Актуальность, педагогическая целесообразность курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса».
Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
администрации
3 кл
28.10.2018
Донецкая Народная Республика – молодое государство, в котором особое значение придается воспитанию гражданина и патриота, развитию гражданской компетентности, совершенствованию духовно-нравственных основ личности. Это необходимо для воспитания здорового поколения, способного обеспечить прогресс своего Отечества.
Цель курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса»: содействие духовному развитию личности обучающегося, воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Донецкой Народной Республики.Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина Донецкой Народной Республики. Духовно-нравственное развитие гражданина ДНР – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок. Донецкая Народная Республика устремлена в будущее, в котором она будет представлять собой не только единое государство, но и единый народ, скреплённый общими ценностями, духовными смыслами, общностью исторической судьбы.
Актуальность, педагогическая целесообразность.doc
Актуальность, педагогическая целесообразность
курса «Уроки гражданственности
и духовности Донбасса».
Программа по предмету «Уроки гражданственности и духовности
Донбасса» составлена на основе действующего Государственного
образовательного стандарта основного общего образования ДНР, Концепции
исторического развития Донбасса, Концепции формирования здорового образа
жизни детей и молодежи ДНР, Концепции развития непрерывного воспитания
детей и учащейся молодежи ДНР, Концепции патриотического воспитания
детей и учащейся молодежи ДНР.
Актуальность, педагогическая целесообразность курса
Донецкая Народная Республика – молодое государство, в котором
особое значение придается воспитанию гражданина и патриота, развитию
гражданской компетентности, совершенствованию духовнонравственных
основ личности. Это необходимо для воспитания здорового поколения,
способного обеспечить прогресс своего Отечества.
Цель курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса»:
содействие духовному развитию личности обучающегося, воспитание
патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового
самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в
Конституции Донецкой Народной Республики.
Основные задачи курса:
•
повышение уровня духовнонравственной, политической и
правовой культуры обучающихся;
•
углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин;
•
развитие способности к личному самоопределению,
самореализации, самоконтролю;
•
повышение мотивации к активному участию в учебной, трудовой
деятельности;
•
создание условий по овладению умением получать информацию
из разнообразных источников и критически осмысливать ее;
•
создание условий по освоению способов познавательной,
коммуникативной, практической деятельности;
•
воспитание у молодых граждан чувства гордости и глубокого
уважения к символам Донецкой Народной Республики – Гербу, Флагу, Гимну,
историческим святыням Отечества;
жизни;
•
•
развитие потребности в духовнонравственном, здоровом образе
воспитание уважения к культурным достижениям и
историческому прошлому, традициям; •
создание условий для реализации принципа постоянного
самосовершенствования;
•
накопление практического опыта с целью применения
полученных знаний и умений в общественной жизни.
Основное задание курса: содействие формированию личностных
качеств и ценностных ориентаций будущего гражданина Донецкой Народной
Республики.
Важнейшей целью современного образования и одной из
приоритетных задач общества и государства является воспитание
нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина
Донецкой Народной Республики. Духовнонравственное развитие гражданина
ДНР – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно
смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно
выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу,
государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и
нравственных идеалов, ценностных установок. Донецкая Народная Республика
устремлена в будущее, в котором она будет представлять собой не только
единое государство, но и единый народ, скреплённый общими ценностями,
духовными смыслами, общностью исторической судьбы.
Общее описание учебновоспитательного курса
Курс объединяет 6 содержательных линий: историко
краеведческую, природоведческую, культурологическую, обществоведческую,
этическую, духовнонравственную, – реализованные через микросферы «Я –
житель Донбасса», «Природа Донбасса», «Культура Донбасса», «Духовный
свет моей Отчизны», «Учимся жить среди людей», «Законы мудрости
народной», «Человек и закон», «Гражданская позиция», «Трудом славен
человек», «Дыхание времен», «След в истории», «Донбасс – часть Русского
мира», которые объединяются в четыре макросферы: «Донбасс – мой родной
край», «Духовнонравственные основы народа Донбасса», «Воспитай в себе
гражданина Донецкой Народной Республики», «Донбасс и Русский мир».
Курс носит межпредметный характер, обеспечивая
реализацию учебных задач через интеграцию базовых дисциплин; является
ядром воспитательного воздействия на личность и органически связан с
системой знаний, которые предусмотрены программой внеклассной
деятельности.
Развивающий аспект курса заключается в формировании
универсальных учебных действий,
опыта творческой деятельности
обучающихся, овладении обобщенными способами действий; моделировании
культурных и ролевых стандартов поведения в различных ситуациях; развитии
активного познавательного отношения к природе и социальному окружению;
познании школьниками своих возможностей.
Важнейшим воспитательным направлением содержания является
формирование у обучающихся патриотизма, социальной справедливости,
уважительного отношения к человеку и его труду; формирование своего собственного «Я», веры в свои силы, талант, способности; воспитание
гуманной, творческой, социально активной личности, способной бережно
относиться к природе, миру вещей, самому себе, другим людям, понимать
значение жизни как наивысшей ценности.
Нормативноправовое обеспечение курса
Нормативноправовым
гражданско
патриотического и духовнонравственного воспитания «Уроки
гражданственности и духовности Донбасса» являются:
обеспечением
курса
•
•
•
•
Конвенция о правах ребенка;
Конституция Донецкой Народной Республики;
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании»;
Государственный образовательный стандарт начального общего
образования Донецкой Народной Республики;
•
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся
молодежи в Донецкой Народной Республике;
•
Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся
молодежи Донецкой Народной Республики;
•
Нормативноправовые документы Министерства образования и
науки Донецкой Народной Республики.
•
Концепция формирования здорового образа жизни детей и
молодежи Донецкой Народной Республики
Принципы построения курса
•
•
•
Доступности;
систематичности и последовательности;
преемственности в развитии подрастающих поколений с учетом
возрастных особенностей и интересов различных слоев, групп молодежи;
•
•
•
научности;
активности субъектов образовательного процесса;
универсальности основных направлений
гражданско
патриотического воспитания;
•
•
•
•
наглядности;
системноорганизованного подхода;
адресного подхода в формировании патриотизма;
учета региональных условий в пропаганде патриотических и
духовных идей и ценностей.
Преподавание курса базируется на теоретических и
методологических принципах педагогики сотрудничества,
которое
предусматривает создание демократической атмосферы на уроках, субъект
субъектные отношения между обучающимися и учителем, личностно
ориентированный подход. патриотического
Ценностные установки гражданско
и духовно нравственного развития и воспитания
Программа учебновоспитательного курса «Уроки гражданственности
и духовности Донбасса» опирается на традиционную для народа Донбасса
систему нравственных ценностей, элементами которой являются: патриотизм,
духовность, социальная солидарность,
гражданственность, история, культура, равноправие, семья, совесть,
солидарность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и
литература, природа, человечество.
Основные направления деятельности по реализации
курса
1. Содержательное направление:
2. Социальнопедагогическое направление:
3. Управленческое направление:
Механизм реализации курса
Механизм реализации курса основывается на совершенствовании
методов работы по гражданскопатриотическому и духовнонравственному
воспитанию, координации деятельности всех служб общеобразовательной
организации в целях обеспечения положительного влияния на процесс
воспитания и развития личности гражданина Донецкой Народной Республики,
налаживания тесных связей с социальными партнёрами, выстраивания
эффективного взаимодействия с семьями обучающихся.
Система гражданскопатриотического и духовнонравственного
воспитания в общеобразовательных организациях формируется в процессе
обучения, социализации и воспитания школьников, реализуется через урочную
и внеурочную деятельность.
Задачи гражданского и нравственного образования решаются через
изучение истории, права, обществознания, географии, экономики, литературы,
начальной военной подготовки и других учебных дисциплин, через
специальные факультативные и элективные курсы вариативного компонента, а
также посредством специального учебновоспитательного курса «Уроки
гражданственности и духовности Донбасса».
Главной составляющей системы гражданскопатриотического и
духовнонравственного воспитания является работа классного руководителя
как с обучающимися, так и родителями.
Методы достижения поставленных целей и задач
Содержание программы реализуется на занятиях курса «Уроки
гражданственности и духовности Донбасса», а также на уроках: окружающий
мир, литературное чтение, трудовое обучение, музыкальное искусство, изобразительное искусство, физическая культура; во внеклассной работе
(деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет,
викторины, круглый стол, конкурс сочинений, защита проектов,
родительские собрания,
посещение семей обучающихся, анкетирование, тематические
классные часы, семейные праздники, спортивные состязания; тренинги
родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации,
беседы с детьми и родителями; КВНы семейных команд, брейнринги,
интеллектуальные марафоны родителей и детей); во внешкольной работе
(экскурсии, походы выходного дня, походы по памятным местам, встречи,
поисковая, научноисследовательская работа и др. ).
Курс не ограничивается только рамками уроков и воспитательных
мероприятий в школе.
Прогнозируемые результаты
В результате реализации курса «Уроки гражданственности и
духовности Донбасса» должно обеспечиваться достижение обучающимися
воспитательных, образовательных,
поведенческих результатов. Предполагаемым результатом реализации
курса является формирование у детей навыков самоанализа, самооценки,
самоуправления.
Результат реализации программы курса предполагает развитие
творческих, когнитивных способностей; осознание ответственности за судьбу
страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих
поколений;
способность к самореализации в пространстве Донецкой
Народной Республики, формирование активной жизненной позиции; знание и
соблюдение норм правового государства; осознание обучающимися высших
ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в
практической деятельности.
Содержание курса отражает необходимый обществу и государству
социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с
активной жизненной позицией.
Конечным
результатом
«Уроки
гражданственности и духовности Донбасса» должна стать активная
гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся как основа
личности гражданина Донецкой Народной Республики.
курса
реализации
Главная цель изучения курса «Уроки гражданственности и
духовности Донбасса» заключается в содействии духовному развитию личности учащегося, идентификации себя как гражданина Донецкой
Народной Республики, воспитании патриотизма, гражданственности,
социальной ответственности, правового самосознания, толерантности,
приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Донецкой
Народной Республики
Важнейшим воспитательным направлением содержания
Программы является формирование у школьников наиболее значимых для
нашего народа ценностей: патриотизма, социальной справедливости,
уважительного отношения к человеку и его труду; формирование у каждого
учащегося своего собственного «Я», веры в свои силы, талант, способности;
воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, способной
бережно относиться к природе, миру вещей, самому себе, другим людям,
понимать значение жизни как наивысшей ценности.
Изучение курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» на
уровне основного общего образования направлено на достижение следующих
целей:
• повышение уровня духовнонравственной, политической и правовой
культуры учащихся;
• углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин;
• развитие способности к личному самоопределению, самореализации,
самоконтролю;
• повышение мотивации к активному участию в учебной, трудовой,
общественной деятельности;
• создание для учащихся условий по овладению умением получать
информацию из разнообразных источников и критически осмысливать ее,
систематизировать, анализировать полученные данные;
• создание для учащихся условий по освоению способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых
для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• воспитание у молодых граждан чувства гордости и глубокого
уважения к символам ДНР Гербу, Флагу, Гимну, историческим святыням
Отечества;
• развитие потребности в духовнонравственном, здоровом образе
жизни;
• воспитание уважения к культурным достижениям и историческому
прошлому, традициям;
• создание условий для реализации принципа постоянного
самосовершенствования;
• накопление практического опыта с целью применения полученных
знаний и умений для идентификации собственной позиции в общественной
жизни, осуществления гражданской и общественной деятельности, развития
межличностных отношений;
• соотнесение собственного поведения и поступков окружающих с
общепринятыми духовнонравственными ценностями; • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям Родины, к
правам и свободам человека, демократическим принципам общественной
жизни в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между
людьми и народами, в духе демократических ценностей современного
общества;
• формирование ценностных ориентаций и правильных ориентиров для
гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации
в окружающем мире;
• применение знаний и представлений о системах социальных норм и
ценностей для жизни в поликультурном,
полиэтничном и
многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии,
толерантного отношения к представителям других народов и стран;
• воспитание гражданственности, национальной идентичности,
развитие мировоззренческих убеждений учащихся, расширение социального
опыта;
• формирование целостного представления о месте и роли России и
Донбасса.
Основным заданием курса «Уроки гражданственности и
духовности Донбасса» является не только предоставление определенной
суммы знаний, а, прежде всего,
развитие и воспитание функционально
грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного
созидателя, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности,
будущего гражданина ДНР.
Принципы построения курса «Уроки гражданственности и
духовности Донбасса»:
Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на
уровне реальных учебных возможностей учащихся, чтобы они не испытывали
интеллектуальных,
отрицательно
сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
моральных перегрузок,
физических,
Принцип систематичности и последовательности в обучении
требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в
определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала логически
связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к
усвоению нового.
Принцип преемственности в развитии подрастающих поколений
с учетом возрастных особенностей и интересов различных слоев, групп
молодежи реализуется через сквозные идеологические концепты и разделы
курса, которые изучаются на каждом уровне образования (от дошкольника до
выпускника общеобразовательной организации) с постепенным усложнением и
углублением содержания.
Принцип научности
строится на интеграции науки и
образовательного процесса, определяющей органическую связь этих
составляющих.
Принцип активности субъектов образовательного процесса,
реализующий их личностное взаимодействие и проявляющийся во внедрении активных методов и оперативном учете индивидуальных особенностей
личности, обеспечении творческого характера деятельности.
Принцип универсальности основных направлений гражданско
патриотического воспитания предполагает целостный и комплексный подход к
ним,
необходимость использования такого фактора формирования
патриотизма, как культивирующий чувство гордости за своих предков
социально ценный опыт прошлых поколений, национальные традиции в быту и
внутрисемейных отношениях, в учебе и подходах к труду, в методах
творчества.
Принцип наглядности
обеспечивается применением в
образовательном процессе разнообразных средств визуализации (иллюстраций,
плакатов, карточек, видео и киноматериалов, слайдов и др.), а также
посещение тематических экскурсий, выставок и др.
Принцип системноорганизованного подхода предполагает
целенаправленную работу всех подструктур
скоординированную,
общеобразовательной организации, учреждений культуры и организаций
дополнительного образования, управлений образования, общественных
организаций по патриотическому воспитанию граждан ДНР.
Принцип адресного подхода в формировании патриотизма
предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с
учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп
населения.
Принцип учета региональных условий
в пропаганде
патриотических и духовных идей и ценностей, означающий пропаганду не
только общего патриотизма,
(регионального),
характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу,
деревне, улице, образовательной организации, предприятию, спортивной
команде и т.д.
но и местного
Механизм реализации курса основывается на совершенствовании
методов работы по гражданскопатриотическому и духовнонравственному
воспитанию, координации деятельности всех служб общеобразовательной
организации в целях обеспечения положительного влияния на процесс
воспитания и развития личности гражданина ДНР, налаживания тесных связей
с социальными партнёрами, выстраивания эффективного взаимодействия с
семьями учащихся.
Особенностью курса является обязательное участие учащихся в
реализации социальноориентированных и личностнодеятельностных
проектов, целью которых является, прежде всего, развитие определенных
способностей,
умений и навыков познавательной активности и
самостоятельности учащихся. Реализация данных проектов предусматривает
привлечение учащихся к выявлению, анализу и решению реальных социальных
проблем (коллектива,
Республики) с
использованием для этого практической поисковоисследовательской
работы. В Программе предусмотрены ориентировочные темы проектов.
города (села),
микрорайона, Проектная деятельность может осуществляться всем классом (или
параллелью) или отдельной группой в течение учебного года (четверти,
семестра).
Программой предусмотрены обобщение и систематизация
материала конкретного раздела или курса. На этих уроках учащиеся с
помощью учителя имеют возможность систематизировать изученное,
отрефлексировать процесс обучения использовать межкурсовые и
межпредметные связи, проанализировать процесс подготовки и реализации
выбранных проектов. Обобщение и систематизация материала конкретного
раздела не предполагают проведения обязательной контрольной работы и
обязательного оценивания всех учащихся.
Содержание самостоятельного курса «Уроки гражданственности и
духовности Донбасса» ориентировано на системнодеятельностную
организацию процесса формирования знаний, универсальных и специальных
умений, учащихся с опорой на использование современных технологий
обучения. В соответствии с требованиями действующих Государственных
образовательных стандартов содержание должно быть направлено на получение
личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов.
Личностными результатами обучения по курсу «Уроки
гражданственности и духовности Донбасса» являются:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам;
формирование целостного мировоззрения;
развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора; развитие общей культуры
учащихся;
обеспечение формирования у школьников общечеловеческих и
национальных ценностей, а также ценностей демократического общества;
формирование толерантного отношения к религии, традициям,
языку и ценностям разных народов;
формирование у учащихся собственных образовательных запросов
и интересов, умение их удовлетворять;
формирование важнейших ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности,
миропонимания и познания современного общества. Метапредметными результатами обучения по курсу «Уроки
гражданственности и духовности Донбасса» являются:
умения работать с различными информационными источниками;
давать развернутый ответ на вопрос, требующий обобщения
основных вопросов содержания, уметь привлекать к ответу дополнительные
источники с отсылкой к ним;
владеть приемами обобщенной характеристики, объяснения,
выступать с сообщениями;
различать аспекты экономической, политической, социальной и
культурной сферы жизни общества;
выражать отношение с позиции духовных ценностей общества;
выполнять художественнотворческие задания;
сознательно организовывать и регулировать свою деятельность —
учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной
информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и
развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и
т. д.), использовать современные источники информации, в том числе
материалы на электронных носителях;
способность представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать
содержащуюся в различных источниках информацию умение формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение, использовать информационно
коммуникационные технологии;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве, в процессе образовательной, творческой и других видов
деятельности;
умение формировать и реализовывать универсальные учебные
действия, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности.
Предметными результатами обучения по курсу «Уроки
гражданственности и духовности Донбасса» являются:
способность применять понятийный аппарат;
умения изучать и систематизировать информацию из различных
источников, раскрывая ее познавательную ценность;
готовность применять знания для сохранения исторических и
культурных памятников своей страны;
усвоение системы гуманистических и демократических ценностей,
идей мира и взаимопонимания;
расширение элементов социального опыта, опыта творческой
деятельности;
формирование у учащихся творческого мышления;
проводить поиск необходимой информации в одном или
нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и
различия;
Содержание курса отражает необходимый обществу и государству
социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с
активной жизненной позицией.
составлять описание исторических объектов, памятников;
развитие аналитического мышления.
Конечным результатом реализации курса
«Уроки
гражданственности и духовности Донбасса» должна стать активная
гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся как основа
личности гражданина ДНР.
Актуальность, педагогическая целесообразность курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса».
Актуальность, педагогическая целесообразность курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса».
Актуальность, педагогическая целесообразность курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса».
Актуальность, педагогическая целесообразность курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса».
Актуальность, педагогическая целесообразность курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса».
Актуальность, педагогическая целесообразность курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса».
Актуальность, педагогическая целесообразность курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса».
Актуальность, педагогическая целесообразность курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса».
Актуальность, педагогическая целесообразность курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса».
Актуальность, педагогическая целесообразность курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса».
Актуальность, педагогическая целесообразность курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.