Альбом методик
обследования мышления
Магистратура 1 курс
РПК 51 группа
Манухина И.О. Нагляднодейственное
мышление Складывание пирамидки
Оборудование: пирамидка с кольцами одного цвета и пирамидка с разноцветными кольцами.
Цель: выявить уровень сформированности восприятия величины, цвета. Установить характер деятельности (адекватность и рациональность
способа работы; самоконтроль), состояние моторики.
Возраст: средний возраст от 1.55 лет
Инструкция: перед ребенком ставят пирамидку с кольцами одного цвета. Дается задание: «Собери пирамидку». Если ребенок делает это
безошибочно, предлагают вторую пирамидку с кольцами разного цвета. Дополнительная инструкция: «Дай (покажи, возьми) красное кольцо.
Дай синее кольцо. Какого цвета самое большое кольцо, самое маленькое?»
Анализ результатов:
Дети с нормальным умственным развитием проявляют выраженный интерес к игрушке. Сразу понимают смысл задания и приступают к работе. С 4 лет дети
собирают пирамидку с учетом величины колец, однако могут примеривать, прикладывать кольца с целью сравнения. К 5 годам дети пользуются способом
зрительного соотнесения колец.
Дети с задержкой психического развития выполняют задание на более низком уровне по сравнению с нормальными сверстниками. Проявляют интерес и
понимают смысл задания. Используют помощь и осуществляют перенос на аналогичное задание.
Дети умственно отсталые с 34 лет проявляют интерес к игрушке (пирамидке), но не к заданию. Чем тяжелее умственная отсталость, тем чаще наблюдаются
манипулятивные и неадекватные действия с кольцами (ребенок их разбрасывает, стучит ими по столу). После 4 лет дети пытаются выполнить задание, но сводят его
лишь к беспорядочному нанизыванию колец на стержень. В ходе работы теряют инструкцию, им необходим поэтапный контроль. Речевая инструкция мало
эффективна; требуется показ, совместное выполнение. Задание по аналогии (вторая пирамидка) вызывает те же трудности. Как правило, у этих детей наблюдается
неловкость движений рук, особенно мелкой моторики пальцев.
Критерии оценки:
1) неспецифические манипулятивные действия (ребенок стучит об стол, подносит к уху, гремит, берет в рот и др.). Данные действия являются неадекватными;
2) простоеманипулирование (специфическая манипуляция);
3) силовая проба (например, ребенок вкладывает маленькую матрешку в нижнюю часть большой и наоборот, при этом использует силу (вдавливает), не учитывая
свойств предмета);
4) целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения);
5) примеривание (ребенок еще не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их);
6) зрительное соотношение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы).
Дети 3 лет с сохранным интеллектом могут работать зрительным соотнесением, допустимо примеривание или целенаправленная проба. Отсутствие данных
способов к 3 годам свидетельствует о недостаткахпсихического развития. До 2,5 лет правомерно пользоваться силой.
1 балл не понимает цель, действует неадекватно.
2 балла понимает цель, нанизывает кольца без учёта размера, после обучения не учитывает размер колец.
3 балла понимает цель, нанизывает кольца без учёта размера, после обучения переходит к самостоятельному выполнению задания. 4 балла понимает цель, собирает самостоятельно пирамидку с учётом размера колец.
Стимульный материал Методика «Почтовый ящик»
Цель: выявить у ребенка уровень сформированности восприятия формы, умения выделять плоскостную
форму из объемной и соотносить её с прорезью; способность производить анализ расположения фигур в
пространстве.
Возраст: средний возраст 1.5-5лет
Инструкция: перед ребенком ставят коробку с фигурами; фигуры вынимают. Консультант берет одну из фигур,
показывает её основание, обводит соответствующую по форме прорезь и опускает в неё фигуру. Жестом предлагает
продолжить работу. Может быть дана и устная инструкция: «Опусти все фигурки в коробку». Начинать показ нужно с
простых по форме фигур.
Оборудование: различные варианты «Почтового ящика».
Анализ результатов:
Дети с нормальным умственным развитием с интересом воспринимают задание. Однако до 3,5 лет они
могут действовать способом проталкивания фигуры силой (без учета формы прорезей). После 4 лет дети
выполняют задание способом примеривания, а после 5 лет переходят к зрительному соотнесению.
Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к самому заданию. У них реже, чем у
умственно отсталых детей случаются неадекватные действия, работа более качественная. Используют
помощь, учитывают свои ошибки и при повторном выполнении не допускают их.
Дети умственно отсталые часто самостоятельно не выполняют это задание. Действия их
нецеленаправленны, используется силовое заталкивание фигуры в прорезь, в лучшем случае – метод проб.
Порой задание подменяется манипулированием с фигурами. Помощь малоэффективна. При повторном
выполнении допускаются те же ошибки.
Критерии оценки:
1 балл - не понимает цель, действует неадекватно даже в условиях обучения.
2 балла - понимает цель, при опускании фигур в прорези действует хаотически, после обучения не
переходит на другой уровень действий.
3 балла - понимает цель, при выполнении задания использует метод перебора вариантов, после обучения
действует методом целенаправленных проб либо методом зрительного соотнесения.
4 балла - понимает цель, задание выполняет самостоятельно методом целенаправленных проб.
Стимульный материал: Доски "Сегена" Цель: изучить степень знакомства с основными геометрическими формами, уровень развития наглядно-
действенного мышления, зрительно-пространственной ориентировки, способности ребенка к осмыслению
новых способов действия.
Оборудование: доски I, II, III уровня сложности.
Возраст: средний возраст 1.5-5лет
Инструкция: ребенку предлагаются доски в порядке усложнения. Дается задание: «Положи фигуру в соответствующее
окошко». Дополнительные вопросы: «Покажи круг, квадрат», «Как называется эта фигура?» и т.д.
Анализ результатов:
Дети с нормальным умственным развитием с заданием справляются.
Дети с задержкой психического развития приступают к выполнению заданий самостоятельно, однако
им может понадобиться помощь при работе с доской III.
Дети умственно отсталые (легкая умственная отсталость) понимают словесные инструкции и
справляются с I доской. Им доступно зрительное сличение с пазом. Иногда нужен показ. Испытывают
затруднения со II и III досками. Часто меняется характер деятельности: больше действий методом проб и
ошибок, требуется организация работы и обучающая помощь.
Дети с умеренной умственной отсталостью не понимают словесную инструкцию. Им необходим показ,
однако они не всегда справляются даже после 2-3 показов в работе с I доской. Задание со II и III доской не
выполняют. Действия носят хаотичный характер. Во время захвата фигурок наблюдается неловкость.
Критерии оценки:
1 балл - не понимает цель, действует неадекватно даже в условиях обучения.
2 балла - понимает цель, при опускании фигур в прорези действует хаотически, после обучения не
переходит на другой уровень действий.
3 балла - понимает цель, при выполнении задания использует метод перебора вариантов, после обучения
действует методом целенаправленных проб либо методом зрительного соотнесения.
4 балла - понимает цель, задание выполняет самостоятельно методом целенаправленных проб.
Стимульный материал Складывание "Матрешки"
Цель:проверка понимания инструкции, адекватности и способов действий, возможности использования помощи, состояния моторики, сформированности понятия величины детей с 4 лет.
Возраст: 1-5 лет
Стимульный материал: матрёшка пятисоставная.
Проведение обследования: взрослый даёт ребёнку матрёшку и просит её раскрыть, рассмотреть другие
матрёшки. Затем предлагает собрать все матрёшки в одну. При затруднении взрослый берёт матрёшку и
просит ребёнка посмотреть, как он это делает: «Сначала беру маленькую матрёшку и ищу чуть меньше,
затем подбираю к ней ещё меньше и т. д.». Взрослый показывает складывание матрёшки методом проб,
привлекая внимание ребёнка к поиску следующей части. После обучения ребёнку предлагают выполнить
задание самостоятельно.
Критерии оценки:
принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату своей
деятельности.
1 балл - не понимает цель и действует неадекватно даже в условиях обучения.
2 балла - понимает цель, но действует хаотически, т. е. не учитывает величину, в процессе обучения
действует адекватно, а после обучения самостоятельно задание не выполняет.
3 балла - понимает цель, складывает матрёшку методом перебора вариантов, в условиях обучения
действует адекватно, после обучения переходит к выполнению задания, пользуясь целенаправленными
пробами.
4 балла - понимает цель и самостоятельно складывает матрёшку, пользуясь целенаправленными пробами.
Стимульный материал Цель:задание направлено на выявление уровня развития наглядно - действенного мышления.
Возраст: средний возраст 1-4 лет
Стимульныйматериал: семь цилиндрических или квадратных чашек
Методика "Вкладыши" ("Мисочки") (вкладышей) разного размера четырех основных цветов.
Анализ результатов:
1) неспецифические манипуляции (использование вкладыша не по назначению; неадекватные действия);
2) специфические манипуляции (познавательные);
3) силовая проба (действие силой, без учета свойств и величины вкладыша);
4) хаотическая проба (промежуточный способ выполнения задания, когда совмещаются пробные и силовые действия);
5) целенаправленная проба (самостоятельное исправление ошибок с нахождением окончательного решения);
6) примеривание(определение несоответствия вкладышей путем поднесения друг к друг у;
7) зрительное соотнесение (правильное решение на основании только
зрительного анализа);
До 2,5 лет возможна силовая проба. К 3 годам формируется зрительное соотношение, допустима целенаправленная
проба или примеривание. Неспецифичес кие манипуляции в деятельности к 2,5—3 годам свидетельствуют о снижении
интеллектуального развития.
Учет способов деятельности важен для определения уровня психического развития ребенка. Если ребенок достигает
результатов, пользуясь при этом более низкими способами, чем положено по возрасту, следует оценить обучаемость или
сделать вывод об определенной форме нарушения психического развития. Высокая обучаемость, т.е. быстрый переход от
низкого способа к более высокому, свидетельствует в пользу ребенка. Отсутствие обучаемости и упражняемости, а также
установки на результат могут быть связаны с нарушением со стороны как эмоционально-волевой, так и познавательной
сферы.
Стимульный материал Нагляднообразное
мышление Методика «Достань ключик»
Цель:задание направлено на выявление уровня развития наглядно - образного мышления.
Возраст:5-6 лет
Стимульный материал:сюжетная картинка с изображением следующей
ситуации: в комнате стоит мальчик, в руках у него машинка, он смотрит на
ключик, который висит на стене, на гвоздике. Недалеко от мальчика стоят два
стула - большой и маленький.
Проведение обследования: взрослый предлагает ребёнку рассмотреть картинку, затем говорит:
«Мальчик хочет завести машинку ключиком, но не знает, как его достать. Расскажи, как надо достать
ключик».
Критерии оценки: принятие и понимание заданного решения задачи в наглядно - действенном плане,
имеются ли попытки решить задачу в действенном плане.
1 балл- не принимает задание.
2 балла - принимает задание, но не понимает условия задачи, пытается решать неадекватным способом,
используя практические действия, либо отказывается от решения («Не знаю»).
3 балла - принимает задание, пытается решить задачу в наглядно - образном плане, но не может
проанализировать целостную ситуацию, изображённую на картинке, поэтому перечисляет объекты,
изображённые на картинке.
4 балла - принимает задание, самостоятельно анализирует ситуацию, изображённую на картинке,
воспринимает её как целостную, понимает взаимосвязь всех изображённых предметов и решает задачу в
наглядно - образном плане. Стимульный материал Методика «Времена года»
Цель:выяснение уровня сформированности представлений о временах года (уровня наглядно - образного мышления)
Возраст: с 4 лет.
Стимульный материал: сюжетные картинки со специфическими признаками
четырёх времён года.
Проведение обследования: перед ребёнком раскладываются четыре картинки, на которых изображены четыре времени года.
Ребёнка просят показать, где изображены зима, весна, лето, осень. Затем спрашивают: «Расскажи, как ты догадался, что здесь
изображена весна». В случае затруднения проводится обучение. Время выполнения - 2 минуты.
Обучение:перед ребёнком оставляют картинки с изображением только 2 времён года - лета и зимы. Задают ему уточняющие
вопросы: «Что бывает зимой? Найди, где здесь изображена зима».
Оценка действий ребёнка: принятие и понимание задания, уровень сформированности временных представлений, умение
объяснить в словесном плане свои действия.
Инструкция обработки:10 баллов (очень высокий уровень развития) - за отведённое время ребёнок правильно назвал и связал
все картинки со временами года, указав на каждой из них не менее 2 признаков, свидетельствующих о том, что на картинке
изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).
8 - 9 баллов (высокий уровень развития) - ребёнок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав
при этом 5 - 7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.
6 - 7 баллов (норма) - правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3 - 4 признака, подтверждающих
его мнение.
4 - 5 баллов (средний) - правильно определил время года только на 1 - 2 картинках из 4 и указал только 1 - 2 признака в
подтверждение своего мнения.
0 - 3 балла (низкий уровень развития) - ребёнок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни
одного признака.
Или:
1 балл - не понимает цели, перекладывает картинки.
2 балла - принимает задание, но не соотносит изображение времён года с их названиями, т. е. не сформированы временные
представления, но после обучения может выделить картинки с изображением зимы и лета.
3 балла - принимает задание, уверенно соотносит изображения только двух времён года с их названиями (зима и лето).
4 балла - принимает задание, уверенно соотносит изображения всех времён года с их названиями.
Стимульный материал Методика «Рыбка» (мышление) Цели:определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения
действовать по образцу, анализировать пространство.
Возраст: от 3.5 лет
Материал:изображение рыбки, состоящее из разноцветных
геометрических фигур (схему).
Процедура проведения.Ребенку показывают изображение рыбки, состоящее из разноцветных
геометрических фигур (схему). Психолог спрашивает: «Как ты думаешь, что здесь нарисовано? Правильно,
это рыбка». После этого ему предлагают набор геометрических фигур, из которых можно собрать
изображение рыбки: «Выложи, пожалуйста, рядом точно такую же рыбку». По ходу выполнения задания
можно попросить ребенка показать знакомые геометрические фигуры, назвать их и сказать, какого они
цвета.
Критерии оценки
• Ребенок самостоятельно анализирует схему и на основе
анализа без затруднений воспроизводит изображение — 2
балла.
• Ребенок недостаточно полно и точно анализирует схематическое изображение, построение
осуществляется путем
проб — 1 балл.
• Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.
В Протоколеотмечается, как ребенок складывает картинку по образцу, умеет ли он находить ошибки, сверяясь с
образцом. В разделе «Примечания»отмечается знание геометрических фигур и цвета.
Стимульный материал Методика «Разрезные картинки»
Цель: исследовать способность ребенка к перцептивному моделированию, к смысловому и пространственному
соотнесению частей и целого, т.е возможность синтеза на предметном уровне. Выявить сформированность наглядно -
действенного и наглядно – образного мышления, комбинаторных способностей. Координированность движений рук и мелкой моторики пальцев рук.
Возраст: средний возраст 2.5-7 лет
Оборудование: картинки с изображением знакомых детям предметов,
разрезанных на две, три, четыре, пять, шесть частей по вертикали и
горизонтали
Инструкция: перед ребенком кладут картинку, разрезанную на две части. Части кладут так, чтобы их нужно было не
просто сдвинуть и получить целое изображение, а в перевернутом виде. Ребенку предлагают: «Собери картинку». Можно
спросить: «Что должно получиться?» (в тех случаях, когда ребенок не сразу приступает к работе). Так же предлагаются
картинки из трех, четырех, пяти, шести частей, разрезанные по вертикали и горизонтали.
Анализ результатов:
Дети с нормальным умственным развитием: складывают картинку из двух частей с 3 лет. Преобладает способ проб.
После 4 лет действуют способом зрительного соотнесения. Картинка из четырех частей, разрезанная по вертикали и
горизонтали, предлагается с 4 лет и к 5 годам выполняется способом зрительного соотнесения. Отмечается интерес к
заданию.
Дети с задержкой психического развития: начинают составлять знакомую картинку из двух частей к 4 годам.
Возможны пробы. Картинка из четырех частей, разрезанная по вертикали и горизонтали, может вызвать трудности и в 5-
летнем возрасте; однако после показа способа действия (консультант сам собирает картинку, а затем разрушает её)
ребенок выполняет задание. Составление картинки из трех, четырех, пяти, шести частей выполняют при организующей
помощи. Интерес выражен, но он не стойкий. Некоторые дети отвлекаются, не заканчивают работу.
Дети умственно отсталые: с легкой умственной отсталостью понимают инструкцию и собирают картинку, разрезанную
на 2-3 части. Сложные картинки собирают после двух-трех показов. При работе с картинкам из 4-6 частей наблюдаются
беспорядочные, неадекватные действия: дети манипулируют частями картинок, накладывая их друг на друга,
раскладывают на столе. Дети с умеренной умственной отсталостью часто не понимают устной инструкции. Им необходим
показ, совместное выполнение. Правильно собирают картинку, разрезанную на две части по горизонтали. Составление
картинок из 3 – 6 частей часто недоступно.
Стимульный материал Методика «Логические задачи»
Цель:изучить уровень развития логического мышления, сообразительности, смекалки, запаса знаний об окружающем
мире.
Возраст: от 5 лет
Оборудование: набор логических задач (приложение), счетные палочки. Инструкция:
психолог предлагает ребенку подумать и ответить на некоторые из предложенных вопросов:
Анализ результатов:
Дети с нормальным умственным развитиемпроявляют интерес к заданию,на задачи с «подвохом» реагируют улыбкой,
смехом. Отмечается активный поиск решений. Некоторые дети не всегда и не сразу находят верный ответ. Повторное
чтение, интонация помогают решить задачу. Направленная, уточняющая помощь со стороны консультанта дают
положительный результат.
Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию. В процессе работы действуют импульсивно.
Не дослушивают задание, выхватывают отдельные признаки, фиксируют внимание на деталях, не всегда видят «подвох»,
решают задачу конкретно. Поисковая деятельность снижена. Нуждаются в детальной, организующей помощи.
Дети умственно отсталые задание понимают буквально, не видят скрытого смысла, «подвоха». Разъяснение, помощь
педагога – не эффективны. С заданиями не справляются.
Стимульный материал
1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное? 2.
Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если
Маша не рассматривала в журнале? 3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями.
Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом? 4. Алик, Ваня и Вова жили в разных домах. Два дома были в 3 этажа, один в 2 этажа. Алик и Боря жили в разных домах, Боря и Вова тоже в разных домах. Кто где
жил? 5. Коля, Ваня и Сережа читали книги. Один о путешествиях, другой о войне, третий о спорте. Кто о
чем читал, если Коля не читал о войне и о спорте, а Ваня не читал о спорте? 6. Зина, Лиза и Лариса
вышивали. Одна — листочки, другая — птичек, третья — цветочки. Кто что вышивал, если Лиза не
вышивала листочки и птичек, а Зина — не листочки? 7. Мальчики Слава, Дима, Петя и Женя сажали
плодовые деревья. Один — яблони, второй — груши, третий — сливы, четвертый — вишни. Кто что
сажал, если Дима — не сливы, яблони и груши, Петя — не груши и яблони, а Слава — не яблоки? 8. Две
девочки сажали деревья, а одна — цветы. Что сажала Таня, если Света с Ларисой и Марина с Таней
сажали разные растения? 9. Три девочки нарисовали двух кошек и зайца. Что рисовала Ася, если Катя с
Асей и Лена с Асей рисовали разное? 10. Два мальчика купили марки, один — значок и один — открытку.
Что купил Коля, если Женя с Толей и Толя с Юрой купили разное, а Миша — значок? 11. Два мальчика
жили на одной улице, а два — на другой. Где жили Петя и Коля, если Олег с Петей и Андрей с Петей
жили на разных улицах? Серьёзные задачи 1. Коля вылепил 4 солдат, а Слава — 1. Сколько всего солдат
вылепили ребята? 2. В корзине было 6 белых грибов и 3 подберезовика. Сколько всего было грибов? 3. В
корзине лежало 6 грибов, 1 гриб оказался несъедобным и его выбросили. Сколько грибов осталось? 4. На
кусте распустилось 5 роз. Мама срезала 3 штуки, сколько осталось? 5. В вазе стояло 3 розы. Мама
срезала еще 2. Сколько роз стало в вазе? 6. На полке стояло 5 красных чашек и 1 синяя. Сколько чашек
стояло? 7. На кусте созрело 8 помидоров. Четыре помидора сорвали. Сколько осталось? Задачи на
сравнение. 1. Галя веселее Оли, а Оля веселее Иры. Кто самый веселый? 2. У Инны волосы темнее, чем у
Оли. У Оли темнее, чем у Ани. У кого волосы светлее всех? 3. Толя выше Игоря, Игорь выше Коли. Кто
выше всех? 4. Катя быстрее Иры, Ира быстрее Лены. Кто быстрее всех? 5. Саша грустнее Толи, Толя
грустнее Вани. Кто веселее всех? 6. Миша сильнее Олега, Миша слабее Пети. Кто сильнее всех? 7. Заяц
слабее стрекозы. Заяц сильнее медведя. Кто самый слабый? 8. Саша на 10 лет младше Игоря. Игорь на 2
года старше Леши. Кто младше всех? 9. Ира на 3 см ниже Клавы. Клава на 12 см выше, чем Люба. Кто
выше всех? 10. Толик на много легче Сережи. Толик немного тяжелее Валеры. Кто легче всех? 11. Вера
немного темнее, чем Люда. Вера намного светлее Кати. Кто светлее всех?
Методика «Кубики Кооса»
Цель: определить уровень сформированности пространственного (конструктивного) мышления, возможностей
пространственного анализа и синтеза, особенностей внимания, способности ориентироваться в пространстве. Оборудование: кубики Кооса, образцы орнаментов.
Возраст: от 5 лет
Инструкция: перед ребенком раскладывают кубики Кооса, затем предлагают составить несколько орнаментов по
образцам в порядке возрастающей сложности. Сначала испытуемому предлагают сложить орнамент №1 и №2. Если
ребенку не удается это сделать, следует объяснить и сложить при нем нужный орнамент. Дальше они работают
самостоятельно. При появлении затруднений испытуемым предлагают выполнить аналогичную, но облегченную задачу
по образцам с нанесенной сеткой.
Анализ результатов:
При рассмотрении результатов выполнения задания учитывается время, затраченное на складывание
одного орнамента, проводится качественный анализ. Время работы над фигурами №1-№6 по 60 сек., над
фигурами №7-№10 по 120 сек. Если испытуемый складывает орнаменты за более короткое время, то это
свидетельствует о хорошей пространственной ориентации, высоком уровне развития наглядно-образного
мышления.
Дети с нормальным умственным развитием без затруднений складывают орнаменты №1-№8, могут
появиться затруднения при складывании орнаментов №9-№10. Деятельность детей с сохранным
интеллектом характеризуется активной ориентировкой, хорошей восприимчивостью к помощи
экспериментатора, способностью переноса способа действия в аналогичную ситуацию. При этом
значительно сокращается время выполнения аналогичного задания.
Дети с задержкой психического развития испытывают трудности при складывании сложных узоров
(орнаменты №7-№10), но при помощи взрослого (предъявлении макета с нанесенной сеткой) с заданием
справляются.
Дети умственно отсталые выполняют задания пассивно, вяло, им требуется большая помощь со стороны
консультанта. Необходимы повторные инструкции, показы. Перенос способа действия часто оказывается
невозможным (в тех случаях, когда он совершается, требуется длительное время).
за выполнение с первой попытки – 2 балла, со второй – 1 балл.
Стимульный материал Словеснологическое
мышление Методика «Нелепицы»
Оборудование: картинки с изображением нелепых ситуаций.
Цель:оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и
отношениях, которые существуют между объектами этого мира. Определить умение ребенка рассуждать логически и
правильно выражать свою мысль.
Возраст: от 3 лет
Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-
то тебе покажется не таким, не на месте или не правильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не
правильно. Скажи, как на самом деле должно быть».
Анализ результатов:
Дети с нормальным умственным развитием реагируют на такие картинки эмоционально, воспринимают их со смехом и
удивлением. Выражено желание рассмотреть картину полностью, найти и объяснить все нелепости на картине.
Дети с задержкой психического развития эмоциональные реакции выражают не достаточно, хотя инструкцию
понимают и проявляют интерес к работе. Речевое объяснение нелепостей бедное.
Дети умственно отсталые инструкцию понимают, при выполнении задания нуждаются в постоянных побуждениях в
форме вопросов: «А еще что не так?». Заметных эмоциональных реакций нет. Они безучастно смотрят на картинку,
фиксируя наиболее яркие фрагменты. С трудом строят фразу при объяснении нелепостей. Дети с умеренной умственной
отсталостью нелепости картин не воспринимают. Стимульный материал Методика «4-й лишний» (мышление)
Цель: исследование процессов образно - логического мышления, умственные операции анализа и
обобщения.
Возраст: с 4 лет.
Стимульный материал: серия картинок, на которых представлены
разные предметы (3 - из одной серии классификации, 1 - из другой).
Описание методики: ребёнку предлагается серия картинок в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырёх предметов является лишним. Внимательно посмотри на
картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». Время обследования: 3 минуты.
Инструкция обработки:10 баллов (очень высокий уровень развития) - ребёнок решил поставленную
перед ним задачу за время, меньшее чем 1 минуты, назвав лишние предметы на всех картинках и
правильно объяснив, почему они являются лишними.
8- 9 баллов (высокий уровень развития) - ребёнок правильно решил задачу за время от 1 до 1, 5 минуты.
6- 7 баллов (норма) - ребёнок справился с задачей за время от 1, 5 до 2 минуты.
4 - 5 баллов (средний уровень развития) - ребёнок решил задачу за время от 2 до 2, 5 минуты.
2 - 3 балла (низкий) - решил задачу за время от 2, 5 до 3 минут.
0 - 1 балл (очень низкий) - ребёнок за 3 минуты не справился с заданием.
Стимульный материал Методика "Последовательность картинки" Цели: выявление уровня развития логического мышления, способности устанавливать причинно-
следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии
Возраст:3.5 лет
Инструкция: Перед ребенком на столе в произвольном порядке выкладывают пять картинок и предлагают
внимательно их рассмотреть: «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы
по ним можно было составить рассказ».
Оборудование:Последовательные картинки
Критерии оценки
• Ребенок самостоятельно правильно и логично определяет
последовательность картинок и составляет связный рассказ —
2 балла.
• Ребенок ошибается в последовательности, но исправляет
ошибку (сам или с помощью взрослого), или рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности — 1 балл.
• Ребенок нарушает последовательность, не видит ошибок,
или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей
картинок — 0 баллов.
В Протоколе отмечается, правильно ли определена последовательность картинок, фиксируются
интересные речевые высказывания (эпитеты, сравнения), в разделе «Примечания» оцениваются
словарный запас, связность рассказа, грамматическая правильность речи
Стимульный материал Забрамная С.Д. Психологопедагогическая диагностика умственного развития детей: Учебник. 2е издание., перераб.М.1995.112 с.
1.
2. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь,2005.373 с.
Список литературы: 3. Немов Р.С. Психология. Книга 3 – Психодиагностика – 2001.
4. Психологопедагогическая диагностика: учеб.пособие для студ.высш.учеб. заведений /И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская идр.; под ред. И.Ю.
Левченко, С.Д. Забрамной. 4е изд., М. Изд.центр «Академия», 2007. 320 с.
5. Психологопедагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста : метод. пособие с прил.пльбома «Нагляд. материал для обследования детей» Е.А.
Стребелева и др.; под ред. Стребелевой Е.А. – 2е изд, перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2004. – 164 с.
Альбом методик обследования мышления
Альбом методик обследования мышления
Альбом методик обследования мышления
Альбом методик обследования мышления
Альбом методик обследования мышления
Альбом методик обследования мышления
Альбом методик обследования мышления
Альбом методик обследования мышления
Альбом методик обследования мышления
Альбом методик обследования мышления
Альбом методик обследования мышления
Альбом методик обследования мышления
Альбом методик обследования мышления
Альбом методик обследования мышления
Альбом методик обследования мышления
Альбом методик обследования мышления
Альбом методик обследования мышления
Альбом методик обследования мышления
Альбом методик обследования мышления
Альбом методик обследования мышления
Альбом методик обследования мышления
Альбом методик обследования мышления
Альбом методик обследования мышления
Альбом методик обследования мышления
Альбом методик обследования мышления
Альбом методик обследования мышления
Альбом методик обследования мышления
Альбом методик обследования мышления
Альбом методик обследования мышления
Альбом методик обследования мышления
Альбом методик обследования мышления
Альбом методик обследования мышления
Альбом методик обследования мышления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.