Конспект урока "Искусство Древней Греции. Вазопись"
Оценка 4.9

Конспект урока "Искусство Древней Греции. Вазопись"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство +1
5 кл
22.04.2019
Конспект  урока  "Искусство Древней Греции. Вазопись"
Урок разработан по требованиям новых стандартов, рамках прохождения программы повышения квалификации "Деятельность педагога в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов". Соответствует историков культурным стандартам. Урок был реализован на базе МАОУ СОШ №48/2 с учащимися 5а класса. В ходе урока достигнуты поставленные цели. Дети получили целостное представление об исторических традициях и ценностях художественной культуры Древней Греции, об образной и смысловой стороне древнегреческой керамики, её роли и значении в жизни общества. Кроме этого учащиеся реализовали полученные знания и умения в парной форме работы.
Интегрированный урок по итории и ИЗО.docx
Интегрированный урок по истории и ИЗО на тему "Искусство Древней Греции. Вазопись", 5 класс Цель урока:  1.Дать детям целостное представление об исторических традициях и ценностях   художественной   культуры   Древней   Греции,  об   образной   и смысловой   стороне  древнегреческой   керамики, ее роли  и  значении  в жизни общества; 2.Формировать познавательный интерес школьников к истории Древней Греции; 3.Обобщить знания о древнегреческой мифологии; 4.Научить различать по стилистическим особенностям краснофигурную и   чёрнофигурную   вазопись,   типы   древнегреческих   сосудов,   виды орнамента; 5.Совершенствовать   навыки   выразительного   использования   формы, линии пятна, цвета композиции при выполнении декоративных заданий; 6.Реализовать полученные знания и умения в парной форме работы. 7.Воспитывать нравственно­эстетическое отношение к миру, искусству, к истории культуры Оборудование: 1.Интерактивная доска; 2.Карта Древней Греции; 3.Выставка книг; 4.Глиняные черепки; 5.Шаблон для детей и для составления алгоритма; 6.Карточки для словарной работы; 7.Карточки на столах с изображением орнаментов Ход урока. Вступительное слово учителя (слайд 1) Психологический настрой на урок.  Я рада видеть каждого из вас.  И пусть прохлада в окна дышит, Нам будет здесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит.  (Улыбнитесь друг другу, Улыбнитесь гостям, тихо сели) 2.Тема урока на доске. Прочитайте её. Древняя Греция. Античность. ­Ребята, а кто помнит, что это такое? ( античность ­ Греко­Римский мир и его культура). Любое время, даже самое далёкое, живёт сегодня и разговаривает с нами с помощью памятников искусства. Представьте, что мы все поселились в доме, названия которому "История". Чтобы жилось нам в нём уютн,о тепло и счастливо, мы должны его обжить. Для этого нам необходимо знать, как из одной комнаты попасть в другую. В одну из комнат мы попробуем сегодня войти. Эта комната "Древняя Греция". Чтобы туда войти, нужно знать, где она находится. 3.Сообщения детей (работа с картой)  ­Древняя Греция расположена на Балканском полуострове, омывается с 3х   сторон   Эгейским,   Ионическим,   Критский   морями.  Главный   город Греции­ Афины, он находится в Аттике слайд. (слайд 2 архитектура) ­Афины ­один из прекраснейших городов Древней Греции ,он известен своей архитектурой, здесь и Парфенон, и храм Афины Ники, и театр. (слайд 3 скульптура)  ­Кроме   того   Афины   славятся   произведениями   скульптуры:бронзовая статуя Афины Промахо (воительницы), статуя Зевса, работы Фидия.  4.Объяснение материала. Выступает учитель ИЗО.   ­Ребята, скажите, что у меня в руках? (учитель показывает глиняные горшки) ­Из чего Они сделаны? ­Как иначе называется посуда, сделананая из глины? (керамика) (слайд 4)   Сегодня Нас интересуют только один район города Афины­Керамик, здесь работали особенно искуссные гончары. ­Какую работу они выполняли? (ответы детей из личного опыта) Их творения называли "Керамика", по названию место, где родились это искусство. Керамикой называют все виды изделий из обожженной глины и само гончарное искусство.  Учитель истории. Керамика   была   спутницей   всей   жизни   античного   человека,   когда   он рождался, она стояла у его колыбели, он делал из неё первый глоток, она украшала даже бедную хижину, в ней хранились припасы, она была награда   победителю.   Поэтому   Керамику   старались   украсить орнаментом и рисунками. Так что живопись Древней Греции было такой же прекрасной, как архитектура и скульптура. Учитель ИЗО  Но прежде чем расписать вазу, ее нужно было изготовить. ­Кто знает, как это делали? (ответы детей из личного опыта). Глина,   обожженная   в   костре­   первый   искусственный   материал, полученный человеком. Учитель истории Есть одна старинная русская загадка, где описан весь путь прохождение глины от добычи до готового изделия. Попробуем ее разгадать?! (слайд 5) "Был я на копанце,был я на топанце, был я на кружали, был я на пожаре, был   я   на   обваре.   Когда   молод   был,   то   людей   кормил,   а   стар   стал­ пеленаться стал." ­Какие непонятные слова встретились в этой загадке и как вы думаете что они обозначают?  ­Давайте проверим наши предположения. "Копанцы" ­ ямы, где добывали глину.  "Топанцы" ­ место, где глину разминали.  "Кружало"­ гончарный круг.  "Пожар"­ обжиг.  "Обвар"­ погружение изделия в жидкость ( отвары из растений ) ­Так о чём идёт речь в данной загадке? ( о горшке, керамике ,глиняной посуде) Треснувшее   горшки   не   выбрасывали,   а   обматывали   лентами распаренный бересты и они ещё потом долго служили.  (слайд 6)  Учитель ИЗО. Греческих   сосудов   очень   много,   они   разнообразны   по   форме   и   по назначению. Сегодня мы познакомимся с основными формами ваз и их декором. Мы предлагаем Вам вам совершить небольшую экскурсию по Эрмитажу   (Государственному   музею   в   Санкт­Петербурге),   где находится   большая   коллекция   ваз.   А   помогут   нам   в   этом   ученики­ экскурсоводы . (слайд 7) Амфора­длинный сосуд с узким горлышком и ручками с двух сторон для хранения вина и масла, их дарили победителям на Олимпийских играх. (слайд 8) Кратер­сосуд с широким горлышком и маленьким загнутыми ручками с двух сторон, использовали для смешивания вина с водой. (слайд 9) Килиг и скифос­ широкие бокалы с короткой ножкой для питья вина. (слайд 10)  Лекиф­сосуд с одной ручкой для хранения оливкового масл,а которой спортсмены прикрепляли к поясу. Масло использовали для получения ровного загара, украшали их изображениями спортивных состязаний.  (слайд 11) Гидрия­сосуд   с   круглым   туловым   длинным   горлышком,   на   конце которого   чашеобразное   окончание,   использовался   для   переноса   и хранения воды.  (слайд 12)  Динас­сосуд   в   виде   круглого   кувшина   без   горошка   с   множеством маленьких   ручек   и   без   них,   использовался   для   хранения   сыпучих продуктов, например зерна.  Они были огромных размеров. ­Вам понравились греческие вазы? ­Что особенно понравилось?   5. Чтение стихотворения  О.А.  Таратутина  "Античные  вазы"  из  сб. "Что я видел в Эрмитаже".(стихотворение можно как прочитать, так и разыграть)  (слайд 13 под музыку) Прекрасные эти античные вазы  понравились нам почему­то не сразу.  “Подумаешь вазы!” ­ подумали мы.  Другим были заняты наши умы.  Сначала взглянули на них мы, скучая,  потом мы к одной пригляделись случайно,  потом загляделись… И может быть час  никак не могли оторваться от ваз.  То вазы­гиганты, то карлики­вазы,  и каждая ваза с рисунком­рассказом!  …Герой в колеснице летит на войну.  Плывут аргонавты в чужую страну.  Персей убивает Медузу Горгону.  Афина Паллада диктует законы.  Сражается с Гектором грозный Ахилл  (и Гектор, как видно, лишается сил)…  А вот Артемида, богиня охоты,  из меткого лука стреляет в кого­то.  А это на лире играет Орфей.  А это вручают спортивный трофей.  А вот – Одиссей, подающий советы.  А это – кентавры… А это… А это…  Но мы описать и не пробуем враз  крупнейшую в мире коллекцию ваз. 6.Игра с использованием интерактивной доски. Соединить сосуды с его названием. (слайд 14) ­А сейчас мы проверим, насколько вы были внимательны и запомнили все виды сосудов. 7. Сценка (звучит музыка "Танец Сиртаки", выходят три Гончара). (слайд 15)  Уч.ИЗО ­Ой, ребята, посмотрите у нас гости! Проходите и расскажите зачем вы к нам прибыли. Старый.  Слышали мы, что  В далекой холодной стране  Люди мечтают узнать  Гончаров ремесло.  Молодой. Боги велели  Искусство свою показать.  Сквозь время и земли  Отправили нас в этот мир. Юный. Все мастера и художники  Мы в своем деле.  И каждый считает свой стиль совершенным. Старый (слайд 16)   Я   представитель   самого   древнего   стиля,  жил   я   в  Аргосе,   творил   в Афинах,   на   острове   Фера.   Наши   сосуды   строгие,   роспись   полна геометрии   славной.   Всё   заполняет   меандр­непрерывной   орнамент.   И поэтому стиль мой геометрическим называют. Молодой. (слайд 17) Теперь послушайте Вы  Каким мастерством я владею. Творил в Карфагене я славном. Только кувшин с гончарного круга сошёл, Палочкой Лики богов нарисую,  Животных в движенье по невысохшей глине.  В печи обожгу сей сосуд, а потом  Чёрным лаком распишу свой рисунок. И потому чернофигурным мой стиль называют. Юный. (слайд 18). Все, что вы нам рассказали­прекрасно! Но время стремиться вперёд. И мой   стиль   совершенней.   На   черном   фоне,   покрытого   лаком   сосуда, сюжеты   из   мифов,   из   жизни   природы.   Он   изобилуют   красным убранством и поэтому стиль мой краснофигурным зовется. 8.Закрепление. Учитель ИЗО. ­Как называется стиль нашего первого гостя?  ­Как   называется   геометрический   орнамент,которым   гончар   украшал свои сосуды?  ­В чём особенность чернофигурной вазописи? ­Чем отличались чернофигурная и геометрическая вазопись?  ­В чём секрет краснофигурной вазописи?  9.Роспись кувшина.  ­На   древнегреческих   вазах   можно   выделить   орнамент   и   картину сюжетную роспись. Орнаментом украшали менее важные части вазы­ ножну и горлышко. Об одном узоре нам рассказывали наши гости. Кто вспомнит, как он называется?  (слайд   19).   (Меандр   состоит   из   ломаных   линий   и   кривых   линий   с завитками). ­Второй узор напоминал пальмовые листья и назывался "пальметта". слайд 20. Учитель истории. Главную часть сосуда­тулово, занимала картина­сюжетная роспись, на которые изображались жанровые и мифологические сцены.  ­Как вы думает что значит жанровые сцены? ­Мифологический сцены? (Жанровые, т.е. бытовые). Именно по этим картинам историки смогли составить   представление   о   том,   как   протекала   их   жизнь,   чему   они поклонялись, что ценили больше всего.  Объясните   понятия   "миф".   (Миф­это   сказание,   повествование   о происхождении богов и мира, об отношении богов и людей, о героях). ­Какие мифы вы читали?  ­О каких греческих богах вы узнали из книг, которые мы прочитали (обращаю внимание на выставку книг). ­Кто   из   греческих   богов   был   самым   великим,   и   с     каким   символом власти его изображали? (Посейдон­трезубец, Зевс­молниеносец, Орфей­ арфа, Гера­ ) ­А   каким   героям   были   посвящены   мифы?(   Персею,   Тезею,   Гераклу, аргонавтам). Физминутка. Настало   время   отдохнуть.   Я   предлагаю   вам   вспомнить   весь   путь прохождения глины от добычи до готового изделия и изобразить это при помощи движений, как вы себе это представляете.  "Был я на копанце,был я на топанце, был я на кружали, был я на пожаре, был   я   на   обваре.   Когда   молод   был,   то   людей   кормил,   а   стар   стал­ пеленаться стал." 10. Практическая работа.  Мы   рассмотрели,   что   изображалось   на   керамике.   А   теперь   давайте представим себя в большой мастерской, где мы художники и нам нужно расписать   вазу.   Чтобы   работа   сладилась   в   Древней   Греции   мастера просили покровительницу гончарного дела Афину об удаче. Ученик. Внемли молитвам, Афина Десницею речь охраняя. Дай, чтобы вышли на славу Горшки и бутылки, и миски! Чтоб обожглись хорошенько И прибыли дали довольно. ­Сегодня мы начинаем работу над росписью вазы. Работа рассчитан на 2 урока, на первом уроке мы с вами нарисуем вазу и распишем ножку и горлышко   орнаментом.   С   сюжетной   росписью   более   подробно познакомимся на следующем уроке и  выполним роспись на тулове. 11. Алгоритмы выполнение задания.  (слайд 21)  1.Выбрать форму для будущей вазы;  2.Выбрать стиль росписи; 3.Выбрать орнамент для ножки и горлышка; 4.Выбрать сюжет для тулова; 5.Выполнить эскиз в цвете. Составление эскиза по алгоритму (дети работают у доски с шаблонами). 12.Самостоятельная работа под музыку. Самостоятельную   работу   вы   будите   выполнять   по   группам.   Каждая группа выполнит работу в определенном стиле. ­Догадайтесь в каком? 13.Мини­выставка работ. Ребята, сейчас  свои  работы вывесите на  доску.  Какая замечательная выставка у нас получилась. Это наш маленький "Эрмитаж". 14.Обобщение ­Что вам особенно понравилось на уроке? Что нового для себя узнали?

Конспект урока "Искусство Древней Греции. Вазопись"

Конспект  урока  "Искусство Древней Греции. Вазопись"

Конспект урока "Искусство Древней Греции. Вазопись"

Конспект  урока  "Искусство Древней Греции. Вазопись"

Конспект урока "Искусство Древней Греции. Вазопись"

Конспект  урока  "Искусство Древней Греции. Вазопись"

Конспект урока "Искусство Древней Греции. Вазопись"

Конспект  урока  "Искусство Древней Греции. Вазопись"

Конспект урока "Искусство Древней Греции. Вазопись"

Конспект  урока  "Искусство Древней Греции. Вазопись"

Конспект урока "Искусство Древней Греции. Вазопись"

Конспект  урока  "Искусство Древней Греции. Вазопись"

Конспект урока "Искусство Древней Греции. Вазопись"

Конспект  урока  "Искусство Древней Греции. Вазопись"

Конспект урока "Искусство Древней Греции. Вазопись"

Конспект  урока  "Искусство Древней Греции. Вазопись"

Конспект урока "Искусство Древней Греции. Вазопись"

Конспект  урока  "Искусство Древней Греции. Вазопись"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2019