Это нарушение восприятия и понимания обращённой речи (импрессивной стороны речи), возникающее из-за поражения височных областей ГМ левого полушария (центр Вернике).
Патогенез сенсорной алалии:
Сенсорная алалия связана с отсутствием или недоразвитием необходимых связей между височными областями правого и левого полушарий мозга; либо с локальным поражением левой височной области
Различные степени тяжести алалии:
1.Сравнительно легкие нарушения, при которых речь развивается медленно и искаженно, но самостоятельно с 3—4 лет, т. е. частичное отсутствие речи, при сохранном периферическом слухе и первично сохранном интеллекте.
2.Тяжелые нарушения, т.е. полное непонимание обращённой речи, когда ребенок не пользуется речью и в 10—12 лет. Позднее, при систематической специальной помощи, овладевает неполноценной и бедной речью.
СЕНСОРНАЯ алалия Презентация Microsoft PowerPoint.pptx
Алалия
СЕНСОРНАЯ
(ИМПРЕССИВНАЯ)
АЛАЛИЯ
Алалия
Сенсорная(импрессивная) алалия -
нарушение восприятия и понимания
обращённой речи, вследствие нарушения
работы речеслухового анализатора,
возникающее из-за поражения височных
областей левого полушария(центр Вернике).
Характеризуется полным или частичным
отсутствием речи, несмотря на
сохранность периферического слуха и
первично сохранном интеллекте.
Алалия
Различные степени тяжести алалии:
1. Сравнительно легкие нарушения, при
которых речь развивается медленно и
искаженно, но самостоятельно с 3—4 лет
2. Тяжелые, когда ребенок не пользуется
речью и в 10—12 лет. Позднее при
систематической специальной помощи,
овладевает неполноценной и бедной
речью.
Алалия
Патогенез сенсорной
алалии
Сенсорная алалия
связана с
отсутствием или
недоразвитием
необходимых связей
между височными
областями правого и
левого полушарий
мозга; либо с
локальным
поражением левой
височной области
Алалия
Характерно:
1.Недоразвитие собственной речи
ребёнка на фоне непонимания
обращённой
2.Трудность в установлении контакта
3.Лепетная речь
4.Эхолалии
Алалия
При сенсорной алалии имеется тяжелое
нарушение аналитико-синтетической
деятельности коркового конца речеслухового
анализатора (в клетках верхневисочной
извилины — петля Гешля), в которой
происходит первичный анализ речевых
звуков.
- не формируется фонематическое
восприятие,
-не дифференцируются фонемы
-не воспринимается слово целиком,
-отмечаются несформированность акустико-
гностических процессов, понижение
способности к восприятию речевых звуков.
Алалия
СЛУХ
дети с сенсорной алалией имеют некоторое
незначительное снижение тонального
(физического) слуха, но оно не столь
серьезно, чтобы быть тормозом в развитии
понимания речи
Проверка слуха у детей с сенсорной алалией
трудна, при исследовании на специальной
электроакустической аппаратуре
обнаруживается слуховая неустойчивость:
сигналы одинаковой частоты и громкости то
воспринимаются, то не воспринимаются.
Алалия
Особенности слухового внимания и
восприятия:
-замедленность
-неустойчивость
-колебания (непостоянство
(мерцание)слуховых реакций ребенка на
звуковые раздражители) затрудняют
правильную оценку состояния слуха.
Реакция на звук не зависит от его
интенсивности.
-нарушение произвольного слухового
внимания; слуховая функция
истощается.
Алалия
В норме развитие понимания
начинается с того, что происходит
1.различение воспринимаемых слов
2.их узнавание, при этом
вырабатываются нервные связи,
благодаря которым разные
звукосочетания связываются в
слова.
Связь между словом и
предметом (действием), который
он обозначает, не формируется -
замыкательная акупатия.
Алалия
СНИЖЕНИЕ
СЛУХА
Стабильный,
устойчивый
порог
восприятия,
ниже которого
дифференциац
ия звуковых
сигналов
становится
невозможной
СЕНСОРНАЯ АЛАЛИЯ
Отсутствует четкий порог восприятия,
отмечается мерцающее непостоянство
слуховой функции: сигналы
одинаковой громкости то
воспринимаются, то не
воспринимаются. Это зависит от:
1.повышенной возбудимости
(заторможенности)
3.от соматического и нервного
состояния
4.от психической активности
5.особенностей окружающей среды
6.обстановки обследования
7.способов подачи сигналов и ряда
других факторов.
Алалия
Увеличение
громкости
обращенной
речи улучшает
понимание
слабослышащих
детей
Сверхсильные раздражители
вызывают запредельное
охранительное торможение в
КГМ, недоразвитые клетки
впадают в состояние
функциональной блокады,
повышается тормозной
процесс, клетки выключаются
из деятельности; тихую
спокойную речь ребенок
воспринимает лучше, чем речь
повышенной громкости, крик.
Алалия
Использовани
е слуховых
аппаратов
улучшает
восприятие
слабослышащ
их и
Слабослышащ
ие шумовые
сигналы не
воспринимают
.
Слуховые аппараты не приводят
к улучшению восприятия
имеют повышенную
чувствительность к неречевым
звукам- гиперакузию;
воспринимают их обостренно,
дают болезненную реакцию:
беспокойство, плач, жалобы на
боль в ушах и голове, на другие
неприятные ощущения.
Алалия
Голос
нормальный, слова и звуки
продуцируют с нормальными
модуляциями и интонациями.
Пассивный словарь
неустойчив, значительно
меньше активного: ребёнок
может назвать предмет в любой
ситуации, а узнаёт его
избирательно.
Алалия
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ
предполагает использование:
- зрительного и двигательного
анализаторов
-тактильно-вибрационного
восприятия
-кинестетических ощущений
-вкуса
-обоняния
-слух, как поврежденное звено
привлекается дозированно.
Алалия
Основные
задачи:
1.Пробуждение
интереса к
неречевым
звукам
2. к речевым
звукам
3.развитие
потребности,
желания и
возможности
подражать им
4.дифференциа
ция неречевых
и речевых
звуков
НАПРАВЛЕНИЯ
логопедическо
го воздействия:
1.Воспитание
сознательного
анализа состава
речи
2.Развитие
фонематическог
о восприятия
3.Понимание
речевых
структур.
Основной принцип
работы:
1.Последовательное и
систематическое воздействие
на все стороны речевой
деятельности ребенка в их
взаимосвязи.
2.Результативность только
при проведении
специфического лечения,
нормализующего
деятельность центральной
нервной системы:
стимулирующего созревание
клеток коры головного мозга.
Алалия
Специальные методы, направленные на
развитие деятельности, формирование
звукового и морфологического анализа,
смысловой стороны речи.
При этом учитывается:
- уровень недоразвития понимания
- уровень развития собственной речи
- уровень познавательной деятельности
- общих особенностей личности ребенка.
Алалия
I.
Подготовите
льный
- ознакомиться с условиями жизни, быта
ребенка, его окружением, близкими
людьми, игрушками, выявить круг его
интересов и возможностей, наметить пути
контакта и определить программу
предстоящей работы.
-уточнить объем и характер обращений к
ребенку, употребляемых в семье: педагог и
родители составляют список точно
сформулированных (стандартизированных)
инструкций-побуждений обиходно-бытового
характера, которые употребляются в
неизменном виде и на занятиях, и в
повседневной жизни ребенка
-уточнить степень восприимчивости к звукам
неречевого характера в условиях полной
тишины и при наличии шумового фона.
Речевое общение на первых порах
ограничивается, беспорядочная речь
ребенка затормаживается.
Алалия
II.
Основно
й
1. Строгая организация звукового и речевого режима
ребенка, так как излишняя беспорядочная слуховая
нагрузка задерживает развитие понимания и самой
речи.
-предоставляют часы и дни отдыха, спокойствия
-ограждают от излишних обращений к ним
окружающих;
-из обихода исключаются звуковые аппараты: звонки,
радио, телевизор и т. д. Создается щадящий звуковой
режим, ограничивается поступление речевых и
неречевых сигналов. Фрешельс рекомендовал
создавать вокруг ребенка не только тишину, но и
ситуацию зрительного голода: не показывать картинок,
игрушек и т. д., и только на фоне такого успокоения
можно приступать к работе, это способствует
повышению восприимчивости ребенка к звукам.
2. Уточнение состояния восприятия, понимания, после
чего ведется целенаправленная работа по их развитию,
расширению и углублению. Для привлечения внимания
ребенка стараются попасть в поле его зрения,
повернуть его к себе, взять за руку и т. д.
3.Общепедагогическая работа направлена на
формирование психофизиологической основы речи,
Алалия
III.
Заключ
ительн
ый
Основна
я цель –
формиро
вание
сознател
ьного
анализа
и
синтеза
речи.
развитие слухового восприятия,
автоматизация и дифференциация звуков,
работа над сложными грамматическими
конструкциями
1.Различение шумов, неречевых звуков
2.Направленное формирование речевой
деятельности
3.Выработка тонких акустических
дифференцировок
4.Введение сильного речевого звука: а, р, у и т.д.
5.Параллельное воспитательное воздействие
6.Дифференциация неречевых и речевых звуков
7.Различение слогов из сочетания 2х гласных, или
гласный + согласный
8.Накопление пассивного словаря параллельно с
развитием собственной речи
9.Восприятие словосочетаний и фраз
10.Уточнение слуховых и двигательных
дифференцировок
11.Формирование собственной речи
Алалия
Н. И. Жинкин (1972) рекомендовал:
-не повторять и не заучивать с ребенком слова, а
постоянно ставить его в ситуации мыслительных
задач, когда надо производить осознанный выбор. В
случае успеха с предметно-словесными
комбинациями переходят к работе с рассказами и
пересказами.
Это формирует понимание логических,
грамматических и тематических групп слов: -посуда;
мебель; -мытье рук, мыло, полотенце, вода, мыть,
вытирать; -летит — летят и т. д.
От обобщений идут к конкретизации:
-цвет — красный, синий; -вкус — кислый, сладкий и т.
д.
Выработка четких акустических дифференцировок:
(«Слушай-покажи»), что обеспечивает понимание
грамматических конструкций, преодоление
отчуждения смысла слов, различение близких по
звучанию.
Алалия
В более легких случаях сенсорной
неполноценности ребенок учится:
- дифференцировать слова, близкие
по звучанию, отличающиеся одной
фонемой, слова с одинаковой
ударностью,
-с одинаковыми опорными
звукосочетаниями,
-с разным количеством слогов
(слоговым размером),
-учится определять
последовательность звуков в слове.
Алалия
Обучение грамоте.
Дети с сенсорной алалией способны к овладению
грамотой, хотя чтение и письмо нарушено.
1. Грамоте начинают обучать как можно раньше, так
как зрительное восприятие преобладает над
слуховым.
2. При обучении грамоте эффективен не
звукобуквенный путь, а глобальное чтение, овладев
которым, ребёнок расширяет свои артикуляционные и
акустические возможности, а затем продолжается
углубленная аналитико-синтетическая работа с
воспринимаемой и произносимой речью.
3. Отсутствие в речи некоторых звуков не
препятствие для запоминания букв и овладения
техникой звукослияния. Прослушав звук, слог, слово,
ребенок показывает букву или табличку со слогом,
словом, складывает слог, слово из разрезной азбуки.
Так вырабатывается связь фонемы, графемы и
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.