«Активные» формы и методы учебного процесса.
Оценка 5

«Активные» формы и методы учебного процесса.

Оценка 5
doc
10.10.2023
«Активные» формы и методы учебного процесса.
Долад Активные формы учебного процесса.doc

«Активные» формы и методы учебного процесса.

 

Каждый метод делает активным тот, кто его применяет.

В арсенале методов и организационных форм обучения, применяемых в профессиональных учебных заведениях, можно выделить такие, которые по своей объективной природе характерны высоким уровнем внешней и внутренней активности учащихся. Все методы строятся на диалоге учащихся друг с другом и с преподавателем (мастером производственного обучения), предоставлением учащихся возможности проявлять самостоятельность в суждениях, отстаивать свою точку зрения.

Такие методы и организационные формы обучения вошли в практику педагогического процесса под названием «активных» форм и методов обучения.

К «активным» формам и методам обучения относятся: дидактические и деловые игры, проблемное обучение, лабораторно-практические работы, эвристическая беседа, лекционно-семинарские занятия, дискуссии, диспуты, викторины, решение технологических задач, техническое творчество учащихся и другие. Рассмотрим основные из них.

                                         Эвристическая беседа.

Эвристическая (поисковая) беседа – разновидность вопросно-ответного метода обучения. Кроме эвристической беседы выделяют контрольно-проверочную беседу, применяемую практически на каждом уроке. В системе методов, по характеру познавательной деятельности учащихся, эвристическая беседа – это один из частично поисковых методов. Название – эвристическая – от греческого «эвристика» (отыскиваю, открываю) – метод анализа процессов, принятия решений, основанного на интуиции, находчивости, изобретательности, способности человека решить задачи, когда способ решения не известен.

Дидактическая сущность эвристической беседы как метода обучения состоит в том, что преподаватель (мастер) путем постановки перед учащимися вопросов и совместных с ним логических рассуждений подводит учащихся к определенным выводам, составляющим сущность нового учебного материала. Коллективная беседа создает атмосферу заинтересованности, повышает внимательность учащихся, стимулирует активную работу, обеспечивает усвоение знаний на уроке, облегчает домашнюю работу.

Проведение эвристической беседы требует особой подготовки преподавателя (мастера). Учащиеся должны хорошо разбираться в узловых, ведущих проблемах темы. Особенность в том, что для участия в ней учащиеся должны иметь определенную предварительную подготовку по изучаемому материалу – на «пустом месте проводить эвристическую беседу нецелесообразно. Можно выделить некоторые условия применения эвристической беседы:

- для изучения методом эвристической беседы учебного материала необходимо, чтобы его содержание было логически стройным и четким;

- в связи с прикладной направленностью специальных предметов, большим объемом нормативного материала основным в эвристической беседе – изучение принципов устройства и действия оборудования, технологической документации, различных схем, инструкций, правила обслуживания оборудования и т.п.

- целесообразно сочетать эвристическую беседу с другими методами и видами учебной работы: объяснением, работой с книгой, демонстрациями, упражнениями, лабораторно-практическими работами.

Решающее значение для эффективности эвристической беседы – это правильный подбор, формулировка и постановка вопросов.

 

Основные требования к вопросам эвристической беседы – стимулирование активной  (продуктивной) мыслительной деятельности учащихся, их сообразительности, смекалки, краткость и точность, целенаправленность, логическая четкость. Различают вопросы основные, дополнительные и вспомогательные (наводящие). Можно выделить следующие типовые группы вопросов:

- на сравнение и сопоставление предметов, их изображений, явлений, процессов, фактов и т.п.;

- на обобщение и выделение существенных признаков, и формулировку понятий;

- на выявление умений использовать знания в различных ситуациях;

на объяснение причин – диагностические;

- на выявление последствий действия, процесса, способа и т.п. – прогностические;

- на доказательство, приведение доводов «за» и «против», объяснение принятого решения и т.п.

Из требований к ответам учащихся следует, прежде всего, отметить сознательность и аргументированность. Каждый ответ должен отражать самостоятельность мышления учащегося. Преподаватель обязан требовать от учащихся точных и ясных ответов, сформулированных технически и литературно грамотно, ибо как человек говорит так он и мыслит (и наоборот). Весьма важно в процессе беседы выдерживать ее логический план. Чередование вопросов и ответов должно быть таким, чтобы учащиеся все время чувствовали последовательность развития темы. Преподаватель должен всегда держать нить беседы в своих руках, не давая «увести себя в сторону» от намеченной цели. Вместе с тем не следует придерживаться заранее намеченного порядка постановки вопроса и их формулировок.

Важно уметь разнообразить вопросы в зависимости от ответов учащихся, регулировать ход высказываний, учитывая сильные и слабые стороны каждого учащегося. Беседу всегда стоит заканчивать подведением итогов: преподаватель дает точные определения по вопросам, изучаемым в процессе беседы.

Такое построение эвристической беседы наиболее типично. Однако в процессе беседы вопросы могут задавать и учащиеся, как преподавателю, так и товарищам по группе.

Ценность такого методического приема в том:

Во первых - что по характеру вопросов преподаватель может судить о глубине знаний учащихся, степени их познавательной активности, стремление понять сущность изучаемых явлений, процессов, т.е. вопрос учащегося является своеобразным средством «обратной связи».

Во вторых - зачастую глубокий, основательный вопрос учащегося включает в непрерывную цепочку последовательно связанные между собой другие вопросы: решение первого порождает второй, третий, и таким образом учащиеся вовлекаются в активную работу. Вопросы в этом случае становятся не только критерием глубины знаний и интереса учащихся, но и средством, поддерживающим этот интерес.

 

                                       Лекционно-семинарские занятия.

Эта форма организации учебного процесса с целью самостоятельного изучения, системного закрепления и углубления учебного материала, ряда крупных тем предмета, а также обобщающего повторения. На лекционно-семинарские занятия выносится, как правило, наиболее важный и значимый материал предмета. Такие занятия проводятся, как правило, на старших курсах профессиональных учебных заведений – училищ, лицеев, коллежей.

Лекционно-семинарские занятия проводятся обычно в три этапа: первый – лекция преподавателя; второй – самостоятельная домашняя работа учащихся по подготовке к семинару; третий – проведение семинара.

Лекция преподавателя является введением к семинару. В ней преподаватель сообщает и обосновывает тему предстоящего семинара; излагает основные теоретические общие положения узловых вопросов, выносимых на семинар; распределяет тематику докладов, содокладов, сообщений по прикладным вопросам темы, с которыми учащиеся будут выступать на семинаре; дает необходимые рекомендации по изучению литературы по теме семинара; сообщает о порядке организации подготовки и проведении семинара. Важно так организовать эту часть подготовки к семинару, чтобы все учащиеся как можно более глубоко подготовились по теме его в целом, а не только по темам порученных докладов.

Самостоятельная работа учащихся по подготовке к семинару включает: изучение литературных источников по теме семинара: материалов научно-технической информации, описаний передового опыта, научно-популярной литературы, тематических журналов, дополнительных к основному учебнику учебных пособий, выполнение необходимых расчетов, разработку схем, выбор или конструирование приспособлений и другой оснастки для выполнения работ; подготовку необходимого иллюстративного материала; подготовку текста порученного доклада; подготовку вопросов к докладчикам по другим темам. К подготовке доклада по крупной теме целесообразно привлекать нескольких учащихся, распределяя между ними вопросы для выступлений на семинаре. В ходе самостоятельной подготовительной работы учащихся преподаватель организует консультации докладчиков и других участников семинара.

Непосредственно семинар проводится под руководством преподавателя и начинается с его вводного вступления. С докладом выступают подготовивщиеся учащиеся, учащиеся-оппоненты; в ходе их выступлений ведется комментирование, коллективное обсуждение докладов и отдельных сообщений, учащиеся высказывают свое мнение, соглашаясь или не соглашаясь с докладчиками. Преподаватель следит, чтобы в обсуждении темы семинара принимали участие все учащиеся – сильные, средние и слабые. Только при этом условии семинар даст необходимый эффект. Итог семинара подводит преподаватель, учащиеся фиксируют в тетрадях основные выводы по обсужденным вопросам.

                                           Дискуссия

Дискуссия – это метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения учащихся в коллективный поиск истины, интенсификации процесса принятия группового решения.

Дискуссия проводится обычно на старших курсах профессиональных учебных заведений, при этом не исключен подбор наиболее подготовленных участников. На дискуссию обычно выносятся вопросы, имеющие межпредметный и межпрофессиональный характер: модернизация оборудования; повышение конкурентоспособности продукции; изменение организации труда в учебных мастерских или хозрасчетных участках учебного заведения; автоматизации технологических процессов; освоение новой технологии и т.п.

Такие дискуссии имеют не только сугубо прагматический, прикладной, но и значительный дидактический эффект. Дискуссия при правильной ее организации дает возможность ее участникам получить новую информацию, проверить собственные данные и оценить их достоверность, развить коммуникативные качества и умение пользоваться своим интеллектом, проверить свои чувства и их интерпретацию окружающими, выработать привычку нести ответственность за свои слова, научиться избегать ошибок, допущенных другими участниками. Групповая дискуссия позволяет членам группы увидеть обсуждаемую проблему с разных сторон, сформулировать ее, отделяя важное от второстепенного, выявить имеющиеся в группе позиции и группировки, преодолеть смысловые барьеры и эмоциональную предвзятость.

Конкретные формы и приемы дискуссии обусловлены задачами групповой деятельности и обычно подразделяются на методы анализа конкретных ситуаций и методы группового самоанализа, включающие все многообразие из проявлений от производственных совещаний до специально подготовленных дискуссий типа «мозговой штурм» - метод дискуссии, доступный для «продвинутого» состава группы.

«Мозговой штурм»  («мозговая атака») рассматривается как методика стимулирования творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем  возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают поток идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решений. Тормозящее влияние оказывают также боязнь неудачи, страх оказаться смешным и др. Чтобы снять действие этих факторов проводится групповое обсуждение проблемы, когда каждый из участников на предложенную тему высказывает любые мысли, не контролируя их течение, не оценивая их как истинные или ложные, бессмысленные или странные и т.п., стремясь при этом побуждать и других к подобным свободным ассоциациям идей. После первого тура «атаки на мозг» общая масса высказанных идей анализируется в расчете на то, что среди них окажется, по меньшей мере, несколько, содержащих наиболее удачные решения.

 

                                   Решение технологических задач

Для профессионально-технических учебных заведений, подготавливающих квалифицированных рабочих и специалистов, обучение учащихся «технологическому мышлению» имеет исключительную важность для большинства профессий. Осуществление технологического процесса является основным в их последующей профессиональной деятельности.

Одним из методических приемов развития такого «технологического мышления» является решение технологических задач. Наиболее характерными видами технологических задач являются разработка технологии выполнения учебно-производственных работ; принятие решений в различных проихводственных ситуациях; расчеты технологических режимов обработки, обслуживания оборудования, регулировок и т. п.

Учащиеся в процессе обучения имеют дело с большим количеством самых разнообразных работ с характерными для них технологическими процессами.

Важной задачей преподавателей и мастеров является формирование у учащихся обобщенных умений технологического планирования.

 

Умение разрабатывать технологические процессы требует абстрактного мышления, поэтому формирование такого умения проводится в тесной увязке с производственным обучением учащихся по определенной системе, включающей ознакомление учащихся с готовыми технологическими картами, разбор их, а затем самостоятельное выполнение заданий по разработке технологий, вначале для более простых, затем для более сложных и разнообразных учебно-производственных работ. По мере выполнения таких заданий внимание учащихся все больше обращается не столько на технологию и способы ее осуществления, сколько на общие вопросы, характерные для разработки технологических процессов.

Знание и применение общих принципов построения технологических процессов организует мыслительную деятельность учащихся, формирует умение «технологически мыслить».

 

                             Техническое творчество учащихся

Техническое творчество – это педагогически организованная в процессе профессионального обучения самостоятельная деятельность учащихся, направленная на формирование у них присущих изобретателям и рационализаторам качеств личности, знаний и умений, навыков, необходимых для самореализации и раскрытия творческого потенциала не только в будущей профессиональной, но и других сферах жизнедеятельности.

Характерной особенностью организации технического творчества в профессиональных учебных заведениях является стремление учащихся реализовать полученные технические решения в виде натуральных образцов и моделей. Это стимулирует формирование потребности учащихся в соревновании посредством технического творчества и развивает у них интерес к будущей профессиональной деятельности.

Творчество учащихся в профессиональных учебных заведениях представлено, как правило, работой технических кружков, являющихся одной из важных форм внеурочной творческой деятельности учащихся, проявляющих углубленный интерес к профессии.

Основной задачей технических кружков является расширение и углубление специальных знаний и профессиональных умений учащихся, развитие их технического и творческого мышления и способностей, удовлетворение индивидуальных интересов и склонностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         

 


Активные» формы и методы учебного процесса

Активные» формы и методы учебного процесса

Решающее значение для эффективности эвристической беседы – это правильный подбор, формулировка и постановка вопросов

Решающее значение для эффективности эвристической беседы – это правильный подбор, формулировка и постановка вопросов

На лекционно-семинарские занятия выносится, как правило, наиболее важный и значимый материал предмета

На лекционно-семинарские занятия выносится, как правило, наиболее важный и значимый материал предмета

Такие дискуссии имеют не только сугубо прагматический, прикладной, но и значительный дидактический эффект

Такие дискуссии имеют не только сугубо прагматический, прикладной, но и значительный дидактический эффект

Умение разрабатывать технологические процессы требует абстрактного мышления, поэтому формирование такого умения проводится в тесной увязке с производственным обучением учащихся по определенной системе, включающей ознакомление учащихся…

Умение разрабатывать технологические процессы требует абстрактного мышления, поэтому формирование такого умения проводится в тесной увязке с производственным обучением учащихся по определенной системе, включающей ознакомление учащихся…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2023