Активные методы обучения и педагогические средства, обеспечивающие реализацию системно - деятельностного подхода.
Оценка 4.7

Активные методы обучения и педагогические средства, обеспечивающие реализацию системно - деятельностного подхода.

Оценка 4.7
Лекции +1
docx
биология
Взрослым
27.03.2018
Активные методы  обучения  и педагогические средства, обеспечивающие реализацию  системно - деятельностного подхода.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить: - становление личности школьника, - раскрытие его индивидуальных возможностей.
Как организовать современный урок.docx
ГБОУ СОШ с.Девлезеркино м.р.Челно­Вершинский Самарской области Активные методы обучения и педагогические средства, обеспечивающие реализацию системно - деятельностного подхода. учитель биологии  и химии Казанцев Борис Александрович 2016 г. . Методические рекомендации по организации урока  в рамках системно­деятельностного подхода Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования  образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и  личностные потребности и интересы.  В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить: ­ становление личности школьника, ­ раскрытие его индивидуальных возможностей. Что значит "деятельность"? Во­первых,     деятельность ­ это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на  результат. С самого начала в  системно­деятельностном  подходе выделяется результат деятельности  (стандарты нацеливают на результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий).  Во­вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь  (коррекция, обратная ориентация ). Важно увидеть, что все действия не разорваны.  В­третьих, в деятельности надо учитывать психолого­возрастные и индивидуальные особенности  развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. Таким образом, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам  процесс преобразования и его результат. Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у  человека как образ предвидимого результата созидания. Задача школы на современном этапе ­ не дать объем знаний, а научить учиться. Слайд 2 Каждый раз, когда учитель составляет проект (сценарий) очередного урока, он задает себе одни и те же  вопросы: а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; в) какие методы и средства обучения выбрать; г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников. д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и  ценностных ориентаций. Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у  учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с  целью овладения новыми знаниями. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать  эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Слайд 3 При  системно­деятельностном  подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения  знаниями. а) восприятие информации; б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация  знаний, преобразование информации); в) запоминание (создание образа); г) самооценка. Деятельностный подход ­ это организация учебного процесса, в котором главное место  отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной  деятельности школьника. Слайд 4 Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: 1. уроки «открытия» нового знания; 2. уроки рефлексии; 3. уроки общеметодологической направленности; 4. уроки развивающего контроля. Слайд 5 1. Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Слайд 6 2. Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно­контрольного  типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление  их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. Слайд 7 3. Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с  построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно­методических линий. Слайд 8 4. Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает: 1. предъявление контролируемого варианта; 2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии; 3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму; 4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием. Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в  соответствии со следующей структурой: 1. написание учащимися варианта контрольной работы; 2. сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы; 3. оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями. Слайд 9 Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать  его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при  построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод  обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для  построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником. Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности  урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся. 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою  готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности  учащихся в учебном процессе. 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы  обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное  формирование контрольно­оценочной деятельности у обучающихся). 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого  специальные приемы. Слайды 19 ­36 пример урока Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии  демонстрационно­наглядного метода обучения является, во­первых, то, что предложенная структура  описывает деятельность не учителя, а учащихся. Предложенная технология носит интегративный характер: в ней синтезированы не конфликтующие между  собой идеи из концепций развивающего образования ведущих российских педагогов и психологов с позиций  преемственности с традиционной школой. Действительно, при реализации шагов 1, 2, 5­9 выполняются  требования со стороны технологии демонстрационно­наглядного обучения к организации передачи учащимся  знаний, умений и навыков; шаги 2­8 обеспечивают системное прохождение ими всех этапов, выделенных П.Я.  Гальпериным как необходимых для глубокого и прочного усвоения знаний; завершение 2­го шага связано с  созданием затруднения в деятельности («коллизии»), являющегося, по мнению Л.В. Занкова, необходимым  условием реализации задач развивающего обучения. На этапах 2­5, 7, 9 обеспечиваются требования к  организации учебной деятельности учащихся, разработанные В.В. Давыдовым. Таким образом,  методологическая версия теории деятельности позволила построить последовательность деятельностных  шагов, которая может использоваться в современной сфере образования в качестве синтезирующего предиката.

Активные методы обучения и педагогические средства, обеспечивающие реализацию системно - деятельностного подхода.

Активные методы  обучения  и педагогические средства, обеспечивающие реализацию  системно - деятельностного подхода.

Активные методы обучения и педагогические средства, обеспечивающие реализацию системно - деятельностного подхода.

Активные методы  обучения  и педагогические средства, обеспечивающие реализацию  системно - деятельностного подхода.

Активные методы обучения и педагогические средства, обеспечивающие реализацию системно - деятельностного подхода.

Активные методы  обучения  и педагогические средства, обеспечивающие реализацию  системно - деятельностного подхода.

Активные методы обучения и педагогические средства, обеспечивающие реализацию системно - деятельностного подхода.

Активные методы  обучения  и педагогические средства, обеспечивающие реализацию  системно - деятельностного подхода.

Активные методы обучения и педагогические средства, обеспечивающие реализацию системно - деятельностного подхода.

Активные методы  обучения  и педагогические средства, обеспечивающие реализацию  системно - деятельностного подхода.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2018