"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
история +1
5 кл—11 кл
15.04.2017
В данной работе идет описание различных активных и интерактивных методов, которыми можно воспользоваться как на уроках истории, так и на уроках обществознания. В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения и именно все методы, более подробно, рассмотрены в данной педагогической статье.
Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания.docx
"Активные и интерактивные методы
преподавания на уроках истории и
обществознания"
В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует, та в
основе, которой – роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три
метода:
1) Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и
воспроизвести материал, который передается им учителем источником знаний. Основные методы
это лекция, чтение, опрос.
2) Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания,
вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к
учителю, и от учителя к ученику.
3) Интерактивные: От англ. (inter “между”; act – “действие”) таким образом дословный перевод
обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а
интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая
педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностоориентированному подходу, так как они
предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и
педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли
организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы
учащихся.
Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим
опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к
опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение
формируется на основе такого опыта.
1 В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20х гг. ххв.
(проектный, лабораторнобригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики).
Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60егг.), а также
“педагогики – сотрудничества” (7080егг) Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других. Особо
интересен для нас и опыт американских коллег, поскольку в последние десятилетия ххв. Там
проводились многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных
методов, разработаны детальные руководства для учителей. Все эти методы и наработки
способствуют активному использованию интерактивных методов в массовой школе.
Исследования проведенные в 80х ггг. Национальным тренинговым центром (США, штат
Мэриленд), показали, что интерактивные позволяют резко увеличить % усвоения материала.
Результаты этого исследования отражены в таблице, получившей название “пирамида обучения”. Из
которой видно, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция 05%, чтение
10%), а наибольший интерактивные (дискуссионные группы 50%, практика через действие 75%,
обучение других, или немедленное применение 90%). Здесь уместно привести китайскую
пословицу: “Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это
станет моим навсегда”.
Многие педагоги, в частности и российские, критически оценивают эту “Пирамиду”.
Действительно, трудно точно измерить “усвоение материала”. К тому же мы знаем прекрасных
преподавателей, чьи лекции, почти дословно запечатлелись в нашей памяти. Бывают также
ученики, прекрасно усваивающие материал при чтении (развитая зрительная память). Но можно
согласиться, сто в среднем закономерность, выраженную “пирамидой”, могут проследить
практически все педагоги.
С другой стороны, несмотря на свою спорность, “Пирамида” дает богатую пищу для размышлений
о роли методов преподавания, обращает внимание на важность интерактивных методов. Тенденция
отраженная в “Пирамиде” верно отражает высокий потенциал интерактивных методов,
позволяющих вести обсуждение в группах, практиковать и отрабатывать умения и навыки на уроке
и в реальной жизни. И это не случайно, поскольку интерактивные методы задействуют не только
сознание ученика, но и его чувства, а также волю (действие, практику), то есть включают в процесс
обучения, “целостного человека”.
Место пассивных, активных и интерактивных методов также хорошо иллюстрирует так называемая
“таксономия Блума” таблица уровней и целей обучения и развития познавательных навыков,
разработанная группой американских психологов и педагогов под руководством профессора
Бенджамина Блума. Термин “таксономия” означает систематизацию объектов по определенным
критериям с целью создания определенной последовательности (иерархии). Блум предложил
иерархию учебных целей по их сложности. Таблица используется учителями практиками, и
показывает, что уровень знаний (информации) является лишь начальным этапом в обучении (хотя и
обязательным, базовым) Обучение должно продолжаться дальше, и педагог должен ставить перед
собой и другие цели.
Проанализировав таблицу, становится ясным, что пассивные методы обучения ориентированы, как
правило, лишь на уровни знания и понимания, интерактивные же – задействуют все уровни
обучения.
Но все вышесказанное, конечно, не означает, что нужно использовать только интерактивные
методы. Для обучения важны все виды методов и все уровни познания. “Плюсы” и “минусы”
применения пассивных и интерактивных методов мы также представили в виде таблицы. Эта
таблица также поможет преподавателю выбрать методы обучения в зависимости от цели и условий
работы.
Далее целесообразно представить перечень наиболее распространенных активных и интерактивных
методов. Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются
сложным переплетением нескольких приемов. Мы предлагаем очень условное объединение методов
в группы, прежде всего по целям их использования. Использование тех или иных методов зависит
2 от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также
оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и тоже название используется для
обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными
именами.
1. Творческие задания.
2. Работа в малых группах.
3. Обучающие игры.
3.1. Ролевые.
3.2. Деловые.
3.3. Образовательные.
4. Использование общественных ресурсов.
4.1. Приглашение специалиста.
4.2. Экскурсии.
5. Социальные проекты.
5.1. Соревнования.
5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.
6. Разминки (различного рода).
7. Изучение и закрепление нового информационного материала.
7.1. Интерактивная лекция.
7.2. Ученик в роли учителя.
7.3. Работа с наглядным пособием.
7.4. Каждый учит каждого.
8. Работа с документами (а также в ней).
8.1. Составление документов.
8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.
9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем (а также).
9.1 ПОПС – формула.
9.2. Проектный метод.
9.3 Шкала мнений.
9.4. Дискуссия.
9.5. Дебаты.
9.6. Симпозиум.
10. Разрешение проблем (а также).
10.1. Мозговой штурм.
10.2. Дерево решений.
10.3. Переговоры и медиация.
3
"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"
"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"
"Активные и интерактивные методы преподавания на уроках истории и обществознания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.