Активные методы обучения биологии.

  • Документация
  • docx
  • 15.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Активные методы обучения биологии.
Иконка файла материала Активные методы.docx

Активные методы обучения биологии.

Новый ФГОС предъявляет более высокие требования к уровню подготовки ученика в общеобразовательной школе. Сегодня главное - не столько передать знания, сколько «научить учиться», что предполагает умение каждого ученика находить и обрабатывать различную информацию, применять ее в реальной жизни.

Стараюсь использовать активные методы, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач по специальности. В результате внедрения активных методов обучения в собственную практическую деятельность мною было отмечено, что все учащиеся класса на уроке работают с интересом и желанием, значительно повышается интенсивность их работы, в частности ученики во время работы:

ü  внимательно слушают - думая;

ü  наблюдают - думая;

ü  читают – думая;

ü  выполняют практическое задание - думая.

Выбор того или иного метода на уроках биологии зависит от разных причин: например от цели занятия, опытности учеников, их знаний. К тому же названия многих активных методов весьма условны. Часто одно и то же название используется мною для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами.

Активными методами можно считать только те, которые побуждают к активному, старательному учению именно всех учащихся классного коллектива, не только сильных и любознательных, но и слабых, безвольных, ленивых.

Наиболее ярко проявляются влияние следующих методов, которые положительно повлияли на интерес и академические результаты моих учеников: мозговой штурм; ИКТ; разноуровневая дифференциация; игровые технологии; технологии деятельностного метода обучения; творческие задания, такие как: исправить ошибки в научном тексте; работа в малых группах, где группа занимается решением занимательных биологических задач; проблемное обучение; проектный метод.

Например: «Мозговой штурм».

Суть «Мозгового штурма» состоит в том, чтобы записывать любую идею, предложить максимум идей, не обсуждать, ни в коем случае не критиковать, не думать об идеях, создавать атмосферу содействия.

Правила «Мозгового штурма» следующие:

1.      экспресс-разминка;

2.      быстрый поиск ответов на вопросы и задачи тренировочного характера, подготовленные ведущим;

3.      непосредственно «Штурм» поставленной проблемы;

4.      еще раз ведущим быстро уточняется задача;

5.      обсуждение экспертами итогов работы групп;

6.      отбор и оценка наилучших идей экспертами;

7.      сообщение о результатах «Мозговой штурма» по очередности выполнения задания или по часовой стрелке;

8.      публичная защита наилучших идей.

Учитывая тенденции развития современного общества невозможно не использовать интерактивные технологии в обучении («ИКТ»).

Чем хорош этот метод?

1.      Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

2.      Позволяет повысить эффективность урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

3.      Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разно уровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.

В современном мире требования к жизни возрастают, увеличивается объем информации и усложняется содержание знаний, в этих условиях очень хорошо зарекомендовал себя метод обучения «Разно уровневая дифференциация», так как позволяет полнее учитывать особенности каждого учащегося, в частности:

·         учитывать познавательные интересы учащихся

·         устранять перегрузку программ,

·         развивать каждого учащегося в меру его сил и способностей,

·         создавать психологический комфорт в учебе.

Также одним из самых из самых эффективных методов обучения можно назвать «Игру». Этот метод позволяет углубить знания учащихся повысить интерес к предмету развивает навыки работы с дополнительной литературой.

 

Игры можно подразделить на:

·         предметные;

·         сюжетные;

·         ролевые;

·         деловые;

·         имитационные.

Все перечисленные методы не заменят в полной мере традиционные формы обучения, но дополнят их и такое сочетание позволит рационально организовать учебно-воспитательный процесс.

В связи с этим хотелось бы сказать несколько слов о необходимых составляющих современного урока, его основных компонентах.

Итак, основными компонентами современного урока являются:

·         организационный – это организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина:

·         целевой – это постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы;

·         мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе;

·         коммуникативный – это уровень общения учителя с классом;

·         содержательный – это подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.;

·         технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п;

·         контрольно-оценочный – это использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса;

·         аналитический – это подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Следующим обязательным условием хорошего урока, является его правильное построение.