Альбом «Виды деятельности слабослышащих детей во внеурочное время»

  • ppt
  • 03.11.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Моисеева Виды деятельности во вн.вр..ppt

Альбом
«Виды деятельности
слабослышащих детей
во внеурочное время»

ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

Раиса Ивановна Моисеева –
учитель высшей квалификационной категории
Томск-2020


АННОТАЦИЯ
В представленном Вашему вниманию альбоме отражены методы и
приёмы по развитию речевой коммуникации, речевого общения детей с
нарушениями слуха в различных видах функционирования
в процессе внеклассных мероприятий по:
учебно-познавательной, игровой, театрализованной, предметно-практической деятельности, дающие позитивную перспективу развития потенциальных возможностей слабослышащих детей.
Автор показывает, что для успешного формирования устной речи
необходимы такие условия, когда весь коррекционный процесс
планируется «от ребёнка», а не «от дефекта».
Практический материал данного альбома расширяет рамки традиционной
системы коррекции слухоречевой патологии. В процессе всех видов
деятельности, включая учебную деятельность, используются
нейропсихологические методики с целью воздействия на формирование
устной речи и создание условий для успешного компенсаторного развития
детей с особыми образовательными потребностями.
Широкое использование зрительных опор, двигательных упражнений в
процессе всех видов деятельности слабослышащего школьника,
позволяют поддерживать аудиоканал в щадящем режиме и переводить
нужную информацию в зрительное поле, в кинестетический блок памяти,
облегчая тем самым её восприятие.

Как организовать речевое развитие слабослышащего ребёнка?
Почему нейропсихологической методике стоит доверять?
Можно ли вывести формулу слагаемых успешности развития речи?
Помогает ли игра включению слабослышащих детей в словесное общение?
Как внеклассное чтение обогащает речь слабослышащих детей?
Какое значение для речевой практики слабослышащих детей имеет экскурсия?
Способствует ли беседа развитию устной речи слабослышащих детей?
В чём заключается неповторимое своеобразие театрализованной деятельности для речевого развития слабослышащих детей?

На какие вопросы можно получить
ответы в этом альбоме?

- 1 - Как организовать речевое развитие слабослышащего ребёнка?

Работа по речевому развитию слабослышащих детей
осуществляется в педагогически организованной речевой среде: в процессе игр, внеклассного чтения, экскурсий, бесед, театрализованной деятельности. Организация речевого развития базируется на формировании определённого словесно-речевого фонда (словарный запас, конструкции предложений, структуры диалогов и связных высказываний) и создании условий для
широкой речевой практики. Для этого организуем специальные мероприятия: месячники речи, вечера сказок, загадок, конкурсы с обязательным включением нейропсихологической методики.

Вопрос о важности использования нейропсихологического знания в коррекционных школах впервые был поставлен нейропсихологами А. Р. Лурией и Л. С. Цветковой ещё в 60-х годах. Учёными доказано, что применение нейропсихологических методов, основанных на двигательных функциях, создаёт и поддерживает мотив к восстановительному обучению; активизирует эмоционально-волевые процессы; развивает речь как психическую функцию коммуникативного речевого общения; формирует новую социальную и личностную позицию ребёнка.

- 2 - Почему нейропсихологической методике стоит доверять?

Рр = (ВД + НМ) / Р

- 3 - Можно ли вывести формулу слагаемых успешности развития речи слабослышащего ребёнка?

Развитие речи (Рр) осуществляется в процессе всех видов деятельности (ВД) с включением в них нейропсихологических методик (НМ), базирующихся на круглосуточном коррекционно-воспитательном воздействии на ребёнка посредством режима (Р), установленного в школе-интернате.

Игра – это эффективное средство коррекции. В ходе игры ребята вынуждены обращаться друг к другу и к воспитателю с вопросами, просьбами. В игре многократно повторяется необходимая фразеология и выражения речевого этикета:
«Будьте добры», «Пожалуйста», «Спасибо», «Благодарю Вас», «Извините»
и т. п.

- 4 - Помогает ли игра включению слабослышащих детей в словесное общение?

«…Весь процесс воспитания ребёнка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть»
Э. Берн

Игры

Благодаря играм мозг, тело ребёнка
чувствует свой собственный рост,
вызывает у него удовольствие,
наполняет здоровой
радостью.

Предварительное ознакомление учащихся с речевым материалом (названием игры, её правилами, планом проведения, считалками и т. п.);
Практическое использование речевого материала в процессе игры;
Создание таких условий, при которых использование речевого материала не нарушает хода игры, не снижает к ней интереса;
Нейропсихологическая коррекция.

Работа над устной речью в условиях игры

- 5 - Как внеклассное чтение обогащает речь слабослышащих детей?

В процессе чтения дети сталкиваются с
необходимостью понимать различные слова и уточнять их значение в связи с работой над содержанием текста. Внеклассное чтение обеспечивает дополнительные условия для речевой практики, а также организовывает целенаправленный, непрерывающийся речевой
режим.

Внеклассное чтение

Внеклассное чтение вызывает
потребность
в речи, что является важным
фактором
обогащения речевой
практики учащихся
с включением
новых слов
и типов
предложений.

Дети ведут записи речевого материала: названий рассказов, фамилий авторов, значений незнакомых слов.

Рассматривание иллюстраций и обсуждение прочитанного;
Работа над вопросами;
Зарисовка сюжета событий, рассказа или сказки;
Инсценирование содержания прочитанного;
Нейропсихологическая коррекция.

Работа над устной речью в связи с внеклассным чтением

Экскурсия пробуждает интерес к окружающему миру, расширяет и углубляет имеющиеся речевые навыки, организует словесное общение с экскурсоводом или лицом, заменяющим его. После экскурсии проводится её обсуждение (что увидели, узнали? что было интересного? что оказалось непонятным?).

- 6 - Какое значение для речевой практики имеет экскурсия?

В ходе экскурсии дети узнают много нового и
интересного, развивают и обогащают свою
речь. Особое место в речевом материале занимают
сообщения и просьбы, обращённые к детям:
Запоминайте!
Спросите!
Прочитайте!
Не мешайте смотреть!
Смотрите внимательно!
и т. д.

Экскурсия

Сообщение темы и цели предстоящей экскурсии;
Составление плана проведения;
Запись речевого материала до начала экскурсии и в процессе её проведения;
Обсуждение результатов экскурсии с включением нового речевого материала;
Нейропсихологическая коррекция.

Работа над устной речью в связи с экскурсией

Любая беседа повышает речевую активность школьников, является основой свободного общения при помощи словесной речи, формирует коммуникативную речевую потребность и устраняет недостаточности словаря, ощущение неполноценности своего речевого общения и боязни вступать в общение со слышащими.

- 7 - Способствует ли беседа развитию устной речи слабослышащих детей?

Формирование речевых навыков и умений в процессе беседы – наиболее надёжный, психологически мотивированный стимулятор к воспитанию потребности в словесном общении у слабослышащих детей.

Беседа

Продумывание всего хода беседы и последовательности вопросов, которые будут заданы учащимся;
Постановка встречных вопросов, высказывание своих суждений;
Выступление с кратким сообщением о проведённой беседе;
Записывание тематики бесед, терминологии, связанной с ней;
Использование наглядного демонстрационного материала;
Нейропсихологическая коррекция.

Работа над устной речью в связи с беседой

Младший школьный возраст – это период накопления знаний. Этому способствует чувствительно-образный характер детского мышления, нерасчленённость творческой и сотворческой деятельности. Театрализованная деятельность повышает речевую активность, создаёт условия для самостоятельной речи, облегчает процесс коммуникации, повышает самооценку и степень самопринятия, развивает ВПФ. Речь становиться более грамотной, интонационно окрашенной.

- 8 - В чём заключается неповторимое своеобразие театрализованной деятельности для речевого развития детей?

Театрализованная деятельность

Работа над устной речью в связи с театрализованной деятельностью

Учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
Подбор и адаптированность текстового материала;
Изучение законов театрального искусства;
Использование принципов научности, систематичности, наглядности, доступности, сознательности, активности, что непосредственно формирует у детей внятную устную речь;
Нейропсихологическая коррекция.

Литература

Андерсон Б. (илл.) Растяжка для каждого. Мн.: ООО «Попурри», 2002. С. 122-123
Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Нейропсихологический подход к профилактике трудностей обучения. Методы развития навыков программирования и контроля // Школа здоровья. 1995. Т.2. №4. С. 66-84
Бельтюков В.И. Саморазвитие неживой и живой природы. М.: 1997. С.206.
Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся (I-VI классы 2-го отделения). М.: «Педагогика», 1976. 240 с ил.
Коровин Г.К. Методические основы формирования личности слабослышащего школьника во внеурочном процессе // Дефектология №3 2002. М.: изд-во «ШКОЛА ПРЕСС». С. 21-24
Развитие речи детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя спец. (коррекц.) образоват. Учреждений I и II вида / (Д.Ю. Алексеевских и др.); под ред. Е.Г. Речицкой. М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС. 2005. С. 241, 295 с.
Роговина А. Наш малыш // Хочу сделать сам. №5 1995. С.26
Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: ТЦ Сфера. 2003. 288 с.
Цит. по кн. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: 2005. С. 140
Модель камеры: DMC - FX3, съёмки выполнила: Раиса Моисеева
Фотодокументы с изображением детей размещены с согласия родителей. rimoiseeva@list.ru