"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"
Оценка 4.7

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
история +1
5 кл—11 кл
15.04.2017
"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"
В данной работе идет описание различных активных и интерактивных методов, которыми можно воспользоваться как на уроках истории, так и на уроках обществознания. В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения и именно все методы, более подробно, рассмотрены в данной педагогической статье.
Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания.docx
"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания" В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует, та в  основе, которой – роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три  метода: 1) Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и  воспроизвести материал, который передается им учителем­ источником знаний. Основные методы  это лекция, чтение, опрос. 2) Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания,  вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к  учителю, и от учителя к ученику. 3) Интерактивные: От англ. (inter ­ “между”; act – “действие”) таким образом дословный перевод  обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а  интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая  педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностоориентированному подходу, так как они  предполагают со­обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и  педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли  организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся. Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим  опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к  опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение  формируется на основе такого опыта. 1 В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20­х гг. ххв.  (проектный, лабораторно­бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики).  Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60­егг.), а также  “педагогики – сотрудничества” (70­80­егг) ­ Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других. Особо  интересен для нас и опыт американских коллег, поскольку в последние десятилетия ххв. Там  проводились многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных  методов, разработаны детальные руководства для учителей. Все эти методы и наработки  способствуют активному использованию интерактивных методов в массовой школе. Исследования проведенные в 80­х ггг. Национальным тренинговым центром (США, штат  Мэриленд), показали, что интерактивные позволяют резко увеличить % усвоения материала.  Результаты этого исследования отражены в таблице, получившей название “пирамида обучения”. Из которой видно, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция 05%, чтение  ­ 10%), а наибольший интерактивные (дискуссионные группы ­ 50%, практика через действие ­ 75%, обучение других, или немедленное применение ­ 90%). Здесь уместно привести китайскую  пословицу: “Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это  станет моим навсегда”. Многие педагоги, в частности и российские, критически оценивают эту “Пирамиду”.  Действительно, трудно точно измерить “усвоение материала”. К тому же мы знаем прекрасных  преподавателей, чьи лекции, почти дословно запечатлелись в нашей памяти. Бывают также  ученики, прекрасно усваивающие материал при чтении (развитая зрительная память). Но можно  согласиться, сто в среднем закономерность, выраженную “пирамидой”, могут проследить  практически все педагоги. С другой стороны, несмотря на свою спорность, “Пирамида” дает богатую пищу для размышлений  о роли методов преподавания, обращает внимание на важность интерактивных методов. Тенденция  отраженная в “Пирамиде” верно отражает высокий потенциал интерактивных методов,  позволяющих вести обсуждение в группах, практиковать и отрабатывать умения и навыки на уроке  и в реальной жизни. И это не случайно, поскольку интерактивные методы задействуют не только  сознание ученика, но и его чувства, а также волю (действие, практику), то есть включают в процесс  обучения, “целостного человека”. Место пассивных, активных и интерактивных методов также хорошо иллюстрирует так называемая “таксономия Блума” ­ таблица уровней и целей обучения и развития познавательных навыков,  разработанная группой американских психологов и педагогов под руководством профессора  Бенджамина Блума. Термин “таксономия” означает систематизацию объектов по определенным  критериям с целью создания определенной последовательности (иерархии). Блум предложил  иерархию учебных целей по их сложности. Таблица используется учителями практиками, и  показывает, что уровень знаний (информации) является лишь начальным этапом в обучении (хотя и  обязательным, базовым) Обучение должно продолжаться дальше, и педагог должен ставить перед  собой и другие цели. Проанализировав таблицу, становится ясным, что пассивные методы обучения ориентированы, как  правило, лишь на уровни знания и понимания, интерактивные же – задействуют все уровни  обучения. Но все вышесказанное, конечно, не означает, что нужно использовать только интерактивные  методы. Для обучения важны все виды методов и все уровни познания. “Плюсы” и “минусы”  применения пассивных и интерактивных методов мы также представили в виде таблицы. Эта  таблица также поможет преподавателю выбрать методы обучения в зависимости от цели и условий  работы.  Далее целесообразно представить перечень наиболее распространенных активных и интерактивных  методов. Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются  сложным переплетением нескольких приемов. Мы предлагаем очень условное объединение методов в группы, прежде всего по целям их использования. Использование тех или иных методов зависит  2 от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также  оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и тоже название используется для  обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными  именами. 1. Творческие задания. 2. Работа в малых группах. 3. Обучающие игры. 3.1. Ролевые. 3.2. Деловые. 3.3. Образовательные. 4. Использование общественных ресурсов. 4.1. Приглашение специалиста. 4.2. Экскурсии. 5. Социальные проекты. 5.1. Соревнования. 5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д. 6. Разминки (различного рода). 7. Изучение и закрепление нового информационного материала. 7.1. Интерактивная лекция. 7.2. Ученик в роли учителя. 7.3. Работа с наглядным пособием. 7.4. Каждый учит каждого. 8. Работа с документами (а также в ней). 8.1. Составление документов. 8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции. 9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем (а также). 9.1 ПОПС – формула. 9.2. Проектный метод. 9.3 Шкала мнений. 9.4. Дискуссия. 9.5. Дебаты. 9.6. Симпозиум. 10. Разрешение проблем (а также). 10.1. Мозговой штурм. 10.2. Дерево решений. 10.3. Переговоры и медиация. 3

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"

"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"
Скачать файл