Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся
Оценка 4.6
Работа с родителями
doc
психологическая работа +2
Взрослым
10.03.2018
Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы школьной психологической службы, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.
Спецификой работы педагога-психолога с родителями учащихся в учреждениях повышенного уровня образования является:
• высокий уровень образованности и высокий социальный статус большинства родителей;
• высокий уровень занятости родителей учащихся;
• высокий уровень ожиданий относительно качества образовательного процесса в гимназии.
В связи с этим взаимодействие с родителями строится педагогом-психологом в соответствии со следующими принципами:
• высокий профессионализм;
• доброжелательность и уважение к родителям и их детям;
• обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности;
• открытость и конгруэнтность психолога;
• мотивирование родителей к взаимодействию с психологом различными способами;
• системность в работе, выражающаяся в актуальности, последовательности и логичности работы со всеми участниками образовательного процесса, сотрудничестве с родителями на всех ступенях школьного обучения детей;
• приоритет активных методов взаимодействия: дискуссий, круглых столов, ролевых и деловых игр, занятий с элементами тренинга, использование психотерапевтических методов (релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии и т.п.).
Активные формы взаимодействия.doc
Активные формы взаимодействия педагогапсихолога с родителями учащихся
Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы школьной психологической
службы, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего
воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.
Спецификой работы педагогапсихолога с родителями учащихся в учреждениях повышенного уровня
образования является:
высокий уровень образованности и высокий социальный статус большинства родителей;
высокий уровень занятости родителей учащихся;
высокий уровень ожиданий относительно качества образовательного процесса в гимназии.
В связи с этим взаимодействие с родителями строится педагогомпсихологом в соответствии со
следующими принципами:
высокий профессионализм;
доброжелательность и уважение к родителям и их детям;
обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности;
открытость и конгруэнтность психолога;
мотивирование родителей к взаимодействию с психологом различными способами;
системность в работе, выражающаяся в актуальности, последовательности и логичности
работы со всеми участниками образовательного процесса, сотрудничестве с родителями на
всех ступенях школьного обучения детей;
приоритет активных методов взаимодействия: дискуссий, круглых столов, ролевых и деловых
игр, занятий с элементами тренинга, использование психотерапевтических методов
(релаксации, визуализации, элементов арттерапии, сказкотерапии и т.п.).
Для реализации целей психологопедагогического сопровождения проводится работа по следующим
направлениям:
1. Анкетирование родителей с целью оценки степени успешности прохождения адаптационного
периода детей в 1, 5, 10 классах, особенностей их поведения дома и реакции на изменение учебной
нагрузки; мониторинг удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса гимназии,
включающий сбор пожеланий администрации и всему педагогическому коллективу по организации
учебновоспитательного процесса гимназии.
2. Консультирование семей учащихся по актуальным вопросам обучения, воспитания и личностного
развития детей.
3. Информационнопросветительская и развивающая работа через:
проблемные тематические выступления, направленные на решение актуальных психолого
педагогических задач и способствующих повышению компетентности родителей, что
необходимо для создания благоприятных условий развития и образования детей;
психологопедагогический всеобуч родителей, действующими лицами которого помимо
педагогапсихолога могут быть опытные педагоги и узкие специалисты. Данная форма
взаимодействия с родительской общественностью позволяет использовать интерактивные
методы психологического воздействия.
Положительный опыт работы в этом направлении хотелось бы представить вашему вниманию.
Родительский всеобуч на тему:
«Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка»
Цель:
организовать условия, способствующие осознанию родителями собственного стиля
взаимодействия с ребенком, барьеров к пониманию детей;
содействовать формированию потребности совершенствования детскородительских
взаимоотношений.
Форма проведения: семинарпрактикум. Выбор данной формы проведения объясняется тем, что
она позволяет родителям не только получить информацию, но и побуждает к размышлению о
закономерностях развития ребенка, способствует внутреннему проживанию темы встречи, позволяет
осознать свою родительскую позицию, сравнить ее с позицией других родителей, увидеть наглядный
пример типичных ошибок в воспитании детей. Этот метод позволяет не только создать проблемную
ситуацию для родителей, но и дать возможность проявить активность тем, кто хочет это сделать
отработать некоторые приемы эффективного взаимодействия в системе родительребенок. В то же
время он позволяет тем родителям, которые к проявлению активности не готовы, занять позицию
слушателя.
Оборудование:
бланки анкеты «Стиль семейного воспитания»,
мультимедийное оборудование,
магнитофон,
диски с записями инструментальной музыки для релаксации,
памятки для родителей «Десять ключей успешного воспитания».
Организация пространства: до начала собрания, пока родители собираются, тихо играет спокойная
музыка и идет показ презентации слайдов, позволяющих родителям отвлечься от рабочих проблем и
настроиться на тему собрания; родители рассаживаются в произвольном порядке.
Ориентировочное время проведения: 11,5 часа.
Ход встречи
1. Введение.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что человек в детские годы
приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Но семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора
воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых
близких для него в семье людей матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к
ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И, вместе с тем, никакой другой
социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько
может сделать семья.
Сегодня на нашей встрече мы рассмотрим различные стили семейного воспитания и то, к
формированию какой личности ребенка они в последующем приводят.
2. Самодиагностика родителей. Тест «Стратегия семейного воспитания».
По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не
теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывает интуиция, жизненный опыт и
складывающиеся обстоятельства. Проще говоря – как получится. А как же получается? С помощью
этого простого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания.
3. Ролевая игра «Услышать ребенка».
В игре принимают участие четыре родителя, исполняя роли подростка, его отца, матери и бабушки.
Предлагается следующая ситуация: «Ребенок приходит злой из школы, забрасывает свой портфель в
самый дальний угол комнаты и кричит: «Не пойду я больше в эту школу! Там математичка ко мне
цепляется! Я сам эту контрольную сделал, а она говорит списал! Сказала: «Завтра прийти с
родителями к директору» и т.д.».
Родителямактерам тихо даются следующие установки к исполнению ролей:
«ребенок» злится, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы
своей правоты и т.д.;
«отец» демонстрирует авторитарный стиль поведения (давление на ребенка, крик, угрозы и
т.п.);
«мать» принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребенка,
ругается изза него с мужем; обвиняет учителей в несправедливости и т.п.);
«бабушка» демонстрирует хаотический, непоследовательный стиль поведения (в
замешательстве; боясь остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то
одного, то другого, сомневается в своих словах; не может точно сформулировать суть
проблемы и свои советы, и т.п.).
Зрителям (остальным родителям) дается задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать
плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные
ошибки в общении с детьми.
Проигрывание ролевой игры, в ходе которой психолог помогает участникам более ярко
продемонстрировать неконструктивность данных тактик поведения.
Обсуждение ситуации начинается с обращения к «актерам»:
1. Что вы чувствуете сейчас?
2. Что вы чувствовали, исполняя свою роль?
3. Какие выводы вы для себя сделали? Анализ чувств и формулирование выводов.
Обращение к зрителям, анализ их наблюдений и выводов.
Ведущий: Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту
школу!».Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно
если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего
приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших
ошибок:
это приказы, команды, угрозы («Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать
дворником? Не будешь учиться ни копейки от меня не получишь!»);
морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок
просто перестаёт вас слышать;
критика, выговоры («У всех дети как дети, а у меня… И в кого ты такой уродился? Что
ты там опять натворил?!, «Если ты еще раз так сделаешь, то …!»);
выспрашивания, расследования, высмеивания, обвинения («Ты сам виноват! Не спорь с
учителем! Двоечник!» и т.д.);
«стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей
ситуации, позиции учителя;
а также предложения готовых решений («Сделай так …», «Скажи завтра учителю это…»),
которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным.
И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из
лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки…
А, на самом деле, выплёскиваем свои негативные эмоции. И конечно, такое наше поведение не
способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и
разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают ещё более и могут
перерасти в конфликт.
В ходе обсуждения психолог делает акцент на следующих моментах:
несовпадение воспитательных позиций родителей в данной ситуации авторитарный стиль
общения отца, гиперопекающий стиль матери, непоследовательность бабушки;
наблюдения за невербальными знаками в ходе проигрывания сценки;
подчеркивание парадоксальности, неэффективности данных методов взаимодействия, но, тем
не менее, их широкую распространенность, и, при этом, недоумение родителей, что их сын не
поддается воспитанию;
и прочее.
Существуют ли какиенибудь практические приёмы, позволяющие улучшить отношения в семье и
достичь взаимопонимания, которыми можно воспользоваться в повседневной жизни?
Самая распространенная (и совершенно справедливая!) жалоба детей и подростков на своих
родителей: «Они меня не слушают!».
Вопросы к родителям:
1. Скажите, пожалуйста, а был ли ребенок в нашей сценке выслушан и услышан? 2. Как вы думаете, по каким причинам это очень часто происходит?
3. Какие чувства испытывал ребенок в данной ситуации?
4. В каких словах и действиях родителей ребенок нуждался больше всего в данной ситуации?
Спешка, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в сложном детском мире,
постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в
непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический
барьер между родителями и растущими детьми.
4. Проблемная минилекция «О стилях семейного воспитания».
5. Упражнение «Идеальный родитель».
«У хороших родителей вырастают хорошие дети» как часто мы слышим это утверждение, но часто
затрудняемся объяснить, какие они – хорошие родители.
Смысл упражнения заключается в том, что каждому из вас предлагается написать на листке, какие
качества вы бы хотели видеть в своем супруге как в родителе. Ведущий может создать
соревновательный характер упражнения, пообещав тем, у кого список будет самым большим и
полным, приз.
Когда родители завершат свою работу, психолог приглашает «на сцену» победителей: тех, кто
составил о своем партнере самый большой «список ожиданий». Пусть они сначала прочтут свою
запись форуму под аплодисменты. Можно обсудить пункты списка, поговорить о значении того или
иного качества или умения. Самое же главное наступает, когда, обращаясь к маме/папе, психолог
задаст наивный вопрос: «Вы ждете этого перечня качеств, умений, навыков от супруга. А вы сами –
такие?!»
Дополнительные вопросы:
1. Умеете ли вы просить прощения у своего ребенка?
2. Случалось ли это в истории ваших с ним отношений? Когда? Как часто?
3. Чему вы готовы научиться … у своего ребенка?
Итог ведущего: При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала,
нормы. В воспитательной деятельности, повидимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы
учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты
мастерства и профессионализма в любом деле.
6. Упражнение «Семья».
1) Несколько участников (57 человек и более), исполняющих роли различных членов семьи, выходят
и берутся за руки, образуя круг; ктото периодически тянет всех на себя, ктото приходит в круг, кто
то может уйти (комментарий ведущего: «В семью могут приходить новые члены, ктото ее
покидает; люди живут вместе, но это еще не семья).
2) Когда прослеживаются корни семьи, появляются традиции (потопайте ножками – ощутите
«корни»), появляются прочные эмоциональные связи (можете сблизиться в центр; отойти как
можно дальше друг от друга, чутьчуть отклониться назад, не отпуская рук) это уже настоящая
семья – устойчивая и дружная. 3) Если мы имеем дело с воспитанием ребенка, оно не всегда бывает легким, а может быть даже
проблемным («ребенок» виснет на руках «родителей», других «родственников»; прыгает, может
сесть на сцепленные руки. Двое соседей по обе стороны от «ребенка» – это «родители»). Ведущий
спрашивает у «родителей»: «Как вам?» (тяжело, но семья еще стоит; родителям достается
больше всего проблем, но и другим становится не сладко).
4) А бывает, когда ктото из членов семьи выбывает: или из семьи, или из процесса воспитания
(участники через одного выходят из круга, «ребенок» продолжает всех изводить (ведущий:
«Нелегко воспитывать ребенка, а если этот ребенок еще и с трудом поддается воспитанию,
тогда совсем туго приходится членам семьи»).
5) А сейчас прошу всех опять встать в круг. Смотря на ноги стоящих, представьте членов своей
реальной семьи и вклад каждого. Почувствуйте эту силу – силу круга, силу семьи. Наберитесь силы у
этого круга. Периодически передавайте это своим детям через просматривание семейных альбомов,
соблюдение традиций и ритуалов вашей семьи. В заключение ведущий просит обменяться
впечатлениями тех, кто стоял в кругу и тех, кто наблюдал за происходящим.
Итог ведущего: «Круг – это символ формирования привязанности, единения членов семьи. Если
родители не смогли создать этих чувств, ребенок чувствует себя лишним. В таком случае может
вырасти, так называемый, «эмоциональный инвалид».
7. Упражнение «Ладошки».
Тихо звучит спокойная музыка. Ведущий просит всех присутствующих закрыть глаза и положить свои
руки на колени ладонями вверх. Один человек подходит к любому другому, кладет свои ладони на его
ладони и садится на его место, а тот продолжает упражнение, и т.д. Упражнение выполняется молча в
течение 57 минут.
Ведущий просит поделиться ощущениями и впечатлениями тех, к кому подошли во время упражнения
(«Как изменялось ваше состояние?») и тех, к кому не подошли («А вы что чувствовали?»).
Чему учит нас это упражнение?
Итог ведущего: «Для детей очень важно почувствовать прикосновение, внимание к себе взрослых.
Когда ладони одного человека прикасаются к ладоням другого, происходит контакт двух людей; и
третьего нет, никто не может вмешаться в контакт родителя с ребенком – ни второй родитель, ни
бабушка, ни другие дети. Конечно, этот контакт не должен быть направлен против когото третьего,
иначе это приведет к формированию невротической личности ребенка!
Кроме согласованности воспитательных тактик в семье, еще должны быть выстроены диадические
отношения: у мамы и папы, у папы с ребенком, у мамы с ребенком.
8. Домашнее задание для родителей.
Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает
более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких
замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению,
что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем
приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия
оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для
выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат
достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня. Выполнение данной рекомендации не требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним
заданием.
Кроме того, попробуйте выполнить следующее:
1) В течение четырех дней после собрания, ни при каких обстоятельствах не повышать на ребенка
голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное
– без крика.
2) В течение двух дней после собрания стараться заменять все директивные указания свободным
выбором. Например, вместо «Иди спать» вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?»;
«Молока целый стакан налить или половину?»; «Из школы придешь сразу или на полчаса
задержишься?»; не «Делай, как я скажу», а «Может быть ты сделаешь, как я предложу?».
3) В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты
разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как вы думаете, чем
должно закончиться это упражнение?
9. Рефлексия.
Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Ответы на вопросы:
1. Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?
2. Какая часть вызвала особый интерес?
3. Ваши предложения и пожелания на будущее.
10. В завершение встречи родителям предлагаются памятки «Десять ключей успешного
воспитания».
Список литературы:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, Сфера, 2003. – 253 с.
2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 511 классы. – М.: ВАКО, 2004. – 240 с. (Серия
«Педагогика. Психология. Управление»).
3. Десять ключей успешного воспитания // Первое сентября. – 2003, №21.
4. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей… / Пер.с англ.
Д.С.Лободенко – Мн.: ООО «СЛК», 1997. – 640 с.
5. Кипнис М. Тренинг семейных отношений. Часть 2. Родительство. – М.: «Ось 89», 2008. – 144
с. (Действенный тренинг).
6. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностикокоррекционный аспект). – М.:
МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 256 с. (Серия «Библиотека
школьного психолога»).
7. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с
родителями. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с. (Серия «Методическая библиотека»).
8. Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлаева // Школьный
психолог. – 2006, №19.
Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся
Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся
Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся
Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся
Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся
Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся
Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.