Активные формы обучения на уроках русского языка
Оценка 4.9

Активные формы обучения на уроках русского языка

Оценка 4.9
Лекции
docx
русский язык
7 кл
09.06.2017
Активные формы обучения на уроках русского языка
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Технология АМО позволит превратить урок в интересный, увлекательный, насыщенный творчеством процесс, отвечающий современным требованиям детей, родителей, общества, приносящий удовольствие и удовлетворение Вам и Вашим обучающимся.Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Активные методы обучения на уроках русского языка.docx
Активные методы обучения на уроках русского языка  в условиях внедрения ФГОС учитель русского языка и литературы МКОУ Зареченская СОШ Дегтярева Тамара Георгиевна  2017 год Слайд 2 Технология АМО позволит Вам превратить урок в интересный, увлекательный, насыщенный творчеством процесс, отвечающий современным требованиям детей, родителей, общества, приносящий удовольствие и удовлетворение Вам и Вашим обучающимся. Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. Строго говоря, это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла, хотя, конечно, принципы данных форм обучения можно использовать и для проведения отдельных частей урока. Слайд 3 Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Слайд 4 - кластер АМО АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе. К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Каждый из этапов урока необходимо наполнить активным методом обучения с учетом специфических целей этапа, всего урока. Все, используемые в процессе урока АМО, должны соответствовать общей логике образовательного мероприятия, отвечать целям и задачам урока и его составляющих, создавать полноценную и законченную картину процесса обучения Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет Слайд 5 Структура урока Слайд 6 1. АМ Начало образовательного мероприятия Инициация (начало урока, знакомство) «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» помогут начать урок, задать нужный ритм. Приветствие «Солнышко улыбается» Трудно переоценить значение этого этапа. С самого начала урока важно создать благоприятный эмоциональный настрой. Метод «Поздоровайся локтями» поздороваться как можно с большим числом членов группы, назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями, что способствует созданию неформальной обстановки в начале урока и установлению контакта между учащимися. Очень хорош метод «Комплименты», который позволяет не только выяснить настроение, психологическое состояние учащихся, но и улучшить его, создать ситуацию успеха. Учитель спрашивает детей, как они себя чувствуют, и просит их поднять карточку, цвет которой соответствует их настроению Слайд 7 Слайд 8 2. Вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока) Существует несколько методов для успешного и комфортного вхождения детей в тему урока. Все они способствуют развитию логического и пространственного мышления, аналитических умений, служат развитию эмоциональной сферы: интереса, удивления. Метод «Ассоциаций» позволяет задействовать образное мышление, память: учащимся необходимо назвать ассоциации по слову, которое написано на карточке. Первый учащийся получает карточку от учителя и называет ассоциации, которые у него возникают с этим словом. Карточка передается по цепочке до тех пор, пока не вернется к учителю. У каждого ученика есть возможность в быстром темпе высказать свои мысли. Метод АМО «Мозаика». На доске помещается мозаика, необходимо сложить ее так, чтобы узнать тему урока Метод «Головоломка» способствует развитию умения выдвигать гипотезы Развитие умения критически оценивать факты, лежащие на поверхности, искать зацепки для решения поставленной 3.Формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока) задачи. . Целеполагание, учет потребностей и ожиданий обучающихся делает образовательный процесс понятным и желанным для детей. Цели образования становятся целями обучающихся, приобретают значительный мотивационный потенциал, обеспечивая высокую познавательную активность и самостоятельность, инициативу в процессе изучения новой темы. Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Дерево желаний», «Лицензия на приобретение знаний» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения. Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать различные методы, остановимся на некоторых из них. Слайд 9 Метод «Фруктовый сад» - универсальный метод. Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано ≪Яблоня≫, второе – ≪Лимонное дерево≫. Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д. Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. Метод «Цветик – семицветик». Учитель раздает заранее приготовленные лепестки и просит учащихся написать на лепестках то, что они хотят узнать на уроке. На доску приклеиваются лепестки с надписями, но надписи должны быть на обратной стороне. Слайд 10 АМ презентации учебного материала интерактивная лекция (передача и объяснение информации) Такие методы, как «Инфоугадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. Слайд 11 Метод ≪Кластер≫ наиболее известен. Данный АМО служит концентрации внимания участников, структурированию и визуализации информации. Дети под руководством учителя составляют кластер. Кластер (≪гроздь≫) — это выделение смысловых единиц темы и графическое оформление их в определенном порядке, т.е. рисуночная модель. Рисунок чем-то напоминает модель солнечной системы: звезда, планеты, спутники. В центре находится ≪звезда≫ — это тема занятия, вокруг нее ≪планеты≫ (крупные смысловые единицы). У каждой ≪планеты≫ есть свои ≪спутники≫, у ≪спутников≫ — свои. Учитель в ходе объяснения четко представляет основные мысли на интерактивной доске (функция пера), необходимые иллюстрации уже присутствуют в подготовленной презентации. Таким образом, участники могут визуально следить за ходом его мыслей. К концу объяснения получится краткий конспект. . Метод «Ульи». Участники разбиваются на группы по 3-6 чел. В группах обсуждается один или два заданных вопроса. Заранее известно, что ответы на вопросы будут затем сообщены всем участникам. С этой целью ученики пишут ответы на карточки или на большом листе, позднее они будут представлены для общего обсуждения. Метод «Инфо-угадайка». Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана, в центре которого указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее. Слайд 12 4. АМ организации самостоятельной работы над темой ( Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания»). - Проработка содержания темы - групповая работа обучающихся Отличительная черта данного этапа - построение эффективной командной работы. Грамотное распределение участников по группам способствует созданию позитивного эмоционального фона урока, поддержанию высокой познавательной активности учащихся, реализации дифференцированного подхода, формированию навыков работы в команде, выявлению лидерских качеств обучающихся. Метод ≪Автобусная остановка≫. Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу в течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в. течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы. Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Метод «Турне». Ученики группами распределяются по трем пунктам и по команде или по сигналу отправления переходят от одного места ко второму и третьему в заданном направлении, предварительно разделившись на 3 группы, рассчитавшись на 1-й, 2-й, 3-й. В течение 5-ти минут каждая группа имеет возможность выполнить предлагаемые там задания, получая стикеры- ступени определенного цвета соответственно своему вкладу в решение задачи и прикрепляя их к своей линии - пути к вершине пирамиды. Хорош метод «Выставка плакатов», где идет представление работы малых групп. Краткие тезисы, рисунки, символы, использование цветных изображений повышает внимание зрителей. Слайд 13 АМ решения учебных задач При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. «Морфологический ящик», «Создай паспорт» Слайд 14 «Синквейн» Слайд 15 Активные методы релаксации «Энергия - 1», «Роботы», «Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», «Земля, воздух, огонь и вода Цель – повысить уровень энергии в классе, снять усталость и напряжение. Слайд 16 Метод «Земля, воздух, огонь и вода» Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду. Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом. Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущим. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени. Метод «Физкультминутка»позволит повысить уровень энергичности в группе, прийти в бодрое настроение. Слайд 17 .АМ подведения итогов урока "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты» помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу - Рефлексия Завершение раздела урока рефлексией, осмысление хода и результатов всего занятия закрепляет усвоение нового материала. Весьма логично вернуться в начало урока, на этап формирования ожиданий и опасений и подвести итог, т.е. выявить, осуществились ли ожидания, оправдались ли опасения учащихся на уроке Метод «Дерево желаний». Учащимся предлагается вновь обратиться к своим яблокам, на которых они писали в начале урока свои ожидания и опасения. Учащиеся снимают те яблоки, на которых ожидания и опасения не сбылись. Если дерево ≪здоровое≫ с зелёными яблоками – цели урока достигнуты. Если присутствуют жёлтые яблоки – на уроке получилось не всё. Метод «Лестница успеха». На завершающей стадии урока учитель предлагает учащимся оценить свое участие в уроке, степень удовлетворенности общением, которое состоялось на уроке, своим вкладом в работу всей группы, в итог урока с помощью «Лестницы успеха». Учащиеся проходят к ватману с «Лестницей» и приклеивают смайлик там, где считают нужным. Полученная картина обсуждается учителем и учащимися: сколько учащихся позиционировали себя на верхней ступеньке, сколько на второй, сколько на третьей. Метод ≪Светофор≫. Обучающиеся выбирают карточку того цвета, который, по их мнению, отражает их оценку урока: зеленый – позитивно, желтый – нейтрально, красный – негативно. Затем приклеивает ее на лист ватмана, группируя по цвету. Таким образом, получается цветная картинка, отражающая картину урока. Слайд 18 Методы «Смайлик», «Вместе мы построим дом», «Наш урожай» позволяют оценить собственную работу на уроке, вклад в общее дело по достижению поставленной совместной цели в начале урока, оправдались ли опасения или ожидания, которые были у них в начале урока, понравился ли урок. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности Так незаметно, весело, но эффективно пройдет урок с использованием АМО, принеся удовлетворение и учителю и обучающимся. Приведенные здесь активные методы – лишь небольшая часть известных на сегодняшний день методов. Цель этого небольшого обзора – показать логику и смысл использования АМО на уроке. Перечисленные методы действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями. Список литературы: 1. Электронное практическое руководство       «Копилочка активных методов обучения»,

Активные формы обучения на уроках русского языка

Активные формы обучения на уроках русского языка

Активные формы обучения на уроках русского языка

Активные формы обучения на уроках русского языка

Активные формы обучения на уроках русского языка

Активные формы обучения на уроках русского языка

Активные формы обучения на уроках русского языка

Активные формы обучения на уроках русского языка

Активные формы обучения на уроках русского языка

Активные формы обучения на уроках русского языка

Активные формы обучения на уроках русского языка

Активные формы обучения на уроках русского языка

Активные формы обучения на уроках русского языка

Активные формы обучения на уроках русского языка

Активные формы обучения на уроках русского языка

Активные формы обучения на уроках русского языка

Активные формы обучения на уроках русского языка

Активные формы обучения на уроках русского языка

Активные формы обучения на уроках русского языка

Активные формы обучения на уроках русского языка

Активные формы обучения на уроках русского языка

Активные формы обучения на уроках русского языка

Активные формы обучения на уроках русского языка

Активные формы обучения на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017