Актуальность экологического воспитания в формировании гражданских качеств личности школьника
На современном
этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую
остроту. Актуальность современных экологических проблем ставит перед педагогической
общественностью задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного
отношения к природе, способного решать вопросы
рационального природопользования, защиты и
возобновления природных богатств. Чтобы данные требования превратились в норму поведения
каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство
ответственности за сохранение
природной среды. Для сохранения и улучшения
экологического состояния природной среды необходимо выработать принципы, согласно
которым детям с ранних лет будут прививаться самые простые азы экологического
образования и воспитания.
Экологическое образование – целенаправленно организованный, планомерно и систематически
осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками. Экологическое
образование детей – новое направление
педагогики, складывающееся в последние годы и
сменившее
традиционно представленное в программах ознакомление
детей с
природой. Экологическое образование детей школьного
возраста имеет
важное значение, т.к. в этом возрасте закладываются
основы
экологической культуры личности, что является частью
духовной
культуры. Экологическое образование детей, таким
образом, есть целенаправленный педагогический процесс. На основе анализа
методической литературы выделены
следующие задачи экологического образования детей: формирование
системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию
школьника;
развитие познавательного интереса к миру природы как
системы
ценностных ориентаций; формирование умений и навыков
наблюдений за природными
объектами и явлениями; воспитание гуманного,
эмоционально-положительного,
бережного, заботливого отношения к миру природы и
окружающему
миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам
природы; формирование навыков рационального природопользования в повседневной
жизни и освоение элементарных норм поведения по отношению к природе; формирование
элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по
отношению к окружающей среде.
Формирование у детей и подростков бережного отношения
к
природе как необходимого личностного качества,
развитие которого
предполагает учет следующих факторов: интерес к
природе;
наличие знаний о природных компонентах и связях между
ними, влиянии человека на природу;
стимулирование нравственных и эстетических чувств по отношению
к природе;
учет мотивов, определяющих действия детей и подростков
в природе.
Внимание педагогов обращено на то, что все эти факторы
формируются в единстве и взаимосвязи только тогда,
когда продуманы,
учтены и целесообразно подобраны все составные части
процесса
экологического образования: цели, принципы, задачи,
содержания,
формы и методы работы, условия и предполагаемые
результаты.
Результатом экологического образования является
экологическая
культура личности. Составные части экологической
культуры личности
школьника – это знания о природе и их экологическая
направленность,
умение использовать их в реальной жизни. Становление
экологически
воспитанной личности в педагогическом процессе
возможно при
решении указанных задач. Развитие отношения к природе
тесно
связано с особой организацией педагогического
процесса, основанной
на нравственно-положительных переживаниях ребенка в
разных
жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях и
другом. Гуманное,
познавательное, эстетическое отношение к природе,
теснейшим
образом связанно с содержанием осваиваемых ребенком
знаний.
Особое место в формировании отношения к природе
занимают знания о
законах природы, доступные пониманию детей. Педагогический
процесс экологического образования требует решения всех перечисленных задач в
единстве. Реализация задач
экологического образования возможна только при условии
экологической культуры педагога и его готовности осуществлять эту деятельность.
Экологическое образование школьников является целенаправленно
организованным, планомерно и систематически осуществляемым процессом овладения
экологическими знаниями, навыками, имеет определенные цели и задачи,
направленные на
формирование у школьников осознанно правильного
отношения к природе. Экологическое образование – это непрерывный процесс
воспитания, обучения, самообразования и развития
личности,
направленный на формирование норм нравственного
поведения людей Методологические подходы экологического воспитания школьников Современное
состояние окружающей среды требует повышения качества экологического
образования и воспитания, что возможно при применении комплексных подходов,
обусловливающие направленность школьников с окружающим миром и его творческое
самовыражение в
реальной деятельности. Методика экологического образования – это наука, изучающая
особенности и закономерности организации
педагогической работы с
детьми школьного возраста, ориентированной на
формирование у них
основ экологической культуры и навыков рационального
взаимодействия с природным окружением. Предметом
данной науки
является изучение закономерностей воспитания, обучения
и развития
детей школьного возраста средствами природы,
формирования у них
основ экологического миропонимания, воспитания
ценностного отношения к природному окружению. Цель экологического образования
достигается по мере решения в
единстве следующих задач: образовательных – формирование
системы знаний о
взаимосвязи природы, общества и человека, об
экологических
проблемах современности и пути их решения;
воспитательных – формирование
ценностных ориентаций, мотивов, потребностей и навыков активной деятельности по
охране окружающей среды мотивов, экологически целесообразного поведения, здорового
образа жизни; развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по
мониторингу состояния и охране окружающей среды. Система экологического
воспитания дополнительного
образования включает несколько
взаимосвязанных блоков, которые
охватывают все стороны эколого-педагогического
процесса:
содержание экологического воспитания, способы его
реализации,
методы и технологии, организацию и управление
процессом.
Построение методов экологического воспитания
базируется на следующих принципах:
учет специфики содержания экологического воспитания, исходящего
из экологии с ее центральным понятием взаимосвязи организма и среды; подход к
любой совместной деятельности как к педагогическому методу, если эта
деятельность: насыщена экологическим содержанием, позволяет решать задачи
экологического воспитания детей;
систематическая, регулярно повторяющаяся; одновременное
решение в деятельности воспитательных, образовательных и развивающих задач и
понимании их соподчиненности в экологическом воспитании. Основным содержанием
экологического воспитания в Республике Казахстан является формирование у
ребенка осознанного правильного
отношения к природным явлениям и объектам, которые
окружают его,
и с которыми он знакомится в школьном детстве.
Осознанное
правильное отношение детей к природе строится на
чувственном ее
восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании
особенностей
жизни, роста и развития отдельных живых существ,
знании
приспособительных зависимостей существования живых
организмов от
факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных
сообществ.
Такие знания в процессе общения ребенка с природой
обеспечивают
ему понимание конкретных ситуаций в поведении
животных,
состоянии растений, правильную их оценку и адекватное
реагирование.
Осознанный характер отношения при этом проявляется в
том, что
дети могут сами объяснить ситуацию или понять
объяснения взрослых,
могут самостоятельно или вместе с взрослыми, понимая
ситуацию и
зная потребности живого существа, выполнить отдельные
трудовые
действия, направленные на сохранение и улучшение жизни
растений и
животных.
Формирование экологической культуры – это основное
средство
воспитания у детей осознанного правильного отношения к
природе.
Осознанное правильное отношение к природе является
важной,
необходимой областью теории воспитания и обучения,
актуальность
которой диктуется современными условиями. Первый путь
создания положительного отношения к деятельности достигается формированием
положительных эмоций и
чувств в отношении к объекту деятельности, к процессу
деятельности,
к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это отношение
формируется
на основе выражения педагогом положительного отношения
к ребенку
и к деятельности, знакомства с прекрасными образцами
деятельности,
выражения веры в силы и возможности ребенка,
одобрения, помощи и
выражения положительного отношения к достигнутым
результатам его
деятельности.
Второй путь создания положительного сознательного
отношения
к деятельности лежит через формирование понимания
смысла
деятельности, ее личной и общественной значимости.
Понимание это
достигается при посредстве образного рассказа о смысле
деятельности,
доступного объяснения и показа значимого результата. В
системе дополнительного образования в Республике Казахстан традиционно
применяют ряд принципов, которые нужно учитывать при выборе методов и форм
работы по экологическому образованию. Они включают: общепедагогические принципы
(научности, гуманизма,
систематичности и другие) и принципы, свойственные
именно
экологическому образованию школьников. Принцип научности предполагает
знакомство школьников с совокупностью элементарных экологических знаний,
которые служат
основой формирования мотивации действий ребенка,
развития
познавательного интереса, формирования основ его
мировоззрения.
Принцип доступности материала для школьника определенного
возраста является важным и тесно сопряженным с
принципом
научности. Доступность предполагает также значимость
для ребенка
получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Принцип гуманизма связан с понятием
экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование
человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления,
заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни в
экологически безопасной среде. Содержание экологического образования должно
способствовать также
формированию у ребенка представлений о человеке как
части природы,
воспитывать уважительное отношение ко всем формам
жизни на
планете. Экологическое воспитание тесно связано и с
развитием
эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться,
сопереживать,
заботиться о живых организмах, воспринимать их как
братьев по
природе, уметь видеть красоту окружающего мира, и
всего ландшафта,
и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.
Принцип прогностичности означает, что в результате экологического образования у школьников
формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и
на основе этих представлений - умение прогнозировать свои действия по
отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в
природе и
бытовых условиях. Принцип деятельностности – экологические
знания должны
помочь понять школьнику, что нужно сделать для того,
чтобы
сохранить окружающую его среду. Он должен обязательно
принимать
участие в посильных экологически ориентированных видах
деятельности. К тому же в процессе именно такой деятельности
происходит становление и формирование отношения
«ребенок –
окружающая среда». Принцип целостности восприятия
школьником окружающего
мира и его единство с миром природы. Принцип регионализма проявляется в
отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края,
с учетом его историко-географических, этнографических особенностей. Принцип системности знаний
обеспечивают реализацию принципа научности, так как в основу систематизации
положены представления и элементарные понятия, отражающие основные законы
природы и социальные взаимосвязи. В стихийном опыте
детей имеются
разрозненные представления о животных, растениях, в
меньшей
степени - о неживой природе. Принцип преемственности предполагает, что
содержание
экологического образования школьников должно иметь
тесную связь со
всеми ступенями системы непрерывного образования.
Принцип позитивизма предполагает воспитание и обучение
детей на положительных примерах. Так, в практике
экологического
образования широко распространены запреты, связанные с
изучением
правил поведения в природе. Принцип проблемности предполагает
создание ситуаций, в
решение которых вовлекается школьник. Примером таких
ситуаций
может быть элементарная поисковая деятельность детей,
экспериментирование, активное наблюдение. Принцип наглядности позволяет
учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление школьника.
Использование этого
принципа предполагает, что для решения целей и задач
экологического
образования педагог выбирает объекты, процессы,
доступные для
понимания и освоения ребенком определенного возраста,
которые тот
может наблюдать непосредственно в своем окружении.
Принцип
наглядности означает также постоянное использование в
работе с
детьми наглядного материала: иллюстраций, пособий, видеоматериалов,
картин, плакатов, моделей, макетов и т.п. Принцип последовательности связан с
принципами
системности и проблемности. Например, экологические
занятия
должны проводиться в определенной логической
последовательности.
Этот принцип отражается также в системе
последовательного
развертывания знаний от простого к более сложному. Он
применим как
к обучению детей разного возраста, так и к обучению
детей в пределах
одного возраста. Принцип безопасности предполагает, что
используемые
педагогом формы и методы работы должны быть
безопасными для
ребенка. Практическая деятельность дошкольников должна
исключать
потенциально опасные для них территории и методики
работы, а также,
в процессе организуемых им наблюдений, опытов не
должны
пострадать объекты природы. Принцип интеграции предполагает
тесное сотрудничество всех педагогов организации образования. Принцип
деятельности. В процессе ознакомления ребенка с природой
традиционно большое внимание уделяется уходу за
комнатными растениями, животными уголка природы, труду
на
огороде. Однако с позиции экологического образования
необходимо
расширить рамки такой деятельности за счет участия
детей совместно с
взрослыми, особенно родителями или детьми старших
классов в
различных природоохранных акциях, оценке состояния своего
двора,
территории школы. Такой подход позволяет сделать
деятельность
ребенка более осмысленной и необходимой для него
лично.
Методические приемы приносят результат, если применять
их
системно, соблюдать принципы отбора методов и форм
работы
экологического образования и учитывать общие тенденции
развития
школьников.
Современное экологическое образование как особое
направление
школьной педагогики в нашей стране формируется на
основе
нескольких составляющих. Традиционные подходы педагогики (К.Ушинский,
В.Сухомлинский, Л.Толстой), базирующиеся на тесном
контакте детей
с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях.
Народные традиции. Фольклор, народные праздники, приметы,
игры, а также сказки разных народов всегда отражали
особенности
восприятия природы людьми, их отношение к ней,
характер
использования природных ресурсов. Кроме того, в
народном
творчестве хорошо прослеживаются региональные
особенности
взаимоотношений «человек – природа». Интерес детей
школьного
возраста к играм, сказкам, загадкам делает особо
перспективным
использование элементов различных культур в целях
экологического
воспитания. Например, в Японии, где урбанизация
доведена до
предела, особенно заметна та настойчивость,
соответствующая
национальным традициям, с которой жители городов
используют любую возможность контактов с природой. Она проявляется: в маленьких
зеленых двориках, где на нескольких квадратных метрах ее создатели пытаются
отобразить все многообразие японской
природы;
в бережно сохраняемых праздниках любования цветущей сакурой;
в постоянно развиваемом искусстве бонсаи – выращивании
миниатюрных деревьев в цветочных горшках в течение многих лет; в отмене занятий
школьников в то время, когда идет снег, цветет сакура (японская вишня сакура не
дает плодов, но люди ценят ее за
красоту, а не за пользу). Мировой опыт. Процесс экологизации образования за рубежом
начался значительно раньше, чем в нашей стране. В
странах Европы и США произошло смещение акцентов
природоохранной деятельности с контроля за состоянием природной среды к
предотвращению ее загрязнения. Наблюдается широкое включение вопросов
окружающей среды во все сферы внутренней и внешней политики, заостряется
внимание на том, что хозяйственная деятельность
человека в
окружающей среде должны строго соответствовать принципам
устойчивого развития. И в настоящее время наибольшее распространение
в нашей стране получили американские программы и методики, уделяющие большое
внимание сенсорным ощущениям ребенка, умению видеть и наблюдать в природе,
способности оценить ее разнообразие, привить чувство восхищения и удивления.
Следует
отметить, что зарубежные рекомендации не всегда
соответствуют
казахстанским реалиям, традициям и должны быть
тщательно
адаптированы к нашим условиям.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.