Активные методы и приемы работы на уроках истории и обществознания
Оценка 4.7

Активные методы и приемы работы на уроках истории и обществознания

Оценка 4.7
doc
03.09.2020
Активные методы и приемы работы на уроках истории и обществознания
Активные методы и приемы обучения на уроках истории и обществознания.doc

«Активные методы и приемы обучения на уроках истории и обществознания»

 

  Применение активных методов обучения (АМО) в современной педагогике обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

АМО позволяют добиваться прочного усвоения знаний без механического заучивания, расширяют круг используемых учениками источников информации, вовлекают в работу каждого ученика на доступном ему уровне сложности. На уроках истории учащиеся самостоятельно устанавливают разнообразные логические связи между историческими событиями и явлениями, воспринимают исторический процесс во всём его многообразии, высказывают аргументированные суждения по поводу изучаемого материала.

Таким образом, системное внедрение активных форм обучения на уроках истории и обществознания позволяет эффективно развивать ключевые компетенции, связанные с поиском и практическим применением исторической информации.

Проблемное обучение

Проблемное обучение это такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых.

Функция обучающихся — не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.

Основной дидактический прием — создание проблемной ситуации,имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (вопросами), который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие.

Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности, они должны учитывать познавательные возможности обучаемых, лежать в русле изучаемого предмета и быть значимы для усвоения нового материала.

Чтобы создать проблемную ситуацию, на примере урока истории, можно:

1. использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью. Например:

- В январе 1744 года эскортом, сопровождавшим из Риги в Петербург пятнадцатилетнюю принцессу Софию Августу Фредерику Ангальт-Цербст-Эверскую, которая через 18 лет взойдет на трон России как самодержавная Императрица Екатерина, II командовал Иеронимус Мюнхгаузен. Тот самый всем известный правдолюбец! Правда это или ложь?

- Почему с провозглашением «нового политического мышления» СССР быстро потерял своих союзников?

2. создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями. Например:

- Почему противостояние русских и монголов на реке Угре во главе с Иваном III и ханом Ахматом в 1480 г. называется «стоянием», а не «сражением?

- Почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола к договору о ненападении между СССР и фашистской Германией?

3. когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Например:

- Одним из прозвищ Екатерины II было «Тартюф в юбке». Определите кто и за что дал ей такое прозвище?

4. создать ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий. Например:

- 1714 году Петр I придумал такой способ борьбы с пьянством: он выдавал заядлым алкоголикам медали за пьянство, сделанную из чугуна, весом до 7 кг. Носить на себе знак отличия нужно было неделю. Какие выводы можно сделать из данного факта?

5. Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами.

Вот примеры проблемных задач:

1 В. Г. Белинский писал о битве под Полтавой, что “…это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства”. Прав ли был В. Г. Белинский? Доказать свое мнение.

2 В Южном Двуречье богатые люди указывали в своем завещании среди прочего имущества предметы из дерева – кровать, табурет и дверь. Почему дети и внуки получали в наследство наряду с домом, домашней утварью, слитками серебра такой, на наш взгляд, странный для упоминания в завещании предмет, как дверь? Обоснуйте свой ответ.

            6. Кроме того, возможности для создания проблемной ситуации содержатся и в формулировке темы урока:

- Иван IV – тиран или реформатор?

- Петр I – антихрист или православный русский царь?

- “Дней Александровых прекрасное начало”. (А. С. Пушкин)

- От “горячей войны” к “холодной”.

- Можно ли считать время Л. И. Брежнева – временем “застоя”?

- М. С. Горбачев – великий реформатор XX века или человек, разваливший СССР?

- “Распад или развал СССР”?

Анализ конкретных ситуаций

Метод анализа конкретной ситуации (ситуационный анализ, анализ конкретных ситуаций, case-study) – это педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использования реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблем.

Это один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Он способствует развитию у обучающихся навыков групповой, командной работы, что расширяет возможности для решения типичных проблем в рамках изучаемой тематики, развивает способность к анализу жизненных и производственных задач.

Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации, найти нужную информацию для ее решения.

Этому методу присущи следующие основные признаки:

· наличие конкретной ситуации для заданного момента времени;

· разработка соревнующимися группами или отдельными лицами вариантов решения ситуации;

· обсуждение разработанных вариантов разрешения ситуаций с возможным предварительным рецензированием, публичная защита их и т.д.;

· подведение итогов и оценка результатов педагогом.

Конкретная ситуация – это любое событие, которое содержит в себе противоречие или вступает в противоречие с окружающей средой. Ситуации могут нести в себе как позитивный, так и отрицательный опыт. Все ситуации делятся на простые, критические и экстремальные. Анализ и разрешение ситуации осуществляются методом разбора.

Например, при изучении темы «Поведение в общественном месте» (обществознание 6 класс) можно предложить учащимся такую ситуацию: Прекрасный летний вечер, дует легкий ветерок, так и хочется выйти на улицу и прогуляться в парке. Но что это? Из парка доносятся нестройные звуки поющих голосов, истошные крики, женский визг. Подойдем и посмотрим, что происходит. Ну. Понятно: молодежь «гуляет». Вокруг скамейки, на которой расположились «отдыхающие», валяются бутылки из-под пива и вина. Юноши и девушки прилично одеты, но как небрежно застегнуты их рубашки и куртки, как растрепаны волосы! Они пытаются петь, н вместо пения получается отвратительный гомон пьяных голосов. Оглушительно звучит музыка. Некоторые прохожие пытаются урезонить гуляк. В ответ – грубая брань и угрозы.

Задание (для групп) – опираясь на текст параграфа:

1 разыграть (инсценировать) данную ситуацию;

2 оценить ситуацию с правовой точки зрения;

  3 представить классу вариант разрешения ситуации.

 

Метод «чистой доски»

Данный метод относится к технологии критического мышления.

В рамках этой технологии я проводила урок истории в 6 классе на тему «Золотая Орда: государственные строй, население, экономика, культура» и использовала метод «Чистой доски». На доске были записаны вопросы, и по ходу изучения новой темы я спрашивала «На какой вопрос вы можете ответить?». В случае правильного ответа - вопрос стирался. В конце урока доска оказалась чистой.

Такой метод мотивирует учащихся на активную работу, вызывает интерес к изучаемой теме, развивает умение работать с текстом, способствует развитию умения анализировать.

 

Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.

На семинаре-дискуссии  учатся точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию одноклассника. В такой работе обучащийся получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.

Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются учащимися на предыдущих занятиях, в процессе самостоятельной работы. Успешность семинара-дискуссии во многом зависит и от умения преподавателя его организовать.

Следующий активный метод, используемый на уроках истории и обществознания это – ролевая игра.

Ролевая игра – это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом.

Ролевая игра дает возможность представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли. Какие роли могут играть учащиеся на уроках истории?

1.         Реально существовавшее лицо (король, князь, путешественник, руководитель восстания, полководец, политический деятель и др.)

2.         Вымышленный персонаж, типичный представитель эпохи ( крестьянин, феодал, воин, торговец и др.)

Еще несколько приемов использования ролевой игры на уроках истории.

1. “Кто я?”. Ученик в костюме какого-то персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают кто он. Например, урок “Религия древних греков”. “-Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов так жестоко наказал меня” (Прометей)

Поэма Гомера “Илиада”. “-Завтра мой поединок с вождем троянцев Гектором. Я готов сражаться. Только бы стрела или копье моего врага не попали мне в пятку” (Ахиллес).

2. “Интервью” - ученики задают вопросы представителю другой исторической эпохи. Например: Вопросы рыцарю: Сколько весили доспехи? Что получал победитель? и др.

В процессе игры дети познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.

В 5-7 классах для активизирования познавательной деятельности учащихся можно использовать различные игры. Эта форма обучения соответствует психологическим особенностям школьников данного возраста (быстрая утомляемость, небольшой запас исторических представлений), отвечает их познавательным потребностям.

Игра для школьника важна, понятна – это часть его жизненного опыта. Учитель, передавая знания посредством игры, учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Используя игру, учитель организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не из своих соображений удобства и порядка.

Игра позволяет сделать динамичным и интересным процесс воспитания исторических фактов, имен, дат, названий географических объектов, с которыми связано то или иное историческое событие. Она исключает нежелательную зубрешку. Знания в игре усваиваются через практику. Учащиеся не просто заучивают материал, но рассматривают его с разных сторон, раскладывают его на многообразные логические ряды. Многие игры бывают просты в исполнении. По времени они могут занимать в среднем от 10 до 30 минут. Таким образом, учитель может использовать игру вместе с другими видами учебной деятельности.

Игра “Три предложения”.

Учитель зачитывает короткий рассказ или документ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа или документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание. Другой вариант игры – работа с печатным текстом. Это может быть отрывок из учебника. Три простых предложения ребята могут записать в тетради. В этом случае удобней выявить победителя.

Эта игра помогает развивать очень важное умение – выделять главное, на котором основываются и навыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, а также умение составить план, конспект, реферат.

Вариантов игровых ситуаций можно привести множество: кроссворды, “Интервью с историческим героем, “Найди ошибку”, “Аукцион имен”, “Отгадай термин, героя и событие”. Творческий работающий учитель всегда может выбрать себе то, что ему подходит, и сам придумает множество новых игр.

Использование информационных технологий. Компьютер используется не только при объяснении нового материала, но и при актуализации знаний, закреплении. Причем компьютер   выполняет разные функции: функцию учителя и рабочего инструмента при составлении презентаций, таблиц. Для написания докладов, рефератов, научно- исследовательских работ, при самоподготовке используются интернет – ресурсы, единая образовательная среда.

 

Система использования различных методических приемов на уроках истории

1.Начало урока

Прием «Привлекательная цель»

Перед учащимися ставиться простая и понятная цель, выполняя которую они выполняют учебные действия. Научиться пользоваться картой, при этом рассматривают  карту.

Прием «Займи позицию» (шкала мнений)

Сформулировав проблемный вопрос, учитель просит учащихся занять позицию: за_______ скорее за_____; скорее против_____ ; против______ Учащиеся индивидуально или в группах по сходным мнениям должны аргументировать свое мнение, используя материалы учебника или исторических документов.

Прием «Что впереди?»

При объявлении темы учащимся предлагается сделать прогноз. Предположить исход войны, события по названию рассказа.

Прием «Ассоциативный ряд»

К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим: Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;

•оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

Пример. Сентиментализм. Ассоциации: чувство, литературное направление, эмоции, природа. Выводится определение: сентиментализм — литературное направление, возводящее в культ чувство.

2. Актуализация знаний

Приём “Шаг за шагом”. Описание: используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Прием «Да — нет»

Описание: ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:

умение связывать разрозненные факты в единую картину;

умение систематизировать уже имеющуюся информацию;

умение слушать и слышать друг друга.

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: «да», «нет», «и да и нет».

Прием «Верные — неверные утверждения»

Описание: утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус».

Пример:

вельмож хоронили в гробницах (да);

обед вельмож состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы (нет);

фараон мог приказать побить вельможу палками (да);

Прием «Смысловой ряд» на уроке по теме «Социальный конфликт» (8 кл.). Учащимся (возможна работа в группах) необходимо предложить общее понятие к определённому ряду терминов.

Война, драка, ссора, революция, спор (конфликт).

Закон, норма, порядок действий, этикет (правило).

Принуждение, жестокость, угроза, давление (насилие).

Договор, взаимодействие, совместное решение (соглашение).

Телевидение, радио, газеты, интернет (СМИ).

Монотеизм, политеизм, язычество (религия).

Прием «Четвертый лишний»

Учитель предлагает учащимся четыре слова, необходимо исключить одно из них, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три слова.

3.Изучение нового материалы

Прием «Лови ошибку»

Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Формирует:

умение анализировать информацию;

умение применять знания в нестандартной ситуации;

умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Пример. Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение. Или получают текст с ошибками по теме «Монголо-татары».

Прием «Дерево мудрости».

Описание: учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. На уроке ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на трех листочках три разных по уровню сложности вопроса. После изучения материала вопросы сдаются. Наиболее интересные оцениваются, оформляются в виде «яблок» или «листьев» и прикрепляются к «Дереву мудрости». (красные – на 5, желтые – на 4, зеленые – на 3). На следующих уроках ученики «срывают» плод или лист и отвечают.

4.Контроль

Прием «Шесть шляп»

Описание: рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке. Формирует:

умение осмысливать свой опыт;

умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам;

ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.

Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.

Пример: Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.

Желтая шляпа – позитивные суждения. Черная – отражает проблемы и трудности. Красная – эмоциональные суждения без объяснений. Зеленая – творческие суждения, предложения. Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.

Прием «Фома Неверующий»

Описание: ученик участвует в управлении обучением, исполняя роль недоверчивого ученика. Как только произносится нечто, что может вызывать сомнения у учеников, Фома поднимает руку. «Я не верю! Докажите, что…».

Прием «Написание эссе»

Описание: смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Прием «Историческая азбука»

Описание: ребятам предлагается по 1, 2, или 4 человека за определённый временной промежуток написать список  из слов, тесно связанных с изучаемой темой. Важен элемент соревнования: побеждает тот (или те), чей список окажется самым правильным и длинным.

 Прием «Отгадай героя»

Описание: к доске приглашается один из учеников (обычно более сильный), который загадывает про себя имя какого-то исторического персонажа; остальные дети должны задавать вопросы с целью отгадать имя загаданного героя. Сложность заключается в правильности постановки вопросов, т.к. ведущий ученик может отвечать на вопросы  только «да» или «нет», и в ограниченности количества вопросов — не более 10.

 Прием «Аукцион имён»

Описание: Ι вариант — сразу назвать имена, которые можно отнести к изученной теме;

ΙΙ вариант – на работу в тетради даётся 5 минут. Назначается цена («5») за определенное количество имен. Побеждает тот, чьи знания окажутся наиболее полными.

 Прием «Исторический футбол»

Описание: класс делится на команды (обычно по рядам), каждая из которых получает задание составить вопросы по определённому материалу: два простых (со слов кто, что, когда) и один сложный (со слов почему, зачем, в чём различие; что, если; объясните и т.д.). Обычно работа выполняется индивидуально в тетрадях, а групповая принадлежность необходима лишь при определении очереди вопроса: 1 ряд задаёт вопрос 2, 2-3-му, 3-1-му. Если никто из команды не смог ответить на вопрос, то весь ряд лишается права задавать вопрос в течение 1 тура, а значит- рискует рейтингом.

Прием «Имя, дата, событие»

Описание: задание развивает логическое мышление и умение видеть логические связи между историческими явлениями, способствует развитию внимания и помогает оперировать фактическим материалом; закрепляется хронологическая основа знания истории.

6. Рефлексия

Прием “Рюкзак”

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть — зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать «пропускаю ход». Пример: я научился составлять план текста; я знаю когда произошло крещение Руси; я, наконец-то, запомнил дату Куликовской битвы.

Прием Синквейн

Описание:

• На первой строчке записывается одно слово — существительное. Это и есть тема синквейна.

• На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

• На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

• На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

• Последняя строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности, эмоциональной.

Приём «Телеграмма»

Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.

Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

1. Соответствие методов принципам обучения.

2. Соответствие целям и задачам обучения.

3. Соответствие содержанию данной темы.

4. Соответствие учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); особенностям классного коллектива.

5. Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения.

6. Соответствие возможностям самих учителей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, личностными качествами учителя и прочим.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что, как известно, главный враг успеха — это однообразие и монотонность, рождающие скуку. Только благодаря внедрению в учебный процесс активных методов обучения, разнообразных средств и приёмов обучения, независимо от того, какой предмет вы преподаете, можно развить познавательный интерес учеников, результатом которой и станет активная творческая самостоятельная познавательная деятельность.


Активные методы и приемы обучения на уроках истории и обществознания»

Активные методы и приемы обучения на уроках истории и обществознания»

Дней Александровых прекрасное начало”

Дней Александровых прекрасное начало”

Ролевая игра – это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом

Ролевая игра – это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом

При объявлении темы учащимся предлагается сделать прогноз

При объявлении темы учащимся предлагается сделать прогноз

Описание : рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке

Описание : рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке

Последняя строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение

Последняя строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.09.2020