Активные формы и методы обучения в условиях внедрения ФГОС
Оценка 4.9

Активные формы и методы обучения в условиях внедрения ФГОС

Оценка 4.9
Лекции
docx
русский язык
Взрослым
06.12.2017
Активные формы и методы обучения в условиях внедрения ФГОС
Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многообразный. В нем комфортно чувствуют себя и учителя и ученики. Применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного выпускника начальной школы. Можно использовать любые игры и упражнения, способствующие развитию самоорганизации, самоконтроля, снятию эмоционального напряжения, мышечное расслабление
Документ Microsoft Word.docx
Активные формы и методы обучения в условиях внедрения ФГОС   и   психического     его   доступность, «Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения». В.А.Сухомлинский    Современное общество претерпевает многочисленные перемены, что влечет   за   собой   и   преобразования   в   образовательном   пространстве.   На сегодняшний день цели и задачи современного образования, направлены на приобретение   знаний,   умений,   навыков,   ценностных   установок,   развитие личности   ребенка,   выявление   его   творческих   возможностей,   сохранение физического здоровья.  Интегративным   результатом   реализации   указанных   целей   должно   быть создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое   качество   образования,   открытость   и привлекательность   для                  Кроме того, в Концепции модернизации российского образования обозначены   социальные   требования   к   системе   российского   образования, связанные   с   необходимостью   внедрения   в   современную   систему   обучения интенсивных   технологий,   поскольку   только   такое   обучение   обладает большими   потенциальными   возможностями   для   выполнения   социального заказа (3).  Действительно,   традиционная   система   обучения,   основанная   на   пассивной подчиненной роли ученика не способна решить задачи современной школы. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы   организации   образовательного   процесса,   основанные   на   активных формах   и   методах   обучения.   Ведь   деятельность   является   основой   и решающим условием развития личности. Только то знание станет для ребенка его собственностью, которое открыто им в активном поиске, так как больше всего   информации   запоминается   после   участия   в   реальном   процессе.  Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. обучающихся. современного общества           Каждому   человеку,   вступающему   в   этот   сложный   и   противоречивый мир,   необходимы   определенные   навыки   мышления   и   качества   личности. Умение   анализировать,   сравнивать,   выделять   главное,   решать   проблему, способность   к   самосовершенствованию   и   умение   дать   адекватную самооценку,   быть   ответственным,   самостоятельным,   уметь   творить   и сотрудничать ­ вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И задача педагога   так   построить   процесс   обучения,   чтобы   помочь   раскрыться духовным   силам   ребенка.   Учителю   необходимо   не   только   доступно   все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических   действий.   Этому   могут   способствовать   активные   формы   и методы обучения. Активные   методы   обучения ­   это   методы,   которые   побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения   учебным   материалом. Активное   обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не   на   изложение   преподавателем   готовых   знаний,   их   запоминание   и воспроизведение,   а   на   самостоятельное   овладение   учащимися   знаниями   и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено   побуждение   к   практической   и   мыслительной   деятельности,   без которой нет движения вперед в овладении знаниями. При системном использовании активных методов обучения (АМО) роль учителя   принципиально   меняется.   Он   становится   консультантом, наставником, старшим партнером. Меняется и роль ученика – из послушного запоминающего   устройства   он   превращается   в   активного   участника образовательного процесса.           Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности. Включение АМО в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Использование АМО позволяет сделать уроки современными,   насыщенными,   творческими,   отвечающими   потребностям обучающихся, родителей, общества. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи. Активные методы начала урока. Цель – настроить детей на продуктивную работу. Динамично и эффективно начать урок, активизировать внимание учащихся, задать нужный ритм, обеспечить позитивный рабочий настрой, пожелание добра помогают следующие методы: "Здороваемся глазами" ­ Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча ­глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. «Улыбнемся друг другу» ­ Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, чтомы  сегодня  все вместе.  Мы  спокойны,  добры  и  приветливы.  Пожелаем друг другу хорошего настроения. Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу. «Приветствие» Учащиеся   поворачиваются   и   приветствуют   друг   друга,   говоря   при   этом имена, тех к кому обращаются и слова приветствия. «Самолётик пожеланий» Учитель предлагает всем обучающимся поприветствовать класс, но сделать это   необычным   способом   ­   написав   своё   пожелание   классу   на   крыльях бумажного   самолётика.   Обучающимся   раздаются   листочки,   и   учитель показывает, как делается самолётик. Затем все складывают самолётики и на их   крыльях   записывают   свои     пожелания   классу(можно   до   начала   урока). Затем по команде учителя все (в том числе, учитель) запускают самолётики в полёт   и   хлопают   в   ладоши!   Когда   самолётики   приземляются,   каждый подымает   находящийся   рядом   самолётик   и   зачитывает   написанное   на   его крыльях пожелание. «Дерево Дружбы» ­ Это дерево появилось на свет в тот момент, когда один человек улыбнулся другому. Эта улыбка пустила свои корни глубоко в землю, и на поверхности появились три ростка: доброта, взаимовыручка и искренность. Эти ростки срослись   в   одно   целое,   и   появилось   Дерево   Дружбы.   Дерево   росло   и развивалось,   на   нем   набухали   новые   почки,   лопались,   превращаясь   в изумрудные листья.              Некоторые листочки желтели и опадали – это означало, что друзья поссорились. Но если на этом месте появлялась новая почка – друзья мирились! Наше   дерево   дружбы   живет,   и   будет   жить   вечно.   И   каждый   раз   дерево улыбается, если люди дружат. И сегодняшний наш урок пройдет под девизом о дружбе и взаимовыручке: “Один за всех и все за одного”. За   активную   работу   на   уроке,   за   хорошие   ответы   вы   будете   получать листочки, а в конце урока посмотрим, сможет ли наше дерево улыбнуться нам и порадоваться нашим знаниям.   доброжелательность, устанавливают контакт между учениками.   Эти   методы   воспитывают   коммуникативные   качества,             Активные методы выяснение целей, ожиданий и опасений Цель: Выяснение ожиданий и опасений, постановка целей обучения. Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения. Метод «Что у меня на сердце» Подготовка: ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки. ­ Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко   на   сердце»   или   «у   меня   тяжело   на   сердце».   Начиная   любое   дело, человек   имеет   ожидания   и   опасения.   Ожидания   напоминают   нам   что­то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко. ­ В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке. Метод «Дерево ожиданий» или «Разноцветные листы» Подготовка: дерево, схематично нарисованные на доске, на дереве – красные и жёлтые листочки, разноцветные стикеры. Проведение: Учитель предлагает учащимся на желтых листочках написать, чего они ждут на уроке, а на красных листочках – чего опасаются. В конце занятия   учащиеся   заклеивают   при   необходимости   цветными   листочками: сбывшиеся ожидания  и не сбывшиеся опасения – желтыми  и несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения – красными. Оценка результата урока: желтое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждём плодов. Красное дерево выросло – выросло не то, что ожидали. Этот метод можно использовать практически на всех уроках. Метод «Поляна снежинок» Этот метод побуждает учащихся к самооценке. ­ У вас на партах лежат снежинки белые и голубые, (цветочки и тучки). Кто уверен в своих силах, не испытывает страха перед уроком поднимает белую снежинку(цветочек). Кому немножко страшновато, кто не уверен в себе, поднимает голубую снежинку(тучку) Метод «Солнышко и туча» Необходимые материалы: Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.            Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.      Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных   в   своих   способностях   учеников;   по   количеству   солнышек   в конце   урока  можно   судить   о   качестве   усвоения   нового   материала;   имена, записанные   на   картинках   с   изображениями   тучек,   позволять   планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.          Заключительная часть метода «Солнышко и туча» ( проводится в конце урока) Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху   тучу,   если   у   него   возникли   трудности   в   восприятии   материала   и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.       Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод     о   том,   что   урок   был   плодотворным,   интересным   и   цели   были достигнуты. Активные методы презентации учебного материала Цель: представление нового материала.      Вот здесь­ то и требуется проявление творчества учителя. Чем ярче, интересней и образней будет презентация нового материала, тем быстрее и прочнее будет усвоена новая тема.     Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала: Метод « Магазин» (использовался на уроке русского языка) Необходимые материалы: предметные картинки с изображениями животных, фруктов, овощей, игрушек.            Проведение: на доске картинки с изображениями предметов. Каждый ученик подходить  к доске, произносит фразу: « Я покупаю машинку потому, что слово,   обозначающее   этот   предмет,   отвечает   на   вопрос   что?»   Или   :   «   Я покупаю зайчика потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос кто?»    Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку.    Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог ( чей ряд купил больше картинок).         На начальной стадии урока при организации групповой и индивидуальной работы   учащихся,   можно   использовать  метод   «Корзина   идей»  для актуализации     имеющихся   у   них   знаний   и   опыта.   На   доске   помещается корзина, в которой  условно будет собрано всё то, что ученики вместе знают об изучаемой теме – понятия, термины (формируются познавательные УУД: умение   сопоставлять,     отбирать   информацию,   полученную   из   различных источников).        Метод «Ковёр идей». «Ковёр идей один из методов решения проблемы. Проходит в три этапа. Учащиеся делятся на 3­4 группы.      Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему трудно учиться в школе? Ответ группа записывает   на   листах   цветной   бумаги   размером   с   альбомный   лист,   затем вывешивается на плакат «Ковёр идей». Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.     Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию.        Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать. Метод «Составление кластера» Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Кластер  ­  это   графическая   организация   материала,   показывающая смысловые     поля   того   или   иного   понятия.   Слово  кластер   в   переводе означает пучок, созвездие.      Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки­лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова ­ для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления ­ для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии ­ при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. Метод «Написание синквейна» Активные методы организации самостоятельной работы над темой Цель: закрепление пройденного материала. Чем разнообразнее и интереснее самостоятельная работа, тем продуктивнее прошел   урок.   При   организации   самостоятельной   работы   над   новой   темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал.  Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов!   Для работы    над темой   урока   используются   для   групп   сменного   или   постоянного   состава методы  «Ульи»   ­  обсуждение   в   группах.   Для     проведения   дискуссии     и принятия решений – методы «Cветофор» (во время дискуссии  поднимаются карточки согласия ­ не согласия по цветам светофора), Метод “Творческая мастерская” Этот метод применяется мною на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира.       К  уроку   дети   готовят   рисунки,  иллюстрации   на   заданную   тему,  пишут сочинения,   стихи,   рассказы,   подбирают   пословицы,   на   уроках   труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на   группы,   создать   и   презентовать   групповой   проект   на   заданную   тему. Предварительно   необходимо   составить   план   размещения   принесенного   на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут.   По   истечении   этого   времени   каждая   группа   или   ее   представитель должны   презентовать   свой   проект.   В   ходе   практической   деятельности учеников   учебный   кабинет   превращается   в   настоящую   творческую мастерскую.   В   конце   урока   появляются   замечательные   творения.   Каждое решение   уникально,   выразительно.   Научиться   дружно   работать   в   группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов – главная цель этого урока. Метод «Пометки на полях» Метод позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными   знаками   и   предложить   им   по   мере   чтения   ставить   их карандашом   на   листочках   к   материалу   учебника   или   специально подобранного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте.           Данный   метод   обязывает   ученика   не   просто   читать,  а  вчитываться   в задание,   в   текст,   отслеживать   собственное   понимание   в   процессе   чтения. Использование   маркировочных   знаков   позволяет   соотносить   новую информацию с имеющимися знаниями. Метод «На линии огня» Участники делятся на две группы. Одна группа отвечает за аргументы «за», другая   за   аргументы   «против».   Группы   начинают   дискуссию   по предлагаемому вопросу или тезису. Каждая группа пытается убедить друг друга в своей правоте. При организации       самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов!   Для работы    над темой урока   используются   для   групп   сменного   или   постоянного   состава   методы «Ульи» ­  обсуждение в группах. Для   проведения дискуссии   и принятия решений – методы «Cветофор» (во время дискуссии  поднимаются карточки согласия ­ не согласия по цветам светофора). Активные методы подведения итогов занятия. Цель: Подвести итог урока. Выяснить, что дети усвоили хорошо и на что обратить внимание. «Снежинки­балеринки» Побуждает учеников к оценке результатов своей работы. Посмотрите на ваши парты намело снежинок. Во время вьюги снежинки кружатся, танцуют. Кому сегодня было на уроке интересно, кто считает, что он очень хорошо потрудился станьте волшебниками, превратите снежинок в балеринок и поднимите их. «Ромашка». Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. Упражнение «Комплименты» Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят несколько слов, хвалят за то, как они работали на уроке, желают дальнейших успехов. «Итоговый круг» Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу). «Мудрый совет» Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые: еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой­ соседкой. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята   усвоили   хорошо,   а   на   что   необходимо   обратить   внимание   на следующем уроке. Активные методы релаксации Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5­7 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. «Делай как я». Дети имитируют движения за учеником, который является ведущим. Упражнение «Четыре стихии». Цель – повысить уровень энергии в классе. ­ "Четыре стихии"­ это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" ­ вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" ­ вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" ­ вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если   я   скажу  "огонь"  ­   вы   вращаете   руками   в   локтевых   и   лучезапястных суставах. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку. Упражнение «Пантомима» Даётся задание, дети должны изобразить предмет или какое­либо действие. При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать только мимикой, жестами или действиями. «Кулачки» Дети (можно сидя) крепко сжимают пальцы в кулачок. Считают до 10. Легко приподнимают и роняют расслабленную кисть. Руки на коленях, Кулачки сжаты, Крепко, с напряжением, Пальчики прижаты. Кулачки упали. Пальчики разжали. ''Солнышко и тучка'' Учитель произносит слово «Тучка» ­ дети представляют, что солнце зашло за тучку, стало свежо, прохладно – сжаться в комок, чтобы согреться /задержка дыхания/. При слове «Солнышко» ­ солнце вышло из­за тучки, стало жарко – расслабиться, разморило на солнце /на выдохе/. «Солдатик и тряпичная кукла» Движения помогают осознавать напряженное и ненапряженное состояния мышц тела. Учитель даёт команды то «Солдатик», то «Кукла». По команде «Солдатик» дети напрягают все мышцы – «встают по стойке смирно». Ступни крепко и неподвижно стоят на полу. По команде «Кукла». Они снимают излишнее напряжение в плечах и корпусе, руки висят пассивно. В таком положении дети быстрым, коротким толчком поворачивают тело то влево, то вправо. При этом руки взлетают и обвиваются вокруг пояса. «Морские волны»     Команда «Штиль» ­ все замирают. При   команде   «Волны»   ­   дети   встают   по   очереди,   с   интервалом   в   2   сек. Сначала ­ все сидящие за 1­ми партами, далее за 2­ми и т.д. Последние парты встав, хлопают в ладоши. Затем в таком же порядке класс садится. «Шторм» ­ выполняют те же действия, но быстро, без пауз, друг за другом. Завершить игру лучше командой «Штиль».     Можно использовать любые игры и упражнения, способствующие развитию самоорганизации,   самоконтроля,   снятию   эмоционального   напряжения, мышечное расслабление. Недостатки АМО •   Дети не могут совладать со своими эмоциями, следовательно на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем. •   Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе. •   Для некоторых участников работа в команде с использованием активных методов ­ только способ ничего не делать. •   Если преподаватель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию. Эффекты АМО Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах: (cid:252)  формирование положительной учебной мотивации, (cid:252)  повышение познавательной активности учащихся, (cid:252)  активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс, (cid:252)  стимулирование самостоятельной деятельности, (cid:252)  развитие познавательных процессов ­ речи, памяти, мышления, (cid:252)  эффективное усвоение большого объема учебной информации, (cid:252)  развитие творческих способностей и нестандартности мышления, (cid:252)  развитие коммуникативно­эмоциональной сферы личности обучающегося, (cid:252)  раскрытие личностно­индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития, (cid:252)  развитие навыков самостоятельного умственного труда, (cid:252)  развитие универсальных навыков. «Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно­ воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество». Л.Н.Толстой      Мир активных методов обучения яркий, удивительный, многообразный. В  нем комфортно чувствуют себя и учителя и ученики. Применение активных  форм обучения можно считать одним из основных путей формирования   ключевых компетентностей современного выпускника начальной школы.

Активные формы и методы обучения в условиях внедрения ФГОС

Активные формы и методы обучения в условиях внедрения ФГОС

Активные формы и методы обучения в условиях внедрения ФГОС

Активные формы и методы обучения в условиях внедрения ФГОС

Активные формы и методы обучения в условиях внедрения ФГОС

Активные формы и методы обучения в условиях внедрения ФГОС

Активные формы и методы обучения в условиях внедрения ФГОС

Активные формы и методы обучения в условиях внедрения ФГОС

Активные формы и методы обучения в условиях внедрения ФГОС

Активные формы и методы обучения в условиях внедрения ФГОС

Активные формы и методы обучения в условиях внедрения ФГОС

Активные формы и методы обучения в условиях внедрения ФГОС

Активные формы и методы обучения в условиях внедрения ФГОС

Активные формы и методы обучения в условиях внедрения ФГОС

Активные формы и методы обучения в условиях внедрения ФГОС

Активные формы и методы обучения в условиях внедрения ФГОС

Активные формы и методы обучения в условиях внедрения ФГОС

Активные формы и методы обучения в условиях внедрения ФГОС

Активные формы и методы обучения в условиях внедрения ФГОС

Активные формы и методы обучения в условиях внедрения ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2017