой   буквой   обозначается   звук[ж]?   (Буквой   ж.)   Составьте   слово   жук   из   букв разрезной азбуки. На следующем этапе обучения задания усложняются. В них большее место занимает творчество детей.      Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь. Один раз к Мише и Тане пришла в гости бабушка и сказала: "А ну­ка, внучата, напоите меня чаем." Расскажи, как Миша и Таня поили бабушку чаем и угощали её. Придумать этот рассказ тебе помогут слова: скатерть, горячий чай, чашки, чайник, конфеты, печенье, ложки, варенье. В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно­орфографической   работе,   в   процессе   которой   дети   усваивают   слова   с непроверяемыми   и   труднопроверяемыми   написаниями.   Усвоение   написания   трудных   слов требует многократных систематических упражнений как по языку, так и по развитию памяти, орфографической   зоркости.   В   данном   случае   часто   приходится   обращаться   к этимологическому происхождению слов, пользоваться этимологическим словарем. Знакомя детей   с   лексическим   значением   слова,   я   рассказываю   о   том,   что   в   словарный   состав современного русского языка входят не только исконно русские слова, но и заимствованные. Знания этих групп слов программа начальной школы не предусматривает, но если учитель хотя бы один раз сообщит, как появилось в языке то или иное слово, у младших школьников появляется интерес к слову, и они обязательно спросят, откуда оно пришло в наш язык. Я веду картотеку "Слова о словах" по тематике "Наши четвероногие друзья", "О природе", "Радуга на клумбах", "Человек", "Месяцы" и т.д. Эта картотека помогает мне при изучении новых слов. Дети узнают, откуда пришли к нам слова. Слова о словах.  Земля. Слово образовано от ныне исчезнувшего из употребления слова земь­ земля, пол,  низ. Современный русский язык сохранил его в словах земной, подземный, чернозём и др. Актуализация   словаря   ­   одно   из   важнейших   направлений   словарной   работы   на   уроках. Влияние этой практической задачи осуществляется на каждом уроке русского языка и чтения. Работа   со   словом   сложна   и   многообразна.   В   школьной   практике   используются   различные приемы ознакомления с новыми словами и их значениями: выяснение значения путем показа картинки,   уточнение   значения   по   толковому   словарю,   подбор   синонимов   и   антонимов, словообразовательный анализ, включение нового слова в словосочетание или предложение. И здесь тоже можно использовать различные занимательные материалы. Задание 1. Омонимы­загадки. Есть всегда он у людей, Есть всегда у кораблей. (Нос.) Я в дверях, я в замке,  Я и в нотной строке, Я и гайку отвинчу И могу, если хочу, Телеграмму передать И загадку разгадать. (Ключ) Задание 2. Игра с антонимами. Я антоним  к слову зной, Я в реке, в тени густой И в бутылке лимонада, А зовут меня прохлада. Задание 3. Найди те названия животных, к которым можно подобрать близкие по значению слова.      Рысь, волк, лиса, лось, медведь, бегемот, заяц. (Рыжая, серый, косолапый, топтыгин, сохатый, косой.) Хочу   также   поделиться   опытом   работы   по   теме   "Слова   с   непроверяемыми написаниями" Я выписала все слова с непроверяемыми написаниями, сгруппировала их по написанию букв: о, а, и, е, я и др. С этими словами отдельно на каждую букву нарисовала картинки. Каждая картинка включает в себя предметы, обозначающиеся словами с буквой а, о, и, е, я. Я старалась, чтобы каждой картинкой было охвачено как можно больше слов. Например, на одной картинке нарисована портниха. С ней связаны слова на о: портниха, пуговица. колени, одежда. голубая, костюм, коричневая. Можно придумать предложения: Нарисована портниха. Она шьет голубой костюм. Иногда в процессе работы при проверке знаний учащихся, экономя время на уроке, использую  различные перфокарты, которые активизируют самостоятельную работу детей. Эти перфокарты можно применять на уроке как в коллективной. так и в индивидуальной работе.   Они   позволяют   вести   разнообразную   работу  по   закреплению   выученных   правил,   а слова,   объединённые   одной   темой.   использовать   для   творческих   работ.   Перфокарты предлагаю в виде изображения какого­либо предмета (рыбка. ягодка, цыпленок и т.д.) Проверь  Вставь букву К . ТЯТА Т . ЧИТЬ Р . ДЫ Н . ЖИ В . СЛО В 1 классе для проверки навыка написания изученных орфограмм я провела "Диктант­ ассорти". На доске рисую банку или вазу. Внутри банки с помощью клейкой ленты прикрепляю изображения фруктов и ягод, в названиях которых имеются пройденные орфограммы. ­   В   банке   у   нас   компот   с   очень   вкусными   фруктами   и   ягодами.   Давайте   попробуем,­ обращаюсь   я   к   детям.   Ученик   подходит   к   доске   и   "достает"   из   банки   фрукт   или   ягоду. Показывает   классу.   Учащиеся   называют   слова,   записывают   их   в   тетради,   указывают орфограмму, подбирают проверочные слова.

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2019