Консультация для педагогов на тему: «Актуальность формирования представлений о трудовой деятельности, профессиях, и позитивных установок к различным видам труда и творчества для интеллектуального развития детей дошкольного возраста».
Чтобы конкретно оговорить по теме консультации, необходимо коснуться некоторых моментов.
Итак:
1.Трудовая деятельность — это целесообразная, осознанная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ для удовлетворения потребностей личности и общества. Она включает в себя работу, выполняемую на основе трудового договора, и предполагает взаимодействие работника со средствами производства, а также подчинение определённым условиям труда и внутренним правилам организации.
2.Представления о трудовой деятельности – это понимание человеком сути и значения труда как деятельности по преобразованию мира, созданию материальных и духовных ценностей, а также осознание его роли в жизни самого человека и общества. Представления о трудовой деятельности включают в себя не только знания о видах, средствах и способах труда, но и формирование трудовых навыков, дисциплины, инициативы и уважения к труду других.
3.Дошкольный возраст - период развития человека с 3 до 7 лет, когда темп его развития не является таким интенсивным, как, например, в раннем детстве, но этот период имеет не менее важное значение для физического и психического развития ребенка.
Взаимосвязь этих трех понятий, с точки зрения педагогики и психологии, предполагает, что в дошкольном возрасте представления о трудовой деятельности, профессиях связаны с развитием самостоятельности, уважения к труду взрослых и окружающих сверстников, к результатам их и своего труда, а также с формированием трудолюбия через игру, самообслуживание, хозяйственно-бытовую и ручную деятельность.
При этом важно, чтобы труд был понятным, посильным и интересным, а его результат приносил радость и эмоциональное удовлетворение ребенку.
Актуальность темы консультации состоит в том, что мир профессий и трудовой деятельности в обществе сегодня - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.
Важно знать, что отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период в том числе.
Знакомство детей с профессиями и трудом взрослых это средство формирования системных знаний, значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми, где дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, пополнить и активизировать словарь.
Непринужденная беседа взрослых с детьми о профессиях и труде взрослых обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия в данном направлении, так как большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к трудовой деятельности, к той или иной профессии.
Сегодня проблема формирования представлений у детей дошкольного возраста о людях разных профессий, их труде, специфике работы не достаточно широко разработана в педагогике, не смотря на то, что всем ясна важнейшая роль представлений у детей о людях разных профессий, их труде.
Изучение истории проблемы показывает, что речь идет о равновесии между свободным развитием ребенка, как подрастающего человека деятельности и педагогическим руководством этим развитием, где педагог выступает как проектировщик возможного жизненного пути ребенка, позволяет ему попробовать свои силы в различных направлениях деятельности, ориентирует его в собственных способностях.
Проблемой формирования представлений о людях разных профессий, их труде, специфике работы у детей дошкольного возраста занимались педагоги, методические работники. Например, В.А. Кишкурно (изучала процесс формирования положительного отношения к семейно-бытовому труду у девочек, процесс формирования представлений о трудовой деятельности люде разных профессий, их труде, специфике работы в разных видах труда); М.И. Яновая (автор работ по трудовому воспитанию, посвященных вопросам формирования позитивного отношения к трудовой деятельности в ДОУ и в школе); М.А. Мамонтов (изучал роль трудового воспитания и обучения на детей дошкольного и младшего школьного возраста, его влияние на формирование представлений о профессиях и трудовой деятельности в целом); Ю.А. Петрова (изучала влияние трудовой деятельности на воспитательный процесс детей дошкольного возраста).
Как мы видим, авторов не так уж и много, но проблема формирования позитивного отношения к труду, к профессии в педагогике является многогранной и нуждается в углубленном изучении исследователями с разных точек зрения, особенно в современном обществе (ситуация обесценивая труда как факт).
Главная идея - если ребенка дошкольного возраста ориентировать на явления общественной жизни, включать информацию о людях труда и их трудовой деятельности, имитировать эту деятельность, то тем самым можно создать условия для эффективного формирования образа мира профессий в сознании ребенка, позитивного отношения к нему и к труду в целом.
Таким образом, формирование у дошкольников представлений о труде и профессиях актуально для их всестороннего развития, поскольку труд способствует физическому и умственному развитию, воспитывает нравственные качества, а знакомство с миром профессий закладывает основу для будущей самореализации и осознанного выбора жизненного пути, формируя уважительное отношение к труду взрослых и понимание ценности их деятельности.
Рассмотрим некоторые моменты для конкретизации темы:
1.Каково влияние труда на развитие детей дошкольного возраста?
· Физическое развитие: Труд укрепляет мышцы, развивает выносливость и работоспособность, совершенствует мелкую моторику рук.
· Умственное развитие: Работа требует сообразительности, внимания, сосредоточенности, развивает наблюдательность и тренирует память.
· Нравственное и эстетическое воспитание: В процессе труда воспитываются такие качества, как инициативность, ответственность, а также чувство красоты и уважения к результатам деятельности.
2.Почему важно ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями?
· Формирование ценностного отношения к труду: Дети начинают понимать, что труд — это важная часть жизни, и учатся уважать работу взрослых.
· Установление связи с миром взрослых: Знакомство с трудом взрослых помогает ребенку понять, как устроен окружающий мир и как он взаимодействует с ним.
· Развитие предпосылок для выбора профессии: У детей формируется представление о многообразии профессий и роли человека в обществе, что является основой для будущей профориентации.
· Соответствие социальным изменениям: Современные реалии требуют от подрастающего поколения понимания различных сфер трудовой деятельности, что необходимо для успешной адаптации в обществе.
3.Какие проблемы в ходе реализации существуют и вызывают затруднения?
· Недостаточная самостоятельность и инициативность детей: В современном мире дети часто привыкают к избытку благ, что ведет к несамостоятельности и отсутствию желания что-то делать самим.
· Влияние цифровых технологий: Гаджеты отвлекают детей и снижают их потребность в реальной трудовой деятельности.
· Недостаточная мотивация к труду: Для ребенка труд должен быть интересен и приносить радость, чтобы формировалось осознанное отношение к работе, а не просто выполнение обязанностей.
· Необходимость правильной организации труда: Чтобы труд был эффективным, его нужно педагогически целесообразно организовать и связать с умственным, нравственным, эстетическим и физическим развитием ребенка.
· Формирование трудолюбия: Главная цель трудового воспитания – воспитание в ребенке трудолюбия как жизненной потребности, формируя уважение к труду других и осознание его общественной полезности.
4.Возможные пути решения проблемы?
· Создание системы трудового воспитания: Организация разнообразной трудовой деятельности, включающей самообслуживание (уборка игрушек, уход за собой), труд в природе (уход за растениями, кормление животных) и ручной труд (ремонт книг, создание поделок).
· Приобщение детей к труду с раннего возраста: Начиная с младшего возраста, детей необходимо знакомить с основами труда, помогая им осваивать трудовые навыки и умения.
· Формирование положительного отношения к труду: Через интересные и доступные виды труда развивать в ребенке стремление к достижению результата, учить радоваться процессу труда и его результатам.
· Развитие личности в труде: Трудовая деятельность способствует развитию внимания, памяти, мышления, формирует нравственные качества, такие как коллективизм, дружба и взаимопомощь.
· Ознакомление с трудом взрослых: Помогает ребенку понять значение труда, воспитывает уважение к людям труда и их профессиям.
Таким образом, организованная система работы по формированию представлений о трудовой деятельности, профессиях, специфике работы взрослых целенаправленно будет способствовать не только интеллектуальному (как указано в теме) развитию детей дошкольного возраста в целом, а их всестороннему развитию, позволит начать узнавать профессии, понимать суть трудового процесса каждого взрослого (с учетом возраста и особенностей развития ребенка-дошкольника), позитивно относиться к профессиональной деятельности окружающих людей, ценить труд других, стремиться к самостоятельной трудовой деятельности, получать от трудового процесса удовольствие. А наша задача, задача педагогов, показать детям этом профессиональный мир, его разнообразие, прививая уважение к труду, понимание и, по возможности, любовь.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.