Актуальность, педагогическая целесообразность курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса».
Оценка 4.8

Актуальность, педагогическая целесообразность курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса».

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
администрации
3 кл
28.10.2018
Актуальность, педагогическая целесообразность  курса «Уроки гражданственности  и духовности Донбасса».
Донецкая Народная Республика – молодое государство, в котором особое значение придается воспитанию гражданина и патриота, развитию гражданской компетентности, совершенствованию духовно-нравственных основ личности. Это необходимо для воспитания здорового поколения, способного обеспечить прогресс своего Отечества. Цель курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса»: содействие духовному развитию личности обучающегося, воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Донецкой Народной Республики.Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Донецкой Народной Республики. Духовно-нравственное развитие гражданина ДНР – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок. Донецкая Народная Республика устремлена в будущее, в котором она будет представлять собой не только единое государство, но и единый народ, скреплённый общими ценностями, духовными смыслами, общностью исторической судьбы.
Актуальность, педагогическая целесообразность.doc
Актуальность, педагогическая целесообразность  курса «Уроки гражданственности  и духовности Донбасса».       Программа по  предмету «Уроки гражданственности и духовности Донбасса»   составлена   на   основе   действующего   Государственного образовательного стандарта основного общего образования ДНР, Концепции исторического развития Донбасса, Концепции формирования здорового образа жизни детей и молодежи ДНР, Концепции развития непрерывного воспитания детей   и   учащейся   молодежи   ДНР,   Концепции   патриотического   воспитания детей и учащейся молодежи ДНР. Актуальность, педагогическая целесообразность курса Донецкая   Народная   Республика   –  молодое   государство,   в   котором особое   значение   придается   воспитанию   гражданина   и   патриота,   развитию гражданской   компетентности,   совершенствованию   духовно­нравственных основ   личности.   Это   необходимо   для   воспитания   здорового   поколения, способного обеспечить прогресс своего Отечества.   Цель   курса      «Уроки   гражданственности   и   духовности   Донбасса»: содействие   духовному   развитию   личности   обучающегося,   воспитание патриотизма,   гражданственности,   социальной   ответственности,   правового самосознания,   толерантности,   приверженности   ценностям,   закрепленным   в Конституции Донецкой Народной Республики.  Основные задачи курса:  • повышение   уровня   духовно­нравственной,   политической   и правовой культуры обучающихся;  • углубление   интереса   к   изучению   социальных   и   гуманитарных дисциплин;   • развитие   способности   к   личному   самоопределению, самореализации, самоконтролю;  • повышение мотивации к активному участию в учебной, трудовой деятельности;  • создание условий по овладению умением получать информацию из разнообразных источников и критически осмысливать ее;  • создание   условий   по   освоению   способов   познавательной, коммуникативной, практической деятельности;  • воспитание   у   молодых   граждан   чувства   гордости   и   глубокого уважения к символам Донецкой Народной Республики – Гербу, Флагу, Гимну, историческим святыням Отечества;   жизни;  • • развитие потребности в духовно­нравственном, здоровом образе воспитание   уважения   к   культурным   достижениям   и историческому прошлому, традициям; • создание   условий   для   реализации   принципа   постоянного самосовершенствования;  • накопление   практического   опыта   с   целью   применения полученных знаний и умений   в общественной жизни.         Основное задание курса: содействие формированию личностных качеств и ценностных ориентаций будущего гражданина Донецкой Народной Республики.                 Важнейшей   целью   современного   образования   и   одной   из приоритетных   задач   общества   и   государства   является   воспитание нравственного,   ответственного,   инициативного   и   компетентного   гражданина Донецкой Народной Республики. Духовно­нравственное развитие гражданина ДНР – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно­ смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать   и   оценивать   отношение   к   себе,   другим   людям,   обществу, государству,   миру   в   целом   на   основе   общепринятых   моральных   норм   и нравственных идеалов, ценностных установок. Донецкая Народная Республика устремлена в будущее, в котором она будет представлять  собой не только единое   государство,   но   и   единый   народ,  скреплённый   общими   ценностями, духовными смыслами, общностью исторической судьбы.                                           Общее описание учебно­воспитательного курса    Курс   объединяет   6   содержательных   линий:   историко­ краеведческую, природоведческую, культурологическую, обществоведческую, этическую, духовно­нравственную, – реализованные через микросферы «Я – житель   Донбасса»,   «Природа   Донбасса»,   «Культура   Донбасса»,   «Духовный свет   моей   Отчизны»,   «Учимся   жить   среди   людей»,   «Законы   мудрости народной»,   «Человек   и   закон»,   «Гражданская   позиция»,   «Трудом   славен человек», «Дыхание времен», «След в истории», «Донбасс – часть Русского мира», которые объединяются в четыре макросферы: «Донбасс – мой родной край», «Духовно­нравственные  основы  народа  Донбасса», «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики», «Донбасс и Русский мир».                        Курс носит     межпредметный  характер,  обеспечивая реализацию   учебных   задач   через   интеграцию   базовых   дисциплин;   является ядром   воспитательного   воздействия   на   личность   и   органически   связан   с системой   знаний,   которые   предусмотрены   программой   внеклассной деятельности.  Развивающий   аспект   курса   заключается   в   формировании универсальных   учебных   действий,   опыта   творческой   деятельности обучающихся, овладении обобщенными способами действий; моделировании культурных и ролевых стандартов поведения в различных ситуациях; развитии активного познавательного отношения к природе и социальному окружению; познании школьниками своих возможностей.  Важнейшим   воспитательным   направлением   содержания   является формирование   у   обучающихся       патриотизма,   социальной   справедливости, уважительного   отношения   к   человеку   и   его   труду;   формирование   своего собственного   «Я»,   веры   в   свои   силы,   талант,   способности;   воспитание гуманной,   творческой,   социально   активной   личности,   способной   бережно относиться   к   природе,  миру   вещей,  самому   себе,   другим   людям,  понимать значение жизни как наивысшей ценности.    Нормативно­правовое обеспечение курса Нормативно­правовым   гражданско­ патриотического   и   духовно­нравственного   воспитания   «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» являются:  обеспечением   курса   • • • • Конвенция о правах ребенка;  Конституция Донецкой Народной Республики;  Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании»;  Государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования Донецкой Народной Республики;  • Концепция   патриотического   воспитания   детей   и   учащейся молодежи в Донецкой Народной Республике;   • Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики;  • Нормативно­правовые   документы   Министерства   образования   и науки Донецкой Народной Республики. • Концепция   формирования   здорового   образа   жизни   детей   и молодежи Донецкой Народной Республики    Принципы построения курса • • • Доступности; систематичности и последовательности; преемственности в развитии подрастающих поколений с учетом возрастных особенностей и интересов различных слоев, групп молодежи; • • • научности; активности субъектов образовательного процесса; универсальности   основных   направлений   гражданско­ патриотического воспитания;  • • • • наглядности; системно­организованного подхода; адресного подхода в формировании патриотизма; учета   региональных   условий   в   пропаганде   патриотических   и духовных идей и ценностей.             Преподавание   курса   базируется   на   теоретических   и методологических   принципах   педагогики   сотрудничества,   которое предусматривает создание демократической атмосферы на уроках, субъект­ субъектные   отношения   между   обучающимися   и   учителем,   личностно­ ориентированный подход. патриотического        Ценностные   установки   гражданско­  и духовно ­ нравственного развития и воспитания Программа учебно­воспитательного курса «Уроки гражданственности и   духовности   Донбасса»   опирается   на   традиционную   для   народа   Донбасса систему нравственных ценностей, элементами которой являются: патриотизм, духовность, социальная солидарность,  гражданственность,  история,  культура,  равноправие,  семья,  совесть, солидарность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество.    Основные   направления   деятельности   по   реализации курса 1. Содержательное направление:  2. Социально­педагогическое направление:  3. Управленческое направление:  Механизм реализации курса Механизм   реализации   курса   основывается   на   совершенствовании методов   работы   по   гражданско­патриотическому   и   духовно­нравственному воспитанию,   координации   деятельности   всех   служб   общеобразовательной организации   в   целях   обеспечения   положительного   влияния   на   процесс воспитания и развития личности гражданина Донецкой Народной Республики, налаживания   тесных   связей   с   социальными   партнёрами,   выстраивания эффективного взаимодействия с семьями обучающихся.  Система   гражданско­патриотического   и   духовно­нравственного воспитания   в   общеобразовательных   организациях   формируется   в   процессе обучения, социализации и воспитания школьников, реализуется через урочную и внеурочную деятельность.  Задачи   гражданского   и   нравственного   образования   решаются   через изучение истории, права, обществознания, географии, экономики, литературы, начальной   военной   подготовки   и   других   учебных   дисциплин,   через специальные факультативные и элективные курсы вариативного компонента, а также   посредством   специального   учебно­воспитательного   курса   «Уроки гражданственности и духовности Донбасса».  Главной   составляющей   системы   гражданско­патриотического   и духовно­нравственного воспитания является работа классного руководителя как с обучающимися, так и родителями. Методы достижения поставленных целей и задач       Содержание   программы   реализуется   на   занятиях   курса   «Уроки гражданственности и духовности Донбасса», а также на уроках: окружающий мир,   литературное   чтение,   трудовое   обучение,   музыкальное   искусство, изобразительное   искусство,   физическая   культура;  во   внеклассной   работе (деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет,  викторины,     круглый     стол,     конкурс   сочинений,  защита   проектов, родительские собрания,  посещение   семей   обучающихся,   анкетирование,   тематические классные   часы,   семейные   праздники,   спортивные   состязания;   тренинги родительского   взаимодействия,   индивидуальные   и   групповые   консультации, беседы   с   детьми   и   родителями;   КВНы   семейных   команд,     брейн­ринги, интеллектуальные   марафоны   родителей   и   детей);  во   внешкольной   работе (экскурсии,   походы   выходного   дня,   походы   по   памятным   местам,   встречи, поисковая, научно­исследовательская работа и др. ).      Курс не ограничивается только рамками уроков и воспитательных мероприятий в школе. Прогнозируемые результаты В   результате   реализации   курса   «Уроки   гражданственности   и духовности   Донбасса»   должно   обеспечиваться   достижение   обучающимися воспитательных, образовательных,  поведенческих результатов. Предполагаемым результатом реализации курса   является   формирование   у   детей   навыков   самоанализа,   самооценки, самоуправления.  Результат   реализации   программы   курса   предполагает   развитие творческих, когнитивных способностей; осознание ответственности за судьбу страны,   формирование   гордости   за   сопричастность   к   деяниям   предыдущих поколений;     способность   к   самореализации   в   пространстве   Донецкой Народной Республики, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение   норм   правового   государства;   осознание   обучающимися   высших ценностей,   идеалов,   ориентиров,   способность   руководствоваться   ими   в практической деятельности.     Содержание   курса   отражает   необходимый   обществу   и   государству социальный   заказ   на   воспитание   гражданина   своей   Родины,   патриота   с активной жизненной позицией.  Конечным   результатом   «Уроки гражданственности   и   духовности   Донбасса»   должна   стать   активная гражданская   позиция   и   патриотическое   сознание   обучающихся   как   основа личности гражданина Донецкой Народной Республики.  курса  реализации      Главная   цель  изучения   курса   «Уроки   гражданственности   и духовности   Донбасса»   заключается   в  содействии   духовному   развитию личности   учащегося,   идентификации   себя   как   гражданина   Донецкой Народной   Республики,   воспитании   патриотизма,   гражданственности, социальной   ответственности,   правового   самосознания,   толерантности, приверженности   ценностям,   закрепленным   в   Конституции   Донецкой Народной Республики      Важнейшим  воспитательным   направлением  содержания Программы  является  формирование у школьников наиболее значимых для нашего   народа   ценностей:   патриотизма,   социальной   справедливости, уважительного отношения к человеку и его труду; формирование у каждого учащегося своего собственного «Я», веры в свои силы, талант, способности; воспитание   гуманной,   творческой,   социально   активной   личности,   способной бережно   относиться   к   природе,   миру   вещей,   самому   себе,   другим   людям, понимать значение жизни как наивысшей ценности. Изучение курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей: • повышение уровня духовно­нравственной, политической и правовой культуры учащихся; •   углубление   интереса   к   изучению   социальных   и   гуманитарных дисциплин; • развитие способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;  •  повышение   мотивации   к   активному   участию   в  учебной,  трудовой, общественной деятельности; •   создание   для   учащихся   условий   по   овладению   умением   получать информацию   из   разнообразных   источников   и   критически   осмысливать   ее, систематизировать, анализировать полученные данные; •   создание   для   учащихся   условий   по   освоению   способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;   •   воспитание   у   молодых   граждан   чувства   гордости   и   глубокого уважения   к   символам   ДНР­   Гербу,   Флагу,   Гимну,   историческим   святыням Отечества;  •   развитие   потребности   в   духовно­нравственном,   здоровом   образе жизни;  • воспитание уважения к культурным достижениям и историческому прошлому, традициям;  •   создание   условий   для   реализации   принципа   постоянного самосовершенствования;  • накопление практического  опыта с целью применения полученных знаний   и   умений   для   идентификации   собственной   позиции   в   общественной жизни,   осуществления   гражданской   и   общественной   деятельности,   развития межличностных отношений;  •   соотнесение   собственного   поведения   и   поступков   окружающих   с общепринятыми духовно­нравственными ценностями; • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям Родины, к правам   и   свободам   человека,   демократическим   принципам   общественной жизни в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми   и   народами,   в   духе   демократических   ценностей   современного общества;  • формирование ценностных ориентаций и правильных ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;  • применение знаний и представлений о системах социальных норм и ценностей   для   жизни   в   поликультурном,   полиэтничном   и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран;  •   воспитание   гражданственности,   национальной   идентичности, развитие   мировоззренческих   убеждений   учащихся,   расширение   социального опыта;  • формирование целостного представления о месте и роли России и Донбасса.       Основным   заданием   курса  «Уроки   гражданственности   и духовности   Донбасса»   является   не   только   предоставление   определенной суммы   знаний,   а,   прежде   всего,  развитие   и   воспитание   функционально грамотной   личности,   человека   нравственного,   культурного,   деятельного созидателя,   присвоившего   общечеловеческие   и   национальные   ценности, будущего гражданина ДНР. Принципы   построения   курса  «Уроки   гражданственности   и духовности Донбасса»:  Принцип   доступности  требует,   чтобы   обучение   строилось   на уровне реальных учебных возможностей учащихся, чтобы они не испытывали интеллектуальных,   отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.   моральных   перегрузок,   физических,  Принцип систематичности и последовательности  в обучении требует,   чтобы   знания,   умения   и   навыки   формировались   в   системе,   в определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала логически связывается   с   другими,   последующее   опирается   на   предыдущее,   готовит   к усвоению нового.  Принцип преемственности в развитии подрастающих поколений с   учетом   возрастных   особенностей   и   интересов   различных   слоев,   групп молодежи   реализуется   через   сквозные   идеологические   концепты   и   разделы курса, которые изучаются на каждом уровне образования (от дошкольника до выпускника общеобразовательной организации) с постепенным усложнением и углублением содержания.  Принцип   научности  строится   на   интеграции   науки   и образовательного   процесса,   определяющей   органическую   связь   этих составляющих.  Принцип   активности   субъектов   образовательного   процесса, реализующий их личностное взаимодействие и проявляющийся во внедрении активных   методов   и   оперативном   учете   индивидуальных   особенностей личности, обеспечении творческого характера деятельности.  Принцип   универсальности  основных   направлений   гражданско­ патриотического воспитания предполагает целостный и комплексный подход к ним,   необходимость   использования   такого   фактора   формирования патриотизма,   как   культивирующий   чувство   гордости   за   своих   предков социально ценный опыт прошлых поколений, национальные традиции в быту и внутрисемейных   отношениях,   в   учебе   и   подходах   к   труду,   в   методах творчества.  Принцип   наглядности  обеспечивается   применением   в образовательном процессе разнообразных средств визуализации (иллюстраций, плакатов,   карточек,   видео­   и   киноматериалов,   слайдов   и   др.),   а   также посещение тематических экскурсий, выставок и др.    Принцип   системно­организованного   подхода  предполагает   целенаправленную   работу   всех   подструктур скоординированную, общеобразовательной   организации,   учреждений   культуры   и   организаций дополнительного   образования,   управлений   образования,   общественных организаций по патриотическому воспитанию граждан ДНР.  Принцип   адресного   подхода  в   формировании   патриотизма предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом   каждой   возрастной,   социальной,   профессиональной   и   других   групп населения.  Принцип   учета   региональных   условий  в   пропаганде патриотических   и   духовных   идей   и   ценностей,   означающий   пропаганду   не только   общего   патриотизма, (регионального), характеризующегося   привязанностью,   любовью   к   родному   краю,   городу, деревне,   улице,   образовательной   организации,   предприятию,   спортивной команде и т.д.   но   и   местного       Механизм реализации курса основывается на совершенствовании методов   работы   по   гражданско­патриотическому   и   духовно­нравственному воспитанию,   координации   деятельности   всех   служб   общеобразовательной организации   в   целях   обеспечения   положительного   влияния   на   процесс воспитания и развития личности гражданина ДНР, налаживания тесных связей с   социальными   партнёрами,   выстраивания   эффективного   взаимодействия   с семьями учащихся.          Особенностью курса  является обязательное участие учащихся в реализации   социально­ориентированных   и   личностно­деятельностных проектов,   целью   которых   является,   прежде   всего,   развитие   определенных способностей,   умений   и   навыков   познавательной   активности   и самостоятельности   учащихся.  Реализация   данных   проектов  предусматривает привлечение учащихся к выявлению, анализу и решению реальных социальных проблем   (коллектива,   Республики)   с использованием   для   этого  практической   поисково­исследовательской работы.   В   Программе   предусмотрены   ориентировочные   темы   проектов.   города   (села),   микрорайона, Проектная   деятельность   может   осуществляться   всем   классом   (или параллелью)   или   отдельной   группой   в   течение   учебного   года   (четверти, семестра).        Программой   предусмотрены  обобщение   и   систематизация материала  конкретного  раздела  или   курса.   На   этих   уроках   учащиеся   с помощью   учителя   имеют   возможность   систематизировать   изученное, отрефлексировать   процесс   обучения   использовать   межкурсовые   и межпредметные   связи,   проанализировать   процесс   подготовки   и   реализации выбранных   проектов.  Обобщение   и   систематизация   материала   конкретного раздела   не   предполагают   проведения   обязательной   контрольной   работы   и обязательного оценивания всех учащихся.        Содержание самостоятельного курса «Уроки гражданственности и духовности   Донбасса»  ориентировано   на   системно­деятельностную организацию процесса формирования знаний, универсальных и специальных умений,  учащихся   с   опорой   на   использование   современных   технологий обучения.   В   соответствии   с   требованиями   действующих   Государственных образовательных стандартов содержание должно быть направлено на получение личностных,   метапредметных   и   предметных   образовательных результатов. Личностными   результатами  обучения   по   курсу   «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» являются:  формирование   целостного   мировоззрения,   соответствующего современному   уровню   развития   науки   и   общественной   практики, учитывающего   социальное,   культурное,   языковое,   духовное   многообразие современного мира;   формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам;    формирование целостного мировоззрения;   развитие   морального   сознания   и   компетентности   в   решении моральных проблем на основе личностного выбора; ­ развитие общей культуры учащихся; обеспечение   формирования   у   школьников   общечеловеческих   и национальных ценностей, а также ценностей демократического общества;  формирование   толерантного   отношения   к   религии,   традициям, языку и ценностям разных народов; формирование у учащихся собственных образовательных запросов   и интересов, умение их удовлетворять;  формирование   важнейших   ориентиров   для   гражданской, этнонациональной,   социальной,   культурной   самоидентификации   личности, миропонимания и познания современного общества. Метапредметными   результатами  обучения   по   курсу   «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» являются:    умения работать с различными информационными источниками;   давать   развернутый   ответ   на   вопрос,   требующий   обобщения основных вопросов содержания, уметь привлекать к ответу дополнительные источники с отсылкой к ним;    владеть   приемами   обобщенной   характеристики,   объяснения, выступать с сообщениями;    различать аспекты экономической, политической, социальной и культурной сферы жизни общества;     выражать отношение с позиции духовных ценностей общества; выполнять художественно­творческие задания; сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;  владение   умениями   работать   с   учебной   и   внешкольной информацией   (анализировать   и   обобщать   факты,   составлять   простой   и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.   д.),   использовать   современные   источники   информации,   в   том   числе материалы на электронных носителях;  способность   представлять   результаты   своей   деятельности   в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);  развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию умение формулировать, аргументировать   и   отстаивать   свое   мнение,   использовать   информационно­ коммуникационные технологии;  формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и сотрудничестве,   в   процессе   образовательной,   творческой   и   других   видов деятельности; умение   формировать   и   реализовывать   универсальные   учебные действия, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности. Предметными   результатами  обучения   по   курсу   «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» являются:   способность применять понятийный аппарат; умения изучать и систематизировать  информацию из различных источников, раскрывая ее познавательную ценность; готовность   применять   знания   для   сохранения   исторических   и культурных памятников своей страны;  усвоение системы гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания; расширение   элементов   социального   опыта,   опыта   творческой    деятельности;  формирование у учащихся творческого мышления;  проводить   поиск   необходимой   информации   в   одном   или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); сравнивать  данные разных источников, выявлять   их сходство  и  различия;      Содержание курса отражает необходимый обществу и государству социальный   заказ   на   воспитание   гражданина   своей   Родины,   патриота   с активной жизненной позицией.  составлять описание исторических объектов, памятников; развитие аналитического мышления. Конечным   результатом   реализации   курса  «Уроки гражданственности   и   духовности   Донбасса»   должна   стать   активная гражданская   позиция   и   патриотическое   сознание   учащихся   как   основа личности гражданина ДНР.

Актуальность, педагогическая целесообразность курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса».

Актуальность, педагогическая целесообразность  курса «Уроки гражданственности  и духовности Донбасса».

Актуальность, педагогическая целесообразность курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса».

Актуальность, педагогическая целесообразность  курса «Уроки гражданственности  и духовности Донбасса».

Актуальность, педагогическая целесообразность курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса».

Актуальность, педагогическая целесообразность  курса «Уроки гражданственности  и духовности Донбасса».

Актуальность, педагогическая целесообразность курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса».

Актуальность, педагогическая целесообразность  курса «Уроки гражданственности  и духовности Донбасса».

Актуальность, педагогическая целесообразность курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса».

Актуальность, педагогическая целесообразность  курса «Уроки гражданственности  и духовности Донбасса».

Актуальность, педагогическая целесообразность курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса».

Актуальность, педагогическая целесообразность  курса «Уроки гражданственности  и духовности Донбасса».

Актуальность, педагогическая целесообразность курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса».

Актуальность, педагогическая целесообразность  курса «Уроки гражданственности  и духовности Донбасса».

Актуальность, педагогическая целесообразность курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса».

Актуальность, педагогическая целесообразность  курса «Уроки гражданственности  и духовности Донбасса».

Актуальность, педагогическая целесообразность курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса».

Актуальность, педагогическая целесообразность  курса «Уроки гражданственности  и духовности Донбасса».

Актуальность, педагогическая целесообразность курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса».

Актуальность, педагогическая целесообразность  курса «Уроки гражданственности  и духовности Донбасса».

Актуальность, педагогическая целесообразность курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса».

Актуальность, педагогическая целесообразность  курса «Уроки гражданственности  и духовности Донбасса».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2018