В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям. В настоящее время все чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой, гармоничным характером встречаются дети эмоционально неустойчивые. У детей нередко наблюдаются самые разные варианты личностной акцентуации: импульсивность, агрессивность, лживость, а так же повышенная ранимость, избыточная эмоциональная чувствительность, застенчивость, замкнутость и т.д. (А.Ю.Монахова).
Многие родители хотят научиться лучше воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут их использовать на доступном им уровне. Совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами, показать, каким образом можно повысить самооценку ребенку, дать ему возможности для личностного роста, научить лучше чувствовать и понимать своего ребенка, открыто и честно строить взаимодействие необходимо.
Активные методы взаимодействия с родителями в школе "Психология – родителям"
“Два человеческих изобретения
можно считать самыми трудными,
а именно: искусство управлять и
искусство воспитывать…”
И. Кант
В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. Исследования показывают, что
современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов.
Консультации нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они
необходимы и благополучным семьям. В настоящее время все чаще наряду с детьми с
уравновешенной психикой, гармоничным характером встречаются дети эмоционально неустойчивые.
У детей нередко наблюдаются самые разные варианты личностной акцентуации: импульсивность,
агрессивность, лживость, а так же повышенная ранимость, избыточная эмоциональная
чувствительность, застенчивость, замкнутость и т.д. (А.Ю.Монахова).
Многие родители хотят научиться лучше воспитывать своих детей, им нужны средства и методики,
они могут их использовать на доступном им уровне. Совсем не обязательно давать родителям
глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами, показать, каким образом
можно повысить самооценку ребенку, дать ему возможности для личностного роста, научить лучше
чувствовать и понимать своего ребенка, открыто и честно строить взаимодействие необходимо.
Можно привести немало примеров, когда вмешательство психолога, проведенная беседа,
консультация с родителем приносили безусловную пользу. Эффективная работа психолога с
родителями становилась предпосылкой к формированию нового отношения родителей, способного
улучшить какое – то качество личности, облегчить адаптацию ребенка к новым условиям или
смягчить семейные сложности.
Чтобы укрепить сотрудничество нашего детского сада и семьи, стремимся разнообразить формы и
методы взаимодействия с семьей. Все мы только выигрываем оттого, что родители осознают важность
своего влияния на развитие личности ребенка, учатся содействовать его гармоничному развитию,
активно сотрудничать с детским садом.
Поскольку родители являются первыми педагогами, а дошкольные учреждения оказывают им помощь
в воспитании и развитии ребенка (Закон “Об образовании” ст.18), родители играют главную роль в
сообществе педагог – родитель ребенок. Установить “обратную связь” с ними, учесть их пожелания
и интересы нам помогли анкеты с различными типами вопросов:
1. В 2005 году был проведен опрос 75 родителей детей, посещающих наш детский сад. Большую
активность проявили мамы детей (92% от числа опрошенных).
2. Анализ полученных сведений показал:
большинство родителей были настроены позитивно, демонстрировали готовность
сотрудничать, но с оговоркой (дефицит времени);
отсутствовало четкое представление о системе совместной работы родителей и психолога.
Пожелания родителей относительно результатов совместной деятельности выглядели следующим
образом:Получить максимально полную информацию о своем ребенке хотели бы 68% опрошенных,
Получить информацию о психологии дошкольника – 63%(что, к сожалению, говорит о низком
уровне психологической грамотности)
Получить возможность общения с психологом – 55%
Получить психологическую консультацию по решению проблем 36%
Научиться определять способности детей – 8%
Получить возможность общения с родителями других детей – 4%.
Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от психологической
службы ДОУ, очертить круг вопросов, увидеть трудности и проблемы родителей в воспитании и
развитии детей. И, кроме того, стало понятно, что занять активную позицию в образовательном
процессе ДОУ нашим родителям не позволяет низкий уровень психологической компетентности.
Формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях,
наглядная агитация и др.) оказались недостаточно эффективными. Как поменять ситуацию в лучшую
для наших воспитанников сторону? Решили, что, скорее всего, этому будут способствовать тесные
контакты педагогапсихолога и родителей воспитанников.
Задачи работы сформировали исходя из Положения о психологической службе в системе народного
образования. Их решение должно было:
повысить уровень психологической грамотности родителей,
помочь созданию образовательного пространства, которое объединит усилия психолога и
родителей для сопровождения личностного и возрастного развития ребенка.
Приоритетом организации работы с родителями стало сотрудничество, а средством общение,
несмотря на то, что это самый привычный способ устанавливать отношения с людьми. Но методы
общения и взаимодействия были выбраны активные:
лекция – диалог, беседа, где условием творческой активности слушателей является
индивидуальный подход;
дискуссия – “круглый стол”, совместное обсуждение какой – либо проблемы;
исследование – получение знаний на исследовательской основе с применением различных схем
организации (встреча с проблемой, эвристические вопросы, интересные задания);
психологические тренинги, игры (ситуативноролевые, разогревающие и т.д.);
диагностика, рефлексия (тесты, опросники, задания).
Все эти методы использовались и используются в настоящее время в работе двухгодичной школы
“Психология родителям”.
Деятельность школы осуществляется с 2005 года на основании приказа, положения и планов,
утвержденных заведующим. Кроме того, были разработаны показатели деятельности школы:
1.количественные:
увеличение числа участников школы,
число обращений родителей к психологу за рекомендациями.
2.качественные:
появление у родителей психологических знаний,
активное участие родителей в беседах, дискуссиях,
обмен опытом воспитания с другими родителями,
осознание собственных ошибок,
анализ поступков детей и своих действий, поиск причин того или иного явления.
Ежегодно в планы включется 4 занятия длительностью до 50 минут, которые проводятся 1 раз в 2
месяца. Примерная структура их такова:
Постановка проблемы (изложение сути, краткое изложение теоретического материала)
Демонстрация наглядных средств для предъявления проблемы (результаты диагностики,
продукты детской деятельности, статистические или диагностические данные и т.п.)
Осуществление исследовательской деятельности родителей (индивидуальной, подгрупповой),
поиск вариантов решения, формулировка предложений или ответов
Подведение итогов.
Оценка процесса и содержания, рефлексия.
Практическая реализация, применение.
Использование активных методов взаимодействия с родителями:
ставит родителей в активную позицию, позволяет сделать родителей активными участниками
педагогического процесса;
повышает готовность родителей к взаимодействию с психологом;
с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи (имеют
диагностическую функцию), но поскольку их диагностическая функция для родителей
неочевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие
оказывает фактор социальной желательности;
углубляется воздействие психолога на родителей: они получают опыт непосредственного
проживания и отреагирования, что способствует интеграции психологических знаний и
навыков.
Анализ работы по организации школы “Психология – родителям” показывает:
число участников школы “Психология – родителям” увеличилось с 8 до 62;
число обращений за индивидуальными консультациями в течение учебного года:
по проблемам общения (замкнутость, обидчивость, неумение “постоять за себя”);
проблемам, связанным с умственным развитием;
эмоциональному неблагополучию (дети проявляют неуверенность в себе, испытывают страхи и т.п.),
проблемам детскородительских взаимоотношений (дети не слушаются родителей) возросло с 54 до
102.
Возрос уровень психологической компетентности родителей. По результатам анкетирования 62
участников школы “Психология – родителям”
высокий уровень психологических знаний имеют 5 % родителей;
средний уровень психологических знаний имеют 72%.Этому способствовали наиболее эффективные методы работы с родителями: тесты, беседы,
тренинговые задания, психологические игры: деловые, разогревающие.
Но, к сожалению, низкий уровень психологических знаний имеют 23% участников школы, что дает
информацию к размышлению, чтобы подобрать индивидуальные активные методы взаимодействия для
этих родителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алоева М.А., Бейсова В.Е. Родительское собрание в 3–4 классах. Ростов н/Д: издво “Феникс”,
2004.
2. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего
ребенка. – М.6 АСТ – ПРЕСС, 1999.
3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. –
М.: ТЦ Сфера, 2005.
4. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты
лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
5. Клюева Н.В, Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития:
Академия холдинг, 2001.
6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с
гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.
7. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль: Академия
развития: Академия холдинг: 2002.
8. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: пособие для
работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004.