МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТУДЕНОКСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ЖЕЛЕЗНОГОРСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕФЕРАТ
на тему: «Актуальные проблемы развития исполнительских навыков учащихся
в деятельности педагога ДШИ»
Автор: Хаирова Лариса Юрьевна
преподаватель по классу баяна первой категории
2020 год
Введение
Развитию навыков концертного исполнительства уделяется большое внимание уже на ранних этапах обучения игре на любом музыкальном инструменте. О важности роли публичного выступления пишут многие музыканты, из чего следует, что эта проблема всегда была актуальна и таковой останется
Сольное выступление в концерте представляет собой особую форму публичной деятельности музыканта-исполнителя, которая очень отличается от других видов его творческой работы.
Концертное исполнительство имеет свои закономерности, которые необходимо учитывать не только в ходе непосредственной подготовки к концерту, но и во всей предварительной работе над музыкальным произведением.
Как самому исполнителю, так и его педагогу необходимо иметь представление:
1.Оспецифике мышления и поведения на эстраде
2.О создании особой исполнительской формы сочинения, ориентированной непосредственно на концертном выступлении.
Концертное исполнительство как особый вид творческой работы.
Концертное исполнительство является основным делом в работе ученика любого возраста и любой одаренности. Ведь контролем за выполнением учебных программных требований является сольное выступление. Навыки публичных выступлений должны приобретаться как можно раньше. Когда ребенок много и успешно выступает на публике, у него развивается вкус к исполнительству, он постоянно находится в состоянии успеха.
Публичные выступления- это особая форма музыкальной деятельности. Она помогает более точно выявить и развить музыкальные способности, проследить их динамику, пробуждает исполнительскую смелость и волю, воспитывает эстрадную выдержку, творческое воображение, артистизм.
Во время концертной деятельности:
- повышается самооценка
- усиливается мотивация обучения
- совершенствуется исполнительское мастерство
- раскрывается творческий потенциал
Необходимо не просто привить ребенку навыки сценической игры, его нужно убедить в важности использования множества выразительных средств музыки. В музыкальной психологии существует аксиома: дети, почувствовавшие «вкус сцены», даже если они не очень щедро одарены талантами, развиваются намного быстрее тех, чье исполнение не выходит за рамки класса. Психологическая подготовка к выступлению имеет не меньшее значение, нежели профессиональная. Вся работа, которая велась учеником над музыкальным произведением в классе и дома, проходит « испытание на прочность» в условиях публичного выступления; только оно определяет и меру выученности материала, и степень одаренности исполнителя, и его психологическую устойчивость, и многое другое. Частые появления на сцене помогают ученику избавиться от ненужных переживаний, поэтому перед выступлением следует обыгрывать программу.
Существуют разные формы публичного выступления, такие как:
- Игра при знакомой публике, где ученик меньше волнуется, испытывает как бы «половину стресса»- переживает за качество исполнения, но не чувствует страха перед незнакомыми людьми;
- Общие проигрывания программы в классе
-Игра в ансамбле
Совместное музицирование снимает с учащегося напряжение и страх за неправильно сделанное действие, помогает детям избавиться от ненужного стресса, реализовать максимум своих возможностей;
-Концерты- беседы.
Такого рода мероприятия позволяют пополнить и обобщить свои знания, словесные пояснения несут познавательную функцию. Они способны вызвать более живой отклик у публики на исполняемые произведения. Такая форма пропаганды музыки способствует лучшему ее пониманию.
Удачное публичное выступление может дать несравнимо больший стимул для развития ученика, чем любые оценки или иные поощрения.
Психология концертного исполнительства. Понятие «надежности в концертном выступлении»: саморегуляция, помехоустойчивость, стабильность.
Проблема психологической подготовки музыканта к концертному выступлению – одна из важнейших в музыкальном исполнительстве. Ценные советы по психологической подготовке исполнителя к концертному выступлению содержатся в книгах, статьях, методических разработках выдающихся музыкантов и педагогов Г.М.Когана, Г.Г.Нейгауза, С.Е.Фейнберга.
Концертное выступление является итогом всей работы над музыкальным произведением. Его цель – доведение до слушателя содержание музыкального произведения в условиях стрессовой ситуации. В связи с этим, появляются новые дополнительные требования к стрессоустойчивости. К надежности музыканта – исполнителя в концертном выступлении.
Непременный фактор успешного выступления музыканта – надежность. Нередко за хорошим исполнением на репетиции следует неудачное выступление и наоборот. Запутанность проблемы надежности в концертных выступлениях связана с тем, что она традиционно подменяется проблемой эмоциональных состояний музыканта, именуемой «эстрадным волнением». Многие работы изобилуют описанием разновидностей этого состояния. Эстрадное волнение имеет не только отрицательные черты (волнение – паника, волнение за себя), но и положительные проявления (волнение – подъем, волнение в образе). Э.Т.А.Гофман указывает, что плохое волнение имеет разные причины: состояние здоровья, повышенное самолюбие, нечистая совесть, связанная с технической недоработкой. Понятие «надежности в концертном выступлении» было введено Ю.А.Цагарелли в 1989 году, до этого ни в каких работах не встречалось.Ю.А.Цагарелли в структуру надежности включает следующие компоненты :
1.Саморегуляция: самооценку (завышенную или заниженную), самоконтроль («способность слушать себя»), самокоррекция (анализ и исправление погрешностей), самонастройку (саморегуляция психических состояний, эмоций, чувств, связанных с концертом).
2.Помехоустойчивость: это способность музыканта к противодействию внешним и внутренним помехам, возникающим в процессе концерта или репетиции (несвоевременные аплодисменты, кашель, скрип кресел, хождение по залу, неисправность инструмента, неудобство одежды).
3.Стабильность (время): выступая на концертах, большинство младших школьников не волнуется. У них еще не сформировался уровень притязаний. Для них концерт – игра, праздничное настроение, наряды, аплодисменты. В большей степени волнение отражается на старших учениках. Так как в этом возрасте добавляется борьба за достижение признания, стремление показать свои артистические способности. Их волнует оценка, отзывы родителей и друзей.
Основы процесса подготовки учащихся к концертному исполнительству.
Практическую помощь в условиях подготовки к концерту оказывает применение методов и приемов формирования психической устойчивости, способствующие воспитанию сценической стабильности и надежности, повышающие уровень исполнительских навыков результативности в обучении:
- Обыгрывание – важнейший этап в работе любого исполнителя. Задача ученика заключается в том, чтобы научиться сохранять качества саморегуляции, помехоустойчивости и прочности в условиях сцены, постепенно приспособиться к концертным условиям, сохраняя высокий художественный уровень исполнения. Обыгрывание следует делать как можно чаще, чтобы достичь того, чтобы трудное стало привычным, привычное – легким, легкое – приятным. Результаты каждого выступления должны быть тщательно проанализированы. Особо обратить внимание на неудачи, уяснить и устранить их причины:
а) когда удалось избавиться от сильного напряжения;
б) каким было эмоциональное состояние – до или в момент выступления, в паузах между произведениями;
в) выявить слабые места, что отвлекало во время исполнения.
-В процессе психологической подготовки большое значение имеет тренировка, основанная на методе самовнушения и саморегулирования эмоциональным состоянием. Задача ученика заключается в использовании коротких словесных формул, обращенных к самому себе: «Я хорошо подготовлен к концерту!», «Программа обыграна, я уверен в себе!», «Я сильный человек!», «Я обязательно хорошо сыграю!». Установка на успех вырабатывает уверенность, надежность в своем исполнении. Задача ученика сформировать эмоциональную устойчивость и устойчивость внимания. Сосредоточенность складывается из ясности и быстроты мышления, обеспечения надежности сохранения в памяти концертного произведения. Анализ формы произведения, границы разделов должны стать опорными пунктами, регулярные занятия с применением метода «мысленного проигрывания произведения». Особую важность приобретает развитие у ученика умение забыть любой промах во время исполнения. Он перестает думать о следующей фразе, фрагменте, тем самым совершая очередную ошибку, поскольку исполнение, неподкрепленное мыслью, неизбежно ведет к срыву. В преддверии этой ситуации, преподавателю следует внушить ученику, что ошибка не опасна, важно, чтобы сохранить течение музыки, не утратив творческого настроя на игру.
Методы формирования устойчивости психологического состояния в ходе концертного выступления:
-Метод работы перед воображаемой аудиторией
На заключительном этапе работы над концертной программой, когда она проигрывается от начала до конца, быть готовым к любым неожиданностям и не останавливаясь, продолжать играть как на концерт
-Метод медиативного погружения
Исполнение этого метода связано с извлечением звука на инструменте. Погружение в звуковую материю происходит при выполнении упражнений следующих видов:
1.Пропевание без инструмента;
2.Пропевание с инструментом;
3.Пропевание про себя(мысленно)
4.Пропевание вместе с мысленным проигрыванием.
Медиативное проигрывание сначала осуществляется в медленном темпе с установкой на то, чтобы ни одна посторонняя мысль в момент игры не посетила исполнителя.
-Рациональный подбор концертного репертуара
При выборе произведений для выступления важно учитывать возможности ученика, личная заинтересованность. Для публичного выступления следует подбирать произведения, способные раскрыть индивидуальность, показать сильные стороны. Опыт показывает, что стабильно, уверенно чувствует ученик-исполнитель на выступлениях, если произведение нравится в художественном смысле.
-Предварительное изучение акустических возможностей сцены
Задача ученика на репетициях учиться умению адаптироваться к новым слуховым ощущениям. Меняется музыкальное пространство, по-иному высвечиваются такие звучания, как разборчивость, масштабность, разнообразие тембра и динамики
-Освоение некоторых психофизических приемов:
Нормализация дыхания;
Мышечная релаксация.
Задача преподавателя – помочь ученику овладеть этими методами, научить контролировать свое состояние и уметь помочь себе в трудной ситуации. Хорошая физическая подготовка, дающая ощущение здоровья, выносливости, хорошее настроение, прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию во время публичного выступления. Очень важный момент, как проходят последние занятия. Эти уроки должны быть образцом для домашней работы, заниматься только концертными произведениями, учитывая все рекомендации преподавателя. Режим дня в день выступления и организация занятий накануне имеет важное значение в развитии стабильности выступления. Необходимо беречь свои психофизические силы для максимальной реализации на эстраде.
Работу по воспитанию сценической стабильности нужно начинать с начальных классов обучения. Психика здорового ребенка направлена в основном на выражение положительных эмоций (радость в играх со сверстниками, радость общения, всему новому – узнанному…). Такова положительная направленность психики обучающегося ребенка, когда формируется удовлетворенность от собственной игры на инструменте и выступления на концерте. Важно закрепить и развить это чувство удовлетворенности.
Для успешной самореализации на эстраде, учащемуся необходимо овладевать искусством саморегуляции, концентрацией направленности внимания, сценическим опытом, овладеть основными методами формирования устойчивости к концертным выступлениям.
Заключение
На формирование и развитие сценической стабильности и надежности концертных выступлений принесет высокие результаты только в том случае, если преподаватель будет к ней готовиться и проводить ее постоянно. А также, если учащиеся будут вооружены приемами и методами выполнения этой работы как на уроке, так и дома. Важным педагогическим условием является создание атмосферы заинтересованности с учетом особенностей развития каждого ученика, использованию разнообразных форм, методов и средств по формированию психологической устойчивости.
Список литературы:
1.Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. 1973г.
2.Коган Г.М. У врат мастерства. 2004г.
3.Цагарелли Ю.А. Психология музыкально – исполнительской деятельности. 2008г.
4.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.1947г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.