Альбом
«Виды деятельности
слабослышащих детей
во внеурочное время»
ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Раиса Ивановна Моисеева –
учитель высшей квалификационной категории
Томск-2020
АННОТАЦИЯ
Как организовать речевое развитие слабослышащего ребёнка?
Почему нейропсихологической методике стоит доверять?
Можно ли вывести формулу слагаемых успешности развития речи?
Помогает ли игра включению слабослышащих детей в словесное общение?
Как внеклассное чтение обогащает речь слабослышащих детей?
Какое значение для речевой практики слабослышащих детей имеет экскурсия?
Способствует ли беседа развитию устной речи слабослышащих детей?
В чём заключается неповторимое своеобразие театрализованной деятельности для речевого развития слабослышащих детей?
На какие вопросы можно получить
ответы в этом альбоме?
- 1 - Как организовать речевое развитие слабослышащего ребёнка?
Работа по речевому развитию слабослышащих детей
осуществляется в педагогически организованной речевой среде: в процессе игр, внеклассного чтения, экскурсий, бесед, театрализованной деятельности. Организация речевого развития базируется на формировании определённого словесно-речевого фонда (словарный запас, конструкции предложений, структуры диалогов и связных высказываний) и создании условий для
широкой речевой практики. Для этого организуем специальные мероприятия: месячники речи, вечера сказок, загадок, конкурсы с обязательным включением нейропсихологической методики.
Вопрос о важности использования нейропсихологического знания в коррекционных школах впервые был поставлен нейропсихологами А. Р. Лурией и Л. С. Цветковой ещё в 60-х годах. Учёными доказано, что применение нейропсихологических методов, основанных на двигательных функциях, создаёт и поддерживает мотив к восстановительному обучению; активизирует эмоционально-волевые процессы; развивает речь как психическую функцию коммуникативного речевого общения; формирует новую социальную и личностную позицию ребёнка.
- 2 - Почему нейропсихологической методике стоит доверять?
Рр = (ВД + НМ) / Р
- 3 - Можно ли вывести формулу слагаемых успешности развития речи слабослышащего ребёнка?
Развитие речи (Рр) осуществляется в процессе всех видов деятельности (ВД) с включением в них нейропсихологических методик (НМ), базирующихся на круглосуточном коррекционно-воспитательном воздействии на ребёнка посредством режима (Р), установленного в школе-интернате.
Игра – это эффективное средство коррекции. В ходе игры ребята вынуждены обращаться друг к другу и к воспитателю с вопросами, просьбами. В игре многократно повторяется необходимая фразеология и выражения речевого этикета:
«Будьте добры», «Пожалуйста», «Спасибо», «Благодарю Вас», «Извините»
и т. п.
- 4 - Помогает ли игра включению слабослышащих детей в словесное общение?
«…Весь процесс воспитания ребёнка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть»
Э. Берн
Игры
Благодаря играм мозг, тело ребёнка
чувствует свой собственный рост,
вызывает у него удовольствие,
наполняет здоровой
радостью.
Предварительное ознакомление учащихся с речевым материалом (названием игры, её правилами, планом проведения, считалками и т. п.);
Практическое использование речевого материала в процессе игры;
Создание таких условий, при которых использование речевого материала не нарушает хода игры, не снижает к ней интереса;
Нейропсихологическая коррекция.
Работа над устной речью в условиях игры
- 5 - Как внеклассное чтение обогащает речь слабослышащих детей?
В процессе чтения дети сталкиваются с
необходимостью понимать различные слова и уточнять их значение в связи с работой над содержанием текста. Внеклассное чтение обеспечивает дополнительные условия для речевой практики, а также организовывает целенаправленный, непрерывающийся речевой
режим.
Внеклассное чтение
Внеклассное чтение вызывает
потребность
в речи, что является важным
фактором
обогащения речевой
практики учащихся
с включением
новых слов
и типов
предложений.
Дети ведут записи речевого материала: названий рассказов, фамилий авторов, значений незнакомых слов.
Рассматривание иллюстраций и обсуждение прочитанного;
Работа над вопросами;
Зарисовка сюжета событий, рассказа или сказки;
Инсценирование содержания прочитанного;
Нейропсихологическая коррекция.
Работа над устной речью в связи с внеклассным чтением
Экскурсия пробуждает интерес к окружающему миру, расширяет и углубляет имеющиеся речевые навыки, организует словесное общение с экскурсоводом или лицом, заменяющим его. После экскурсии проводится её обсуждение (что увидели, узнали? что было интересного? что оказалось непонятным?).
- 6 - Какое значение для речевой практики имеет экскурсия?
В ходе экскурсии дети узнают много нового и
интересного, развивают и обогащают свою
речь. Особое место в речевом материале занимают
сообщения и просьбы, обращённые к детям:
Запоминайте!
Спросите!
Прочитайте!
Не мешайте смотреть!
Смотрите внимательно!
Экскурсия
Сообщение темы и цели предстоящей экскурсии;
Составление плана проведения;
Запись речевого материала до начала экскурсии и в процессе её проведения;
Обсуждение результатов экскурсии с включением нового речевого материала;
Нейропсихологическая коррекция.
Работа над устной речью в связи с экскурсией
Любая беседа повышает речевую активность школьников, является основой свободного общения при помощи словесной речи, формирует коммуникативную речевую потребность и устраняет недостаточности словаря, ощущение неполноценности своего речевого общения и боязни вступать в общение со слышащими.
- 7 - Способствует ли беседа развитию устной речи слабослышащих детей?
Формирование речевых навыков и умений в процессе беседы – наиболее надёжный, психологически мотивированный стимулятор к воспитанию потребности в словесном общении у слабослышащих детей.
Беседа
Продумывание всего хода беседы и последовательности вопросов, которые будут заданы учащимся;
Постановка встречных вопросов, высказывание своих суждений;
Выступление с кратким сообщением о проведённой беседе;
Записывание тематики бесед, терминологии, связанной с ней;
Использование наглядного демонстрационного материала;
Нейропсихологическая коррекция.
Работа над устной речью в связи с беседой
Младший школьный возраст – это период накопления знаний. Этому способствует чувствительно-образный характер детского мышления, нерасчленённость творческой и сотворческой деятельности. Театрализованная деятельность повышает речевую активность, создаёт условия для самостоятельной речи, облегчает процесс коммуникации, повышает самооценку и степень самопринятия, развивает ВПФ. Речь становиться более грамотной, интонационно окрашенной.
- 8 - В чём заключается неповторимое своеобразие театрализованной деятельности для речевого развития детей?
Работа над устной речью в связи с театрализованной деятельностью
Учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
Подбор и адаптированность текстового материала;
Изучение законов театрального искусства;
Использование принципов научности, систематичности, наглядности, доступности, сознательности, активности, что непосредственно формирует у детей внятную устную речь;
Нейропсихологическая коррекция.
Литература
Андерсон Б. (илл.) Растяжка для каждого. Мн.: ООО «Попурри», 2002. С. 122-123
Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Нейропсихологический подход к профилактике трудностей обучения. Методы развития навыков программирования и контроля // Школа здоровья. 1995. Т.2. №4. С. 66-84
Бельтюков В.И. Саморазвитие неживой и живой природы. М.: 1997. С.206.
Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся (I-VI классы 2-го отделения). М.: «Педагогика», 1976. 240 с ил.
Коровин Г.К. Методические основы формирования личности слабослышащего школьника во внеурочном процессе // Дефектология №3 2002. М.: изд-во «ШКОЛА ПРЕСС». С. 21-24
Развитие речи детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя спец. (коррекц.) образоват. Учреждений I и II вида / (Д.Ю. Алексеевских и др.); под ред. Е.Г. Речицкой. М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС. 2005. С. 241, 295 с.
Роговина А. Наш малыш // Хочу сделать сам. №5 1995. С.26
Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: ТЦ Сфера. 2003. 288 с.
Цит. по кн. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: 2005. С. 140
Модель камеры: DMC - FX3, съёмки выполнила: Раиса Моисеева
Фотодокументы с изображением детей размещены с согласия родителей. rimoiseeva@list.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.