Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся
Оценка 4.6

Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся

Оценка 4.6
Работа с родителями
doc
психологическая работа +2
Взрослым
10.03.2018
Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся
Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы школьной психологической службы, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых. Спецификой работы педагога-психолога с родителями учащихся в учреждениях повышенного уровня образования является: • высокий уровень образованности и высокий социальный статус большинства родителей; • высокий уровень занятости родителей учащихся; • высокий уровень ожиданий относительно качества образовательного процесса в гимназии. В связи с этим взаимодействие с родителями строится педагогом-психологом в соответствии со следующими принципами: • высокий профессионализм; • доброжелательность и уважение к родителям и их детям; • обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности; • открытость и конгруэнтность психолога; • мотивирование родителей к взаимодействию с психологом различными способами; • системность в работе, выражающаяся в актуальности, последовательности и логичности работы со всеми участниками образовательного процесса, сотрудничестве с родителями на всех ступенях школьного обучения детей; • приоритет активных методов взаимодействия: дискуссий, круглых столов, ролевых и деловых игр, занятий с элементами тренинга, использование психотерапевтических методов (релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии и т.п.).
Активные формы взаимодействия.doc
Активные формы взаимодействия педагога­психолога с родителями учащихся  Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы школьной психологической  службы, направленной на сохранение психологического здоровья детей через формирование общего  воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых.  Спецификой работы педагога­психолога с родителями учащихся в учреждениях повышенного уровня  образования является:     высокий уровень образованности и высокий социальный статус большинства родителей; высокий уровень занятости родителей учащихся; высокий уровень ожиданий относительно качества образовательного процесса в гимназии. В связи с этим взаимодействие с родителями строится педагогом­психологом в соответствии со  следующими принципами:      высокий профессионализм; доброжелательность и уважение к родителям и их детям; обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности; открытость и конгруэнтность психолога;  мотивирование родителей к взаимодействию с психологом различными способами;   системность в работе, выражающаяся в актуальности, последовательности и логичности  работы со всеми участниками образовательного процесса, сотрудничестве с родителями на  всех ступенях школьного обучения детей; приоритет активных методов взаимодействия: дискуссий, круглых столов, ролевых и деловых  игр, занятий с элементами тренинга, использование психотерапевтических методов  (релаксации, визуализации, элементов арт­терапии, сказкотерапии и т.п.). Для реализации целей психолого­педагогического сопровождения проводится работа по следующим  направлениям: 1. Анкетирование родителей с целью оценки степени успешности прохождения адаптационного  периода детей в 1, 5, 10 классах, особенностей их поведения дома и реакции на изменение учебной  нагрузки; мониторинг удовлетворенности родителей качеством образовательного процесса гимназии,  включающий сбор пожеланий администрации и всему педагогическому коллективу по организации  учебно­воспитательного процесса гимназии.  2. Консультирование семей учащихся по актуальным вопросам обучения, воспитания и личностного развития детей. 3. Информационно­просветительская и развивающая работа через:  проблемные тематические выступления, направленные на решение актуальных психолого­ педагогических задач и способствующих повышению компетентности родителей, что  необходимо для создания благоприятных условий развития и образования детей;  психолого­педагогический всеобуч родителей, действующими лицами которого помимо  педагога­психолога могут быть опытные педагоги и узкие специалисты. Данная форма  взаимодействия с родительской общественностью позволяет использовать интерактивные  методы психологического воздействия.  Положительный опыт работы в этом направлении хотелось бы представить вашему вниманию.  Родительский всеобуч на тему:  «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка» Цель:    организовать условия, способствующие осознанию родителями собственного стиля  взаимодействия с ребенком, барьеров к пониманию детей;  содействовать формированию потребности совершенствования детско­родительских  взаимоотношений.  Форма проведения: семинар­практикум. Выбор данной формы проведения объясняется тем, что  она позволяет родителям не только получить информацию, но и побуждает к размышлению о  закономерностях развития ребенка, способствует внутреннему проживанию темы встречи, позволяет  осознать свою родительскую позицию, сравнить ее с позицией других родителей, увидеть наглядный  пример типичных ошибок в воспитании детей. Этот метод позволяет не только создать проблемную  ситуацию для родителей, но и дать возможность проявить активность тем, кто хочет это сделать ­  отработать некоторые приемы эффективного взаимодействия в системе родитель­ребенок. В то же  время он позволяет тем родителям, которые к проявлению активности не готовы, занять позицию  слушателя.  Оборудование:  бланки анкеты «Стиль семейного воспитания»,    мультимедийное оборудование,   магнитофон,    диски с записями инструментальной музыки для релаксации,  памятки для родителей «Десять ключей успешного воспитания».  Организация пространства: до начала собрания, пока родители собираются, тихо играет спокойная  музыка и идет показ презентации слайдов, позволяющих родителям отвлечься от рабочих проблем и  настроиться на тему собрания; родители рассаживаются в произвольном порядке. Ориентировочное время проведения: 1­1,5 часа. Ход встречи  1. Введение. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что человек в детские годы  приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Но семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора  воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых  близких для него в семье людей ­ матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к  ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И, вместе с тем, никакой другой  социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько  может сделать семья. Сегодня на нашей встрече мы рассмотрим различные стили семейного воспитания и то, к  формированию какой личности ребенка они в последующем приводят. 2. Самодиагностика родителей. Тест «Стратегия семейного воспитания».  По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не  теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывает интуиция, жизненный опыт и  складывающиеся обстоятельства. Проще говоря – как получится. А как же получается? С помощью  этого простого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания.  3. Ролевая игра «Услышать ребенка». В игре принимают участие четыре родителя, исполняя роли подростка, его отца, матери и бабушки.  Предлагается следующая ситуация: «Ребенок приходит злой из школы, забрасывает свой портфель в  самый дальний угол комнаты и кричит: «Не пойду я больше в эту школу! Там математичка ко мне  цепляется! Я сам эту контрольную сделал, а она говорит ­ списал! Сказала: «Завтра прийти с  родителями к директору» и т.д.». Родителям­актерам тихо даются следующие установки к исполнению ролей:      «ребенок» злится, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы  своей правоты и т.д.; «отец» демонстрирует авторитарный стиль поведения (давление на ребенка, крик, угрозы и  т.п.); «мать» принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребенка,  ругается из­за него с мужем; обвиняет учителей в несправедливости и т.п.); «бабушка» демонстрирует хаотический, непоследовательный стиль поведения (в  замешательстве; боясь остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то  одного, то другого, сомневается в своих словах; не может точно сформулировать суть  проблемы и свои советы, и т.п.). Зрителям (остальным родителям) дается задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать  плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные  ошибки в общении с детьми. Проигрывание ролевой игры, в ходе которой психолог помогает участникам более ярко  продемонстрировать неконструктивность данных тактик поведения. Обсуждение ситуации начинается с обращения к «актерам»:  1. Что вы чувствуете сейчас?  2. Что вы чувствовали, исполняя свою роль?  3. Какие выводы вы для себя сделали? Анализ чувств и формулирование выводов.  Обращение к зрителям, анализ их наблюдений и выводов. Ведущий: Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту  школу!».Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно  если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего  приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:   это приказы, команды, угрозы («Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться ­ ни копейки от меня не получишь!»);  морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок  просто перестаёт вас слышать;     критика, выговоры («У всех дети как дети, а у меня… И в кого ты такой уродился? Что  ты там опять натворил?!, «Если ты еще раз так сделаешь, то …!»); выспрашивания, расследования, высмеивания, обвинения («Ты сам виноват! Не спорь с  учителем! Двоечник!» и т.д.); «стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей  ситуации, позиции учителя; а также предложения готовых решений («Сделай так …», «Скажи завтра учителю это…»),  которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным. И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из  лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки… А, на самом деле, ­ выплёскиваем свои негативные эмоции. И конечно, такое наше поведение не  способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и  разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают ещё более и могут  перерасти в конфликт. В ходе обсуждения психолог делает акцент на следующих моментах:      несовпадение воспитательных позиций родителей в данной ситуации ­ авторитарный стиль  общения отца, гиперопекающий стиль матери, непоследовательность бабушки; наблюдения за невербальными знаками в ходе проигрывания сценки; подчеркивание парадоксальности, неэффективности данных методов взаимодействия, но, тем  не менее, их широкую распространенность, и, при этом, недоумение родителей, что их сын не  поддается воспитанию; и прочее. Существуют ли какие­нибудь практические приёмы, позволяющие улучшить отношения в семье и  достичь взаимопонимания, которыми можно воспользоваться в повседневной жизни? Самая распространенная (и совершенно справедливая!) жалоба детей и подростков на своих  родителей: «Они меня не слушают!».  Вопросы к родителям:  1. Скажите, пожалуйста, а был ли ребенок в нашей сценке выслушан и услышан? 2. Как вы думаете, по каким причинам это очень часто происходит?  3. Какие чувства испытывал ребенок в данной ситуации? 4. В каких словах и действиях родителей ребенок нуждался больше всего в данной ситуации? Спешка, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в сложном детском мире,  постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в  непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический  барьер между родителями и растущими детьми. 4. Проблемная мини­лекция «О стилях семейного воспитания».  5. Упражнение «Идеальный родитель».  «У хороших родителей вырастают хорошие дети» ­ как часто мы слышим это утверждение, но часто  затрудняемся объяснить, какие они – хорошие родители.  Смысл упражнения заключается в том, что каждому из вас предлагается написать на листке, какие  качества вы бы хотели видеть в своем супруге как в родителе. Ведущий может создать  соревновательный характер упражнения, пообещав тем, у кого список будет самым большим и  полным, приз. Когда родители завершат свою работу, психолог приглашает «на сцену» победителей: тех, кто  составил о своем партнере самый большой «список ожиданий». Пусть они сначала прочтут свою  запись форуму под аплодисменты. Можно обсудить пункты списка, поговорить о значении того или  иного качества или умения. Самое же главное наступает, когда, обращаясь к маме/папе, психолог  задаст наивный вопрос: «Вы ждете этого перечня качеств, умений, навыков от супруга. А вы сами –  такие?!» Дополнительные вопросы:  1. Умеете ли вы просить прощения у своего ребенка? 2. Случалось ли это в истории ваших с ним отношений? Когда? Как часто? 3. Чему вы готовы научиться … у своего ребенка? Итог ведущего: При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала,  нормы. В воспитательной деятельности, по­видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы  учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты  мастерства и профессионализма в любом деле. 6. Упражнение «Семья».  1) Несколько участников (5­7 человек и более), исполняющих роли различных членов семьи, выходят  и берутся за руки, образуя круг; кто­то периодически тянет всех на себя, кто­то приходит в круг, кто­ то может уйти (комментарий ведущего: «В семью могут приходить новые члены, кто­то ее  покидает; люди живут вместе, но это еще не семья).  2) Когда прослеживаются корни семьи, появляются традиции (потопайте ножками – ощутите  «корни»), появляются прочные эмоциональные связи (можете сблизиться в центр; отойти как  можно дальше друг от друга, чуть­чуть отклониться назад, не отпуская рук) ­ это уже настоящая семья – устойчивая и дружная. 3) Если мы имеем дело с воспитанием ребенка, оно не всегда бывает легким, а может быть даже  проблемным («ребенок» виснет на руках «родителей», других «родственников»; прыгает, может  сесть на сцепленные руки. Двое соседей по обе стороны от «ребенка» – это «родители»). Ведущий  спрашивает у «родителей»: «Как вам?» (тяжело, но семья еще стоит; родителям достается  больше всего проблем, но и другим становится не сладко).  4) А бывает, когда кто­то из членов семьи выбывает: или из семьи, или из процесса воспитания  (участники через одного выходят из круга, «ребенок» продолжает всех изводить (ведущий:  «Нелегко воспитывать ребенка, а если этот ребенок еще и с трудом поддается воспитанию,  тогда совсем туго приходится членам семьи»).  5) А сейчас прошу всех опять встать в круг. Смотря на ноги стоящих, представьте членов своей  реальной семьи и вклад каждого. Почувствуйте эту силу – силу круга, силу семьи. Наберитесь силы у этого круга. Периодически передавайте это своим детям через просматривание семейных альбомов,  соблюдение традиций и ритуалов вашей семьи. В заключение ведущий просит  обменяться  впечатлениями тех, кто стоял в кругу и тех, кто наблюдал за происходящим. Итог ведущего: «Круг – это символ формирования привязанности, единения членов семьи. Если  родители не смогли создать этих чувств, ребенок чувствует себя лишним. В таком случае может  вырасти, так называемый, «эмоциональный инвалид». 7. Упражнение «Ладошки».  Тихо звучит спокойная музыка. Ведущий просит всех присутствующих закрыть глаза и положить свои  руки на колени ладонями вверх. Один человек подходит к любому другому, кладет свои ладони на его ладони и садится на его место, а тот продолжает упражнение, и т.д. Упражнение выполняется молча в течение 5­7 минут. Ведущий просит поделиться ощущениями и впечатлениями тех, к кому подошли во время упражнения («Как изменялось ваше состояние?») и тех, к кому не подошли («А вы что чувствовали?»).  Чему учит нас это упражнение? Итог ведущего: «Для детей очень важно почувствовать прикосновение, внимание к себе взрослых.  Когда ладони одного человека прикасаются к ладоням другого, происходит контакт двух людей; и  третьего нет, никто не может вмешаться в контакт родителя с ребенком – ни второй родитель, ни  бабушка, ни другие дети.   Конечно, этот контакт не должен быть направлен против кого­то третьего,  иначе это приведет к формированию невротической личности ребенка!  Кроме согласованности воспитательных тактик в семье, еще должны быть выстроены диадические  отношения: у мамы и папы, у папы с ребенком, у мамы с ребенком. 8. Домашнее задание для родителей.  Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает  более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких  замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению,  что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем  приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для  выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат  достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня. Выполнение данной рекомендации не требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним  заданием.  Кроме того, попробуйте выполнить следующее: 1) В течение четырех дней после собрания, ни при каких обстоятельствах не повышать на ребенка  голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное  – без крика. 2) В течение двух дней после собрания стараться заменять все директивные указания свободным  выбором. Например, вместо «Иди спать» вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?»;  «Молока целый стакан налить или половину?»; «Из школы придешь сразу или на полчаса  задержишься?»; не «Делай, как я скажу», а «Может быть ты сделаешь, как я предложу?». 3) В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты  разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как вы думаете, чем  должно закончиться это упражнение?  9. Рефлексия. Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Ответы на вопросы:  1. Чем помогла Вам сегодняшняя встреча? 2. Какая часть вызвала особый интерес? 3. Ваши предложения и пожелания на будущее. 10. В завершение встречи родителям предлагаются памятки «Десять ключей успешного  воспитания».  Список литературы: 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, Сфера, 2003. – 253 с. 2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 5­11 классы. – М.: ВАКО, 2004. – 240 с. (Серия  «Педагогика. Психология. Управление»). 3. Десять ключей успешного воспитания // Первое сентября. – 2003, №21. 4. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей… / Пер.с англ.  Д.С.Лободенко – Мн.: ООО «СЛК», 1997. – 640 с. 5. Кипнис М. Тренинг семейных отношений. Часть 2. Родительство. – М.: «Ось ­89», 2008. – 144  с. (Действенный тренинг). 6. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико­коррекционный аспект). – М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 256 с. (Серия «Библиотека  школьного психолога»). 7. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с  родителями. – М.: 5 за знания, 2005. – 240 с. (Серия «Методическая библиотека»). 8. Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлаева // Школьный  психолог. – 2006, №19.

Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся

Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся

Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся

Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся

Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся

Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся

Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся

Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся

Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся

Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся

Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся

Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся

Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся

Активные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018