Актуальные вопросы инклюзивного образования в начальной школе
Оценка 4.7

Актуальные вопросы инклюзивного образования в начальной школе

Оценка 4.7
docx
12.01.2021
Актуальные вопросы инклюзивного образования в начальной школе
статья.docx

Актуальные вопросы  инклюзивного образования в младшей школе 

 

Карташова Наталья Николаевна

педагог высшей категории, заместитель директора по УМР СОШ с реализацией  дополнительных программ  в области искусств № 57  города Севастополя

г. Севастополь, Российская Федерация

E-mail: natakasev@mail.ru 

Кобылянская Марина Станиславовна

педагог дополнительного образования

СОШ с реализацией  дополнительных программ  в области искусств № 57 города Севастополя

г. Севастополь, Российская Федерация

E-mail: мarina.st.kob@mail.ru

Хромченко Елена Александровна

педагог высшей категории  СОШ с реализацией  дополнительных программ  в области искусств № 57 города Севастополя

г. Севастополь, Российская Федерация

E-mail: hromchenko.alena@mail.ru 

 

 

Актуальные вопросы  инклюзивного образования в младшей школе 

Аннотация.

В статье раскрывается концептуальная основа инклюзивного социально-образовательного проекта «Трогательная клумба». На базе идеи проекта сформирована программа дополнительного образования по курсу «Трогательная клумба». Образовательная программа предусматривает выращивание сенсорно- и эмоционально-значимых растений младшими школьниками в рамках проектной деятельности для передачи их в детские сады для детей с ОВЗ по зрению.

 Ключевые слова: сенсорные растения, эмоционально значимые  растения, «Трогательная клумба», школьники, дошкольники, инклюзивное образование, дети с ОВЗ по зрению.

 

Actual issues of inclusive education in primary school

 

Key words: sensory plants, emotionally significant plants, «Touching flowerbed», schoolchildren, preschoolers, inclusive education, children with visual impairment.

 

В России как и в большинстве стран постсоветского пространства в среде детей младшего школьного возраста актуальными являются проблемы:

-        ухудшение здоровья детей в целом и отдельного индивидуума (физическое, психологическое, нравственное, духовное);

-        сокращение времени общения с природой, стремительный рост времяпрепровождения с гаджетами;

-        отсутствие групповой возможности и внутренней потребности комфортного взаимодействия с другой социальной группой;

-        зарождение  искаженного восприятия детей из других социальных групп, в том числе детей с ОВЗ.

Авторы статьи, принимая во внимание широту и острую актуальность вышеприведенных проблем, видят возможное их разрешение в рамках реализации инклюзивного образовательного проекта естественнонаучной направленности «Трогательная клумба».

Цель статьи: раскрыть сущность, роль и основные элементы  инклюзивно-образовательного проекта «Трогательная клумба» в образовании младших школьников и формировании их социальных компетенций при взаимодействии с детьми с ОВЗ.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.                 Раскрыть сущность инклюзивно-образовательного проекта «Трогательная клумба»

2.                 Выявить основные элементы дополнительной образовательной программы «Трогательная клумба» в системе обучения младших школьников.

Основная часть. Проект «Трогательная клумба» направлен на создание инклюзивной среды в г. Севастополе и  вовлечение дошкольников (с ОВЗ по зрению) и младших школьников в инклюзивное проектное образование при совместном участии в краеведческих и эколого-агрономических тематических работах  для комплексной социализации детей и раскрытия их потенциала в разновозрастной инклюзивной группе.

Проект «Трогательная клумба» объединяет в едином инклюзивно-образовательном пространстве:

1.      Школьников младших классов и коллектив школы (СОШ  № 57 г.Севастополя);

2.      Дошкольников с ОВЗ по зрению специализированных  детских садов г. Севастополя и педагогов детсадов (коррекционные детские сады № 22 и №33);

3.        Коллектив Автономной некоммерческой организации «Белая трость. Севастополь», в том числе инвалидов по зрению;

4.      Коллектив «Отдела для незрячих людей» Библиотеки для  взрослых им Л.Н. Толстого  и Медицинской библиотеки г. Севастополя;

5.      Родителей и родственников школьников и дошкольников; др.

Реализация проекта осуществляется при непосредственном выращивании посадочного материала младшими школьниками в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Трогательная клумба» и передачи его на доращивание дошкольникам в детские сады. Одновременно школьники обучают дошкольников  правилам посадки и ухода за растениями (беседуют, выступают с докладами и презентациями своих проектов, лично демонстрируют приемы пересадки и размножения растений в детских садах), а так же помогают дошкольникам с ОВЗ благоустроить территорию детсадов и посадить растения на клумбы. Наличие общих интересов, а так же совместный систематический труд  при позитивном настрое со стороны опытных педагогов позволит школьникам и дошкольникам с ОВЗ получить уникальный опыт продуктивного взаимодействия детей из разных социальных групп в единой инклюзивно-образовательной среде.

Трудовая деятельность школьников и дошкольников направлена на выращивание и размножение только тех видов и сортов растений, которые можно отнести к сенсорным[2] и эмоционально-значимым неядовитым гипоаллергенным растениям, устойчивых  (терпимых) к частым тактильным контактам, что позволяет:

1.      педагогам коррекционных детских садов существенно расширить дидактическую базу   для работы со  слепыми и слабовидящими детьми;

2.      значительно обогатить эмоциональную составляющую познавательной и трудовой деятельности детей.

Предполагаемый частый тактильный контакт дошкольников с растениями и выращивание растений на территории детских образовательных учреждений исключает возможность применения при их выращивании «классических» приемов агрономии (частое применение средств защиты растений со средним и высоким классом опасности для человека), что позволит детям на практике изучить приемы органического земледелия для региона, где земледелие относится к рисковому виду деятельности.

Целью программы дополнительного образования «Трогательная клумба» является создание образовательной среды, побуждающей ребёнка младшего школьного возраста к познанию окружающей природы; формирование интереса и способности ребёнка к самостоятельному решению доступных познавательных естественнонаучных задач, умение осознанно использовать разные способы и приёмы познания, интерес к исследовательской и творческой деятельности; вовлечение и социализация младших школьников в инклюзивном проектном образовании при совместном участии в краеведческих и эколого-агрономических тематических работах  для раскрытия их исследовательского и творческого потенциала в разновозрастной инклюзивной группе.

Предметные знания и умения школьников, формируемые при обучении по программе дополнительного образования «Трогательная клумба», представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Предметные знания и умения школьников программы дополнительного образования «Трогательная клумба»

Младшие школьники должны знать

Младшие школьники должны уметь:

-  основы конструктивного взаимодействия с детьми с ОВЗ (по зрению);

-  основы ботаники, агрономии и краеведения;

-  основные растения Красной книги Крыма и Севастополя;

-  основные агрономические приемы по выращиванию и размножению растений;

-  базовые механизмы защиты растений от болезней и вредителей;

-  основы техники безопасности при работе в открытом и закрытом грунте.

 

-     применять агрономические приемы по посеву и выращиванию растений;

-     распознавать отдельные растения, вошедшие в Красную  книгу Севастополя в лесах, парках и скверах города;

-     применять экоудобрения и отдельные приемы экологической защиты растений от вредителей, болезней, сорняков;

-     использовать средства индивидуальной защиты и  оказать первую медицинскую помощь при работе с химическими средствами 4 класса опасности;

-     оказать методическую и практическую помощь детям с ОВЗ при посадке и уходе за растениями на территории детских садов

 

В зависимости от уровня успеваемости, умственно-физиологических возможностей и потребности в самореализации младшего школьника он может сформировать навыки и умения в рамках образовательной программы на нескольких уровнях: базовый, средний и выше среднего, что наглядно отражено в таблице 2.

 

Таблица 2 - Классификация уровней сформированности умений и навыков школьника

Уровень сформированности умений и навыков

Тип  работ

Навыки и умения

Базовый

1. Текущая работа

Выполнение детьми практических действий по уходу и размножению растений; отработка кейсов по взаимодействию со слабовидящими и слепыми людьми разных возрастов

Средний (в том числе включает освоение нижележащих навыков и умений)

2. Подготовитель-ная работа

Сбор, систематизация  и обобщение накопленных знаний и умений в рамках группы выбранных растений (поисковая и экспериментально-исследовательская деятельности)

3. Отчетная рабо-та.

Выступление и работа на территории детских садов; взаимодействие с другой социальной группой; практическое применение навыков, полученных в кейсах по взаимодействию с детьми с ОВЗ по зрению

Выше среднего ( в том числе включает освоение нижележащих навыков и умений)

4. Модификация отчетной работы

Завершенный проект модифицируется в зависимости от тематики и особенностей конкурсов и конференций, на которые он представляется; корреляция структуры и  содержания проекта с учетом поставленных социальных задач

5. Формирование сборника методических материалов

Адаптация содержания проектов школьников под концепт сборника методических материалов проекта под названием «Живая книга: Трогательная клумба».

Содержание программы дополнительного образования «Трогательная клумба» и виды контроля полученных знаний и умений представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Сводная информация по программе дополнительного образования «Трогательная клумба»

Наименование раздела, темы (часы)

Основные элементы содержания раздела

Виды и уровни контроля

1.Пропедевтика ботаники/агрономии. Введение в инклюзивное взаимодействие с детьми с ОВЗ (5 ч.):

Ботаника как наука, изучающая растения. Многообразие растений. Классификация растений. Виды размножения растений. Растения школьного двора. Агрономия как практическая область размножения и выращивания полезных для человека растений. Основы полеводства, овощеводства и цветоводства.  Органическое земледелие. Понятия «ограниченные возможности здоровья» и «инвалидность». Базовые правила общения со слепыми и слабовидящими людьми. Способы познания мира слепыми детьми. Сенсорные растения. Эмоционально-значимые растения.

Предварительный и промежуточный: социальный аспект - оценка толерантности детей к другой социальной группе и готовности к взаимодействию (тестирование и опрос);

1.1 Введение в ботанику (2 ч).

1.2 Введение в агрономию (2 ч).

1.3 Особенности познания мира детьми с ОВЗ по зрению (1 ч).

2.Тактильно- и эмоционально значимые растения дома, на клумбах города, в огороде (51 ч):

Агрономические приемы  размножения и ухода за овощными, декоративными и лекарственными культурами в открытом и закрытом грунте на примере: группы суккулентных растений, гераниевых, бромеллиевых, орхидных, мальвовых, пасленовых и прочих семейств. Правила техники безопасности при агрономических работах. Вредители и болезни растений.  Экологически чистые средства защиты растений и удобрения. Семеноводство и селекция. Сбор теоретического и практического материала, систематизация и обобщение информации,  подготовка и защита проектных (творческих) работ.

Текущий: социальный аспект – анкетирование, наблюдение.

Промежуточный : естественнонаучный и творческий аспекты - текущее оценивание «базового» и «среднего»  уровня сформированности умений и навыков;

Завершающий: естественнонаучный и творческий аспекты -  оценивание уровень «выше среднего» сформированности умений и навыков (выступление, доклад, презентация, проект). В том числе с привлечением сторонних специалистов и организаций (экспертное заключение).

Промежуточная оценка толерантности детей к другой социальной группе и готовности к взаимодействию (наблюдение).

2.1«Трогательная клумба» на подоконнике (6 ч).

2.2 «Трогательная клумба» на грядке (14 ч).

2.3 «Трогательная клумба» с лекарственными растениями (13ч).

2.4 «Трогательная клумба» с овощными растениями (10 ч).

2.5 Мой  проект: «Доброе сердце!» (8 ч)

3.Осторожно: Ядовитые растения и/или редкие растения Крыма(12 ч):

Общая совокупность смертельно ядовитых растений Крыма. Ядовитые комнатные растения. Идентификация ядовитых растений парков и скверов Севастополя. Профилактика отравления ядовитыми растениями. Первая помощь при отравлениях ядовитыми растениями.

Что такое «Красная книга»? Почему некоторым растениям грозит полное уничтожение. «Красная книга Севастополя»[1]. Идентификация редких растений в лесах, парках, скверах и в школьном дворе.

Текущий: естественнонаучный аспект (опрос, контрольная работа).

Завершающая оценка толерантности детей к другой социальной группе и готовности к взаимодействию (тестирование и опрос)

3.1   Опасно для жизни: эти растения ядовиты! (6 ч)

3.2 Красная книга Севастополя: эти растения на грани вымирания(6 ч)

 

Таким образом, инклюзивный образовательный проект «Трогательная клумба» имеет существенную социальную значимость и формирует  у младших школьников углубленные знания по предмету  «Окружающий мир». Реализация проекта позволит получить уникальный опыт взаимодействия нескольких социальных групп в рамках инклюзивного образования. Апробация  представленной образовательной программы с последующей рефлексией позволит сделать выводы о возможности и целесообразности ее маштабирования в другие регионы страны.

 

 

 

 

Список литературы:

1. Красная книга города Севастополя / Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя. – Калининград; Севастополь: ИД «РОСТ-ДОАФК», 2018. – 432 с.

2. Трусова Наталья Владимировна// Проект "Сенсорный сад". Организация здоровьесберегающей образовательной среды через реализацию технологии АРС (активную сенсорно-развивающую среду).//Электронный ресурс, режим доступа. -  https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0% B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/584413/


Скачано с www.znanio.ru

Актуальные вопросы инклюзивного образования в младшей школе

Актуальные вопросы инклюзивного образования в младшей школе

Ключевые слова: сенсорные растения, эмоционально значимые растения, «Трогательная клумба», школьники, дошкольники, инклюзивное образование, дети с

Ключевые слова: сенсорные растения, эмоционально значимые растения, «Трогательная клумба», школьники, дошкольники, инклюзивное образование, дети с

Раскрыть сущность инклюзивно-образовательного проекта «Трогательная клумба» 2

Раскрыть сущность инклюзивно-образовательного проекта «Трогательная клумба» 2

ОВЗ благоустроить территорию детсадов и посадить растения на клумбы

ОВЗ благоустроить территорию детсадов и посадить растения на клумбы

Предметные знания и умения школьников, формируемые при обучении по программе дополнительного образования «Трогательная клумба», представлены в таблице 1

Предметные знания и умения школьников, формируемые при обучении по программе дополнительного образования «Трогательная клумба», представлены в таблице 1

Средний (в том числе включает освоение нижележащих навыков и умений)2

Средний (в том числе включает освоение нижележащих навыков и умений)2

Тактильно- и эмоционально значимые растения дома, на клумбах города, в огороде (51 ч):

Тактильно- и эмоционально значимые растения дома, на клумбах города, в огороде (51 ч):

Список литературы: 1. Красная книга города

Список литературы: 1. Красная книга города
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2021