Рекомендации Учителям начальных классов по работе на уроках русского языка. Интересные задания позволят детям с интересом освоить новые знания и закрепить их на практике. Задания творческого характера легко и быстро организуют детей, позволят им в игровой форме легко усвоить материал.
Активизация познавательной деятельности учащихся
на уроках русского языка
Иванова Елена Геннадиевна,
учитель начальных классов
На протяжении многих лет работы в начальных классах я наблюдаю, что занятия
русским языком не всегда вызывают интерес у учащихся. Некоторые дети считают его
скучным предметом. Я задумалась над тем, как пробудить у детей интерес к занятиям, как
повысить грамотность письма. В результате изучения методической литературы, наблюдая
опыт учителей, пришла к выводу, что воспитывать у детей познавательный интерес к изучению
русского языка можно, если знать основы методики обучения русскому языку, систематически
накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный
привлечь к себе внимание каждого ученика.
В начальных классах дети любят играть. При обучении грамоте в 1 классе рекомендую
в основном использовать игры, активизирующие учащихся. Причем учитываться должны
методически оправданные цели, задачи и средства обучения. Каждый урок начинается с
чистоговорок, заучивания стихов. Например, при изучении [с], [с ] и буквы С предлагаю
задание прочитать и повторить за учителем:
Сасаса, сасаса в лесу бегает лиса.
Сососо, сососо у Вовы колесо.
Сусусу, сусусу было холодно в лесу.
Усьусьусь, усьусьусь на лугу пасётся гусь.
Существуют различные виды дидактического материала, воспитывающего интерес к языку.
Например, задание на составление слов из рассыпанных букв и слогов.
Игра «Вкусные слова»
Буратино шёл в гости к детям. Он нёс «вкусные слова» и по дороге рассыпал буквы, слоги и
всё перепутал. Дети помогают ему. Они складывают из букв и слогов слова. Вот эти слоги:
Я
ЛО
Г
С
РУ
ЛИ
Б
КО
ВА
Н
ША
МО
Он нёс фрукты (яблоко, слива, груша, лимон).
При изучении звука [у] игра проводится так:Расставляю на столе игрушки. На урок в гости к детям приходит нарядная кукла Алена. Из
письма, которое она принесла с собой, дети узнают, что у нее сегодня день рождения.
Давайте подарим ей игрушки, в названиях которых слышится звук [у]. (Гусь, кубики, уточка,
кукла.)
Еще одна игра составление слов со слогом ча. Стрелки указывают, как надо соединять чтобы
получилось слово.
Игра "Какой звук заблудился?"
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
"Там ползет ужасный лук
С длинными усами!"
Какой звук заблудился? (Звук [ж].)
Какой буквой обозначается звук[ж]? (Буквой ж.) Составьте слово жук из букв
разрезной азбуки.
На следующем этапе обучения задания усложняются. В них большее место занимает
творчество детей.
Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь.
Один раз к Мише и Тане пришла в гости бабушка и сказала: "А нука, внучата, напоите
меня чаем." Расскажи, как Миша и Таня поили бабушку чаем и угощали её.
Придумать этот рассказ тебе помогут слова: скатерть, горячий чай, чашки, чайник,
конфеты, печенье, ложки, варенье.
В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается
словарноорфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с
непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Усвоение написания трудных слов
требует многократных систематических упражнений как по языку, так и по развитию памяти,
орфографической зоркости. В данном случае часто приходится обращаться к
этимологическому происхождению слов, пользоваться этимологическим словарем. Знакомя
детей с лексическим значением слова, я рассказываю о том, что в словарный состав
современного русского языка входят не только исконно русские слова, но и заимствованные.
Знания этих групп слов программа начальной школы не предусматривает, но если учитель
хотя бы один раз сообщит, как появилось в языке то или иное слово, у младших школьников
появляется интерес к слову, и они обязательно спросят, откуда оно пришло в наш язык. Я ведукартотеку "Слова о словах" по тематике "Наши четвероногие друзья", "О природе", "Радуга на
клумбах", "Человек", "Месяцы" и т.д. Эта картотека помогает мне при изучении новых слов.
Дети узнают, откуда пришли к нам слова.
Слова о словах.
Земля. Слово образовано от ныне исчезнувшего из употребления слова земь земля, пол,
низ. Современный русский язык сохранил его в словах земной, подземный, чернозём и др.
Актуализация словаря одно из важнейших направлений словарной работы на уроках.
Влияние этой практической задачи осуществляется на каждом уроке русского языка и чтения.
Работа со словом сложна и многообразна. В школьной практике используются различные
приемы ознакомления с новыми словами и их значениями: выяснение значения путем показа
картинки, уточнение значения по толковому словарю, подбор синонимов и антонимов,
словообразовательный анализ, включение нового слова в словосочетание или предложение. И
здесь тоже можно использовать различные занимательные материалы.
Задание 1.
Омонимызагадки.
Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей. (Нос.)
Я в дверях, я в замке,
Я и в нотной строке,
Я и гайку отвинчу
И могу, если хочу,
Телеграмму передать
И загадку разгадать. (Ключ)
Задание 2.
Игра с антонимами.
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня прохлада.
Задание 3. Найди те названия животных, к которым можно подобрать близкие по значениюслова.
Рысь, волк, лиса, лось, медведь, бегемот, заяц.
(Рыжая, серый, косолапый, топтыгин, сохатый, косой.)
Хочу также поделиться опытом работы по теме "Слова с непроверяемыми
написаниями"
Я выписала все слова с непроверяемыми написаниями, сгруппировала их по написанию
букв: о, а, и, е, я и др. С этими словами отдельно на каждую букву нарисовала картинки.
Каждая картинка включает в себя предметы, обозначающиеся словами с буквой а, о, и, е, я. Я
старалась, чтобы каждой картинкой было охвачено как можно больше слов. Например, на
одной картинке нарисована портниха. С ней связаны слова на о: портниха, пуговица. колени,
одежда. голубая, костюм, коричневая.
Можно придумать предложения: Нарисована портниха. Она шьет голубой костюм.
Иногда в процессе работы при проверке знаний учащихся, экономя время на уроке,
использую различные перфокарты, которые активизируют самостоятельную работу детей.
Эти перфокарты можно применять на уроке как в коллективной. так и в индивидуальной
работе. Они позволяют вести разнообразную работу по закреплению выученных правил, а
слова, объединённые одной темой. использовать для творческих работ. Перфокарты
предлагаю в виде изображения какоголибо предмета (рыбка. ягодка, цыпленок и т.д.)
Проверь
Вставь букву
К . ТЯТА
Т . ЧИТЬ
Р . ДЫ
Н . ЖИ
В . СЛО
В 1 классе для проверки навыка написания изученных орфограмм я провела "Диктант
ассорти".
На доске рисую банку или вазу. Внутри банки с помощью клейкой ленты прикрепляю
изображения фруктов и ягод, в названиях которых имеются пройденные орфограммы.
В банке у нас компот с очень вкусными фруктами и ягодами. Давайте попробуем,
обращаюсь я к детям. Ученик подходит к доске и "достает" из банки фрукт или ягоду.
Показывает классу. Учащиеся называют слова, записывают их в тетради, указывают
орфограмму, подбирают проверочные слова.