Активные методы взаимодействия с родителями в школе "Психология – родителям"

  • Работа с родителями
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 10.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям. В настоящее время все чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой, гармоничным характером встречаются дети эмоционально неустойчивые. У детей нередко наблюдаются самые разные варианты личностной акцентуации: импульсивность, агрессивность, лживость, а так же повышенная ранимость, избыточная эмоциональная чувствительность, застенчивость, замкнутость и т.д. (А.Ю.Монахова). Многие родители хотят научиться лучше воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут их использовать на доступном им уровне. Совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами, показать, каким образом можно повысить самооценку ребенку, дать ему возможности для личностного роста, научить лучше чувствовать и понимать своего ребенка, открыто и честно строить взаимодействие необходимо.
Иконка файла материала Активные методы взаимодействия с родителями в школе.doc
Активные методы взаимодействия с родителями в школе "Психология – родителям"  “Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать…” И. Кант В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. Исследования показывают, что  современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов.  Консультации нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они  необходимы и благополучным семьям. В настоящее время все чаще наряду с детьми с  уравновешенной психикой, гармоничным характером встречаются дети эмоционально неустойчивые.  У детей нередко наблюдаются самые разные варианты личностной акцентуации: импульсивность,  агрессивность, лживость, а так же повышенная ранимость, избыточная эмоциональная  чувствительность, застенчивость, замкнутость и т.д. (А.Ю.Монахова). Многие родители хотят научиться лучше воспитывать своих детей, им нужны средства и методики,  они могут их использовать на доступном им уровне. Совсем не обязательно давать родителям  глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами, показать, каким образом  можно повысить самооценку ребенку, дать ему возможности для личностного роста, научить лучше  чувствовать и понимать своего ребенка, открыто и честно строить взаимодействие необходимо. Можно привести немало примеров, когда вмешательство психолога, проведенная беседа,  консультация с родителем приносили безусловную пользу. Эффективная работа психолога с  родителями становилась предпосылкой к формированию нового отношения родителей, способного  улучшить какое – то качество личности, облегчить адаптацию ребенка к новым условиям или  смягчить семейные сложности. Чтобы укрепить сотрудничество нашего детского сада и семьи, стремимся разнообразить формы и  методы взаимодействия с семьей. Все мы только выигрываем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, учатся содействовать его гармоничному развитию,  активно сотрудничать с детским садом. Поскольку родители являются первыми педагогами, а дошкольные учреждения оказывают им помощь в воспитании и развитии ребенка (Закон “Об образовании” ст.18), родители играют главную роль в  сообществе педагог – родитель ­ ребенок. Установить “обратную связь” с ними, учесть их пожелания  и интересы нам помогли анкеты с различными типами вопросов: 1. В 2005 году был проведен опрос 75 родителей детей, посещающих наш детский сад. Большую  активность проявили мамы детей (92% от числа опрошенных).  2. Анализ полученных сведений показал:    большинство родителей были настроены позитивно, демонстрировали готовность  сотрудничать, но с оговоркой (дефицит времени);  отсутствовало четкое представление о системе совместной работы родителей и психолога. Пожелания родителей относительно результатов совместной деятельности выглядели следующим  образом:Получить максимально полную информацию о своем ребенке хотели бы 68% опрошенных,   Получить информацию о психологии дошкольника – 63%(что, к сожалению, говорит о низком  уровне психологической грамотности)  Получить возможность общения с психологом – 55%  Получить психологическую консультацию по решению проблем­ 36%  Научиться определять способности детей – 8%  Получить возможность общения с родителями других детей – 4%. Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от психологической  службы ДОУ, очертить круг вопросов, увидеть трудности и проблемы родителей в воспитании и  развитии детей. И, кроме того, стало понятно, что занять активную позицию в образовательном  процессе ДОУ нашим родителям не позволяет низкий уровень психологической компетентности.  Формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) оказались недостаточно эффективными. Как поменять ситуацию в лучшую  для наших воспитанников сторону? Решили, что, скорее всего, этому будут способствовать тесные  контакты педагога­психолога и родителей воспитанников. Задачи работы сформировали исходя из Положения о психологической службе в системе народного  образования. Их решение должно было:    повысить уровень психологической грамотности родителей, помочь созданию образовательного пространства, которое объединит усилия психолога и  родителей для сопровождения личностного и возрастного развития ребенка.  Приоритетом организации работы с родителями стало сотрудничество, а средством ­ общение,  несмотря на то, что это самый привычный способ устанавливать отношения с людьми. Но методы  общения и взаимодействия были выбраны активные:       лекция – диалог, беседа, где условием творческой активности слушателей является  индивидуальный подход;  дискуссия – “круглый стол”, совместное обсуждение какой – либо проблемы; исследование – получение знаний на исследовательской основе с применением различных схем  организации (встреча с проблемой, эвристические вопросы, интересные задания); психологические тренинги, игры (ситуативно­ролевые, разогревающие и т.д.); диагностика, рефлексия (тесты, опросники, задания). Все эти методы использовались и используются в настоящее время в работе двухгодичной школы  “Психология ­ родителям”.  Деятельность школы осуществляется с 2005 года на основании приказа, положения и планов,  утвержденных заведующим. Кроме того, были разработаны показатели деятельности школы:  1.количественные:   увеличение числа участников школы,  число обращений родителей к психологу за рекомендациями.  2.качественные:     появление у родителей психологических знаний,  активное участие родителей в беседах, дискуссиях,  обмен опытом воспитания с другими родителями,  осознание собственных ошибок,  анализ поступков детей и своих действий, поиск причин того или иного явления.  Ежегодно в планы включется 4 занятия длительностью до 50 минут, которые проводятся 1 раз в 2  месяца. Примерная структура их такова:   Постановка проблемы (изложение сути, краткое изложение теоретического материала)   Демонстрация наглядных средств для предъявления проблемы (результаты диагностики,  продукты детской деятельности, статистические или диагностические данные и т.п.)   Осуществление исследовательской деятельности родителей (индивидуальной, подгрупповой),  поиск вариантов решения, формулировка предложений или ответов   Подведение итогов.   Оценка процесса и содержания, рефлексия.  Практическая реализация, применение. Использование активных методов взаимодействия с родителями:     ставит родителей в активную позицию, позволяет сделать родителей активными участниками  педагогического процесса; повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом; с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи (имеют  диагностическую функцию), но поскольку их диагностическая функция для родителей  неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие  оказывает фактор социальной желательности; углубляется воздействие психолога на родителей: они получают опыт непосредственного  проживания и отреагирования, что способствует интеграции психологических знаний и  навыков. Анализ работы по организации школы “Психология – родителям” показывает:   число участников школы “Психология – родителям” увеличилось с 8 до 62;  число обращений за индивидуальными консультациями в течение учебного года: по проблемам общения (замкнутость, обидчивость, неумение “постоять за себя”); проблемам, связанным с умственным развитием; эмоциональному неблагополучию (дети проявляют неуверенность в себе, испытывают страхи и т.п.),  проблемам детско­родительских взаимоотношений (дети не слушаются родителей) возросло с 54 до  102. Возрос уровень психологической компетентности родителей. По результатам анкетирования 62  участников школы “Психология – родителям”   высокий уровень психологических знаний имеют 5 % родителей; средний уровень психологических знаний имеют 72%.Этому способствовали наиболее эффективные методы работы с родителями: тесты, беседы,  тренинговые задания, психологические игры: деловые, разогревающие.  Но, к сожалению, низкий уровень психологических знаний имеют ­ 23% участников школы, что дает  информацию к размышлению, чтобы подобрать индивидуальные активные методы взаимодействия для этих родителей.  ЛИТЕРАТУРА 1. Алоева М.А., Бейсова В.Е. Родительское собрание в 3–4 классах. Ростов н/Д: изд­во “Феникс”,  2004.  2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего  ребенка. – М.6 АСТ – ПРЕСС, 1999. 3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. –  М.: ТЦ Сфера, 2005. 4. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты  лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2004. 5. Клюева Н.В, Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития:  Академия холдинг, 2001. 6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с  гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000. 7. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль: Академия  развития: Академия холдинг: 2002. 8. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для  работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004.