Активизация познавательной деятельности обучающихся при выполнении лабораторных и практических занятий
Оценка 4.6

Активизация познавательной деятельности обучающихся при выполнении лабораторных и практических занятий

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
математика
Взрослым
11.02.2017
Активизация познавательной  деятельности обучающихся при  выполнении лабораторных  и практических занятий
Обобщение опыта.docx
Скажи мне, и я забуду,  покажи мне, и я запомню,  дай мне действовать самому, и я научусь. Существенную   роль   в   повышении   эффективности   обучения   играет сформированность практических умений и навыков, которые необходимы как для изучения математики, так и для повседневной деятельности. Лабораторные и практические работы как раз и являются одной из форм обучения,   способствующих   развитию   ценных   графических   и   вычислительных навыков   и   умений,   необходимых   для   конструирования   и   практической деятельности.  Хочется отметить, что лабораторные и практические работы имеют большое   воспитательное   и   образовательное   значение.   Они   позволяют   полнее   и более осознано уяснить различные зависимости между величинами; ознакомиться с измерительными   и   вычислительными   инструментами   и   их   применением   на практике; установить более тесные связи между различными разделами курса. Актуальность. В новых   Федеральных государственных  общеобразовательных стандартах сказано, что в результате изучения     предметов   у обучающихся должны быть развиты   личностные,   регулятивные,   коммуникативные   и   познавательные универсальные   учебные   действия,   составляющие   основы   формирования способности   к   освоению   систематических   знаний,   их   самостоятельному пополнению,   переносу   и   интеграции,   способности   к   сотрудничеству   и коммуникации,  решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику, способности к самореализации, саморегуляции и рефлексии, к   целеполаганию,   самостоятельной   постановке   новых   учебных   задач   и проектированию   собственной   учебной   деятельности.   Обучающимся   будут предъявлены     учебно­практические   задачи,   направленные   на   формирование   и оценку   навыка   разрешения   проблем,   навыка   сотрудничества,   требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей и разделением ответственности   за   конечный   результат.     реализации   основной   В   основе   образовательной   программы     и   решения   этих   задач   будет   лежать   системно   ­ деятельностный подход.  Осуществить постепенный переход к новым ФГОСам как раз, и помогают лабораторные и практические работы, так как они формируют деятельностные умения учащихся,  формируют навыки исследовательской работы, навыки   сотрудничества   в   парах   или   группах.   Приобретённые   навыки   во   время выполнения таких работ позволяют  успешно решать практико­ориентированные задачи.    При   выполнении   практических   и   лабораторных   работ   обучающиеся проводят   мини   исследования,  т.е.   приобщаются   к   исследовательской деятельности:  выдвигают   гипотезу,   анализируют   связи   между   величинами, проводят сравнение и   проверяют гипотезу, учатся делать выводы и проводить рефлексию.   Применение в учебной деятельности таких работ   учит  применять полученные знания на практике и в обыденной жизни, развивает познавательный 2 интерес   к   предмету,   разнообразит   учебный   процесс,   доказывает   значимость знаний на практике. Проведение   лабораторных   и   практических   работ   с   учащимися   вносит разнообразие   в   уроки;   повышает   активность   и   самостоятельность   учащихся   на уроке; способствуют повышению качества знаний учащихся; делает абстрактные теоретические положения понятными, доступными, наглядными. При правильной организации работ воспитывается культура труда (умение организовать рабочее место, содержать его и инструменты в порядке), привычка к   стремление   к   познанию   и   постоянному систематическому   труду, совершенствованию полученных знаний и навыков. Изящно выполненная работа способствует   развитию   чувства   красоты,   удовлетворенности   от   проделанной работы. Цель моей работы – изучение влияния методических приемов проведения практических   и   лабораторных   работ   на   формирование   практических   умений   и навыков у обучающихся на уроках. Задачи:  Изучить классификацию лабораторных и практических работ и цели их использования на уроках.  Создать   банк   данных   лабораторных   и   практических   работ   для обучающихся.  Апробировать разработанные алгоритмы проведения лабораторных и практических работ на практике.  Разработать   методические   приемы   проведения   лабораторных   работ исследовательского характера. Объект   исследования  –   процесс   формирования   практических   умений   и навыков у  обучающихся. Предмет   исследования  –   практические   и   лабораторные   работы, способствующие эффективному формированию практических умений и  навыков. 3 Теоретическая база.    Практические работы  – это   самостоятельные работы учащихся, целью выполнения   которых   является   поверка   теоретически   установленных   фактов, соотношений,   зависимостей   в   отдельном   конкретном   случае,   применение теоретических знаний на практике, решение практических задач. Лабораторные   работы   не   могут   заменить   непосредственно   практические работы.   Наоборот,   первые   обеспечивают   хорошую   подготовку   для   проведения последних. При выполнении практических работ     теория   ближе к практике, а потому   с   педагогической   точки   зрения   ценнее.   Вот   почему   проведение практических   работ   должно   быть   совершенно   обязательным.   Лабораторные   же работы – это необходимый подготовительный этап к проведению непосредственно практических работ.  Классификация лабораторных и практических работ. Необходимо проводить разнообразные лабораторные и практические работы не только по содержанию, но и по их ведущей учебной целевой направленности. Их можно классифицировать следующим образом:  установочные,   проводимые   с   целью   ознакомления   учащихся   с оборудованием и простейшими приемами работы с ним; иллюстративные, которые знакомят учащихся с отдельными фигурами, их свойствами; тренировочные,     предназначенные   для   закрепления   изученных   свойств, соотношений; исследовательские,   направленные   на   практический   поиск   новых   свойств, которые затем будут логически обоснованы; 4 творческие,   связанные   с   конструированием   на   основе   геометрических свойств специальных приборов; обобщающие,   основной   целью   которых   является   систематизация   и обобщение теоретических знаний, методов построений, изображений, измерений. Цели использования лабораторных и практических работ. Использование лабораторных и практических работ при обучении   помогут достичь следующих целей:  образовательные:   усвоение   математических   знаний,   формирование практических   умений   и   навыков,   усвоение   принципов   действия   и   навыков использования   различных   счетных,   измерительных   и   чертежных   инструментов, совершенствование знаний учащихся и обучение их самостоятельному применению этих знаний, обучение решению практико­ориентированных задач;  воспитательные: формирование аккуратности и ответственности за свою деятельность, активизация учебной деятельности исследовательского характера;  развивающие: развитие наблюдательности, умения выдвигать и проверять гипотезы   и   предположения,   опровергать   ошибочные   обобщения   и   суждения, развитие   способности   учащихся   работать   в   коллективе,   а   также   интереса   к изучаемому предмету. Примерный план проведения лабораторных и практических работ. 1.   Преподаватель   сообщает   тему   работы   заранее.   Организует   повторение ранее   изученного   материала,   необходимых   понятий,   формул,   определений, которые придётся использовать при выполнении работы.   2.   На   уроке   ставится   цель   работы.   Каждый   обучающийся   знакомится   с инструкцией,   с   содержанием   и   описанием   выполняемой   работы,   даётся 5 минимально   необходимый   инструктаж   (этапы   работы,   последовательность выполнения измерений и вычислений, схема оформления работы и т. д.).  3. Работа выполняется каждым учащимся самостоятельно или в группах. К выполнению расчётов он приступает после тщательного выполнения измерений. Результаты измерений могут заноситься в определённую таблицу.   4.   Преподаватель,   наблюдая   за   работой   учащихся,   проверяет   решения, указывает   на   индивидуальные   и   общие   ошибки   учащихся.   Особое   внимание уделяется менее подготовленным учащимся.  5.   В   конце   занятия   отводится   несколько   минут   для   подведения   итогов работы. При необходимости, если работу выполняет группа, то проводится защита работы. При оценке качества выполнения работ преподаватель должен учитывать   применение рациональность   выбора   величин,   подлежащих   измерению, рациональных   вычислений,   умение   правильно   выполнять   приближённые вычисления,   оформление   работы   и   ответы   на   контрольные   вопросы.   При групповой работе к критериям оценки результатов учащихся добавляются ещё и уровни   развития   коммуникативных   и   адаптивных   качеств,   умения   работать   в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям. 6.   На   одном   из   следующих   занятий   проводится   подробный   анализ выполненной   работы:   сравнение   и   обсуждение   полученных   результатов,   таких   работ разбираются   типичные   ошибки.   (Обычно   за   выполнение   неудовлетворительных оценок у ребят не бывает). Лабораторные и практические работы как средство осуществления связи теории с практикой.   значение   в   реализации   связи   теории   с   практикой     имеют Важное   лабораторные и практические работы. Под такими работами понимают учебные занятия,   которые   решаются   конструктивными   методами   с   применением непосредственных   измерений,   построений,   изображений,   геометрического   В   результате   чего   происходит моделирования   и   конструирования. 6 совершенствование   навыков.   Поэтому   система   лабораторных   и   практических работ направлена на развитие конструктивных умений и навыков учащихся. Практические   и   лабораторные   работы   по   каждой   теме   не   должны   быть изолированы   друг   от   друга.   Они   должны   быть   тесно   связаны   с   проблемным материалом, способствовать решению главных образовательных, воспитательных и развивающих   целей,   предусмотренных   программой.   Данные   работы   должны учитывать   индивидуальные   особенности   каждого   обучающегося,   в   частности уровень их подготовки, способности и работоспособности.  В   процессе   выполнения   лабораторных   и   практических   работ   учащиеся должны   научиться   пользоваться   как   можно   большим   числом   различных инструментов   (масштабная   линейка,   мерная   лента,   транспортир,   палетка, штангенциркуль и т.д.), различных вычислительных средств. Очень важно научить учащихся   самостоятельно   определять,   какой   инструмент   и   вычислительное средство надо применить при выполнении той или иной работы. По   содержанию   все   работы   должны   иметь   практическую   направленность, способствовать   выработке   у   учащихся   практически   важных   умений   и   навыков, которые они могли бы использовать на   при изучении таких учебных предметов   при   получении как   черчение,   география,   в   быту,   химия,   физика, профессионального образования. Ведущая педагогическая идея.  Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что формирование и  развитие практических умений и навыков  во время выполнения практических и лабораторных   работ   позволяет     добиться   более   высокого   уровня   умения оперировать знаниями, получаемыми на уроках при решении задач практического характера и умения   осуществлять   подход к изучению явлений, протекающих в различных   жизненных   ситуациях.     А   также   проведение   практических   и лабораторных работ позволяет осуществить связь между различными курсами. 7 8

Активизация познавательной деятельности обучающихся при выполнении лабораторных и практических занятий

Активизация познавательной  деятельности обучающихся при  выполнении лабораторных  и практических занятий

Активизация познавательной деятельности обучающихся при выполнении лабораторных и практических занятий

Активизация познавательной  деятельности обучающихся при  выполнении лабораторных  и практических занятий

Активизация познавательной деятельности обучающихся при выполнении лабораторных и практических занятий

Активизация познавательной  деятельности обучающихся при  выполнении лабораторных  и практических занятий

Активизация познавательной деятельности обучающихся при выполнении лабораторных и практических занятий

Активизация познавательной  деятельности обучающихся при  выполнении лабораторных  и практических занятий

Активизация познавательной деятельности обучающихся при выполнении лабораторных и практических занятий

Активизация познавательной  деятельности обучающихся при  выполнении лабораторных  и практических занятий

Активизация познавательной деятельности обучающихся при выполнении лабораторных и практических занятий

Активизация познавательной  деятельности обучающихся при  выполнении лабораторных  и практических занятий

Активизация познавательной деятельности обучающихся при выполнении лабораторных и практических занятий

Активизация познавательной  деятельности обучающихся при  выполнении лабораторных  и практических занятий

Активизация познавательной деятельности обучающихся при выполнении лабораторных и практических занятий

Активизация познавательной  деятельности обучающихся при  выполнении лабораторных  и практических занятий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017