Тяжелое нарушение слуха и, как следствие, глубокое речевое недоразвитие у глухих школьников приводит к более низкой по сравнению со слышащими детьми эффективности процесса физического воспитания и к замедленной динамике становления двигательных умений и навыков. Речевой недостаток глухих учащихся затрудняет восприятие информации, содержащей описание двигательных действий, умений, необходимых для последующей двигательной деятельности. При этом сокращаются возможности корректирующего воздействия педагога при создании представлений о данном виде физических упражнений.Тяжелое нарушение слуха и, как следствие, глубокое речевое недоразвитие у глухих школьников приводит к более низкой по сравнению со слышащими детьми эффективности процесса физического воспитания и к замедленной динамике становления двигательных умений и навыков. Речевой недостаток глухих учащихся затрудняет восприятие информации, содержащей описание двигательных действий, умений, необходимых для последующей двигательной деятельности. При этом сокращаются возможности корректирующего воздействия педагога при создании представлений о данном виде физических упражнений.
Активизация речевой деятельности неслышащих учащихся
на уроках физической культуры
(2 слайд):
Тяжелое нарушение слуха и, как следствие, глубокое речевое
недоразвитие у глухих школьников приводит к более низкой по сравнению
со слышащими детьми эффективности процесса физического воспитания и
к замедленной динамике становления двигательных умений и навыков.
Речевой недостаток глухих учащихся затрудняет восприятие информации,
содержащей описание двигательных действий, умений, необходимых для
последующей двигательной деятельности. При этом сокращаются
возможности корректирующего воздействия педагога при создании
представлений о данном виде физических упражнений.
(3 слайд):
Отсутствие речи у неслышащих детей отрицательно сказывается на
развитии функции дыхания, что приводит к застойным явлениям в лёгких и
является причиной частых заболеваний дыхательной системы: ОРЗ,
бронхиты, пневмонии. А развитие двигательных возможностей и физических
способностей находится в прямой зависимости от состояния вегетативных
функций (сердечнососудистой и дыхательной систем), обеспечивающих
движение.
(4 слайд):
Эта проблема чрезвычайно актуальна, так как аэробные возможности
и развитие дыхательной мускулатуры являются определяющими в развитии
речевой деятельности. Чем ниже уровень речевого развития, тем больше
страдает вся дыхательная система. Изза нарушения дыхательной системы
нарушается частота дыхания, а, следовательно, идет «сбой» в системе
кровообращения и сердечнососудистой системе. В связи с нарушением
системы кровообращения организм недополучает кислород, чем ослабляет
мышечную систему. Мышцы слабые, а изза этого среди таких детей частоотмечаются различные нарушения осанки: во фронтальной плоскости, в
сагиттальной плоскости, функциональная недостаточность стоп.
(слайд 5):
На следующем слайде вы можете увидеть диаграммы со сравнением
антропометрических данных неслышащих учащихся с показателями их
слышащих сверстников. Это показатели роста, веса, окружности грудной
клетки и окружности живота. Обратите внимание, что все показатели детей с
нарушенным слухом ниже их возрастной нормы.
(слайд 6):
Возвращаясь к нарушению осанки, надо сказать что оно встречается
часто и имеет серьезные последствия для организма: сдавливается грудная
клетка, что приводит к затруднению вентиляции легких, организм
учащаются простудные и
испытывает недостаток кислорода,
бронхолегочные заболевания и вновь мы видим, что страдает дыхательная
система.
В связи с этим помимо дополнительных занятий по воспитанию
правильной осанки в уроки физкультуры с детьми с нарушением слуха
включаются комплексы дыхательной гимнастики, которые используются на
каждом уроке перед проведением разминочных упражнений.
(сдайд 7):
Говоря о сочетании наглядного и словесного обучения, надо отметить,
что словесная речь не является в физическом воспитании единственным
носителем информации. Словесная речь выступает, как один из компонентов
сообщения по своим информационным средствам. Весьма весомы и
разнообразны в таких сообщениях наглядные компоненты.
Отсутствие у учащихся среднего школьного возраста слуха вызывает
большую необходимость найти специальные формы сочетания наглядного и
словесного обучения. Байкина Н.Г. (1991 г.) приводит сведения об
особенностях еще одного аспекта речевой проблемы в физическом
воспитании глухих школьников. Это – определение структуры учебнопедагогических сообщений, наиболее эффективных для неслышащих
учеников данного возраста. Под структурой здесь понимается соотношение
форм словесных и наглядных компонентов, образующих в совокупности
сообщение определенного целевого назначения.
(слайд 8):
Восприятие словесных компонентов и спортивной терминологии
только при письменной форме изложения (таблички) приводит к неполному
и неправильному пониманию существа информации.
Информация, содержащая словесные компоненты, направлена в
процессе физического воспитания на решение следующих задач:
1.
2.
Изложение всех основных двигательных действий.
Передача в процессе обучения приемов двигательной
деятельности.
Освоение техники физических упражнений.
3.
Во всех случаях словесные указания сочетаются с наглядными
компонентами.
(слайд 9):
Преподавание в основном ведется на основе показа и словесной
инструкции. Часто в качестве объяснения движений встречаются смешанные
средства общения: жестомимическая, дактильная и устная формы речи. Для
успешного овладения учебным материалом по физкультуре следует
придавать значительное внимание освещению, а преподаватель всегда
должен занимать положение лицом к ученикам.
Немаловажным является и расстояние от учащегося до учителя. При
считывании речевого материала с губ это играет решающее значение.
Расстояние должно быть не менее 12 м. (Байкина Н.Г., 1991). Эти
требования должны быть соблюдены обязательно.
(слайд 10):
На уроке физкультуры (также как и на любом другом уроке),
знакомый речевой материал предъявляется сначала в устной форме сучетом того, что учащиеся знают слова и фразы, используемые при этом
навыка чтения с губ. Если после
учителем, идет формирование
предъявления материала в устной форме происходит непонимание со
стороны учащихся, тогда материал или команда дается с помощью устно
дактильной формы речи. Жестомимическая речь используется учителем в
случае, если материал, предъявляемый с помощью устной и устно
дактильной форм речи, был не понят учениками. Однако, после объяснения
материала жестомимической формой преподаватель вновь возвращается к
словесной форме и вместе с учениками проговаривает название действия,
инвентаря и т.п., закрепляя тем самым речевой материал.
(слайд 11):
В школе для глухих детей перед уроками физической культуры стоят
две задачи:
1) обучать школьников двигательным умениям и навыкам;
2) дать учащимся необходимый речевой материал, связанный с
выполнением физических упражнений и имеющий важное значение для
познавательной деятельности и общения глухих.
(слайд 12):
Таким образом, усвоение учебного материала глухими школьниками
состоит из четырех основных компонентов:
1.
Зрительное восприятие предлагаемого учебного материала
(практического и речевого).
2. Рефлекторное подражание учителю.
3. Осмысление предложенного практического и речевого материала.
4. Двигательная и речевая практика.
(слайд 13):
В младшем школьном возрасте дети проговаривают свои двигательные
действия, названия инвентаря, с которым занимаются на уроке, названия игр,
в которые играют (для 12 классов, например, это игры со знакомыми
названиями животных). Но это элементарные слова (встал, сел, круг, мяч,кубик, дай, возьми, собери и т.п.); в 34 классах более сложные названия игр
и действий (словосочетания из двух – трех слов).
А уже в средней школе дети с нарушением слуха должны
проговаривать свои действия детально. Дети должны совершенно точно
знать и проговаривать действия отдельной части своего тела (согнул руку в
локтевом суставе, наклонил туловище в сторону, сделал круговые движения
головой и др.), действия с предметами (бросил мяч в кольцо, передал
красную палочку на эстафете и др.).
Мы отмечаем, что дети, которые лучше усвоили речевой материал
(даже на понятийном уровне), быстрее усваивали и практическую часть
урока. Тем детям, которые плохо усваивали речевой материал, на усвоение
практической части требовалось больше времени. Эта тенденция отмечается
как в младшей школе, так и у учеников средней школы.
Можно сделать вывод, что учащихся необходимо постоянно
«подпитывать» как новой терминологией, так и неоднократно повторять уже
пройденный материал. Речевой материал должен использоваться на каждом
уроке. Это могут быть и отработанные фразы, используемые на каждом
уроке, а также новые фразы, соответствующие теме урока.
(слайд 14):
Например:
Речевой материал, который используется на каждом уроке:
1. Организационные моменты в начале урока (построение ребят
дежурным, расчет по порядку или иным способом, задачи урока
(детям иногда предлагается угадать, что они будут делать на уроке,
а иногда просто проговорить действия).
2. Работа с инвентарем (раздача инвентаря: дайте…, возьмите…,
название инвентаря).
3. Организационные моменты в конце урока (проговаривают, что
делали на уроке).
(слайд 15):Речевой материал, относящийся к теме урока:
1. Дети проговаривают свое действие в момент его совершения
(например: «Я прыгаю в высоту»).
2. При обучении какомулибо действию (например, при обучении
построению в круг можно использовать игровой момент).
на которой нарисован круг,
Показывается картинка,
проговариваем: «Это круг», затем детям предоставляется
возможность найти круг в зале (имеется в виду разметка на полу).
Даем фразу: «Встаньте в круг». Дальше даем возможность
сообразить, как это сделать. Если дети не поняли, тогда добавляем
картинку, на которой дети стоят, взявшись за руки в кругу.
Ученики встают в круг, проговариваем: «Я встал(а) в круг», «Мы
встали в круг».
(слайд 16):
Заключение
Отсутствие слуха, недостаточное речевое развитие приводят глухих к
более низкой по сравнению с их слышащими сверстниками эффективности
учебнопедагогического процесса по физическому воспитанию, увеличению
сроков обучения в специальной школе.
В связи с этим роль словесной речи в физическом воспитании глухих
школьников занимает ведущее место.
Список литературы
1.
Байкина Н.Г., Сермеев Б.В. Физическое воспитание в школе
глухих и слабослышащих. – М.: Советский спорт, 1991.
2.
Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушением слуха. – М.:
Просвещение, 1988.
3.
Гозова А.П. Профессиональнотрудовое обучение глухих
школьников. – М.: Просвещение, 1966.4.
Основы специального обучения слабослышащих детей /Под ред.
Р.М. Боскис/. – М.: Просвещение, 1987.
5.
Трофимова Г.В. Развитие движений у дошкольников с
нарушением слуха: Пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 1979.