Актуальные направления методической работы по географии

  • docx
  • 04.09.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала актуальные направления методической работы по георафии.docx

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ В  2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУ

      Кондратьева О.В.,

      учитель географии,

     ГУО « СШ №2 г. Белыничи

 

География является единственным школьным предметом объединяющим естественные и гуманитарные знания. География формирует у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомит их с пространственно-территориальным подходом изучения. На учебных занятиях по географии закладываются основы пространственного мышления, вносится вклад в развитие комплексного стиля мышления, формируется особый взгляд человека на мир, внутренняя установка на создание целостных образных пространственных представлений. В каждой точке земного пространства можно выделить природные и антропогенные составляющие, имеющие причинно-следственные связи. Хозяйственная деятельность людей, рассматриваемая в экономической географии, особенно динамична. Изменяются не только экономические показатели, но и подходы к изучению хозяйства. В школьной географии продолжается изменение содержания, отражающего вопросы экономической географии, что вызвано внедрением в экономическую и статистическую практику общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Виды экономической деятельности».

Особенности изучения географии в 2016/2017 учебном году сопряжены с обновлением учебной программы. На  2016/2017 учебный год разработаны новые учебные программы по географии для VI и ХI классов. Основными концептуальными положениями, согласно которым осуществляется доработка учебных программ по учебному предмету «География», являются:

1.    Реализация относительной завершенности базового образования на II ступени общего среднего образования.

2.    Реализация допрофильной подготовки учащихся.

3.    Реализация профильной подготовки учащихся (инструктивно- методическое письмо от 22.05.2015 № 05-21/90-и «Об организации в 2015/2016 учебном году профильного обучения на III ступени общего среднего образования»).

4.               Реализация компетентностного подхода в содержании образования (формирование системы ключевых компетенций, позволяющих учащимся успешно применять усвоенные знания в практической ситуации).

При организации обучения географии в X классе следует учитывать, что в содержании программы 2016 года:

·                   уменьшено количество часов и объем учебного материала при изучении тем «Географическое положение и исследования Беларуси» и «Природное районирование Беларуси»;

·                   содержание учебного материала по теме «Природное районирование Беларуси» упрощено и адаптировано к возрастным особенностям учащихся;

исключены практические работы:

·                    «Эссе «Белорусский водный путь: Августовский канал – река Нёман – река Щара – Огинский канал – река Ясельда – река Пина – Днепровско-Бугский канал – река Мухавец»;

·                    «Определение эффективности размещения энергетики на территории Беларуси»;

·                   структурирован и упрощен учебный материал тем «География сферы производства», «География сферы услуг», «Беларусь в мировом сообществе»;

·                   увеличено количество часов на изучение темы «Природные условия и ресурсы Беларуси», в частности на изучение геологического строения Беларуси.

При организации обучения в ХI классе на базовом уровне следует учитывать, что содержание образования упрощено:

·                   учебный материал представлен двумя разделами: раздел I «География мирового хозяйства», включающий 2 темы, и раздел II «Глобальные проблемы человечества», включающий 3 темы;

·                   уменьшено количество часов и объем учебного материала при изучении тем: «Географическая оболочка как природный комплекс планетарного масштаба», «Пространственное деление географической оболочки»;

·                   исключены темы: «Методы географических исследований», «История развития Земли», «Влияние Солнца и Луны на земные процессы»;

предусмотрено выполнение практических работ:

«Сравнительная характеристика крупнейших ТНК мира», «Сравнительная характеристика географии альтернативной энергетики мира», «Оценка климатических условий своей местности и их влияние на человека, и его хозяйственную деятельность», «Оценка геоэкологического состояния природы своей местности», «Анализ динамики численности населения Земли в XX веке», «Анализ уровня обеспеченности стран мира основными видами минеральных ресурсов», «Характеристика геополитического положения страны мира».

Новые подходы к реализации образования по учебному предмету «География», с учетом введения профильного обучения на III ступени общего среднего образования, требуют от учителя высокой степени профессиональной готовности.

Методическая работа с педагогами является частью непрерывного образования педагогических кадров и должна обеспечивать учебно­методическое сопровождение реализации программ общего среднего образования на республиканском, областном, районном (городском) уровнях. Поэтому, в рамках методической работы с учителями географии в 2016/2017 учебном году основными направлениями  являются:

 - повышение качества географического(предметного) образования;

– совершенствование образовательного процесса по учебным предметам «География» и «Человек и мир» с учетом рекомендаций по итогам мониторинга качества образования в учреждениях общего среднего образования;

– обобщение и распространение эффективного педагогического опыта преподавания учебного предмета «География» на базовом и повышенном уровнях изучения в условиях профильного обучения;

– обеспечение системной допрофильной подготовки учащихся на II ступени общего среднего образования;

– реализация компетентностного подхода в преподавании учебных предметов.

В течение года рекомендуется:

провести 4 заседания методических объединений учителей;

организовать работу школы передового педагогического опыта по вопросам профильного обучения;

создать творческие группы и иные методические формирования учителей, направленные на разработку дидактического обеспечения преподавания учебных предметов на основе компетентностного подхода;

обеспечить наставничество молодых специалистов, работу школ молодых педагогов.

В рамках организации методической работы с учителями в 2016/2017 учебном году следует особое внимание уделить повышению качества образования учащихся и их осознанному выбору профиля обучения.