Активная оценка - новая философия
Что такое активная оценка? Чем она отличается от отметки?
Мы исходим из того, что понятия «оценка» и «отметка» важно различать. Оценка — это суждение о ценности, которое в образовательной практике письменно или устно высказывается относительно результатов и процесса обучения и учителем, и учащимися, и их родителями. Оценка необязательно сопровождается выставлением балла в журнал и дневник.
Отметка — балльное выражение оценки. У приверженцев АО могут быть уроки, на которых нет отметок, но оценки есть всегда.
Активная оценка — это стратегия обучения, в рамках которой ученики имеют возможность постоянно видеть свои успехи (и радоваться этому), осознавать ошибки (и работать над ними); овладевают процедурами оценки, учатся управлять своим учением. К оценочной деятельности присоединяются родители учеников*.
Активная (формирующая, формативная) оценка пришла в Беларусь в 2009 году.
АО не рассматривает оценивание как контроль, она позволяет эффективно мотивировать учеников, заставляет их брать на себя ответственность за свое обучение.
Основные элементы АО (постановка целей, определение критериев оценки, взаимная и самооценка, обратная связь, ключевые вопросы) по отдельности знакомы нам и даже используются на занятиях, но бессистемное их применение не дает результатов.
АО потому и называется стратегией или философией обучения, что требует от учителя пройти путь в оценочной деятельности от контроля к сотрудничеству.
Зачем учителю активная оценка и что она дает?
Любые существенные изменения в процессе обучения требуют от учителей определенных усилий, а также, по крайней мере в процессе изменений, — дополнительной работы.
Однако учителя-практики убедились в необходимости введения активной оценки по следующим причинам:
— ученики показывают лучшие результаты на контрольных работах и экзаменах;
— эти изменения реальны для осуществления—учителя успешно внедрили их в своей работе с учениками;
— работа с активной оценкой основана на перераспределении усилий: дело не в том, чтобы работать больше, а в том, чтобы работать умнее;
— изменения могут вводиться постепенно, шаг за шагом—большой скачок не является необходимым;
— учителя начинают получать больше радости от своей работы и испытывают удовольствие от ее результатов, поскольку работа соответствует их профессиональным потребностям и ценностям;
— учителя наблюдают, как процесс обучения начинает нравиться ученикам, как в результате этих инноваций ученики лучше понимают и ценят его.
Что активная оценка дает ученику?
Умение учиться и брать ответственность за свои успехи и неудачи.
Активная оценка развивает и другие ключевые компетенции: коммуникативную (путем обучения взаимооценке, работы в парах, группах), социальную (путем создания и сохранения атмосферы сотрудничества, умения общаться с учителем на равных), гражданскую (с помощью совместного участия в определении целей, критериев оценки, воспитания чувства ответственности за результаты своей работы).
При использовании активной оценки дети лучше учатся, потому что не боятся ошибиться.
Теряет смысл списывание и обман.
Успехи и неудачи — это дело только ученика, так как в классе не создаются рейтинги и не приветствуется конкуренция.
Использование взаимооценки, обратной связи, сотрудничества и ясных критериев оценки при обучении создает доброжелательную и справедливую атмосферу в классе, снижается агрессия, реже звучат оскорбления.
В результате дети с большим удовольствием ходят в школу, у них растет уверенность в себе, а вместе с ней улучшаются и отметки.
Правила организации активной оценки
1. Активная оценка должна быть связана как с хорошим планированием процесса обучения других, так и с собственным обучением. Учитель принимает во внимание информацию о прогрессе учащихся и оценку уровня достижения целей. Он гибко реагирует и модифицирует учебный план в зависимости от полученной информации о ходе работы учеников. Этот план, цели и критерии, по которым оценивается работа ученика, ему (ученику) известны. Задача преподавателя — разработать такие способы информирования учеников, которые позволили бы им понять поставленные цели и задачи. Кроме того, преподаватель должен предусмотреть, как учащиеся будут получать обратную связь, которая сможет повысить их роль в проверке собственных достижений.
2. Активная оценка сосредотачивается на том, как учащиеся учатся. Ученики осознают не только то, чему они учатся, но и то, как они учатся. И учитель, и учащиеся концентрируются на самом процессе, а не только на конечном результате.
3. Активная оценка играет важную роль на протяжении всего учебного процесса от планирования до оценки эффективности. Во время выполнения заданий и получения ответов на вопросы учителя на уроке учащиеся демонстрируют, каким образом они думают, чему они уже научились. Учитель наблюдает за их работой, оценивает прогресс и на этой основе планирует дальнейшую работу. Это побуждает учителей и учащихся к рефлексии, диалогу и принятию дальнейших решений.
4. Активную оценку следует рассматривать в качестве одного из ключевых дидактических навыков учителя. Учитель, использующий активную оценку, умеет планировать, наблюдать за процессом обучения, анализировать и объяснять полученную информацию о процессе и его результатах, пользоваться обратной связью и передает ученикам информацию, которая имеет значение для их развития. Учитель помогает и учит ученика оценивать самого себя. В рамках подготовки к профессии и дальнейшего совершенствования надо помогать учителям развивать эти навыки.
5.Оценка должна иметь конструктивный характер и использоваться с большим тактом, поскольку нет такой оценки, которую воспринимали бы безразлично. Учитель осознает, каким образом он воздействует на учащегося, его веру в собственные силы и на его желания, какое воздействие оказывают на ученика его комментарии, оценки и мнения. Обратная связь должна быть в максимально возможной степени конструктивной, оценка касается не человека, а результата его работы.
6. Активная оценка должна мотивировать учеников к учебе. Оценка должна быть сосредоточена на успехах и достижениях, а не на отсутствии прогресса, должна стимулировать к учебе. Сравнение результатов отдельных учащихся с достижениями их одноклассников, а также создание разнообразных рейтингов не мотивирует и часто мешает обучению. Оценка может побудить учеников к учебе, если защищает самостоятельность учащегося, обеспечивает конструктивную обратную связь, дает ему возможность выбора и облегчает управление собственным учением.
7. Активная оценка направляет внимание на критерии успеха уже на этапе планирования. Учитель определяется с учащимися, к каким результатам они должны прийти. Ученики имеют влияние на выбор целей и определение критериев успеха. Критерии успеха должны быть понятными для учеников, чтобы они также могли использовать их для собственной и взаимной оценки.
8. Учащиеся получают конструктивные рекомендации, каким образом они могли бы улучшить свои результаты и развиваться дальше. Ученики нуждаются в информации, которая могла бы им помочь планировать свои дальнейшие шаги в процессе обучения. Учитель показывает сильные стороны ученика и дает советы, как их развивать; четко и конструктивно информирует о слабостях и о том, как с ними бороться; предоставляет учащимся возможность совершенствовать свою работу.
9. Активная оценка должна развивать способность учащихся самостоятельно оценивать себя таким образом, чтобы это помогало саморефлексии и самостоятельному управлению процессом своего учения. Самостоятельный ученик имеет возможность сформировать свой учебный процесс: приобретать новые навыки и знания, задуматься о том, как он это делает и чего достигает, и запланировать дальнейшие шаги к улучшению. Дорога к самостоятельности проходит через развитие способностей к личной оценке. Учитель поощряет это и формирует у учащихся соответствующие навыки.
10.Активная оценка пригодна для всех категорий достижений. Активную оценку можно использовать во всех областях обучения. Ее целью должно быть стремление к представлению каждому ученику возможности максимально использовать его потенциал и иметь достижения на самом высоком для него уровне. Учитель отмечает и признает достижения учащихся.
Можно выделить следующие особенности активной оценки:
• презентация ученикам цели урока в начале занятий, чтобы учащиеся знали, что и зачем учить, а так же чтобы в конце они смогли сами оценить то, насколько эти цели осуществились;
Цель можно сравнить с кирпичиком, из которого состоит здание под названием «урок».
Методика постановки SMART- целей. В переводе с англ. – «умный».
- конкретность: максимально конкретная и ясная (к окончанию урока ученики будут знать правило, определение; будут уметь приводить примеры, объяснить смысл и т.д.), ориенитируемся на слабого ученика, поймет ли он эту цель.
- измеримость: достижение цели должно быть измерено, причем критерии должны касаться не только конечного результата, но и промежуточных. Указатели критериев могут быть качественные – ученики знают… выделяют… подчеркивают и т.д., и количественные – назовут 5 им.прил, составят 3 словосочетания и т.д.
- достижимость: может ли цель быть достигнута разумными усилиями и средствами? Согласованная, ориентированная на конкретные действия.
- реалистичность: ориентирована на конкретные результаты. Должна быть реалистичной в данной ситуации, вписываться в контекст урока.
- ограниченность во времени – цель сформулированна на 1 урок (45 мин) или на определенный тематический блок.
Информирование учащихся о цели урока переносит часть ответственности за обучение с учителя на учеников. Например, человеку легче составить пазл, если он изначально знает итоговое изображение или если не знает его? Конечно, легче если знает. Если ученик услышал только тему урока, он не знает его цель, не знает чему он должен научиться и зачем. Если мы откроем ему тайну, зачем он учится, он будет нашим союзником и его можно убедить ускорить темп обучения и сосредоточиться на важном вопросе.
• определение НаШтоБОВ (критериев оценки) вместе с учениками, то есть того, что и как будет оцениваться. Таким образом, проверка будет осуществляться как бы частично — только то, о чем был договор;
НаШтоБОВ – на что буду обращать внимание.
Например, тема урока: Правописание слов с сочетанием «жи», «ши».
Цель: научиться находить в тексте слова с сочетанием «жи», «ши» и правильно записывать слова с этими сочетаниями.
НаЧтоБОВ:
· Знать, как пишутся и произносятся сочетания «жи», «ши»;
· Уметь находить и правильно выписывать слова с сочетанием «жи», «ши»;
· Помнить о каллиграфии письма, слитном написании букв.
В 1 классе критерии НаЧтоБОВ определяет учитель. На доске вывешивает картинки т.к. дети еще не все умеют читать хорошо. Например, на уроках письма: аккуратность и красота, а так же правильность написания элементов буквы и самой буквы. На математике – знание состава числа. В 1 классе знакомим с темой и целями урока, а потом с критериями.
Проблемы использования НаЧтоБОВ
Что делать с ошибками учащихся, не обозначенных в НаЧтоБОВ?
Было предложено оценивать только то, что было предварительно определено. Мы не выставляем оценки, а только пишем короткий комментарий. Ошибки не исправляем красной ручкой, не подчеркиваем, потому что исправленная красной ручкой работа очень угнетает ученика – и он даже может не прочитать ваш комментарий. Как вариант, можно взять ручку зеленого цвета, сказать или написать ученику, где ему поискать ошибку, предложить эталон выполненной работы (работы без ошибок), чтобы он, сравнивая, сам нашёл ошибки и т.д.
• постановка вопросов и представление проблемы для самостоятельного решения. Это будет требовать от учащихся заинтересованности, а не только выполнения указаний;
Обучение основывается именно на задавании вопросов: либо кто-то ставит вопросы нам, либо мы их задаем сами себе. Без хороших вопросов нет обучения.
Способы работы с вопросами на уроках
Стратегия активной оценки предлагает придерживаться следующих рекомендаций.
1. Желательно по возможности отказываться от постановки вопросов, ответы на которые учитель знает сам. Например, вместо вопроса, какие ты помнишь союзы, лучше спросить: «Почему мы называем союзами выражения «но», «таким образом», «и»?» Таким образом, вместо закрытого вопроса, ответ на который учитель знает, он спрашивает то, что сам не знает — как ученик понимает это значение. При этом учащемуся становится понятно, что для учителя главное не понятие, а он (ученик), его понимание этого понятия.
Нужно существенно увеличивать время ожидания ответов от учеников.
Некоторые учителя используют песочные часы, находящиеся на видном месте в классе. Ждать сложно — вы, очевидно, помните этот невыносимый груз мертвой тишины. Попробуйте сначала подождать 5 секунд, а потом вызвать кого-нибудь.
Выгоды от увеличения времени ожидания неоспоримы, поскольку:
• ученики имеют возможность рассуждать;
• уменьшается количество случаев отсутствия ответа;
• ученики становятся более уверенными в себе;
• они используют либо уточняют ответы одноклассников;
• ученики предлагают больше альтернативных решений.
Часто, особенно в младших классах, ученики сразу после озвучивания вопроса поднимают руку, стараясь ответить на него. Руку поднимают даже те, кто не знает ответ. При использовании АО рекомендуется установить для учеников правило неподнимания рук. Учитель ждет ответа, и после того, как установленное время закончится, вызывает определенного ученика. Это гарантирует, что все ученики будут думать, искать ответ на этот вопрос, поскольку любой из них может быть вызван.
Учитель может помочь учащимся поискать ответ на вопрос, рекомендуя беседы в парах, чтобы ученики обменивались мнениями, согласовывали, какой ответ на вопрос более правильный. Важно должным образом подобрать пары учеников, чтобы они могли работать вместе, несмотря на разный уровень знаний. Ведь цель учителя—не показать ученику, чего он не знает или не умеет, а поддержать процесс обучения. Таким образом, если ученик чего-то не умеет, не знает, но узнает или услышит это от друга, он может это запомнить— что поспособствует обучению. После обсуждения ответа учитель может попросить озвучить его. Этот метод значительно снижает стресс учащихся, связанный с необходимостью самостоятельно давать ответ. Обсуждение в парах также может показать учащимся различные способы восприятия проблемы. Они лучше понимают материал, когда объясняют его другим.
Желательно изменить отношение к неправильным ответам, которые можно использовать на пользу обучения. Если Вы хотите, чтобы ученики охотно отвечали на ваши вопросы, надо научиться правильно реагировать на их неправильные ответы. Часто неправильный ответ показывает, как можно сделать неточные выводы или каким образом ученики делают типичные ошибки. Учитель может даже порадоваться неправильному ответу, поскольку он может лучше объяснить конкретный вопрос. Он может также поблагодарить учащихся за неправильный ответ, потому что он иногда помогает найти лучшее направление решения проблемы. Мы должны допускать ответ типа «Я не знаю». Это также важная информация. Учитель может увидеть, что ученики еще не усвоили материал или необходимо начать в классе дискуссию по этой теме.
Например, в начале урока предлагаем учащимся написать на листочке на тему „Что я знаю о им. сущ“. Не обсуждая записи, вывешиваем листочки на стену вдоль класса, в конце урока возвращаемся к этим листочкам. Ставим вопрос: „Что вы хотели бы изменить или дополнить в своих листочках, учитывая то, о чем вы узнали сегодня на уроке?»
• получение комментариев к работе, то есть что сделано хорошо, а что и как нужно исправить.
Типичный пример ОС: «Дима, к сожалению, ты не справился с решением задачи! Опять двойка!» Одна из главных ошибок многих учителей — мнение, что обратная связь — это любая информация, которую он представляет ученику и родителям. Наш ученик практически не получает комментарий от учителя с рекомендациями по улучшению его достижений, а сразу — «приговор»— отметку.
Обратная связь в активной оценке
Если учитель ищет или по крайней мере открыт для обратной информации от учеников о том, что они знают и понимают, где они делают ошибки, о чем имеют неправильное представление, — то преподавание и обучение могут быть синхрнизированы и дать мощный эффект». Обратная связь может быть разноплановой: ученик → учитель, учитель → ученик, одноклассники→ ученик, учитель → родители…
Способы организации обратной связи
Ученик – учитель:
ü «Светофор»: во время объяснения учителем материала ученики сигнализируют карточками разного цвета (понимаю, знаю — зеленый цвет; сомневаюсь — желтый; не понимаю, не знаю — красный);
ü QR-коды на карточке;
ü Ответы на вопросы рефлексии;
ü Письмо к учителю.
Учитель – ученик:
ü Комментарий работы ученика (устный или письменный) по правилам ОС:
в тетради; на стикере.
Ученик- ученик.
ü Взаимооценка: — устный или письменный комментарий во время работы в парах или группах;
ü комментирование работ одноклассников на форумах, в блогах;
ü проверка работы соседа.
Ученик самому себе.
ü Самооценка во время проверки собственных работ (классных или домашних, тестов или самостоятельных работ);
ü оценочный лист (усвоение темы на уроке, эффективность работы на уроке)
дневник (поэтапная оценка выполнения индивидуального плана учеником).
Родители → ученик; ученик → родители ученика; учитель → родители; родители → учитель.
ü Сотрудничество родителей, детей и учителя: — во время выполнения домашнего задания по комментарию учителя;
ü встреча в формате ученик — учитель — родители;
ü анкетирование родителей.
В заключение подчеркну, что в АО обратная связь носит комплексный характер, поскольку обеспечивает взаимную информированность учителей, учеников и их родителей. Обратная связь является мощным фактором повышения мотивации и ответственности учащихся, их академической успеваемости. Также всесторонняя ОС—это условие для хороших (бесконфликтных и конструктивных) отношений между участниками образовательного процесса.
Четыре правила обратной связи
В письменной или устной обратной связи учащемуся от педагога важно учитывать четыре правила:
1. Отмечайте положительные аспекты в работе, найдите, за что похвалить ученика.
2. Корректно укажите на то, что необходимо исправить.
3. Дайте совет, каким образом ученик должен исправить свою работу.
4. Дайте рекомендации, в каком направлении двигаться дальше.
Например, обратная связь для родителей (начальные классы)
«Здравствуйте, уважаемые Дарья Викторовна и Иван Валентинович!
Хочу поделиться с Вами своей радостью по поводу успехов вашей дочери Ксении. Она прекрасно справилась с проверочной работой по обучению грамоте! Все соответствует критериям, выполнено правильно и без ошибок (++). Я благодарна Вам за то, что помогли Ксении подготовиться. Хотелось, чтобы в следующий раз Ксюша постаралась выполнить работу чуточку поживее, т.к. не уложилась по времени и доделывала ее на перемене. Нужно обратить ее внимание на аккуратность выполнения работы. Много исправлений (-). Есть еще один момент, на который хочу обратить Ваше внимание — Ксения пишет цифры 6, 7 и 9 в другую сторону. Рекомендую на видных и заметных местах, где часто бывает ребенок, повесить на стикерах правильно написанные числа, чтобы она их видела и образ цифры всплывал тогда, когда нужно ее написать. Продолжайте работать с ребенком так, как Вы это делаете, и помогайте ему учиться добывать знания! Работая вместе (Вы, я и Ксения), мы добьемся замечательных результатов!!!»
Как уменьшить трудоемкость учительского комментария?
Написание комментариев — трудоемкий процесс. Труднее всего филологам, математикам, ученики которых часто выполняют письменные работы. Как же учителя, использующие в обучении активную оценку, облегчают себе жизнь? Есть различные способы организовывать обратную связь. Учитель решает сам, когда давать письменный комментарий к работе учеников, а когда комментировать устно. Это зависит от предмета, специфики изучаемой темы и работы, которую выполнял ученик. Необходимо помнить, что ОС не отменяет необходимость выставления отметок. Возникает вопрос: комментировать ли отличные работы? Ограничиться комментарием, без отметки, или поставить отметку и не комментировать работу ученика?
• опрос мнений учащихся о том, как они хотели бы, чтобы их учили;
• обсуждение ответов в парах, в том числе на ключевой вопрос – это тот « крючок», который «цепляет» внимание ученика и не отпускает его до тех пор, пока ответ на вопрос не найден. Обычно ключевые вопросы – это открытые вопросы. Например, как вы думаете, в каких математических и жизненных ситуациях может пригодиться умение находить площадь и периметр?
Зачем человеку необходимо знать, какое животное является домашним, а какое – диким?
• получение отметок в основном по результатам самостоятельных и итоговых работ в конце каждого раздела. Например, можно с учениками решить, будет выставлена отметка или использована активная оценка. Сначала идет активная оценка. После раздачи ученических работ можно спрасить, кто доволен своими знаниями и хочет, чтобы ему поставили отметку, либо выставляем только хорошие отметки.
• использование взаимооценки, а также советов и заданий друг другу;
• использование самооценки и на этом основании планирование собственного дальнейшего развития.
Взаимная оценка и самооценка
Чтобы оценка способствовала развитию внутренних мотивов, она должна превратиться из внешнего фактора оценивания во внутренний фактор познавательной деятельности самого ученика. А это возможно только с развитием навыков оценочной деятельности у самих учащихся. Самооценка и взаимная оценка — важнейшие составляющие оценочной деятельности на уроке, поскольку эта деятельность поощряет ученика быть на уроке в активной действенной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стараться работать лучше.
Активная оценка предусматривает использование самооценки учеником или оценки со стороны одноклассников. Эти приемы способствуют повышению эффективности оценивания. Если учащихся приучают к само- и взаимной оценке, не возникает вопроса об их адекватности, поскольку дети обычно оценивают свои работы и работы одноклассников честно, могут быть очень требовательными к себе и снисходительными к другим. Проблема самооценки и взаимной оценки заключается в том, что дети могут оценить себя только тогда, когда у них есть цели, которые они должны достичь в процессе обучения, и понятные критерии оценки.
Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя.
Какие же принципы следует положить в основу формирования у детей умения самооценки? Учащемуся с помощью учителя нужно:
• иметь четкое представление о цели и результатах собственной учебной деятельности;
• четко представлять критерии оценки, которые помогут ему и другим учащимся правильно оценить выполненное задание;
• понимать, что самооценка нужна для того, чтобы процесс его обучения стал сознательным, а следовательно, более эффективным.
Если учитель использует взаимную оценку и самооценку для классной работы, это должна быть именно оценка, а не отметка, выраженная баллом.
Приведем общие рекомендации учащимся по осуществлению самооценки:
— помните, что оценивается работа, а не личность;
— проверяйте только то, что записано в критериях оценки;
- правильные ответы отмечайте знаком «+», а неправильные «-»;
— используйте образцы ответов;
— если вы сомневаетесь, попросите учителя помочь.
Безусловно, дети учатся писать комментарии у учителей, но при этом им очень помогает ранее определенная схема оценивания.
Таким образом, самооценка и взаимная оценка позволяют ученикам подготовиться к рефлексии:
— Что я умею?
— Над чем мне еще нужно поработать?
— Что я должен изменить в своем обучении?
— К чему я должен стремиться в будущем?
Наибольшую трудность при работе с самооценкой и взаимной оценкой у учеников вызывает необходимость самостоятельного принятия решений. Это очень трудно для детей, но это же может быть хорошим ориентиром, средством в их дальнейшем развитии и в преодолении трудностей.
Опыт показывает, что человек учится лучше тогда, когда что-либо объясняет другим.
Системное использование взаимной оценки и самооценки в педагогической практике учителя позволяет повысить эффективность обучения:
— ученики становятся более самостоятельными и ответственными за свое обучение, а также участвуют в процессе обучения;
— учащиеся лучше понимают, что они изучают и почему;
— повышается самооценка, уверенность в себе и мотивация к учебе;
— ученики знают, что они еще не усвоили и чему им еще нужно научиться;
— ученикам легче признаться однокласснику, что они что-то не поняли, они активно задают вопросы;
— ученики охотно стараются исправить свои работы и меньше сравнивают собственные результаты с достижениями одноклассников;
— уроки становятся более интересными для учащихся и учителя, в классе царит благоприятная для обучения атмосфера;
— учитель имеет постоянную информацию об успехах отдельных учащихся;
— учитель может вместе с учениками планировать достижение определенных целей;
— учитель экономит время, затрачиваемое на исправление ученических работ.
Приемы и средства самооценки и взаимной оценки
Есть много примеров оценивания, которые можно адаптировать к уровню образования и степени осведомленности учащихся в работе с взаимной оценкой и самооценкой.
Светофор. После выполнения задания ученики должны отметить свою работу зеленым, желтым или красным цветом в зависимости от того, как они ее оценивают (выполнена хорошо, частично или слабо). Благодаря этому дети не только оценивают свою работу, но и анализируют ее. Обозначение работ цветами — один из самых простых способов самооценки.
Прием «Итоговые фразы». Учитель просит учащихся завершить одно из следующих предложений.
• «Сегодня на уроке я узнал, что…»
• «Я хотел бы запомнить…»
• «Для меня было сложным…»
• «Меня удивило…» и пр.
Прием трех вопросов. Перед изучением новой темы ученики должны ответить на два вопроса.
• «Что я уже знаю по данной теме?»
• «Что я хочу узнать?»
В конце урока ученики должны ответить на вопрос:
• «Чему я научился?»
Безусловно, без отметок мы не можем обойтись, иначе ученики не будут знать степень владения теми или иными знаниями и умениями. Итоговая отметка призвана зафиксировать уровень усвоения конкретной темы.
Активная оценка основана на обратной связи, которая указывает на то, что ученик сделал хорошо, а также на то, что он должен сделать по-другому. Активная оценка также содержит советы: как ученик может улучшить работу и как ему надо учиться дальше.
Активная оценка — это ориентир в работе как для учителя, так и для учеников; это помощь, шанс, попытка повлиять на результат, улучшить его при желании. Активная оценка при определенных усилиях учащегося, его родителей и учителя может вывести учебные отношения на другой уровень — доверия, веры в лучший результат, а значит и его достижение.
В чем разница активной и итоговой оценок?
Итоговая оценка |
Активная оценка |
Оценивает результат и ее (отметку) уже не изменишь; возможен психологический дискомфорт не только в момент ее получения, но и на протяжении всего учебного процесса |
Оценивает процесс обучения, ее можно улучшить; создает психологически комфортную атмосферу (для ученика, учителя, одноклассников, родителей) |
Осуществляется учителем |
Осуществляется и учителем, и самим учеником, и одноклассниками и родителями |
Выражена чаще в баллах |
Более вариативная и разнообразная |
Может наказывать |
Больше помогает, стимулирует и мотивирует |
Просто фиксирует уровень знаний |
Касается личных усилий учащегося, его прогресса |
Формальная |
Эмоциональная |
Помогает сравнить свой уровень знаний с уровнем других учеников в классе |
Показывает уровень знаний учащихся по сравнению с самим собой |
Чаще субъективная, пассивная, безнадежная, случайная, молчаливая, стрессовая, прикладная, средняя, относительная, авторитарная, констатирующая |
В большинстве объективная, активная, оптимистичная, запланированная, разговорчивая, надежная, соответствующая, максимальная, справедливая, гуманная, развивающая |
Активная оценка способствует созданию в классе среды для эффективной умственной деятельности и обучения. Если учитель использует активную оценку систематически, то ученики: — начинают понимать, как происходит процесс обучения; — понимают, для чего они ходят в школу; — с мужеством принимают образовательные вызовы; — верят в то, что они могут учиться; — активно сотрудничают; — берут ответственность за свое обучение.
«Дети — это цветы, причем разные,
а учитель—это садовник, задача которого
дать возможность цветку раскрыться.»
Василий Александрович Сухомлинский
Подготовила учитель начальных классов Стуканова Татьяна Ивановна
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.