Активные формы работы на уроках химии
Оценка 4.8

Активные формы работы на уроках химии

Оценка 4.8
Документация
docx
химия
7 кл—11 кл
26.01.2023
Активные формы работы на уроках химии
Активные формы работы на уроках химии
Активные формы работы на уроках химии.docx

Активные формы обучения на уроках химии.

    Учителя всегда стремились сделать уроки интереснее, полезнее и информативнее, а весь учебный процесс – эффективнее не только в образовательном, но и в развивающем и воспитательном отношении.

Традиционные методы обучения потеряли свою актуальность на современном этапе развития общества, на первый план выдвигаются активные формы обучения.

Основная задача внедрения активных форм обучения - воспитание конкурентоспособной, самостоятельной в решении жизненных проблем, творческой личности. Говоря о поисках путей совершенствования процесса обучения, необходимо иметь в виду не только систему совершенствования методов сообщения новых знаний, но и совершенствование методики формирования у детей различных умений и навыков. 
Изучение процесса усвоения знаний схематически может быть представлен как путь от восприятия и понимания учебного материала к активной его переработке в сознании учащихся и превращению усвоенных знаний в личное достояние ученика, т.е. убеждения. Благодаря блоку познавательных (когнитивных) способностей ученики смогут выстраивать индивидуальную траекторию в конкретных образовательных областях, в учебных предметах.

     Активизация учения есть, прежде всего, организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем. Формирование учебной деятельности, как способа активного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого.

Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

     В школьной практике и в методической литературе принято делить методы обучения на стандартные и нестандартные, на те, которые используют на уроке и на те, которые используют во внеурочное время.

     Нестандартные формы и методы позволяют сделать химию  более доступной и увлекательной, привлечь интерес учащихся.

 

Приведу некоторые примеры таких активных форм обучения.

Роль учителя - в основном сопровождающая, он вооружает учеников технологией деятельности и соответствующими способами работы.

Исследовательские работы по химии

Например, при написании исследовательской работы по химии перед учащимися учитель ставит следующие исследовательские задачи. 
Определение содержания примесей в снеговой воде. 
1. Продумайте ход эксперимента, составьте план вашей работы.  
2. Распределите обязанности внутри группы (руководитель, лаборанты, младшие научные сотрудники) 
3. Составьте список и приготовьте все необходимое оборудование. 
4. Заведите лабораторный журнал и заполните 
5. Сформулируйте цель вашего эксперимента 
6. Оформите отчет 
7. Подготовьте сообщение и выступите с ним на итоговой конференции 
Задания для 1 группы«Исследования снеговой воды, взятой рядом со школой». 
Задания 2 группы«Исследование снеговой воды, взятой в парке». 
Задания для 3 группы «Исследование снеговой воды, взятой у проезжей части дороги». 
Мини-исследовательские работы (9класс)

Тема «Теория электролитической диссоциации»

Тема «Закономерности протекания химических реакций»

Тема «Подгруппа азота и ее представители»

Дискуссия на уроке 


При изучении химии в 8 классе учащимся предлагается задание: 
1. Заполни таблицу 
Польза химии. Вред химии 
2. Сделай вывод о значении химии в жизни человека (дискуссия) 
Плюсы дискуссии: 
• ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится четко формулировать вопрос, ясно выражать свои мысли, защищать свое мнение, выслушивать точки зрения других; 
• в процессе взаимодействия происходит интеллектуальное взаимообогащение; 
• учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность 
Дискуссия, проведенная по определенным правилам, напрямую влияет на уровень активизации обучения и учит ребят учиться. 
Технология активного обучения предполагает такую организацию учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе, каждый участник либо имеет определенное ролевое задание, либо от его деятельности зависит качество выполнения познавательной задачи. Эта технология включает в себя методы, стимулирующие, познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого участника в мыслительную и поведенческую активность. 

При проведении деловой игры «Оперативное совещание по загрязнению реки», планируемый результат:

закрепить знания о свойствах воды, охране окружающей среды, развить творческие способности, практические навыки, формировать исследовательские навыки.

Педагогическая суть деловой игры - активизировать мышление учащихся, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучение, подготовить к профессиональной практической деятельности. 
При подаче материала в такой форме усваивается около 90% информации. Активность учащихся проявляется ярко, носит продолжительный характер и «заставляет их быть активными»

Чтобы решить проблему самореализации учеников при изучении химии, необходимо предлагать ученикам задания не только репродуктивного характера, но и продуктивной деятельности. Именно такие задания направлены на приращение личностного опыта и творческую самореализацию учащихся, такие задания не имеют правильных ответов и результат, который получает ученик в ходе их выполнения, является личностно-креативным, поскольку выступает своеобразным продуктом его творческого самовыражения. 
Использование творческих заданий с нестандартными формулировками, которые отличаются от общепринятых не только необычным условием, но и нетрадиционными способами решения, способствуют развитию познавательной активности. Особенности таких задач, необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи вызывают интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, интеграции знаний, побуждают использовать дополнительную литературу, способствуют повышению интереса к учебе в целом. 
Сформированность умений выполнять различные по уровню сложности эвристические задания и задачи способствует формированию познавательных продуктов личностных умений и навыков применять интеллектуальные решения. 
Сегодняшний арсенал активных методов обучения весьма разнообразен. К ним относятся

1.проблемные лекции,

2.обучающие алгоритмы,

3.анализ конкретных ситуаций,

4. деловые игры,

5. тематические дискуссии,

6. способы развития мыслительных способностей, интереса к учебной работе, творчества, инициативы.

Новая цель обучения понимается, исходя из привычного смысла хорошо знакомых задач воспитания и развития, решать которые очень удобно средствами формирования познавательного интереса. 
В их основе лежит активность не только ученика, но и учителя. Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, можно, изменив отношение учителя к смыслу его учебной деятельности, и, соответственно к ученикам, изменив модель деятельности преподавателя от организатора, информатора, консультанта до соорганизатора, партнера, консультанта. Возникает необходимость отслеживать эффективность образовательного процесса, при этом учителю необходимо учитывать уровни обученности учащихся и уровни сложности заданий. 
Репродуктивный уровень знаний - это знание фактов, явлений, действий их воспроизведение без существенных изменений. 
Конструктивный уровень знаний - это знания, добытые в результате комбинирования, переконструирования знаний первого уровня. 
Творческий уровень знаний - это знания и умения, которые приобретены в ходе самостоятельной поисковой и творческой деятельности учащихся. 
Использование схемы для определения уровня активности учащихся на уроке. 

    Оживляют урок различные командные химические соревнования. Кроме активизации работы учащихся, соревнования несут и воспитательную нагрузку: ребята сопереживают успехам своих товарищей. Я часто использую викторины. 

Викторина - это игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов. В начале урока викторину можно провести при отработке навыков, в середине урока - при проверке усвоения нового материала, в конце урока - при проверке знаний и умений учащихся. Хорошо организованная викторина способствует активизации умственной деятельности школьников на уроках. Вопросы викторины в некоторых случаях заранее записываются на листах бумаги или на закрытой доске. Ответ на вопрос учащиеся дают сразу. При оценке учитывается не только правильность, но и быстрота ответа. Отвечают ученики поочередно из каждой команды. В конце викторины подвожу итог, учитывая число решенных заданий, качество их обоснований, оригинальность решений.

Очень любят ученики уроки – турниры. Подготовка к уроку – турниру проводится заранее. Класс разбивается на команды, каждая выбирает название, девиз, капитана. Дается творческое домашнее задание: составить задачу для команды соперников, чтобы она отражала основные вопросы изучаемой темы.

     Ещё одной, часто применяемой формой зачёта, является тестирование. Оно обеспечивает не только объективную оценку знаний и умений учащихся, но и эффективную обратную связь в учебном процессе, выявляет факт усвоения знаний, что необходимо для получения реальной картины того, что уже сделано в ходе учебного процесса и что предстоит сделать. Естественно, прежде чем применять тесты на уроке, необходимо определиться в целях изучения данной темы и конкретного урока. Анализ подготовки и результатов таких уроков показывает не только упрочение знаний учащихся, совершенствование их умений обобщать и систематизировать материал, но и изменение их отношения к химии. Доминирующими для них становятся сам процесс приобретения знаний и его содержание, а не только оценка.

Для оптимизации образовательного процесса в учебных заведениях все шире применяются возможности компьютера. Применение компьютера позволяет совместить различные технические средства обучения с наглядными пособиями, упорядочить методический материал и эффективно использовать его на уроках, учитывая индивидуальные особенности учащихся. Компьютер дает возможность создать мультимедийное сопровождение к каждому уроку: вывести на экран текстовую информацию, изображение изучаемых объектов, видеоролики. Мультимедийные презентации используются мною для объяснения новой темы, закрепления и отработки изученного материала, контроля знаний, как средство информации во внеклассной работе.

Мультимедийное сопровождение урока дает следующие преимущества.

1.Изображение занимает весь экран, хорошо просматривается с любой парты учащимися на уроке - это удобно при просмотре. Максимально реализуется принцип наглядности.

2.Изображение яркое и цветное, оно вызывает интерес и легко запоминается учащимися. Повышается качество усвоения учебного материала, формируется положительное отношение к предмету.

3.Экономия времени на уроке. Учитель за короткое время может раскрыть, объяснить, подтвердить формулами и экспериментом наиболее трудные моменты программы. С помощью компьютерного сопровождения урока учащиеся легче воспринимают наиболее трудные вопросы программы.

4.Некоторые опыты по химии с ядовитыми веществами учитель не может демонстрировать на уроке, фрагменты компьютерного сопровождения подобного эксперимента дают учащимся убедительные знания о веществах и явлениях, сопровождающих данные превращения.

5.Удобство в подготовке к уроку. Возможность создавать урок из отдельных фрагментов. Все сценарии можно сохранять в отдельных файлах. Благодаря этому, учитель может заранее подготовиться к уроку, выбирая и устанавливая порядок появления фрагментов урока, сохранив его в своем файле.

Использую мультимедийное сопровождение уроков химии в 9 классе при изучении следующих тем программы: «Подгруппа кислорода», «Подгруппа азота», «Подгруппа углерода», «Щелочные металлы», «Щелочноземельные металлы», «Алюминий: свойства и применение», «Железо и его свойства», в 8 классе тема «Галогены», «Водород: нахождение в природе, получение, физические и химические свойства».

   Во внеклассной работе мультимедийное сопровождение использую при проведении мероприятий в рамках недели химии в 8 классе интеллектуальная игра «Вода остается прозрачной», «Путешествие на яхте «Михайло Ломоносов», интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»; в 9 классе звездный час «Знатоки химии», «Спор о главном» по темам «Металлы» и «Неметаллы».

ВЫВОД.

 Практика показала, что если использование нестандартных форм уроков носит не случайный, а систематический характер, тесно связанный с изучаемым материалом, то на фоне такой деятельности ученики легче будут понимать теоретический материал, способы решения примеров и задач. Они выполняют познавательные и воспитательные функции. На них ученики применяют приобретенные знания, открывают новые приемы решений и рассуждений, привлекаются к работе слабые школьники. Такая работа способствует развитию логического мышления, тренирует смысловую и образную память, активизирует мыслительную деятельность. Это позволяет разносторонне развиваться личности учащихся, способствует выработке умения аргументировано доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, прислушиваться к мнению других, развивает чувства взаимопомощи и взаимоуважения, формирует осознанные нормы поведения, учит внимательности, терпимости и самообладанию сообразительности и скорости мышления. Учащиеся преображаются на глазах, с огромным удовольствием показывают свои знания и умения.


 

Активные формы обучения на уроках химии

Активные формы обучения на уроках химии

Оформите отчет 7. Подготовьте сообщение и выступите с ним на итоговой конференции

Оформите отчет 7. Подготовьте сообщение и выступите с ним на итоговой конференции

Использование творческих заданий с нестандартными формулировками , которые отличаются от общепринятых не только необычным условием, но и нетрадиционными способами решения, способствуют развитию познавательной активности

Использование творческих заданий с нестандартными формулировками , которые отличаются от общепринятых не только необычным условием, но и нетрадиционными способами решения, способствуют развитию познавательной активности

Хорошо организованная викторина способствует активизации умственной деятельности школьников на уроках

Хорошо организованная викторина способствует активизации умственной деятельности школьников на уроках

Удобство в подготовке к уроку.

Удобство в подготовке к уроку.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2023