Активные и интерактивные формы обучения студентов математике
Оценка 4.6

Активные и интерактивные формы обучения студентов математике

Оценка 4.6
Особые потребности
docx
математика
Взрослым
11.02.2017
Активные и интерактивные формы обучения студентов математике
В соответствии с требованиями к условиям реализации ФГОС нового поколения преподавание математики не может обойтись без использования информационных технологий, как инструмента для совершенствования и оптимизации учебного процесса. Сегодня мультимедиа используется для разработки образовательных технологий и формирования новых эффективных средств обучения математики.
активные методы.docx
Активные и интерактивные формы обучения студентов математике Старикова Н. В., преподаватель математики  высшая  квалификационная категория Информационные технологии имеют огромный диапазон и потенциал возможностей для   совершенствования   учебного   процесса   средних   учебных   заведений   и   системы образования   в   целом.   Одним   из   дидактических   средств,   обладающих   значительным развивающим   потенциалом,   является   мультимедиа, позволяющая использовать   текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога, что расширяет области применения компьютера   в   учебном   процессе.   Изобразительный   ряд,   включая   образное   мышление, помогает обучаемому целостно   воспринимать   предлагаемый   материал.   Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет. Сегодня мультимедиа используется для разработки образовательных технологий и формирования новых эффективных средств обучения. В образовательном процессе активно применяются   мультимедийные технологии как средства при проведении различного типа занятий. В процессе чтения лекций применяются презентации,   содержащие   различные   виды   информации:   текстовую,   звуковую, графическую,   анимации.   Большую   популярность   приобрели   электронные   учебники,   где представлен   достаточно   широкий   арсенал мультимедийных средств,   что   не   идет   в сравнение с использованием обычных «бумажных» учебников. Кроме того, электронный учебник   является   одним   из   инструментов   самостоятельной   подготовки   обучаемого   по предмету. На практических занятиях – использование тестовых программ для закрепления и контроля знаний, электронных обучающих тетрадей, интерактивных задачников с разным уровнем сложности представления информации, видео задач. При   подборе мультимедийного средства   обучения   преподавателю   необходимо учитывать своеобразие и особенности конкретной учебной дисциплины, предусматривать специфику   соответствующей   науки,   ее   понятийного   аппарата,   особенности   методов исследования ее закономерностей. Мультимедийные технологии должны соответствовать целям и задачам курса обучения и органически вписываться в учебный процесс. 1 В   соответствии   с   требованиями   к   условиям   реализации   ФГОС   нового   поколения преподавание   математики   не   может   обойтись   без   использования   информационных технологий, как инструмента для совершенствования и оптимизации учебного процесса. Во время занятия презентация демонстрируется на экран большого размера, позволяя студентам хорошо видеть все, что на нем появляется. Презентация   применяется   на   различных   этапах   занятия.   Например,   на   этапе актуализации опорных знаний, в ходе фронтального опроса, текст вопроса появляется на экране, а после правильного ответа студентов осуществляется переход по гиперссылке к слайду   с   визуализацией   ответа.   В   качестве   фреймовых   опор   визуализируются   этапы решения задач, от которых легко и быстро можно перейти на слайд с новыми начальными условиями или рисунком, а затем продолжить решение задачи, а в случае необходимости вернуться назад к общей схеме. Это позволяет значительно экономить время и опрашивать большее количество студентов. На этапе объяснения нового материала, широко используется анимация объектов. На некоторых слайдах присутствует ряд эффектов анимации. Все дополнительные построения и   описание   этапов   решения   появляются   не   в   готовом   виде,   а   по   ходу   решения,   что позволяет быстрее понять и запомнить их последовательность. Благодаря   возможностям Power Point в   презентации   вставлены   видеоролики, позволяющие   проиллюстрировать   связь   математики   с   достижениями   человеческой цивилизации. Для закрепления нового материала используется разбор решения задач на готовых примерах. Это позволяет значительно увеличить объем решенных задач. Подведение итогов занятия, рефлексия также проводится с помощью презентации. На слайде   выводится   своего   рода   «опорный   конспект»,   и   каждый   студент   сам   для   себя определяет   степень   усвоения   новых   знаний   на   данном   аудиторном   занятии,   что   будет создавать дополнительную мотивацию для выполнения домашнего задания по теме. Студенты   отмечают,   что   такие   занятия   красочные,   наглядные,   динамичные, запоминающиеся. К недостаткам можно отнести усталость глаз, ведь демонстрационный экран – это тот же монитор компьютера, только увеличенный в несколько раз. Поэтому необходимо   проводить   физкультминутки   для   глаз,   а   также   разумно   сочетать мультимедийное сопровождение   занятий   и   традиционные   методы   преподавания математики. 2 Использование информационных технологий на занятиях по математике стимулирует познавательную активность студентов, облегчает восприятие новой информации, делает более успешным запоминание материала, основанного на динамичных зрительных образах, развивает пространственное воображение и умение логически мыслить. АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ    Метод   (в   дословном   переводе   на   русский   язык   означает   «путь   исследования, теория» и способ достижения какой­либо цели или решения конкретной задачи).  Метод   рассматривают   как   сочетание   способов   и   форм   обучения,   направленных   на достижение определенной цели обучения. Метод содержит способ и характер организации познавательной деятельности студентов, то есть представляет собойсистему совместных действий   преподавателя   и   студентов,   которые   вызывают   специфические   изменения   в психике,  в деятельности  субъекта  учения, обеспечивающие  формирование  у  субъектов учения определенного вида деятельности. Метод обучения может быть открыт, а способ обучения – изобретен. Рассмотрим соотношение таких терминов как метод, методика, технология. - Метод, лежащий в основе той или иной технологии, раскрывает структурный аспект всех выполняемых действий - Методика  реализуется  в образовательной  практике с  помощью определенной системы методов и приемов. - Технология обладает определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели, т.е. инструментовкой всех действий для ее достижения. Активные методы  Активные методы   ­  это способы активизации учебно­познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты. В основе традиционного объяснительно­иллюстративного подхода к обучению лежит принцип передачи студентам знаний в готовом виде. Вслучае же использования активных методов происходит смещение акцентов в направлении активизации умственной деятельности студентов. Активные   методы   обучения   позволяют   решить   одновременно   три   учебно­ организационные задачи 3 1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя; 2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных; 3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.  Активные методы       (классификация А.М. Смолкина) Неимитационные Имитационные - проблемная   лекция,   лекция вдвоём,   лекция   с   заранее запланированными   ошибками, лекция пресс­конференция; - эвристическая беседа;  - поисковая   лабораторная   работа студента; - учебная дискуссия;  - самостоятельная   работа   с литературой  - семинары; игровые - деловая игра;  - педагогические ситуации; - педагогические задачи; - ситуация   инсценирование различной деятельности неигровые - коллективная деятельность;  - ТРИЗ работа   мыслительная Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса 1   этап   –   первичное   овладение   знаниями.  Это   могут   быть   проблемная   лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д. 2   этап   –   контроль   знаний   (закрепление),   могут   быть   использованы   такие   методы   как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.  3 этап – формирование профессиональных умений, навыков  на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы. Интерактивные методы 4 От англ. (inter ­ “между”; act – “действие”)– позволяющие учиться взаимодействовать между собой.  Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся,   Эти   методы   наиболее   соответствуют   включая   педагога. личностоориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение   в   сотрудничестве),   причем   и   обучающийся   и   педагог   являются   субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера   группы,   фасилитатора,   создателя   условий   для   инициативы   учащихся. Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта. Классификация интерактивных методов обучения 1. Творческие задания. 2. Работа в малых группах. 3. Обучающие игры. 3.1. Ролевые. 3.2. Деловые. 3.3. Образовательные. 4. Использование общественных ресурсов. 4.1. Приглашение специалиста. 4.2. Экскурсии. 5. Социальные проекты. 5.1. Соревнования. 5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д. 6. Разминки (различного рода). 7. Изучение и закрепление нового информационного материала. 7.1. Интерактивная лекция. 7.2. Ученик в роли учителя. 5 7.3. Работа с наглядным пособием. 7.4. Каждый учит каждого.  7.5. Использование и анализ видео­, аудио­материалов; 7.6. Практическая задача, кейс­метод; разбор ситуаций из практики участника; 8. Работа с документами. 8.1. Составление документов. 8.2. Письменная работа по обоснованию своей   позиции. 9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем  10. Тестирование, экзамен с последующим анализом результатом  Педагогический   процесс   в   нашем   учебном   заведении   предполагает   обучение, обеспечивающее максимальное развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности,   формирование   познавательных   интересов   и   способностей,   творческой активности специалиста. будущего     При   подготовке     работника   среднего   звена   применяются   активные   формы   проведения занятий, где студенты являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, манипуляции,   вступают   в   диалог   с   преподавателем.   Основные   методы   это   творческие задания,   вопросы   от   студента   к   преподавателю,   и   от   преподавателя   к   студенту.             Значительная   роль   отведена   также   интерактивному   обучению   –   обучению, построенному   на   взаимодействии   всех   студентов,   включая   преподавателя.   Эти   методы наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и студент и преподаватель являются   субъектами   учебного   процесса.   Преподаватель   чаще   выступает   лишь   в   роли организатора   процесса   обучения,   лидера   группы,   создателя   условий   для   инициативы обучающихся.          Преподаватели    применяют на занятиях игровое обучение. Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально­ оценочной   деятельности.   Особенностями   игрового   обучения   являются:   творческий характер   деятельности,   импровизация;   состязательность   участников   в   процессе   игры; имитационный характер деятельности, в которой моделируется профессиональная сторона жизни   человека;   ограниченность   местом   действия,   продолжительностью,   рамками 6 пространства   и   времени.      При выборе и разработке практических ситуаций учитываются требования: содержание ситуации факты. отражает реальные события и             приобретение   навыков   выполнения   конкретных   приемов   деятельности.         Деловые   игры   направлены   на   снятие   определенных   практических   проблем,   Ролевые   игры   позволяют   отработать   тактику   поведения,   действий   конкретного   лица воображаемой   ситуации.   Для   проведения   этих   игр   разрабатывается   модель   ситуации, между студентами распределяются роли.      Активные методы, направленные на первичное овладение   знаниями   способствуют   развитию   мышления,   познавательных   интересов   и способностей, требуютзначительноговремени.   формированию   умений   и   навыков   самообразования,   но           В   практике   преподавания   дисциплин   математического   цикла     в   нашем   учебном заведении   применяется   многообразие   интерактивных   форм   обучения,   которые обеспечивают преподавателяистудентов. Для решения воспитательных и учебных задач используются следующие интерактивные взаимодействие педагогическое       формы:   интерактивная   экскурсия;   использование   кейс   ­   технологий;   проведение видеоконференций; круглый стол; мозговой штурм; дебаты; фокус – группа; деловые и ролевые игры; анализ конкретных практических ситуаций; учебные групповые дискуссии; тренинги. Умелое   применение   методов   и   приемов   активной   и   интерактивной   форм   проведения занятий позволяет формировать познавательный интерес обучающихся с целью достижения определенных учебно­воспитательных целей и выполнения образовательных задач. 7

Активные и интерактивные формы обучения студентов математике

Активные и интерактивные формы обучения студентов математике

Активные и интерактивные формы обучения студентов математике

Активные и интерактивные формы обучения студентов математике

Активные и интерактивные формы обучения студентов математике

Активные и интерактивные формы обучения студентов математике

Активные и интерактивные формы обучения студентов математике

Активные и интерактивные формы обучения студентов математике

Активные и интерактивные формы обучения студентов математике

Активные и интерактивные формы обучения студентов математике

Активные и интерактивные формы обучения студентов математике

Активные и интерактивные формы обучения студентов математике

Активные и интерактивные формы обучения студентов математике

Активные и интерактивные формы обучения студентов математике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017