Актуальные вопросы инклюзивного образования в младшей школе
Карташова Наталья Николаевна
педагог высшей категории, заместитель директора по УМР СОШ с реализацией дополнительных программ в области искусств № 57 города Севастополя
г. Севастополь, Российская Федерация
E-mail: natakasev@mail.ru
Кобылянская Марина Станиславовна
педагог дополнительного образования
СОШ с реализацией дополнительных программ в области искусств № 57 города Севастополя
г. Севастополь, Российская Федерация
E-mail: мarina.st.kob@mail.ru
Хромченко Елена Александровна
педагог высшей категории СОШ с реализацией дополнительных программ в области искусств № 57 города Севастополя
г. Севастополь, Российская Федерация
E-mail: hromchenko.alena@mail.ru
Актуальные вопросы инклюзивного образования в младшей школе
Аннотация.
В статье раскрывается концептуальная основа инклюзивного социально-образовательного проекта «Трогательная клумба». На базе идеи проекта сформирована программа дополнительного образования по курсу «Трогательная клумба». Образовательная программа предусматривает выращивание сенсорно- и эмоционально-значимых растений младшими школьниками в рамках проектной деятельности для передачи их в детские сады для детей с ОВЗ по зрению.
Ключевые слова: сенсорные растения, эмоционально значимые растения, «Трогательная клумба», школьники, дошкольники, инклюзивное образование, дети с ОВЗ по зрению.
Actual issues of inclusive education in primary school
Key words: sensory plants, emotionally significant plants, «Touching flowerbed», schoolchildren, preschoolers, inclusive education, children with visual impairment.
В России как и в большинстве стран постсоветского пространства в среде детей младшего школьного возраста актуальными являются проблемы:
- ухудшение здоровья детей в целом и отдельного индивидуума (физическое, психологическое, нравственное, духовное);
- сокращение времени общения с природой, стремительный рост времяпрепровождения с гаджетами;
- отсутствие групповой возможности и внутренней потребности комфортного взаимодействия с другой социальной группой;
- зарождение искаженного восприятия детей из других социальных групп, в том числе детей с ОВЗ.
Авторы статьи, принимая во внимание широту и острую актуальность вышеприведенных проблем, видят возможное их разрешение в рамках реализации инклюзивного образовательного проекта естественнонаучной направленности «Трогательная клумба».
Цель статьи: раскрыть сущность, роль и основные элементы инклюзивно-образовательного проекта «Трогательная клумба» в образовании младших школьников и формировании их социальных компетенций при взаимодействии с детьми с ОВЗ.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность инклюзивно-образовательного проекта «Трогательная клумба»
2. Выявить основные элементы дополнительной образовательной программы «Трогательная клумба» в системе обучения младших школьников.
Основная часть. Проект «Трогательная клумба» направлен на создание инклюзивной среды в г. Севастополе и вовлечение дошкольников (с ОВЗ по зрению) и младших школьников в инклюзивное проектное образование при совместном участии в краеведческих и эколого-агрономических тематических работах для комплексной социализации детей и раскрытия их потенциала в разновозрастной инклюзивной группе.
Проект «Трогательная клумба» объединяет в едином инклюзивно-образовательном пространстве:
1. Школьников младших классов и коллектив школы (СОШ № 57 г.Севастополя);
2. Дошкольников с ОВЗ по зрению специализированных детских садов г. Севастополя и педагогов детсадов (коррекционные детские сады № 22 и №33);
3. Коллектив Автономной некоммерческой организации «Белая трость. Севастополь», в том числе инвалидов по зрению;
4. Коллектив «Отдела для незрячих людей» Библиотеки для взрослых им Л.Н. Толстого и Медицинской библиотеки г. Севастополя;
5. Родителей и родственников школьников и дошкольников; др.
Реализация проекта осуществляется при непосредственном выращивании посадочного материала младшими школьниками в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Трогательная клумба» и передачи его на доращивание дошкольникам в детские сады. Одновременно школьники обучают дошкольников правилам посадки и ухода за растениями (беседуют, выступают с докладами и презентациями своих проектов, лично демонстрируют приемы пересадки и размножения растений в детских садах), а так же помогают дошкольникам с ОВЗ благоустроить территорию детсадов и посадить растения на клумбы. Наличие общих интересов, а так же совместный систематический труд при позитивном настрое со стороны опытных педагогов позволит школьникам и дошкольникам с ОВЗ получить уникальный опыт продуктивного взаимодействия детей из разных социальных групп в единой инклюзивно-образовательной среде.
Трудовая деятельность школьников и дошкольников направлена на выращивание и размножение только тех видов и сортов растений, которые можно отнести к сенсорным[2] и эмоционально-значимым неядовитым гипоаллергенным растениям, устойчивых (терпимых) к частым тактильным контактам, что позволяет:
1. педагогам коррекционных детских садов существенно расширить дидактическую базу для работы со слепыми и слабовидящими детьми;
2. значительно обогатить эмоциональную составляющую познавательной и трудовой деятельности детей.
Предполагаемый частый тактильный контакт дошкольников с растениями и выращивание растений на территории детских образовательных учреждений исключает возможность применения при их выращивании «классических» приемов агрономии (частое применение средств защиты растений со средним и высоким классом опасности для человека), что позволит детям на практике изучить приемы органического земледелия для региона, где земледелие относится к рисковому виду деятельности.
Целью программы дополнительного образования «Трогательная клумба» является создание образовательной среды, побуждающей ребёнка младшего школьного возраста к познанию окружающей природы; формирование интереса и способности ребёнка к самостоятельному решению доступных познавательных естественнонаучных задач, умение осознанно использовать разные способы и приёмы познания, интерес к исследовательской и творческой деятельности; вовлечение и социализация младших школьников в инклюзивном проектном образовании при совместном участии в краеведческих и эколого-агрономических тематических работах для раскрытия их исследовательского и творческого потенциала в разновозрастной инклюзивной группе.
Предметные знания и умения школьников, формируемые при обучении по программе дополнительного образования «Трогательная клумба», представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Предметные знания и умения школьников программы дополнительного образования «Трогательная клумба»
Младшие школьники должны знать |
Младшие школьники должны уметь: |
- основы конструктивного взаимодействия с детьми с ОВЗ (по зрению); - основы ботаники, агрономии и краеведения; - основные растения Красной книги Крыма и Севастополя; - основные агрономические приемы по выращиванию и размножению растений; - базовые механизмы защиты растений от болезней и вредителей; - основы техники безопасности при работе в открытом и закрытом грунте.
|
- применять агрономические приемы по посеву и выращиванию растений; - распознавать отдельные растения, вошедшие в Красную книгу Севастополя в лесах, парках и скверах города; - применять экоудобрения и отдельные приемы экологической защиты растений от вредителей, болезней, сорняков; - использовать средства индивидуальной защиты и оказать первую медицинскую помощь при работе с химическими средствами 4 класса опасности; - оказать методическую и практическую помощь детям с ОВЗ при посадке и уходе за растениями на территории детских садов |
В зависимости от уровня успеваемости, умственно-физиологических возможностей и потребности в самореализации младшего школьника он может сформировать навыки и умения в рамках образовательной программы на нескольких уровнях: базовый, средний и выше среднего, что наглядно отражено в таблице 2.
Таблица 2 - Классификация уровней сформированности умений и навыков школьника
Уровень сформированности умений и навыков |
Тип работ |
Навыки и умения |
Базовый |
1. Текущая работа |
Выполнение детьми практических действий по уходу и размножению растений; отработка кейсов по взаимодействию со слабовидящими и слепыми людьми разных возрастов |
Средний (в том числе включает освоение нижележащих навыков и умений) |
2. Подготовитель-ная работа |
Сбор, систематизация и обобщение накопленных знаний и умений в рамках группы выбранных растений (поисковая и экспериментально-исследовательская деятельности) |
3. Отчетная рабо-та. |
Выступление и работа на территории детских садов; взаимодействие с другой социальной группой; практическое применение навыков, полученных в кейсах по взаимодействию с детьми с ОВЗ по зрению |
|
Выше среднего ( в том числе включает освоение нижележащих навыков и умений) |
4. Модификация отчетной работы |
Завершенный проект модифицируется в зависимости от тематики и особенностей конкурсов и конференций, на которые он представляется; корреляция структуры и содержания проекта с учетом поставленных социальных задач |
5. Формирование сборника методических материалов |
Адаптация содержания проектов школьников под концепт сборника методических материалов проекта под названием «Живая книга: Трогательная клумба». |
Содержание программы дополнительного образования «Трогательная клумба» и виды контроля полученных знаний и умений представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Сводная информация по программе дополнительного образования «Трогательная клумба»
Наименование раздела, темы (часы) |
Основные элементы содержания раздела |
Виды и уровни контроля |
1.Пропедевтика ботаники/агрономии. Введение в инклюзивное взаимодействие с детьми с ОВЗ (5 ч.): |
Ботаника как наука, изучающая растения. Многообразие растений. Классификация растений. Виды размножения растений. Растения школьного двора. Агрономия как практическая область размножения и выращивания полезных для человека растений. Основы полеводства, овощеводства и цветоводства. Органическое земледелие. Понятия «ограниченные возможности здоровья» и «инвалидность». Базовые правила общения со слепыми и слабовидящими людьми. Способы познания мира слепыми детьми. Сенсорные растения. Эмоционально-значимые растения. |
Предварительный и промежуточный: социальный аспект - оценка толерантности детей к другой социальной группе и готовности к взаимодействию (тестирование и опрос); |
1.1 Введение в ботанику (2 ч). 1.2 Введение в агрономию (2 ч). 1.3 Особенности познания мира детьми с ОВЗ по зрению (1 ч). |
||
2.Тактильно- и эмоционально значимые растения дома, на клумбах города, в огороде (51 ч): |
Агрономические приемы размножения и ухода за овощными, декоративными и лекарственными культурами в открытом и закрытом грунте на примере: группы суккулентных растений, гераниевых, бромеллиевых, орхидных, мальвовых, пасленовых и прочих семейств. Правила техники безопасности при агрономических работах. Вредители и болезни растений. Экологически чистые средства защиты растений и удобрения. Семеноводство и селекция. Сбор теоретического и практического материала, систематизация и обобщение информации, подготовка и защита проектных (творческих) работ. |
Текущий: социальный аспект – анкетирование, наблюдение. Промежуточный : естественнонаучный и творческий аспекты - текущее оценивание «базового» и «среднего» уровня сформированности умений и навыков; Завершающий: естественнонаучный и творческий аспекты - оценивание уровень «выше среднего» сформированности умений и навыков (выступление, доклад, презентация, проект). В том числе с привлечением сторонних специалистов и организаций (экспертное заключение). Промежуточная оценка толерантности детей к другой социальной группе и готовности к взаимодействию (наблюдение). |
2.1«Трогательная клумба» на подоконнике (6 ч). 2.2 «Трогательная клумба» на грядке (14 ч). 2.3 «Трогательная клумба» с лекарственными растениями (13ч). 2.4 «Трогательная клумба» с овощными растениями (10 ч). 2.5 Мой проект: «Доброе сердце!» (8 ч) |
||
3.Осторожно: Ядовитые растения и/или редкие растения Крыма(12 ч): |
Общая совокупность смертельно ядовитых растений Крыма. Ядовитые комнатные растения. Идентификация ядовитых растений парков и скверов Севастополя. Профилактика отравления ядовитыми растениями. Первая помощь при отравлениях ядовитыми растениями. Что такое «Красная книга»? Почему некоторым растениям грозит полное уничтожение. «Красная книга Севастополя»[1]. Идентификация редких растений в лесах, парках, скверах и в школьном дворе. |
Текущий: естественнонаучный аспект (опрос, контрольная работа). Завершающая оценка толерантности детей к другой социальной группе и готовности к взаимодействию (тестирование и опрос) |
3.1 Опасно для жизни: эти растения ядовиты! (6 ч) 3.2 Красная книга Севастополя: эти растения на грани вымирания(6 ч) |
Таким образом, инклюзивный образовательный проект «Трогательная клумба» имеет существенную социальную значимость и формирует у младших школьников углубленные знания по предмету «Окружающий мир». Реализация проекта позволит получить уникальный опыт взаимодействия нескольких социальных групп в рамках инклюзивного образования. Апробация представленной образовательной программы с последующей рефлексией позволит сделать выводы о возможности и целесообразности ее маштабирования в другие регионы страны.
Список литературы:
1. Красная книга города Севастополя / Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя. – Калининград; Севастополь: ИД «РОСТ-ДОАФК», 2018. – 432 с.
2. Трусова Наталья Владимировна// Проект "Сенсорный сад". Организация здоровьесберегающей образовательной среды через реализацию технологии АРС (активную сенсорно-развивающую среду).//Электронный ресурс, режим доступа. - https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0% B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/584413/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.