Активизация речевой деятельности неслышащих учащихся на уроках физической культуры

  • Лекции
  • Памятки
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 26.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тяжелое нарушение слуха и, как следствие, глубокое речевое недоразвитие у глухих школьников приводит к более низкой по сравнению со слышащими детьми эффективности процесса физического воспитания и к замедленной динамике становления двигательных умений и навыков. Речевой недостаток глухих учащихся затрудняет восприятие информации, содержащей описание двигательных действий, умений, необходимых для последующей двигательной деятельности. При этом сокращаются возможности корректирующего воздействия педагога при создании представлений о данном виде физических упражнений.Тяжелое нарушение слуха и, как следствие, глубокое речевое недоразвитие у глухих школьников приводит к более низкой по сравнению со слышащими детьми эффективности процесса физического воспитания и к замедленной динамике становления двигательных умений и навыков. Речевой недостаток глухих учащихся затрудняет восприятие информации, содержащей описание двигательных действий, умений, необходимых для последующей двигательной деятельности. При этом сокращаются возможности корректирующего воздействия педагога при создании представлений о данном виде физических упражнений.
Иконка файла материала aktivizatsiya_r._d._shevtsovoy_a.v.doc
Активизация речевой деятельности  неслышащих  учащихся  на уроках физической культуры (2 слайд): Тяжелое   нарушение   слуха   и,   как   следствие,   глубокое   речевое недоразвитие  у глухих школьников приводит к более низкой по сравнению со слышащими  детьми  эффективности  процесса физического воспитания и к   замедленной   динамике   становления   двигательных   умений   и   навыков. Речевой недостаток глухих учащихся затрудняет восприятие информации, содержащей   описание   двигательных   действий,   умений,   необходимых   для последующей   двигательной   деятельности.   При   этом   сокращаются возможности   корректирующего   воздействия   педагога   при   создании представлений о данном виде физических упражнений. (3 слайд): Отсутствие речи у неслышащих детей отрицательно сказывается  на развитии функции дыхания, что приводит к застойным явлениям в лёгких и является   причиной   частых   заболеваний   дыхательной   системы:   ОРЗ, бронхиты, пневмонии. А развитие двигательных возможностей и физических способностей находится в прямой зависимости от состояния вегетативных функций   (сердечно­сосудистой   и   дыхательной   систем),   обеспечивающих движение.  (4 слайд): Эта проблема чрезвычайно актуальна, так как аэробные возможности и развитие дыхательной мускулатуры являются определяющими в развитии речевой   деятельности.   Чем   ниже   уровень   речевого   развития,   тем   больше страдает вся дыхательная система. Из­за нарушения дыхательной системы нарушается   частота   дыхания,   а,   следовательно,   идет   «сбой»   в   системе кровообращения   и   сердечно­сосудистой   системе.   В   связи   с   нарушением системы кровообращения организм недополучает кислород, чем ослабляет мышечную систему. Мышцы слабые, а из­за этого среди таких детей частоотмечаются   различные   нарушения   осанки:   во   фронтальной   плоскости,   в сагиттальной плоскости, функциональная недостаточность стоп.  (слайд 5): На следующем слайде вы можете увидеть диаграммы со сравнением антропометрических   данных   неслышащих   учащихся   с   показателями   их слышащих   сверстников.   Это   показатели   роста,   веса,   окружности   грудной клетки и окружности живота. Обратите внимание, что все показатели детей с нарушенным слухом ниже их возрастной нормы.  (слайд 6): Возвращаясь к нарушению осанки, надо сказать что оно встречается часто и имеет серьезные последствия для организма: сдавливается грудная клетка,   что   приводит   к   затруднению   вентиляции   легких,   организм   учащаются   простудные   и испытывает   недостаток   кислорода, бронхолегочные заболевания и вновь мы видим, что страдает дыхательная система. В   связи   с   этим   помимо   дополнительных   занятий   по   воспитанию правильной   осанки   в   уроки   физкультуры   с   детьми   с   нарушением   слуха включаются комплексы дыхательной гимнастики, которые используются на каждом уроке перед проведением разминочных упражнений. (сдайд 7): Говоря о сочетании наглядного и словесного обучения, надо отметить, что   словесная   речь   не   является   в   физическом   воспитании   единственным носителем информации. Словесная речь выступает, как один из компонентов сообщения   по   своим   информационным   средствам.   Весьма   весомы   и разнообразны в таких сообщениях наглядные компоненты. Отсутствие у учащихся среднего школьного возраста слуха вызывает большую необходимость найти специальные формы сочетания наглядного и словесного   обучения.   Байкина   Н.Г.   (1991   г.)   приводит   сведения   об особенностях   еще   одного   аспекта   речевой   проблемы   в   физическом воспитании   глухих   школьников.   Это   –   определение   структуры   учебно­педагогических   сообщений,   наиболее   эффективных   для   неслышащих учеников данного возраста. Под структурой здесь понимается соотношение форм   словесных   и   наглядных   компонентов,   образующих   в   совокупности сообщение определенного целевого назначения. (слайд 8): Восприятие   словесных   компонентов   и   спортивной   терминологии только при письменной форме изложения (таблички) приводит к неполному и неправильному пониманию существа информации. Информация,   содержащая   словесные   компоненты,   направлена   в процессе физического воспитания на решение следующих задач: 1. 2. Изложение всех основных двигательных действий. Передача   в   процессе   обучения   приемов   двигательной деятельности. Освоение техники физических упражнений. 3. Во   всех   случаях   словесные   указания   сочетаются   с   наглядными компонентами.  (слайд 9): Преподавание   в   основном   ведется   на   основе   показа   и   словесной инструкции. Часто в качестве объяснения движений встречаются смешанные средства общения: жесто­мимическая, дактильная и устная формы речи. Для успешного   овладения   учебным   материалом   по   физкультуре   следует придавать   значительное   внимание   освещению,   а   преподаватель   всегда должен занимать положение лицом к ученикам.  Немаловажным является и расстояние от учащегося до учителя. При считывании   речевого   материала   с   губ   это   играет   решающее   значение. Расстояние   должно   быть   не   менее   1­2   м.   (Байкина   Н.Г.,   1991).   Эти требования должны быть соблюдены обязательно. (слайд 10): На   уроке   физкультуры   (также   как   и   на   любом   другом   уроке), знакомый   речевой   материал     предъявляется   сначала   в   устной   форме   сучетом того, что учащиеся знают слова и фразы, используемые при этом   навыка   чтения   с   губ.   Если   после учителем,   идет   формирование   предъявления   материала   в   устной   форме   происходит   непонимание   со стороны учащихся, тогда материал или команда дается с помощью устно ­ дактильной формы речи.  Жесто­мимическая  речь используется учителем в случае,   если   материал,   предъявляемый   с   помощью   устной   и   устно   ­ дактильной  форм речи, был не понят  учениками. Однако, после объяснения материала жесто­мимической формой преподаватель вновь возвращается к словесной форме и вместе с учениками проговаривает название действия, инвентаря и т.п., закрепляя тем самым речевой материал. (слайд 11): В школе для глухих детей перед уроками физической культуры стоят две задачи:  1) обучать школьников двигательным умениям и навыкам;  2)   дать   учащимся   необходимый   речевой   материал,   связанный   с выполнением   физических   упражнений   и   имеющий   важное     значение   для познавательной деятельности и общения глухих. (слайд 12): Таким образом, усвоение учебного материала глухими школьниками состоит из четырех основных компонентов: 1. Зрительное   восприятие   предлагаемого   учебного   материала (практического и речевого). 2. Рефлекторное подражание учителю. 3. Осмысление предложенного практического и речевого материала.  4. Двигательная и речевая практика. (слайд 13): В младшем школьном возрасте дети проговаривают свои двигательные действия, названия инвентаря, с которым занимаются на уроке, названия игр, в   которые   играют   (для   1­2   классов,   например,   это   игры   со   знакомыми названиями животных). Но это элементарные слова (встал, сел, круг, мяч,кубик, дай, возьми, собери и т.п.); в 3­4 классах более сложные названия игр и действий (словосочетания из двух – трех слов). А   уже   в   средней   школе   дети   с   нарушением   слуха   должны проговаривать   свои   действия   детально.   Дети   должны     совершенно   точно знать и проговаривать действия отдельной части своего тела (согнул руку в локтевом суставе, наклонил туловище в сторону, сделал круговые движения головой   и   др.),   действия   с   предметами   (бросил   мяч   в   кольцо,   передал красную палочку на эстафете и др.). Мы   отмечаем,  что   дети,  которые   лучше   усвоили   речевой   материал (даже   на   понятийном   уровне),   быстрее   усваивали   и   практическую   часть урока. Тем детям, которые плохо усваивали речевой материал, на усвоение практической части требовалось больше времени. Эта тенденция отмечается как в младшей школе, так и у учеников средней школы.  Можно   сделать   вывод,   что   учащихся   необходимо   постоянно «подпитывать» как новой терминологией, так и неоднократно повторять уже пройденный материал. Речевой материал должен использоваться на каждом уроке.   Это   могут   быть   и   отработанные   фразы,   используемые   на   каждом уроке, а также новые фразы, соответствующие теме урока. (слайд 14): Например:  Речевой материал, который используется на каждом уроке: 1. Организационные   моменты   в   начале   урока   (построение   ребят дежурным, расчет по порядку или иным способом, задачи урока (детям иногда предлагается угадать, что они будут делать на уроке, а иногда просто проговорить действия). 2. Работа   с   инвентарем   (раздача   инвентаря:   дайте…,   возьмите…, название инвентаря). 3. Организационные   моменты   в   конце   урока   (проговаривают,   что делали на уроке). (слайд 15):Речевой материал, относящийся к теме урока: 1. Дети   проговаривают   свое   действие   в   момент   его   совершения (например: «Я прыгаю в высоту»). 2. При   обучении   какому­либо   действию   (например,   при   обучении построению   в   круг   можно   использовать   игровой   момент).   на   которой   нарисован   круг, Показывается   картинка, проговариваем:   «Это   круг»,   затем   детям   предоставляется возможность найти круг в зале (имеется в виду разметка на полу). Даем   фразу:   «Встаньте   в   круг».   Дальше   даем   возможность сообразить, как это сделать. Если дети не поняли, тогда добавляем картинку,   на   которой   дети   стоят,   взявшись   за   руки   в   кругу. Ученики встают в круг, проговариваем: «Я встал(а) в круг», «Мы встали в круг». (слайд 16): Заключение Отсутствие слуха, недостаточное речевое развитие приводят глухих к более низкой по сравнению с их слышащими сверстниками эффективности учебно­педагогического процесса по физическому воспитанию, увеличению сроков обучения в специальной школе. В связи с этим роль словесной речи в физическом воспитании глухих школьников занимает ведущее место. Список литературы 1. Байкина   Н.Г.,   Сермеев   Б.В.   Физическое   воспитание   в   школе глухих и слабослышащих. – М.: Советский спорт, 1991. 2. Боскис   Р.М.   Учителю   о   детях   с   нарушением   слуха.   –   М.: Просвещение, 1988. 3. Гозова   А.П.   Профессионально­трудовое   обучение   глухих школьников. – М.: Просвещение, 1966.4. Основы специального обучения слабослышащих детей /Под ред. Р.М. Боскис/. – М.: Просвещение, 1987. 5. Трофимова   Г.В.   Развитие   движений   у   дошкольников   с нарушением слуха: Пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 1979.