Активные методы и средства обучения
Оценка 4.6

Активные методы и средства обучения

Оценка 4.6
Особые потребности
docx
администрации
Взрослым
30.03.2018
Активные методы и средства обучения
выступление на совещание предметно-цикловой комиссии математики, информатики и программирования по теме самообразования "Активные методы и средства обучения" для обобщения своего педагогического опыта, в данной работе приведены личные примеры использования методов и средств на уроках информатике со студентами 1-х курсов колледжа.Активные методы и средства обучения
Активные методы и средства обучения.docx
Активные методы и средства обучения Суворова Л.Е. Активный   метод   это   форма   взаимодействия   учащихся   и   учителя,   при   которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели,  а активные участники урока.  Если в пассивном уроке  основным действующим   лицом   и   менеджером   урока   был   учитель,   то   здесь   учитель   и   учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными   и   интерактивными   методами   ставят   знак   равенства,   однако,   несмотря   на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Под   активными   методами   обучения   понимаются   методы,   которые   реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе, в противоположность так называемым «традиционным подходам», где ученик играет более пассивную роль. Понятия «активное   социально­психологическое   обучение»,   «инновационное   обучение», «интенсивные   методы   обучения»   имеют   похожее   содержание.   Называть   эти   методы «активными» не совсем корректно, поскольку пассивным методов обучения в принципе не существует. Любое обучение предполагает определенную степень активности со стороны субъекта, так как без нее обучение невозможно. Но степень этой активности неодинакова.  Г.П.   Щедровицкий   называет   активными   методами   обучения   и   воспитания   те, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей». В   настоящее   время   наиболее   распространенными   являются   следующие   активные методы обучения:   Практический эксперимент;  Метод   проектов   ­   форма   организации   учебного   процесса,   ориентированная   на творческую   самореализацию   личности   учащегося,   развитие   его   интеллектуальных   и физических   возможностей,   волевых   качеств   и   творческих   способностей   в   процессе создания   новых   продуктов,   обладающих   объективной   или   субъективной   новизной, имеющих практическую значимость;  Групповые   обсуждения   ­   групповые   дискуссии   по   конкретному   вопросу   в относительно небольших группах (от 6 до 15 человек);  Мозговой штурм ­ специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующих творческое мышление каждого участника;   Деловые игры ­ метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку   определенных   рецептов   эффективной   учебной   и   профессиональной деятельности;   Ролевые   игры   ­   метод,   используемый   для   усвоения   новых   знаний   и   отработки определенных   навыков   в   сфере   коммуникаций.   Ролевая   игра   предполагает   участие   не менее двух «игроков», каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью;   Баскет­метод   ­   метод   обучения   на   основе   имитации   ситуаций.   Например, обучаемому   предлагается   выступить   в   роли   экскурсовода   по   музею   компьютерной техники. В материалах для подготовки он получает всю необходимую информацию об экспонатах, представленных в зале;    Тренинги   ­   обучение,   при   котором   в   ходе   проживания   или   моделирования специально   заданных   ситуаций   обучающиеся   имеют   возможность   развить   и   закрепить необходимые   знания   и   навыки,   изменить   свое   отношение   к   собственному   опыту   и применяемым в работе подходам;   Обучение с использованием компьютерных обучающих программ;   Анализ практических ситуаций­ метод обучения навыкам принятия решений, его целью   является   научить   учащихся   анализировать   информацию,   выявлять   ключевые проблемы,   генерировать   альтернативные   пути   решения,   оценивать   их,   выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.   Применение  ИКТ Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью учащихся (большинство методов обучения можно использовать   в   небольших   группах).   Но   в   первую   очередь   выбор   метода   определяется дидактической задачей. Для выбора конкретного активного метода можно воспользоваться приведенной классификацией методов активного обучения  Я постоянно использую ресурсы Интернет в своей педагогической деятельности:  при подборе материала для подготовки к урокам;   для личного профессионального развития;   для повышения мотивации студентов к обучению. Работу студентов в классе с использованием ресурсов сети Интернет организую следующим образом:  фронтально (виртуальные путешествия, экскурсии, сетевые проекты);  индивидуально (поиск, отбор и анализ информации);  в группах (выполнение общего учебного проекта). При   использовании   информационных   ресурсов   Интернет   в   организации познавательной   деятельности   студентов   на   уроке   и   в   ходе   самостоятельной   работы необходимо   учитывать   их   возрастные   особенности,   уровень   подготовленности   и имеющиеся для этого условия. Также на различных этапах урока я использую различные активные методы. На этапе актуализация знаний я использую приём «До­После». Прием из технологии развития критического мышления, может быть использован на первом   этапе   урока,   как   прием,   актуализирующий   знания   учащихся,   а   также   на   этапе рефлексии. В таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, понятиях, о решении задачи. Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, проведен эксперимент, прочитан текст и т.д. Далее ученики сравнивают содержание "До" и "После" и делают выводы. Например,   используя   данный   прием,   стараюсь   выбирать   понятия,   знакомые студентам из повседневной жизни или из курса школы, например, компьютерные вирусы, сети, алгоритмы, растровая графика, информация и т.п. На этапе постановка проблемной задачи, мною используется приём “Удивляй!”. Это   универсальный   приём,   направленный   на   активизацию   мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Преподаватель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Например,   тема   урока   «Процессор».   Заинтересовать   обучающихся   можно следующими фактами: что было бы, если бы процессор работал не со скоростью сотни миллионов байтов в секунду, а в привычном для человека ритме? Как часто получал бы он сигналы? Сигналы от клавиатуры он получал бы один раз в десять лет. Обработка слова «компьютер» занимала бы почти 100 лет. Перемещение указателя мыши из одного угла экрана в другой заняло бы тысячелетие. Прием   «Отсроченная   отгадка» формирует   умения   анализировать   и   сопоставлять факты, определять противоречие, находить решение имеющимися ресурсами. Например, урок «Относительная и абсолютная адресация в Excel» Обучающимся предлагаю   найти   цену   в   рублях,   зная   курс   доллара   и   заполнить   таблицу:   (таблица представлена не полностью) курс доллара 34,40 р.   товары Телевизор Монитор Компьютер цена в долларах цена в рублях $1040,00 $129,00 $435,00     Сканер Действуя   по   алгоритму,   изученному   на   прошлом   уроке,   обучающиеся   быстро заметят, что их вычисления неверны. Обсуждаем, в чем их ошибка. Вместе делаем вывод и пытаемся сформулировать тему урока. $87,00   Метод «Пила». Метод заключается в следующем: студенты организуются в группы по   3­4   человека   (в   зависимости   от   количества   форматов)   для   работы   над   учебным материалом (чаще всего презентация или ресурсы в сети Интернет).  Каждый студент находит материал по своей части. Затем студенты, состоящие в разных   группах,   но   изучающие   один   и   тот   же   вопрос,   встречаются,   обмениваются информацией   по   данному   вопросу   («встреча   экспертов»).   Затем   возвращаются   в   свои группы и рассказывают обо всем, что нового узнали. Отчитываются  по теме каждый в отдельности и вся команда в целом. Преподаватель может спросить любого студента по любому вопросу.  В итоге проводится выступление каждого члена команды  по одному  вопросу и по ходу выступления составляется таблица, которая переносится студентами в тетрадь.) На этапе изучение нового материала, использую метод «Потерянное звено» Задание дается с недостаточной информацией для его выполнения, что побуждает учащихся задать вопросы и определить цель дальнейшей познавательной деятельности. На этапе закрепления материала использую метод «Лови ошибку». Метод заключается в том, чтобы студенты, используя материал прошлого урока вычислили ошибку в утверждении или определении. Также мною используются элементы деловой игры на практических занятиях. 1. Бутурлакина Т. Ю. Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nsportal.ru/npo­spo/gumanitarnye­ nauki/library/metodicheskoe­posobie­po­sozdaniyu­sovremennogo­uroka­po­fgos Список литературы: Интернет­каталог дидактических приемов обучения– [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://wiki.pippkro.ru/ 2. 3. 4. Портал «Российское   образование»,   глоссарий   [Электронный   ресурс] — Режим доступа:  http://www.edu.ru/index.php?op=word&page_id=50&wid=11  Цифровой   конструктор   урока   [Электронный   ресурс] —   Режим   доступа:  https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/home 5. Современные способы   активизации   обучения:   учеб.   пособие   для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. –  М.: Академия, 2008 .­ 176с. 6. Современные   образовательные   технологии:   учебное   пособие   /   Н.В.Бордовской и др. – М.: КНОРУС, 2010. – 432с.   под   ред. новая     форма     и   7. Щедровицкий,  Г.  П.,  Котельников,  С.  И.   Организационно­деятельностная  игра как     развития   коллективной мыследеятельности     //   Социальные     конфликты:     экспертиза,   прогнозирование, технологии     разрешения.     СМД     методология     в   конфликтологии   /   Г.   П. Щедровицкий, С.И.Котельников  .  –  СПб. — М.  –2004. – Вып.21. – С.6­19   организации     метод

Активные методы и средства обучения

Активные методы и средства обучения

Активные методы и средства обучения

Активные методы и средства обучения

Активные методы и средства обучения

Активные методы и средства обучения

Активные методы и средства обучения

Активные методы и средства обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2018