Актуальность формирования представлений о труде для интеллектуального развития дошкольников

  • doc
  • 22.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Актуальность формирования представлений о труде для интеллектуального развития дошкольников.doc

Консультация для педагогов на тему: «Актуальность формирования представлений о трудовой деятельности, профессиях, и позитивных установок к различным видам труда и творчества для интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

 

Чтобы конкретно оговорить по теме консультации, необходимо коснуться некоторых моментов.

Итак:

1.Трудовая деятельность — это целесообразная, осознанная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ для удовлетворения потребностей личности и общества. Она включает в себя работу, выполняемую на основе трудового договора, и предполагает взаимодействие работника со средствами производства, а также подчинение определённым условиям труда и внутренним правилам организации. 

2.Представления о трудовой деятельности – это понимание человеком сути и значения труда как деятельности по преобразованию мира, созданию материальных и духовных ценностей, а также осознание его роли в жизни самого человека и общества. Представления о трудовой деятельности включают в себя не только знания о видах, средствах и способах труда, но и формирование трудовых навыков, дисциплины, инициативы и уважения к труду других. 

3.Дошкольный возраст - период развития человека с 3 до 7 лет, когда темп его развития не является таким интенсивным, как, например, в раннем детстве, но этот период имеет не менее важное значение для физического и психического развития ребенка.

Взаимосвязь этих трех понятий, с точки зрения педагогики и психологии, предполагает, что в дошкольном возрасте представления о трудовой деятельности, профессиях связаны с развитием самостоятельностиуважения к труду взрослых и окружающих сверстников, к результатам их и своего труда, а также с формированием трудолюбия через игру, самообслуживание, хозяйственно-бытовую и ручную деятельность.

При этом важно, чтобы труд был понятным, посильным и интересным, а его результат приносил радость и эмоциональное удовлетворение ребенку. 

 

Актуальность  темы  консультации состоит в том, что  мир профессий и трудовой деятельности в обществе сегодня - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Важно знать, что отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и  дошкольный  период в том числе.

Знакомство  детей  с  профессиями и трудом   взрослых  это средство  формирования  системных знаний, значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру  взрослых, приобретение  детьми  опыта общения с людьми, где дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, пополнить и активизировать словарь.

Непринужденная беседа  взрослых  с детьми о профессиях и труде взрослых обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой  деятельности   взрослых.

Дошкольный   возраст  наиболее благоприятен для педагогического воздействия в данном направлении, так как большое влияние на  детей  оказывает эмоциональное отношение  взрослого  к  трудовой деятельности, к той или иной профессии.

Сегодня проблема  формирования   представлений  у детей дошкольного возраста о людях разных  профессий, их труде, специфике работы  не достаточно широко разработана в педагогике, не смотря на то, что всем ясна важнейшая роль  представлений   у   детей  о людях разных  профессий, их труде.

Изучение истории проблемы показывает, что речь идет о равновесии между свободным развитием  ребенка, как подрастающего человека деятельности и педагогическим руководством этим развитием, где педагог выступает как проектировщик возможного жизненного пути  ребенка, позволяет ему попробовать свои силы в различных направлениях деятельности, ориентирует его в собственных способностях.

 Проблемой формирования   представлений  о людях разных  профессий, их труде, специфике работы   у   детей   дошкольного   возраста занимались педагоги, методические работники. Например, В.А. Кишкурно (изучала процесс формирования положительного отношения к семейно-бытовому труду у девочек, процесс формирования представлений о трудовой деятельности люде разных профессий, их труде, специфике работы в разных видах труда); М.И. Яновая (автор работ по трудовому воспитанию, посвященных вопросам формирования позитивного отношения к трудовой деятельности в ДОУ и в школе);  М.А. Мамонтов (изучал роль трудового воспитания и обучения на детей дошкольного и младшего школьного возраста, его влияние на формирование представлений о профессиях и трудовой деятельности в целом); Ю.А. Петрова (изучала влияние трудовой деятельности на воспитательный процесс детей дошкольного возраста).

Как мы видим, авторов не так уж и много, но проблема формирования позитивного отношения к труду, к профессии в педагогике является многогранной и нуждается в углубленном изучении исследователями с разных точек зрения, особенно в современном обществе (ситуация обесценивая труда как факт). 

Главная идея - если  ребенка   дошкольного   возраста  ориентировать на явления общественной жизни, включать информацию о людях труда и их трудовой деятельности, имитировать эту деятельность, то тем самым можно создать условия для эффективного  формирования  образа мира  профессий  в сознании  ребенка, позитивного отношения к нему и к труду в целом.

Таким образом, формирование у дошкольников представлений о труде и профессиях актуально для их всестороннего развития, поскольку труд способствует физическому и умственному развитию, воспитывает нравственные качества, а знакомство с миром профессий закладывает основу для будущей самореализации и осознанного выбора жизненного пути, формируя уважительное отношение к труду взрослых и понимание ценности их деятельности. 

 

Рассмотрим некоторые моменты для конкретизации темы:

1.Каково влияние труда на развитие детей дошкольного возраста?

·                Физическое развитие: Труд укрепляет мышцы, развивает выносливость и работоспособность, совершенствует мелкую моторику рук. 

·                Умственное развитие: Работа требует сообразительности, внимания, сосредоточенности, развивает наблюдательность и тренирует память. 

·                Нравственное и эстетическое воспитание: В процессе труда воспитываются такие качества, как инициативность, ответственность, а также чувство красоты и уважения к результатам деятельности. 

2.Почему важно ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями?

·                Формирование ценностного отношения к труду: Дети начинают понимать, что труд — это важная часть жизни, и учатся уважать работу взрослых. 

·                Установление связи с миром взрослых: Знакомство с трудом взрослых помогает ребенку понять, как устроен окружающий мир и как он взаимодействует с ним. 

·                Развитие предпосылок для выбора профессии: У детей формируется представление о многообразии профессий и роли человека в обществе, что является основой для будущей профориентации. 

·                Соответствие социальным изменениям: Современные реалии требуют от подрастающего поколения понимания различных сфер трудовой деятельности, что необходимо для успешной адаптации в обществе. 

3.Какие проблемы в ходе реализации существуют и вызывают затруднения?

·                Недостаточная самостоятельность и инициативность детей: В современном мире дети часто привыкают к избытку благ, что ведет к несамостоятельности и отсутствию желания что-то делать самим. 

·                Влияние цифровых технологий: Гаджеты отвлекают детей и снижают их потребность в реальной трудовой деятельности. 

·                Недостаточная мотивация к труду: Для ребенка труд должен быть интересен и приносить радость, чтобы формировалось осознанное отношение к работе, а не просто выполнение обязанностей. 

·                Необходимость правильной организации труда: Чтобы труд был эффективным, его нужно педагогически целесообразно организовать и связать с умственным, нравственным, эстетическим и физическим развитием ребенка. 

·                Формирование трудолюбия: Главная цель трудового воспитания – воспитание в ребенке трудолюбия как жизненной потребности, формируя уважение к труду других и осознание его общественной полезности. 

4.Возможные пути решения проблемы?

·                Создание системы трудового воспитания: Организация разнообразной трудовой деятельности, включающей самообслуживание (уборка игрушек, уход за собой), труд в природе (уход за растениями, кормление животных) и ручной труд (ремонт книг, создание поделок). 

·                Приобщение детей к труду с раннего возраста: Начиная с младшего возраста, детей необходимо знакомить с основами труда, помогая им осваивать трудовые навыки и умения. 

·                Формирование положительного отношения к труду: Через интересные и доступные виды труда развивать в ребенке стремление к достижению результата, учить радоваться процессу труда и его результатам. 

·                Развитие личности в труде: Трудовая деятельность способствует развитию внимания, памяти, мышления, формирует нравственные качества, такие как коллективизм, дружба и взаимопомощь. 

·                Ознакомление с трудом взрослых: Помогает ребенку понять значение труда, воспитывает уважение к людям труда и их профессиям. 

Таким образом, организованная система работы по формированию представлений о трудовой деятельности, профессиях, специфике работы взрослых целенаправленно будет способствовать не только интеллектуальному (как указано в теме) развитию детей дошкольного возраста в целом, а их всестороннему развитию, позволит начать узнавать профессии, понимать суть трудового процесса каждого взрослого (с учетом возраста и особенностей развития ребенка-дошкольника), позитивно относиться к профессиональной деятельности окружающих людей, ценить труд других, стремиться к самостоятельной трудовой деятельности, получать от трудового процесса удовольствие. А наша задача, задача педагогов, показать детям этом профессиональный мир, его разнообразие, прививая уважение к труду, понимание и, по возможности, любовь.


Скачано с www.znanio.ru