Активные методы обучения и педагогические средства, обеспечивающие реализацию системно - деятельностного подхода.
Оценка 4.7
Лекции +1
docx
биология
Взрослым
27.03.2018
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.
В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:
- становление личности школьника,
- раскрытие его индивидуальных возможностей.
Как организовать современный урок.docx
ГБОУ СОШ с.Девлезеркино
м.р.ЧелноВершинский
Самарской области
Активные методы
обучения и педагогические средства,
обеспечивающие реализацию системно
- деятельностного подхода.
учитель биологии и химии
Казанцев Борис Александрович 2016 г.
.
Методические рекомендации по организации урока
в рамках системнодеятельностного подхода
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования
образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и
личностные потребности и интересы.
В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:
становление личности школьника,
раскрытие его индивидуальных возможностей.
Что значит "деятельность"?
Вопервых,
деятельность это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на
результат. С самого начала в системнодеятельностном подходе выделяется результат деятельности
(стандарты нацеливают на результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий).
Вовторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь
(коррекция, обратная ориентация ). Важно увидеть, что все действия не разорваны.
Втретьих, в деятельности надо учитывать психологовозрастные и индивидуальные особенности
развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.
Таким образом, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам
процесс преобразования и его результат. Согласно современным взглядам, цель деятельности возникает у
человека как образ предвидимого результата созидания.
Задача школы на современном этапе не дать объем знаний, а научить учиться.
Слайд 2
Каждый раз, когда учитель составляет проект (сценарий) очередного урока, он задает себе одни и те же
вопросы:
а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и
ценностных ориентаций.
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у
учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с
целью овладения новыми знаниями.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать
эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Слайд 3
При системнодеятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения
знаниями.
а) восприятие информации;
б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация
знаний, преобразование информации);
в) запоминание (создание образа);
г) самооценка. Деятельностный подход это организация учебного процесса, в котором главное место
отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной
деятельности школьника. Слайд 4
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
1. уроки «открытия» нового знания;
2. уроки рефлексии;
3. уроки общеметодологической направленности;
4. уроки развивающего контроля.
Слайд 5
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Слайд 6
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционноконтрольного
типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление
их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Слайд 7
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с
построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательнометодических линий.
Слайд 8
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
1. предъявление контролируемого варианта;
2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в
соответствии со следующей структурой:
1. написание учащимися варианта контрольной работы;
2. сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
3. оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Слайд 9
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать
его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при
построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод
обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для
построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности
урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою
готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности
учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы
обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное
формирование контрольнооценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого
специальные приемы. Слайды 19 36 пример урока
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии
демонстрационнонаглядного метода обучения является, вопервых, то, что предложенная структура
описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Предложенная технология носит интегративный характер: в ней синтезированы не конфликтующие между
собой идеи из концепций развивающего образования ведущих российских педагогов и психологов с позиций
преемственности с традиционной школой. Действительно, при реализации шагов 1, 2, 59 выполняются
требования со стороны технологии демонстрационнонаглядного обучения к организации передачи учащимся
знаний, умений и навыков; шаги 28 обеспечивают системное прохождение ими всех этапов, выделенных П.Я.
Гальпериным как необходимых для глубокого и прочного усвоения знаний; завершение 2го шага связано с
созданием затруднения в деятельности («коллизии»), являющегося, по мнению Л.В. Занкова, необходимым
условием реализации задач развивающего обучения. На этапах 25, 7, 9 обеспечиваются требования к
организации учебной деятельности учащихся, разработанные В.В. Давыдовым. Таким образом,
методологическая версия теории деятельности позволила построить последовательность деятельностных
шагов, которая может использоваться в современной сфере образования в качестве синтезирующего предиката.
Активные методы обучения и педагогические средства, обеспечивающие реализацию системно - деятельностного подхода.
Активные методы обучения и педагогические средства, обеспечивающие реализацию системно - деятельностного подхода.
Активные методы обучения и педагогические средства, обеспечивающие реализацию системно - деятельностного подхода.
Активные методы обучения и педагогические средства, обеспечивающие реализацию системно - деятельностного подхода.
Активные методы обучения и педагогические средства, обеспечивающие реализацию системно - деятельностного подхода.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.